Скачать 387.22 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Филологический факультет О.С. СухихТрадиции Ф.М. Достоевского в русской литературе ХХ века Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для магистрантов ННГУ, обучающихся по специальности 032700.68 «Филология» Нижний Новгород 2014 УДК 82.09 ББК Ш5(2=Р)6 С-91 С-91 Сухих О.С. Традиции Ф.М. Достоевского в русской литературе ХХ века: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 30 с. Рецензент: д.ф.н., доцент В.Г. Новикова Методическое пособие ориентировано на магистрантов, обучающихся по курсу «Традиции Ф.М. Достоевского в русской литературе ХХ века» и содержит тематический план курса с содержанием разделов, а также задания для самостоятельной работы и темы рефератов. Выполнение предложенных заданий способствует не только углубленному освоению соответствующих разделов, но и закреплению знаний в области истории русской литературы. Разработка может быть использована как для аудиторной, так и для самостоятельной работы обучающихся. Методическое пособие предназначена для магистрантов, обучающихся по специальности 032700.68 «Филология». Ответственный за выпуск: председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ, к.ф.н., доцент И.В. Кузьмин УДК 82.09 ББК Ш5(2=Р)6 © Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2014 © С-91 Оглавление Цель освоения дисциплины ………………………………………………. 4 Структура и содержание дисциплины …………………………………….5 Темы рефератов ……………………………………………………………16 Вопросы для контрольных работ …………………………………………17 Образцы тестов …………………………………………………………….18 Ключи к тестам …………………………………………………………….19 Вопросы для итогового контроля ………………………………………...20 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины….21 Цель освоения дисциплины Методическое пособие «Традиции Ф.М. Достоевского в русской литературе ХХ века» ориентировано на студентов высших учебных заведений, изучавших ранее дисциплины: «История русской литературы Х1Х в.», «История русской литературы «ХХ века», «Теория литературы». Предлагаемый курс имеет аналитический характер. В нем определяются закономерности литературной преемственности, взаимосвязи и художественные параллели в произведениях русских писателей ХХ века и творчестве Достоевского. Целью преподавания дисциплины «Традиции Ф.М. Достоевского в русской литературе ХХ века» является систематизация знаний о традициях и преемственности, типах литературных взаимосвязей, о роли творчества Достоевского в отечественном литературном процессе, о специфике творческих взаимоотношений писателей, а также анализ наиболее значительных произведений, в которых просматриваются традиции творчества Достоевского. Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:
Структура и содержание дисциплины «Традиции Ф.М. Достоевского в русской литературе ХХ века» Раздел 1. Проблема преемственности в литературе. Вопрос о возможности прогресса в развитии литературы. Понятие о литературной преемственности. Точки зрения исследователей на её основные закономерности: возможна ли преемственность от одной национальной литературы к другой и чем определяется её направленность; какие элементы чужой культуры заимствуются (сходные с родной культурой или же отличные от неё). Преемственность в сфере проблематики и поэтики произведения. Генетические и типологические сходства в проблематике и поэтике произведений разных авторов. Теории буквализма и абстрактных аналогий. Творческие взаимосвязи осознанные и неосознанные, прямые и опосредованные, в форме спора или творческого диалога. Раздел 2. Философско-этическая проблематика и основные черты поэтики романов Ф.М. Достоевского. 2.1. Роман «Преступление и наказание». Философско-этическая суть теории Раскольникова. Жанр «идеологического романа». Жанр «полифонического романа». Принцип двойничества. Способы выявления авторского отношения к герою. 2.2. Роман «Идиот». Проблема красоты как очистительной силы. Мотивировки характера князя Мышкина. Судьба «положительно прекрасного человека». Проблема вины и прощения. Функции исповеди Ипполита. Функции второстепенных персонажей. 2.3. Роман «Бесы». Тема политического переворота и террора. Теория Шигалёва: проблема цели и средств. Образ П. Верховенского как «лжеинквизитора». Убеждения П. Верховенского и «Катехизис революционера» С. Нечаева. Авторская позиция в романе. 2.4. Роман «Братья Карамазовы». Противоречивость образов Дмитрия и Ивана. Образы Алёши и Зосимы. Проблема преступления нравственного и уголовного. Роль сцен суда в романе. Философская проблематика главы «Бунт», её роль в создании образов Ивана и Алёши Карамазовых. «Легенда о великом инквизиторе» как квинтэссенция философской проблематики творчества Достоевского. Задание для самостоятельной работы: Проблематика и поэтика романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы:
Литература:
Раздел 3. Ф.М. Достоевский и М. Горький. Горьковское отношение к Достоевскому как к личности и как к писателю. Проблема «утешительной лжи» в творчестве М. Горького и Ф.М. Достоевского. Проблема морального оправдания убийства в творчестве Ф.М. Достоевского и в романе М. Горького «Мать». Тема христианства в романе. Противоречие натуры и идеи в душах героев. Публицистика М. Горького 20-30-х гг. ХХ в. как отражение различных сторон идеи великого инквизитора. Васса Железнова как воплощение «инквизиторства». Образ Марины Зотовой в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» как художественное переосмысление идеи великого инквизитора. Крах «инквизиторской» идеи в художественных произведениях М. Горького 30-х гг. Задание для самостоятельной работы: Переосмысление философских идей Ф.М. Достоевского в произведениях М. Горького:
Литература:
Раздел 4. Традиции Достоевского в литературе 20-х гг. ХХ в. 4.1. Художественное переосмысление проблематики творчества Достоевского в романе Е. Замятина «Мы». Благодетель и великий инквизитор. Проблема счастья и свободы. Антиутопическая составляющая романа Е. Замятина «Мы» и пьесы В. Маяковского «Клоп». Рационалистическая картина жизни общества. Тоталитарное государство идеология великого инквизитора. 4.2. Образ чекиста 20-х гг. в повестях В. Зазубрина и А. Тарасова-Родионова. Проблема цели и средств в деятельности сотрудников ЧК 20-х гг. Образ Срубова в повести В. Зазубрина «Щепка» как воплощение трагического противоречия между гуманной целью и антигуманными средствами. Конфликт натуры и идеи героя. Сумасшествие героя как итог непреодолённого противоречия. Образ Зудина в повести А. Тарасова-Родионова «Шоколад» как воплощение «инквизиторского» самопожертвования и моральных страданий, вызванных вынужденным антигуманизмом. Задание для самостоятельной работы: Традиции Достоевского в романе Е. Замятина “Мы”:
Литература:
|
Программа дисциплины дпд. В. 00 Дисциплины по выбору Проблемы поэтики романов Ф. М. Достоевского. Рецепция творчества Ф. М. Достоевского в западноевропейской литературе XX века | Семинар по современной журналистике Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | ||
Тема «Условия плавания тел» (14 урок по теме) Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | Урок математики в 5В классе моу «сош №124» Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | ||
Темы рефератов «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе... Традиции мировой и русской драматургии в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» («Недоросль Д. Фонвизина, «Гамлет» У. Шекспира, «Мизантроп»... | Тематическое планирование по русской литературе в 10 классе Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века | ||
Тема: База данных Учащиеся должны знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века; пути становления реализма в русской и мировой... | Предлагаемые темы докладов для подготовки к семинарским занятиям «Маленький» человек в русской литературе ( по произведениям Н. Гоголя, Ф. Достоевского, А. Чехова) | ||
Календарно-тематическое планирование по литературе, 9 класс России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и... | Тематическое планирование № Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика... Учащиеся должны знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века; пути становления реализма в русской и мировой... | ||
Реферат по литературе роль сновидения в произведениях Ф. М. Достоевского Изучение богатейшего материала литературных снов с точки зрения философии, эстетики, культурологи, психоанализа – это проблемы до... | Тематическое планирование по литературе 10 класс Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление... | ||
И. А. Бунин принадлежал к тем реалистам рубежа веков, которым была... России, хотя он развивал литературные традиции в новых исторических условиях разрушительных процессов XX века. «Высшие вопросы»,... | Урока Тема урока Кол-во часов Введение. Русская литература xxвека. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века | ||
Концептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого... Концептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в англоязычной лингвокультуре | В русской литературе Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Библейские сюжеты в русской литературе» для студентов заочной формы обучения по специальности... |