Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке»





Скачать 271.93 Kb.
НазваниеРеферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке»
страница1/3
Дата публикации11.12.2014
Размер271.93 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ

(Технический университет)

Кафедра Культурологии
Реферат по культурологии

на тему:
«Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке»

Работу выполнила студентка

группы С-44

Федотова Ольга Александровна

Научный руководитель

Сапрыкин Владимир Алексадрович
Москва 2011 год

Содержание:

  1. Введение

  2. Из истории театра в России

  3. Малый театр

  4. Московский Художественный театр

  5. Театр в Советскую эпоху

  6. Основные театральные эстетики

  7. Заключение


Введение

«Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг... Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещёние - вот три условия народного театр», Ромен Роллан

Театр зеркало, увеличительное стекло, в котором отражаются события и человек. Лучшие театральные произведения всегда актуальны и не сходят с театральных подмостков много десятилетий подряд.

Находясь в зрительном зале, мы становимся как бы соучастниками действия, происходящего на сцене, оно «берет нас за душу», заставляет сердце учащенно биться, мы переживаем за героев, сочувствуем, переосмысливаем увиденное, сопоставив со своим жизненным опытом, получаем истинное эстетическое удовольствие.

«Театр искусственно вводит в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта». Ф. Шиллер

Преодолевая границы времени, расстояний, языковые барьеры театр удивляет нас новыми открытиями, поражает новым прочтением известных классических произведений, находя и выделяя в них, именно то, что удивительно актуально звучит именно сегодня.

Немецкий поэт, философ, драматург Ф. Шиллер, определяя роль театра в жизни людей, писал:

«Театр наказывает тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон».

«Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность».

«Театр развертывает перед нами панораму человеческих страданий».

И не смотря на то, что прошло уже более двухсот лет, эти слова не потеряли актуальности. И сегодня, на взгляд автора данной работы, основные функции театра:

  • воспитание «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».

  • просвещение

  • духовное обогащение людей

  • возможность получить эстетическое удовольствие

Может показаться, что последний пункт здесь лишний. Но традиционно театры располагались в зданиях с красивой, интересной архитектурой. Зал и фойе украшают хрустальные люстры, изогнутые лестницы, скульптуры, зеркала. Уже подходя к театру, мы любуемся его красотой, а, попадая в зал, начинаем восторгаться красотой игры актеров, талантом драматурга и режиссера.

«Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас». Ф. Шиллер. И это, возможно еще одна причина, побуждающая людей посещать театры. У зрителей появляется возможность посмотреть на себя, как будто, со стороны, а, следовательно, заметить то, чего раньше не видел, а значит понять себя, и хоть чуть-чуть приблизиться к пониманию других.

Из истории театра в России

В 1756 году, после указа императрицы Елизаветы Петровны, последовало учреждение российского театра в Санкт-Петербурге, а вскоре при Московском университете был открыт театр, актёрами которого стали его студенты. В 1759 году в Москве был создан русский публичный театр, отданный в ведение Московского университета, под управление директора университета, поэта и драматурга М.М.Хераскова. Театр просуществовал недолго, но на его основе впоследствии была сформирована первая постоянная труппа в Москве.

Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке.
Театр, в том смысле, как мы понимаем сейчас, появился в XVII веке.

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. 17 октября 1672 года состоялась премьера пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири). Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами также были иностранцы. Позже в принудительном порядке стали привлекать и обучать русских.Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались танцами и игрой на музыкальных инструментах. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт. А возобновились представления только при Петре I.
Кроме придворного, в XVII России в веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и учащиеся ставили исторические трагедии, аллегорические драмы, сатирические бытовые сценки, в которых, порой, звучал протест против общественного строя. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.
Однако, школьный театр был, по своему содержанию религиозным, и сложным для восприятия зрителем. Петр же стремился организовать светский театр, доступный городским жителям.
Театр царя Алексея Михайловича преследовал политические цели, но ориентировался на ограниченный круг придворных, в то время как петровский театр должен был вести политическую пропаганду в широких слоях городского населения. Впервые театр функционирует как общедоступный.

В эту пору начинают появляться также пьесы городского драматического театра, широко развивавшегося во второй четверти 18 века. Складывается ранняя русская драматургия, появляются первые профессиональные антрепренеры, актерство становится профессией, а на сцене появляются первые актрисы.
По велению Петра I в 1702 году был создан публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре театра были иностранные пьесы, которые не имели успеха у публики, и театр прекратил свое существование в 1706 году. Петру не удалось создать постоянного публичного театра, но именно в петровскую эпоху закладывается прочный фундамент для дальнейшего развития русского театра.
Новую страницу в истории сценического искусства открыли крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты.
В XVIII веке театр в России приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица отдавала предпочтение тем комедиям « в которых актёры в конце действия непременно колотили друг друга».

В дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; Дмитрий Шепелев, Воронцовы, Апраксины, Брюсов, сыновья Бирона, Ермаков, Струговщиков и другие. По приглашению Екатерины II в 1776 г. прибыл в Россию итальянский композитор Джованни Паизиелло, и был назначен придворным композитором.

Продолжалась и приветствовалась деятельность иностранных гастролеров, многие из которых оставались в России навсегда и становились подданными Российской империи. Многие труппы иностранных комедиантов, поначалу приезжая в Россию как частные антрепризы, приглашались затем «на казну» — то есть становились придворными, существующими за казенный (царский/императорский) счет.

Итальянский музыкант Катерино Кавос, приехавший в Россию с труппой под руководством антрепренера Антонио Казасси, вскоре вошедшей в состав императорских театров, стал, по сути, родоначальником русской оперы. Ему принадлежит авторство первых оперных произведений, основанных на русской истории. Именно Катерино Кавос первым сочинил оперу о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина.

А через несколько лет появилась одноименная опера Глинки и Катерино Кавос принял новое талантливое произведение молодого композитора, открыв ему дорогу, а также стал её первым дирижером. Обе оперы, не мешая друг другу, ставились на одной сцене.

Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра (ныне Александринский театр). Впоследствии в состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли камерная и бальная музыка, балет, итальянская опера, французская и немецкая труппы. Совместно с иностранными труппами стали выступать русские артисты. Так, с 1751 года в Зимнем дворце в составе Петербургской придворной итальянской труппы выступала Елизавета Белоградская, считающаяся первой профессиональной певицей России.

А в Ярославле организовался первый русский профессиональный театр Фёдора Волкова, отметивший в 2010 году свое 260-летие.



В Москве русское сценическое искусство началось в 1756 году с открытия театра при Московском университете, который возглавил М. М. Херасков. Но труппа не могла быть постоянной — закончившие учебу студенты одновременно заканчивали и актерскую деятельность на университетской сцене. В 1757 году в Петербурге открылась итальянская опера известного антрепренера Локателли, в 1759 году он же открыл театр в Москве, который просуществовал недолго — до 1762 г.

Первой в истории русской драматургии социально-политической комедией стала пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», где автор откровенно насмехался над своими персонажами, типичными представителями разных социальных слоев 18 столетия в России: государственными чинами, дворянами, барами-крепостниками, самозваными модными учителями. Первая постановка комедии прошла в Петербурге в театре на Царицыном лугу 24 сентября 1782 года, а в Москве — 14 мая 1783 года в Большом Петровском театре Медокса.

Первым русским театральным историографом стал Пимен Николаевич Арапов, подготовивший к изданию энциклопедическую «Летопись русского театра», куда вошла вся история русского театра от 1673 до 26 ноября 1825 года. В России появилась театральная и музыкальная критика (один из ярчайших представителей ее — Владимир Васильевич Стасов). В Санкт-Петербурге в 1808 году начинает выходить первый русский театральный журнал на русском языке — «Драматический вестник. Второй русский театральный журнал назывался «Журнал драматический» и выпускался в Москве с 1811 г.

На театральной сцене, наряду с произведениями классической европейской драмы, занимали свое место отечественные произведения. Серьезные драмы выдающихся русских литераторов Пушкина, Лермонтова, Гоголя становились в один ряд с произведениями европейский драматургов.

Солдатские театры

Существовали также и солдатские театры в XVIII веке. Они располагались в крупных гарнизонах. Спектакли ставились для офицеров, по указанию начальства. Репертуар, как правило, был традиционным, народным. (Самые распространённые комедии «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Лодка».) Спектакли солдатских театров посещали нижние воинские чины, мещане, небогатые купцы, разночинцы, крестьяне.


В начале XIX века, в 1803 году при Александре I в императорских театрах впервые произошло разделение на драматическую и музыкальную труппы, музыкальная в свою очередь разделилась на оперную и балетную. Идея такого разделения принадлежала Катерино Кавосу, который сам же возглавил оперу в Санкт-Петербурге. В Москве, хотя такое разделение официально произошло, музыкальная и драматическая части еще долго были объединены единой сценой - до самого открытия в 1824 году новой драматической сцены, со временем получившей название Малого театра.

Малый и Большой московские театры получили свои названия не сразу, поначалу их так называли исключительно по сравнительным характеристикам, лишь со временем они обрели официальный статус. Однако, несмотря на разделение трупп, обе сцены еще долго были фактически неразрывны из-за общего руководства, администрации, общей костюмерной и иных необходимых театральных атрибутов.

Малый театр
Малый театр - старейший театр России. Его называли «вторым Университетом», благодаря тому влиянию, которое он оказывал на русскую культуру, умы, настроения в обществе.
О первом спектакле в Малом театре газета «Московские ведомости» поместила объявление: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...»
Знаменитый писатель И.А.Гончаров, обращаясь к АН.Островскому, писал: «Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
Сегодня Островский и Малый театр - имена, друг от друга неотделимые. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.

Здание Московского Малого театра
Еще при жизни А.С.Пушкина Малый создал сценические версии трех произведений поэта: «Руслана и Людмилы» (1825 г.), «Бахчисарайского фонтана» (1827 г.) и «Цыган» (1832 г.).

Важным событием в жизни Малого стала постановка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». В 1830 году цензура разрешила к представлению лишь отдельные сцены из пьесы, а в 1831 году театральная Москва впервые увидела все четыре акта бессмертного произведения. В спектакле принимали участие два великих мастера московской сцены — Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого. Не менее важным этапом в творческой жизни Малого театра явились постановки таких пьес Н.В.Гоголя, как «Ревизор» и «Мертвые души». впоследствии поставил «Женитьбу» и «Игроков».

И.С.Тургенев специально для Малого создал пьесы «Холостяк» и «Нахлебник». Именно здесь, по желанию П.И.Чайковского, состоялась премьера оперы «Евгений Онегин».

В предреволюционные годы появились МХТ Станиславского и Немировича-Данченко, Камерный театр Таирова, в 1901 году в Москве открылся «Новый театр» под руководством Л. Б. Яворской, просуществовавший несколько лет; в Петербурге работал Евреинов — все они представляли новые театральные явления, не вписывающиеся в ставшие тесными рамки императорских театров.

Московский Художественный театр


Свою историю театр отсчитывает от встречи своих основателей: сына одного из наиболее влиятельных московских купцов Константина Сергеевича Алексеева(псевдоним Станиславский) и драматурга и театрального критика Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. После долгого разговора решено было организовать новый театр, который преодолеет штампы и рутину российской сцены того времени. Само название - Художественный Общедоступный театр - уже содержало программу. «Художественный» как гарантия высокого уровня искусства. «Общедоступный» - обращённый не только к избранным, а ко всем. И хотя, в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
Основным составом труппы стали воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.

В репертуаре театра преобладала драматургия А. П. Чехова. Премьера «Чайки» состоялась на сцене Художественного театра 17 декабря 1898 г. Спектакль стал триумфом и прорывом в новый театральный век. Именно чеховская драматургия позволила Станиславскому создать собственный, ни на кого не похожий стиль, именно на пьесах Чехова режиссёр разрабатывал метод актёрской игры. Что привело впоследствии к созданию его знаменитой системы.

Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. 

С 1912 при МХТ для подготовки актёров стали создаваться студии.

Театр приступил к созданию современного репертуара: «Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925 «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова.



Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Школа злословия» Р. Шеридана (1940), «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940),

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет — «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но в 60-х гг. театр находился в кризисе. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. 

Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, в театре не было общей творческой программы.

Разлад в театре привёл к конфликту. И в 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы:

Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова, под художественным руководством Ефремова с 1989

 Московский Художественный академический театр имени М. Горького, под руководством Т.В. Дорониной.

В 2001 году была открыта третья — Новая — сцена театра, предназначенная специально для экспериментальных постановок.

В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из названия слово Академический.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconРеферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский...
Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле...
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconРеферат по предмету “Русский язык и культура речи” Тема: Влияние...
Именно в языке полнейшим образом… запечатлеваются все этапы истории …народа от отдаленнейших времен… богатое прошлое народа, интенсивное...
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconРеферат по дисциплине: «Татарская литература» на тему: «Театр как...
Почти столетний путь театра, по существу, является сконцентрированным отображением всей татарской театральной культуры. За эти годы...
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconРеферат по дисциплине: «Английский язык» на тему: «Сравнение норм...
Правила вежливости каждого народа — это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И в какой...
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconНазвание проекта
«Мы обязаны знать, — пишет доктор филологических наук, профессор В. Ю. Троицкий, — одухотворенный русский язык — душа России, ее...
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconРеферат по «Культурологии» на тему: Буддизм
История развития. Разделение на Большую и Малую колесницы стр
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconДоклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция...
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconПояснительная записка: Освоение курса «Основы культурологии»
Ответственный редактор: Вагинова, Л. С, доктор культурологии профессор зав кафедрой культурологии мгпу
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconРеферат по мхк на тему “ Художественная
Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconКонкурсный материал
«Формирование общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей учащихся»
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconРеферат по культурологии на тему Культура первобытного общества
Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4—3 тысячелетий до н э., в Европе — в 1 тысячелетии до н э., в Америке—в 1 тысячелетии...
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconРеферат по культурологии на тему: «Буддизм»
Брахманистская религиозно-философская традиция при известном разнообразии школ утвердила ведийское Слово в качестве высшего гносеологического...
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconРеферат Студенки 1 курса факультета драматического искусства Вероники...
...
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconРеферат Тема: «Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа»
Автор: ученица 9 «Б» класса моу оош №3 г. Камешково Владимирской области Иванова Серафима
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconКонспект урока истории на тему «Город Рим во II веке нашей эры»
Цель урока: формирование представления о внешнем облике и достопримечательностях города Рима во II веке нашей эры
Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им национальных ценностей народа в ХХ веке» iconРеферат по культурологии на тему: «Древний Египет. В тени пирамид»
Так, например, один астроном из Шотландии узрел в размерах пирамиды Хе­опса не только закодированные в них расстояние от зем­ли до...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск