Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье





Скачать 363.33 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье
страница1/6
Дата публикации10.11.2014
Размер363.33 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6

Правительство Российской Федерации



Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет-

Высшая школа экономики»

Программа дисциплины


Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье


для направления 040200.68 – Социология подготовки магистра

Авторы: к.э.н. С.В. Захаров, к.э.н. В.И.Сакевич
Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании

Секция кафедры Демографии ГУ-ВШЭ

Председатель

_______________ Зав. кафедрой

« __ » _______________ 2010 г М.Б.Денисено ________________

« __» ____________________ 2010 г.

Утверждено УС

Факультета
Ученый секретарь

«______»_________________2010

Москва 2010

Тематический план учебной дисциплины
(Тематический план учебной дисциплины отражает содержание дисциплины (перечень тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с рабочим учебным планом, действующим на момент представления программы)

(см. таблицу)




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

Введение в предмет курса: формирование семьи как демографический процесс.

6

4

0

2

2.

Источники данных о семье, рождаемости, планировании семьи и репродуктивном здоровье.

14

4

0

10

3.

Основные методические подходы в демографическом анализе формирования семьи и рождаемости.

12

2

0

10

4.

Система базовых статистико-демографических показателей для изучения закономерностей формирования семьи.

24

6

4

14

5.

Социологический и культурно-антропологический подходы в изучении закономерностей формирования семьи

20

6

0

14

6.

Дифференциальный анализ тенденций формирования семьи и рождаемости на основе современных методов моделирования процессов.

22

6

2

14

7.

Демографический переход и долговременная эволюция рождаемости, брачности, планирования семьи в России и за рубежом.

26

6

4

16

8.

Опыт изучения факторов рождаемости в отечественной и зарубежной литературе

20

4

2

14

9

Репродуктивное и сексуальное здоровье, репродуктивные права, планирование семьи: основные понятия

4

2

0

2

10

Сознательное регулирование рождаемости

10

4

2

4

11

Плодовитость и бесплодие

6

2

2

2

12

Материнская смертность

6

2

0

4

13

Рискованное сексуальное поведение

8

2

2

4

14

Современная ситуация в области репродуктивного здоровья населения в России и зарубежных странах

12

4

2

6

9.

Теоретические и практические подходы в демографической, семейно-ориентированной государственной политике.

26

6

4

16




Итого:

216

60

24

132


Формы контроля:
Текущий контроль производится на семинарских занятиях в ходе обсуждения лекционного материала, прочитанной литературы, рекомендованной для каждой темы, в форме ответов на вопросы преподавателя, решения типовых задач. Активность и самостоятельность студентов в ходе дискуссий и выполнении практических заданий на протяжении всего курса фиксируется и выступает в качестве составной части итоговой оценки. Мероприятия по текущему контролю призваны продемонстрировать понимание студентами сути формирования семьи как демографического процесса, роли рождаемости в воспроизводстве населения в конкретно-историческом и сравнительно-международном контексте. По итогам выполнения домашних заданий и тестового контроля студенты должны показать свои знания и умения в области эмпирического анализа данных государственной статистики и выборочных исследований на предмет выявления тенденций формирования и прекращения брачно-партнерских союзов, рождаемости, интегральных характеристик замещения поколений. Кроме того на семинарских занятиях студенты должны продемонстрировать осведомленность о теоретических подходах к формированию социальной политики в области семьи, брака и рождаемости, известных и фактически действующих системах мер государственной семейной политики в России и за рубежом и, а также продемонстрировать знания о возможных подходах к анализу эффективности политики.
Промежуточный контроль осуществляется с помощью

- выполнения 1 домашнего задания, содержащего типовые задачи из практики базового демографического анализа: расчет традиционных демографических показателей, построение кривых биометрических функций таблиц брачности, разводимости, общих и специальных таблиц рождаемости, проведение элементарного сравнительного анализа полученных оценок;

- выполнения 1 контрольной работы для проверки усвоения теоретического материала;

- написания эссе/реферата на вольную тему, раскрывающего конкретный вопрос/проблему из самого широкого круга социально-демографических проблем семьи, рождаемости и семейной политики в России и за рубежом, а также посвященного методам их изучения (до 10 страниц, 3-4 тыс. слов).
Итоговый контроль проводится на основании устного и письменного тестового экзамена.
Итоговая оценка за весь курс рассчитывается на основании следующей формулы:

0,2*(активность на семинарских занятиях) + 0,1* (выполнение домашних занятий) + 0,4 х (оценка за эссе) + 0,3 х (оценка за тестовый экзамен)
Базовые учебники


  1. Медков В.М. Демография. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 (имеются и более поздние переиздания). Доступен в электронном виде: http://www.socioline.ru/node/405 или http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=q-000-00---001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4----dtt--0-1l--1-ru-50---20-about-%c4%e5%ec%ee%e3%f0%e0%f4%e8%ff--00031-001-1-0windowsZz-1251-00&a=d&c=01ucheb&cl=search&d=HASH018d513af8cd66689ca8eeb2

Разделы:

Глава 4. Брачность и разводимость.

Глава 5. Рождаемость и репродуктивное поведение.

Глава 7. Воспроизводство населения.
2. Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М. Демография. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).

Разделы:

Раздел 5. Анализ рождаемости.

Раздел 6. Анализ брачности.

Раздел 12. Воспроизводство населения.
3. Демографическая модернизация России: 1900-2000 / Под ред. А.Г.Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. Доступен в электронном виде:

http://demoscope.ru/weekly/knigi/modern/modernizacija.html

Содержание программы
Тема 1. Введение в предмет курса: формирование семьи как демографический процесс. Основные понятия и категории, характеризующие сущность брачно-партнерских отношений и репродуктивного поведения.
Брак и семья как социологические и демографические категории. Структура и функции семьи, типологии семей. Жизненный цикл семьи, стадиальный процесс ее существования.

Исторически меняющаяся роль брака и рождаемости в воспроизводственном механизме смены поколений. Социокультурные регуляторы процессов вступления в брачно-партнерские отношения и рождаемости в прошлом и настоящем.

Основные категории и понятия: исторические типы воспроизводства населения, режим воспроизводства населения, демографические отношения в системе социальных отношений, исторические типы брачности, причины прекращения брака, развод как юридическая и демографическая категория, различные формы семейно-брачных отношений и супружеских союзов, демографический переход как исторический процесс, репродуктивное поведение и его исторические формы, демографические события в рамках жизненного цикла индивида и в рамках жизнедеятельности поколений.
Основная литература:

  1. Медков В.М. Демография. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

(Глава 4. Брачность и разводимость; Глава 5. Рождаемость и репродуктивное поведение; Глава 7. Воспроизводство населения).

  1. Народонаселение: энциклопедический словарь /Ред. Кол.: А.Я.Кваша, Г.Г.Меликьян (глав. ред.) и др. М.: БРЭ, 1994.



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconРепродуктивное здоровье женщин с онкогематологическими заболеваниями
Работа выполнена в фгу «нцаг и п им. В. И. Кулакова Росмедтехнологий» (директор – академик рамн, профессор Сухих Г. Т.)
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconРепродуктивное здоровье женщин фертильного возраста, работающих с...
Работа выполнена в гоу впо «Самарский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному...
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconГбоу впо «Казанский Государственный медицинский университет» гбоу...
Междисциплинарная научно-практическая конференция Инфекции, передаваемые половым путем и репродуктивное здоровье населения. Современные...
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconПрограмма конференции предусматривает ознакомление с докладами по...
Международный медицинский форум: «Репродуктивное здоровье: проблемы, пути, решения и достижения»; Х научно-практическая конференция...
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconРабочая программа Предмет Технология, модуль: «Домашняя экономика»
Состав семьи. Экономические функции семьи. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное...
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда...
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек окружающая среда, здоровье; о...
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconРабочая программа дисциплины «Рождаемость как демографический процесс»
«демографического» взгляда на народонаселение и факторы, определяющие его динамику, привить практические умения по изучению и характеристике...
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconРоссийской федерации
Целями освоения дисциплины «Основы медицинских знаний» являются формирование высокого уровня знаний в области основ медицинских знаний,...
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – дать целостное, систематизированное представление о семейных отношениях: генезисе, историческом становлении семьи,...
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconПрограмма дисциплины «Основы социальной медицины»
Целью изучения дисциплины является овладение знаниями о факторах, влияющих на здоровье, способах сохранения и укрепления физического,...
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconПрограмма Спартакиады
«Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,...
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconПрограмма лектория «Здоровье в наследство»
Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Рассматривая здоровье как жизненный процесс, можно говорить о нем...
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconУрок конференция Тема: Медицинская география как наука о здоровье человека
...
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconУрок конференция Тема: Медицинская география как наука о здоровье человека
...
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи»
Программа дисциплины Формирование семьи, рождаемость и репродуктивное здоровье iconВикторина "Здоровье не купишь его разум дарит" Цель: формирование...
Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск