Скачать 195.74 Kb.
|
г. Йошкар-Олы Программа элективного курса по литературе «Драма как род литературы. Русский драматический театр» (11 класс, 18 часов) г. Йошкар-Ола 2006 г. Автор программы: Рязанова С.Л., учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Гимназия № 4 им. А. С. Пушкина» г.Йошкар-Олы, отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РМЭ. Рецензент: Литвиненко А.А., доцент кафедры литературы ГОУ ВПО «МГПИ им. Н.К.Крупской», кандидат педагогических наук. Научный консультант: Уракова Н.А., методист учебно- методического управления ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский институт образования» Программа обсуждена на заседании учебно-методического управления ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский институт образования» 30 января 2006 года. Пояснительная записка Элективный курс «Драма как род литературы. Русский драматический театр» предназначен для профильного гуманитарного класса. Данная тема в базовых программах рассматривается недостаточно, к тому же изучение этой темы происходит в течение нескольких лет (7-11 классы), что не позволяет школьникам самостоятельно обобщить материал, нужный для поступления в вузы на гуманитарные факультеты и сдачи ЕГЭ по литературе. Данный курс позволит школьникам изучить данную тему на новом, более высоком качественном уровне. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в программах базового и профильного обучения: знакомит с историей русского театра и его развитием начиная с ХVIII века по ХХ век. Расширению кругозора и формированию интереса к истории культуры способствует знакомство с судьбами ведущих актеров, исполнявших главные роли в пьесах русских драматургов (Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, А.П.Чехова, М.Горького, М.Булгакова и др.). Вызовет интерес и история конкретного русского театра, занимающего достойное место в общественной и культурной жизни страны, например: Малого театра, Московского Художественного театра, Александринского театра, театра Мейерхольда. Следует также отметить, что данный курс способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, развивает их коммуникативные возможности, предполагает широкое использование методов активного обучения: работа над рефератами, участие в проектной деятельности, знакомство с текстами пьес в исполнении выдающихся актеров русского театра (для этого используются грамзаписи, DVD, видеокассеты). Кроме того, школьники имеют возможность посетить местный драмтеатр и познакомиться с постановками изучаемых произведений на сцене и игрой местных актеров. К активным методам обучения следует отнести и уроки актерского мастерства, которые может провести как сам учитель, так и актер театра, приглашенный на 2-3 урока. На этих занятиях школьники сами примут участие в постановке некоторых фрагментов драматических произведений. Все это необходимо при работе с одаренными детьми, которые принимают участие в олимпиадах, творческих конкурсах и собираются связать свою дальнейшую жизнь с литературой и искусством. Следует обратить серьезное внимание на уроки актерского мастерства, так как они помогут абсолютно всем учащимся (и тем, кто посещает данный курс только для того, чтобы расширить свой кругозор и получить интересную информацию по данному курсу) правильно, грамотно и красиво говорить, логично выражать свои мысли. Научат их держаться на сцене перед публикой, что является просто необходимым в наше время, когда человек должен быть всесторонне развитой и конкурентоспособной личностью. А это уже немало для успеха в жизни и деятельности каждого человека. Подраздел «Теория литературы и искусства» предполагает знакомство с теоретическими понятиями, без которых невозможен серьезный разговор по данному курсу. Содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знанием базовых курсов (творчество русских драматургов с ХVIII по ХХ вв.), поэтому данный элективный курс следует отнести к курсам, цель (задача) которых – углубление и расширение знаний по предмету, входящему в базисный учебный план школы с углубленным изучением отдельного раздела основного курса. Курс носит интегрированный характер, рассчитан на 18 часов и разделен на темы. Содержание каждой темы курса включает в себя коллективную, индивидуальную и проектную деятельность школьников, а также обеспечивает контроль знаний учащихся. Примечание. Готовятся программы следующих двух курсов: «Лирика как род литературы», «Эпос как род литературы». Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным проведение вводного занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, а самое главное – с формами и видами работы. Также целесообразно обсудить темы самостоятельных и коллективных работ (в том числе и проектной деятельности), выступлений на семинарах, формы представления материала и критериях их оценивания. Активные методы обучения предполагают предварительную подготовку методического и технического обеспечения курса, а также информированность о репертуаре местного драмтеатра. Особая задача: договориться с работниками театра (или родителями) о проведении уроков актерского мастерства. Техническое обеспечение курса. Компьютер, мультимедиа проектор, электронные слайд-программы иллюстраций по темам; MP-3 аудиокнига - DVD диски из серии «Библиотека школьника», содержащие фрагменты драматических произведений в исполнении актеров театра; мультимедийные диски «Хрестоматия по русской литературе» - (22 000 страниц полных текстов всех произведений по школьной программе с 5 по 11 класс, включая биографии и портреты писателей); видеокассеты с записями спектаклей русских драматургов и др. Учебно-тематический план.
На вводном занятии учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, а самое главное – с формами и видами работы. Обсуждаются темы самостоятельных и коллективных работ (в том числе и проектной деятельности), выступлений на семинарах, формы представления материала и критерии их оценивания. 2. Содержание занятия: «Драма как род литературы и ее жанровое своеобразие» (Тема 1) 2 часа. I. На лекции учащиеся получают основные знания по данному вопросу, знакомятся с теоретическим материалом: работают над понятиями: трагедия, комедия, драма, водевиль, фарс, мелодрама. Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме. II. На семинарском занятии учащиеся рассматривают конкретные жанры данного вида литературы. Защита проектов: «Трагедия», Комедия», «Драма». Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, подготовленная учащимися, видеозаписи фрагментов спектаклей. Литература:
3. Содержание занятия: «Русская драма и театр. История русского театра и его место в общественной и культурной жизни страны» Тема 2 ( 2 часа) I. На лекции учащиеся получают основные знания по данному вопросу, знакомятся с теоретическим материалом; работают над понятиями: классицизм, романтизм, модернизм, трагическое, комическое. II. На семинарском занятии учащиеся защищают проекты:
Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, подготовленная учащимися, видеозаписи фрагментов спектаклей. Литература: История русского драматического театра. В 7 томах. – М., 1977 4. Содержание занятия: «Русский театр эпохи классицизма, его особенности». Деятельность Д.И.Фонвизина и его комедии «Бригадир», «Недоросль» на русской сцене. Актеры, исполнявшие главные роли в спектаклях. Тема 3 (2 часа) I. На лекции учащиеся знакомятся с историей театра ХVIII века и новым художественным направлением – классицизмом, с творчеством первого драматурга, разработавшего каноны русской классицистической трагедии, Александра Петровича Сумарокова. (Трагедии «Хореев», «Гамлет», Дмитрий самозванец»). С творческим опытом М. Ломоносова, М. Хераскова, И.Я.Княжина, с деятельностью Д.И.Фонвизина. Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме.
Техническое обеспечение лекции: видеомагнитофон, проектор, видеозаписи фрагментов спектаклей. Литература:
«Русский театр и русская драма первой половины ХIХ века». Борьба классицизма и реализма. А.С.Грибоедов и его комедия «Горе от ума». Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Тема 4 (1 час) I. На лекции учащиеся повторяют материал, изученный ранее на уроках литературы, и знакомятся с новым. Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, видеозаписи фрагментов спектаклей. Литература:
«Деятельность А.Н.Островского и создание русского национального театра. Малый театр – Дом Островского. Драмы Островского «Гроза» и «Бесприданница». Ведущие актеры». Тема 5 (2 часа) I. На занятии учащиеся повторяют материал, изученный ранее на уроках литературы, и знакомятся с новым. Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме. II. Практическом занятии учащиеся знакомятся с видеозаписями спектаклей в исполнении мастеров сцены, самостоятельно разыгрывают сцены из драмы «Гроза», «Бесприданница». Техническое обеспечение лекции: видеомагнитофон, проектор, видеозаписи фрагментов спектаклей. Литература:
«Реалистическое направление в русском театре. Конец ХIХ – начало ХХ вв.» Тема 6 (2 часа) I. На семинарском занятии учащиеся защищают проекты:
Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, подготовленная учащимися, видеозаписи фрагментов спектаклей. Литература:
«Театр В.Э. Мейерхольда – театр новой драмы». Тема 7 (2 часа) I. На лекции учащиеся получают основные знания по данному вопросу, знакомятся с теоретическим материалом: работают над понятиями: символ, сатира, ирония, юмор, сарказм. II. На практическом занятии учащиеся защищают проекты:
Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, подготовленная учащимися. Литература:
«Развитие драмы в 50-70-е годы. Театр Е.Вахтангова и Г.Товстоногова». Тема 8 (1 час) I. На занятии учащиеся получают основные знания по данному вопросу, знакомятся с теоретическим: новый герой. Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, подготовленная учащимися. Литература:
«Современный театр, его особенности» Тема 9 (1 час) I. На семинарском занятии учащиеся выступают с рефератами: «В.Розов «В добрый час», «В поисках радости», «А.Арбузов «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», Л.Зорин «Варшавская мелодия», А.Володин «Старшая сестра», «Утиная охота». Техническое обеспечение лекции: компьютер, мультимедиа проектор, электронная слайд-программа иллюстраций по данной теме, подготовленная учащимися, видеозаписи спектаклей. Литература:
«Русский театр ХХI века. Традиции и новаторство» Тема 10 (1 час) На последнем занятии учащиеся выступают с рефератом. Подводятся итоги, происходит обмен мнениями. Предполагается посещение местного драматического театра. Литература:
Предполагаемые результаты Результаты должны быть положительными, так как данный курс был уже апробирован, хотя и не в полном объеме, в 2002-2003, 2003-2004 и 2004-2005 учебных годах и дал хорошие результаты. Итоги ЕГЭ по литературе: 2002-2003 уч.год - ср.балл 4,8 2003-2004 уч.год - ср.балл 4,6 2004-2005 уч.год - ср.балл 5,0 Средний балл ЕГЭ по литературе за 2002-2005 гг. - 78,8. Выпускники гимназии № 4 им. А. С. Пушкина успешно написали сочинение, поступая на гуманитарные факультеты различных вузов страны и в медицинские вузы, где требуется хорошая подготовка по литературе. Темы проектных работ и рефератов:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок: «Н. В. Гоголь о себе, о театре. Драматический род художественной литературы. Комедия «ревизор» | 24 декабря учащиеся нашей школы посетили Драматический театр г. Иваново,... Драматический театр г. Иваново, где посмотрели музыкальную сказку "Необыкновенная тайна". Там же была организованна встреча с Дедом... | ||
Программа элективного курса по русскому языку и литературе Изучение литературы очень трудоемкая и ответственная часть подготовки к семинарскому занятию, написанию курсовой работы, эссе, доклада... | Программы туров в астрахань. «Астрахань жемчужина Нижнего Поволжья». 1 день Астрахани с нового моста оперный театр рыбный рынок (по желанию) – наружный осмотр Благовещенского монастыря Армянский садик – торговые... | ||
Краткая характеристика Литературный род одна из трех групп литературных произведений эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков | Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» На программу элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» для учащихся 8-9 классов, разработанную учителем биологии и химии высшей... | ||
Программа элективного курса «Энергия будущего» Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих... | Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | ||
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им... «Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить... | Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование.... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно,... | ||
Что такое лирика как род литературы? В чем особенность лицейской лирики А. С. Пушкина? Какие темы преобладают в этот период? | Тема: Опера самый значительный жанр вокальной музыки Как в литературе существуют крупные произведения: повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры: оратория, опера,... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... |