Скачать 363.33 Kb.
|
Правительство Российской ФедерацииГосударственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет-Высшая школа экономики»Программа дисциплиныФормирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье для направления 040200.68 – Социология подготовки магистра Авторы: к.э.н. С.В. Захаров, к.э.н. В.И.Сакевич Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании Секция кафедры Демографии ГУ-ВШЭ Председатель _______________ Зав. кафедрой « __ » _______________ 2010 г М.Б.Денисено ________________ « __» ____________________ 2010 г. Утверждено УС Факультета Ученый секретарь «______»_________________2010 Москва 2010 Тематический план учебной дисциплины (Тематический план учебной дисциплины отражает содержание дисциплины (перечень тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с рабочим учебным планом, действующим на момент представления программы) (см. таблицу) Формы контроля: Текущий контроль производится на семинарских занятиях в ходе обсуждения лекционного материала, прочитанной литературы, рекомендованной для каждой темы, в форме ответов на вопросы преподавателя, решения типовых задач. Активность и самостоятельность студентов в ходе дискуссий и выполнении практических заданий на протяжении всего курса фиксируется и выступает в качестве составной части итоговой оценки. Мероприятия по текущему контролю призваны продемонстрировать понимание студентами сути формирования семьи как демографического процесса, роли рождаемости в воспроизводстве населения в конкретно-историческом и сравнительно-международном контексте. По итогам выполнения домашних заданий и тестового контроля студенты должны показать свои знания и умения в области эмпирического анализа данных государственной статистики и выборочных исследований на предмет выявления тенденций формирования и прекращения брачно-партнерских союзов, рождаемости, интегральных характеристик замещения поколений. Кроме того на семинарских занятиях студенты должны продемонстрировать осведомленность о теоретических подходах к формированию социальной политики в области семьи, брака и рождаемости, известных и фактически действующих системах мер государственной семейной политики в России и за рубежом и, а также продемонстрировать знания о возможных подходах к анализу эффективности политики. Промежуточный контроль осуществляется с помощью - выполнения 1 домашнего задания, содержащего типовые задачи из практики базового демографического анализа: расчет традиционных демографических показателей, построение кривых биометрических функций таблиц брачности, разводимости, общих и специальных таблиц рождаемости, проведение элементарного сравнительного анализа полученных оценок; - выполнения 1 контрольной работы для проверки усвоения теоретического материала; - написания эссе/реферата на вольную тему, раскрывающего конкретный вопрос/проблему из самого широкого круга социально-демографических проблем семьи, рождаемости и семейной политики в России и за рубежом, а также посвященного методам их изучения (до 10 страниц, 3-4 тыс. слов). Итоговый контроль проводится на основании устного и письменного тестового экзамена. Итоговая оценка за весь курс рассчитывается на основании следующей формулы: 0,2*(активность на семинарских занятиях) + 0,1* (выполнение домашних занятий) + 0,4 х (оценка за эссе) + 0,3 х (оценка за тестовый экзамен) Базовые учебники
Разделы: Глава 4. Брачность и разводимость. Глава 5. Рождаемость и репродуктивное поведение. Глава 7. Воспроизводство населения. 2. Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М. Демография. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). Разделы: Раздел 5. Анализ рождаемости. Раздел 6. Анализ брачности. Раздел 12. Воспроизводство населения. 3. Демографическая модернизация России: 1900-2000 / Под ред. А.Г.Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. Доступен в электронном виде: http://demoscope.ru/weekly/knigi/modern/modernizacija.html Содержание программы Тема 1. Введение в предмет курса: формирование семьи как демографический процесс. Основные понятия и категории, характеризующие сущность брачно-партнерских отношений и репродуктивного поведения. Брак и семья как социологические и демографические категории. Структура и функции семьи, типологии семей. Жизненный цикл семьи, стадиальный процесс ее существования. Исторически меняющаяся роль брака и рождаемости в воспроизводственном механизме смены поколений. Социокультурные регуляторы процессов вступления в брачно-партнерские отношения и рождаемости в прошлом и настоящем. Основные категории и понятия: исторические типы воспроизводства населения, режим воспроизводства населения, демографические отношения в системе социальных отношений, исторические типы брачности, причины прекращения брака, развод как юридическая и демографическая категория, различные формы семейно-брачных отношений и супружеских союзов, демографический переход как исторический процесс, репродуктивное поведение и его исторические формы, демографические события в рамках жизненного цикла индивида и в рамках жизнедеятельности поколений. Основная литература:
(Глава 4. Брачность и разводимость; Глава 5. Рождаемость и репродуктивное поведение; Глава 7. Воспроизводство населения).
|
Репродуктивное здоровье женщин с онкогематологическими заболеваниями Работа выполнена в фгу «нцаг и п им. В. И. Кулакова Росмедтехнологий» (директор – академик рамн, профессор Сухих Г. Т.) | Репродуктивное здоровье женщин фертильного возраста, работающих с... Работа выполнена в гоу впо «Самарский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному... | ||
Гбоу впо «Казанский Государственный медицинский университет» гбоу... Междисциплинарная научно-практическая конференция Инфекции, передаваемые половым путем и репродуктивное здоровье населения. Современные... | Программа конференции предусматривает ознакомление с докладами по... Международный медицинский форум: «Репродуктивное здоровье: проблемы, пути, решения и достижения»; Х научно-практическая конференция... | ||
Рабочая программа Предмет Технология, модуль: «Домашняя экономика» Состав семьи. Экономические функции семьи. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда... Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек окружающая среда, здоровье; о... | ||
Рабочая программа дисциплины «Рождаемость как демографический процесс» «демографического» взгляда на народонаселение и факторы, определяющие его динамику, привить практические умения по изучению и характеристике... | Российской федерации Целями освоения дисциплины «Основы медицинских знаний» являются формирование высокого уровня знаний в области основ медицинских знаний,... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины – дать целостное, систематизированное представление о семейных отношениях: генезисе, историческом становлении семьи,... | Программа дисциплины «Основы социальной медицины» Целью изучения дисциплины является овладение знаниями о факторах, влияющих на здоровье, способах сохранения и укрепления физического,... | ||
Программа Спартакиады «Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,... | Программа лектория «Здоровье в наследство» Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нем... | ||
Урок конференция Тема: Медицинская география как наука о здоровье человека ... | Урок конференция Тема: Медицинская география как наука о здоровье человека ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи» | Викторина "Здоровье не купишь его разум дарит" Цель: формирование... Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания... |