Скачать 164.11 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Сольцы»
Программа «Художественное слово» (адаптированная) Возраст обучающихся 12 – 14 лет Срок реализации программы 2 года Педагог дополнительного образования Шмелёва Н.Н. Сольцы 2007г. Пояснительная записка. В настоящее время все более актуальной становится проблема интеллектуального воспитания учащихся как потенциального фонда образованных людей современного российского общества. Поэтому возникает необходимость целенаправленного создания условий для развития и реализации интеллектуальной творческой личности, которая включает в себя много аспектов эмоционального и эстетического воздействия. Методист Н.Я. Мещерякова пишет: «Приобретение школьниками специальных знаний по литературе ещё не обеспечивает их нравственной воспитанности». Здесь обращается внимание на то, что воздействие на культуру чувств учащихся одни уроки литературы и русского языка осуществить не могут. Поэтому необходимо большая дополнительная работа через кружки и секции. В школе по вопросу интеллектуального творческого развития школьников существует много программ и методической литературы. Помимо традиционной программы по развитию речи существует авторская программа Т.М. Пахновой «Слово в тексте», программа факультативного курса «Теория и практика сочинений разных жанров» под редакцией Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой, курс русской словесности Горшкова, Риторика, Н.Н. Кохтева, «Выразительное чтение и рассказывание» под редакцией Маранцмана Р.Г. Эти программы частично реализуются на уроках и имеют положительный результат: ребята успешно овладевают основами развития и культуры речи, успешно пишут экзаменационные рефераты по литературе, занимают призовые места в районных конкурсах сочинений, пишут свои небольшие творческие работы. Проблема заключается в несоответствии между приобретенными учащимися теоретическими знаниями и их практическим опытом, возможностью для способных и одаренных детей реализовать свой потенциал. А система дополнительного образования является той структурой, которая направляет свою деятельность на развитие творческих талантливых школьников. Программа предназначена для работы с такими детьми. Её основой является идея последовательного саморазвития в ученике способностей к творческому мышлению при наличии определённых условий, способствующих этому развитию. Новизна программы заключается в интеграции нескольких программ: основ программы по выразительному чтению с отдельными элементами программ развития речи т основами журналистского дела. Цель программы: дать учащимся представление широкой целостности языка средствами науки и искусства на основе углублённой дифференциации познания. Эта цель решает следующие задачи: - развитие у учащихся мысленных речевых навыков: критически мыслить, вникать в суть понятий, составляющих предмет рассуждений; - умение воссоздавать текст по схеме «чувствовать – понимать – воссоздавать»; - овладение орфоэпическими, морфологическими и синтаксическими нормами; - умение создавать стилистически грамотные произведения разных жанров (школьная стенгазета, публичное выступление, литературный монтаж, исследовательская работа). Программа по своей структуре включает в себя три блока. Первый блок – искусство выразительного чтение поэтического и прозаического произведения. Искусное чтение – одно из средств развития эстетической потребности, являющейся источником активности человека; оно учит ценить художественные произведения, развивает любовь к прекрасному, обогащает эмоциональную сферу и является, таким образом, одним из действенных средств формирования личности. Помимо выразительного чтения важно учить детей овладеванию различного вида рассказа (воспоминание, размышление, импровизация по личным впечатлениям, рассказ от имени автора и от лица литературного героя и другие). Второй блок – развитие речи учащихся, культура их речи. Это важно, что ребята не только читают, понимают слово писателя или поэта, но и создают свои произведения. Для этого необходимо овладеть орфоэпическими, морфологическими и синтаксическими нормами речи, правильно и грамотно оформлять свои мысли, учитывать стилистические и речевые особенности создаваемого текста. Третий блок – Практическая направленность, создание не только отдельных текстов разного жанра и стиля, но и оформление их в школьной стенгазете, умение выйти на разговор с публикой. Результатом работы будет следующее:
В основу программы положены принципы:
Программа первого этапа
Программа второго этапа
Программа третьего этапа
Используемая литература: Б.А. Буяльский «Искусство выразительного чтения», М. «Просвещение»1989г. Н.Н. Кохтев «Риторика», М. «Просвещение» 1996г. Г.В. Артоболевский «Художественное чтение», М. «Просвещение» 1980 г. «Развивайте дар речи». Составитель Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. М. «Просвещение», 1977г. |
Учебника- о. В. Кубасова по теме: В. Осеева «Волшебное слово» Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хором, по слогам читаем 1 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем 2 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приёмы: показ, подсказ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, вводная беседа | План-конспект урока обобщающий урок по теме: «Царство Грибы» Обеспечивает заинтересованность учащихся через художественное слово, гуманные отношения между учителем и учеником | ||
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание Тема Приемы: показ способов действия, моделирование, художественное слово, сюрпризный момент | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» «Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство») | Тема урока: Воспитание вежливости по В. Осеевой «Волшебное слово». Цель урока Цель урока: формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне | ||
Образовательная область «Художественное творчество» Содержание образовательной... Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать эмоциональное восприятие через художественное слово, театрализацию, музыку, изодеятельность. Развивать у детей сочувствие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя | Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество» Программа курса Художественное творчество разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование)... | ||
Пояснительная записка История музыки одна из важнейших дисциплин... «Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания... | Пояснительная записка История музыки одна из важнейших дисциплин... «Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания... | ||
Специальность 073301 Художественное руководство оперно-симфоническим... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по... |