Программа «Художественное слово»





Скачать 164.11 Kb.
НазваниеПрограмма «Художественное слово»
Дата публикации05.12.2014
Размер164.11 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Сольцы»


Утверждена:

Утверждаю:

На педагогическом совете

Директор школы

Протокол №277 от 10.09.07 г.

___________О.Н. Володькина


Программа

«Художественное слово»

(адаптированная)

Возраст обучающихся 12 – 14 лет

Срок реализации программы 2 года

Педагог дополнительного образования

Шмелёва Н.Н.


Сольцы 2007г.

Пояснительная записка.

В настоящее время все более актуальной становится проблема интеллектуального воспитания учащихся как потенциального фонда образованных людей современного российского общества. Поэтому возникает необходимость целенаправленного создания условий для развития и реализации интеллектуальной творческой личности, которая включает в себя много аспектов эмоционального и эстетического воздействия.

Методист Н.Я. Мещерякова пишет: «Приобретение школьниками специальных знаний по литературе ещё не обеспечивает их нравственной воспитанности». Здесь обращается внимание на то, что воздействие на культуру чувств учащихся одни уроки литературы и русского языка осуществить не могут. Поэтому необходимо большая дополнительная работа через кружки и секции.

В школе по вопросу интеллектуального творческого развития школьников существует много программ и методической литературы. Помимо традиционной программы по развитию речи существует авторская программа Т.М. Пахновой «Слово в тексте», программа факультативного курса «Теория и практика сочинений разных жанров» под редакцией Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой, курс русской словесности Горшкова, Риторика, Н.Н. Кохтева, «Выразительное чтение и рассказывание» под редакцией Маранцмана Р.Г.

Эти программы частично реализуются на уроках и имеют положительный результат: ребята успешно овладевают основами развития и культуры речи, успешно пишут экзаменационные рефераты по литературе, занимают призовые места в районных конкурсах сочинений, пишут свои небольшие творческие работы.
Проблема заключается в несоответствии между приобретенными учащимися теоретическими знаниями и их практическим опытом, возможностью для способных и одаренных детей реализовать свой потенциал. А система дополнительного образования является той структурой, которая направляет свою деятельность на развитие творческих талантливых школьников. Программа предназначена для работы с такими детьми. Её основой является идея последовательного саморазвития в ученике способностей к творческому мышлению при наличии определённых условий, способствующих этому развитию.
Новизна программы заключается в интеграции нескольких программ: основ программы по выразительному чтению с отдельными элементами программ развития речи т основами журналистского дела.
Цель программы: дать учащимся представление широкой целостности языка средствами науки и искусства на основе углублённой дифференциации познания.
Эта цель решает следующие задачи:

- развитие у учащихся мысленных речевых навыков: критически мыслить, вникать в суть понятий, составляющих предмет рассуждений;

- умение воссоздавать текст по схеме «чувствовать – понимать – воссоздавать»;

- овладение орфоэпическими, морфологическими и синтаксическими нормами;

- умение создавать стилистически грамотные произведения разных жанров (школьная стенгазета, публичное выступление, литературный монтаж, исследовательская работа).

Программа по своей структуре включает в себя три блока.

Первый блок – искусство выразительного чтение поэтического и прозаического произведения. Искусное чтение – одно из средств развития эстетической потребности, являющейся источником активности человека; оно учит ценить художественные произведения, развивает любовь к прекрасному, обогащает эмоциональную сферу и является, таким образом, одним из действенных средств формирования личности. Помимо выразительного чтения важно учить детей овладеванию различного вида рассказа (воспоминание, размышление, импровизация по личным впечатлениям, рассказ от имени автора и от лица литературного героя и другие).

Второй блок – развитие речи учащихся, культура их речи. Это важно, что ребята не только читают, понимают слово писателя или поэта, но и создают свои произведения. Для этого необходимо овладеть орфоэпическими, морфологическими и синтаксическими нормами речи, правильно и грамотно оформлять свои мысли, учитывать стилистические и речевые особенности создаваемого текста.

Третий блок – Практическая направленность, создание не только отдельных текстов разного жанра и стиля, но и оформление их в школьной стенгазете, умение выйти на разговор с публикой.

Результатом работы будет следующее:

  1. Овладение учащимися техникой чтения: умение дышать, удерживать паузы, четко произносить слова, соблюдать орфоэпические нормы.

  2. Воссоздание чувств, переживания, овладение эмоциональной стороной текста.

  3. Создание сочинений публицистического стиля, эссе, репортажи, интервью.

  4. Умение выпускать стенгазету разной направленности: тематическую, праздничную, обзорную.

  5. Создание литературно-музыкальной композиции и выступление с ней со сцены.

  6. Участие в школьных и районных конкурсах сочинений.

В основу программы положены принципы:

  1. Принцип целостности и концентричности, который предполагает наращивание, расширение и углубление знаний и умений.

  2. Опора на развитие самостоятельного мышления, индивидуального творчества, развитие критического мышления, сопровождающее развитию индивидуальных возможностей.

  3. Принципы многогранности, направление всех методов на развитие ума, чувств, воли, то есть затрагивание эмоциональной сферы.

  4. Принцип преемственности в содержании и процессе обучения.

  5. Принцип интегративности основного и дополнительного образования, в изучении русского языка и литературы со словесностью и риторикой.


Программа первого этапа



Содержание программы (темы)

Количество часов

1

Для чего людям нужна речь.

Речь правильная и неправильная.

Речь письменная и устная.

(Рассуждения учащихся).

3 часа

2

Текст. Признаки построения текста.

Роль слова в тексте.

Подбор слов и словосочетаний к заданной теме.

(Практическая работа).

3 часа

3

Сочинение – этюд «Расскажу о себе».

Построение сочинения этюда.

Анализ работ, редактирование.

2 часа

4

Как надо говорить и писать, чтобы тебя понимали.

(Практическая работа по выработке рекомендаций).

2 часа

5

Письмо. Зачем людям нужно письмо?

Принципы, положенные в основу написания письма.

Практическая работа: письмо другу

2 часа

6

Работа со словом.

Прямое и переносное значение слова.

Художественные средства выразительности, связанные с этим.

Роль синонимов в речи.

5 часов

7

Тема природы в поэзии и живописи.

Анализ стихотворений и рассматривание репродукций.

4 часа

8

Написание сочинения-миниатюры по предложенной теме.

Анализ.

Редактирование.

2 часа

9

Культура общения.

Твоя коммуникативная задача.

Виды общения.

Круг общения.

Установление эмоционального контакта с человеком.

Проблема нравственного выбора в ситуации общения.

Условия общения.

«Рекомендации приглашенного на занятия психолога».

4 часа

10

Интервью, как жанр публицистики.

Задачи, стоящие перед собеседниками в интервью.

Что надо знать и учитывать беря интервью.

Практическая работа: интервью с одноклассниками.

Подготовка вопросов для интервью с интересным человеком.

Анализ полученных работ.

5 часов

11

«Я хочу рассказать вам…»

Создание самостоятельного рассказа об интересном человеке.

Анализ редактирования текста.

4 часа

12

Учимся слушать – писать – читать

(звуковой уровень речи).

Слушаем – слышим – внимаем

(правила для собеседника).

Практическая работа: речевые ситуации.

4 часа

13

Обращение в письменной и устной формах речи.

Создание плаката призыва о сохранении природы.

2 часа

14

Расширяйте свой словарный запас.

Наш помощник – толковый словарь.

Виды словарей.

Практическая работа с ними.

4 часа

15

Почему мы так говорим?

(выступление учащихся по этимологии слов, по культуре речи).

Обмен мнениями.

Чьи выступления особенно понравились.

4 часа

16

Лингвистическая игра «Пойми меня».

2 часа

17

Практические занятия по созданию текстов разного направления:

- рассказ – воспоминание об интересном событии, случае;

- рассказ от лица литературного героя;

- обращение к людям от лица животного, занесённого в Красную книгу.

6 часов

18

Культура выразительного чтения.

(техника чтения, интонация, выразительность, мелодия, ритм, тембр, ударение, паузы).

2 часа

19

Культура устного ответа

2 часа

20

Заключительные уроки по курсу создания устного лингвистического журнала «Культура общения».

4 часа


Программа второго этапа



Содержание программы (темы)

Кол-во часов

1

«В начале было слово…»

Из истории языка – от древности к современности.

2 часа

2

Качество словесного выражения:

- правильность

- точность

- последовательность

- чистота

- выразительность

- богатство

- уместность


6 часов

3

Стилистика частей речи (род, число и падеж имён существительных, формы имён прилагательных и числительных).

Трудности в определении рода имён существительных, ошибки в падежных формах.

Предупреждение ошибок в образовании форм имён числительных.

Трудности в употреблении местоимений и наречий.

8 часов

4

Практикум по культуре речи.

Предупреждение речевых и грамматических ошибок в тексте.

4 часа

5

Стилистика причастного оборота.

Синонимические конструкции при образовании причастного оборота.

Употребление в речи кратких причастий.

6 часов

6

Культура речи.

Уместное употребление причастий в речи.

4 часа

7

Употребление деепричастия в речи.

Использование деепричастий и деепричастных оборотов как синонимы к глаголам и придаточным предложениям.

4 часа

8

Употребление предлога в нужном падеже в зависимости от главного слова в словосочетании.

Построение словосочетаний с предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки».

4 часа

9

Культура речи.

Использование в деловом и разговорном стилях речи предлоги-синонимы.

4 часа

10

Назначение союзов в речи.

Морфологические средства связи частей речи и предложений в тексте.

Роль союзов.

Трудности в употреблении союзов.

Использование повтора союза с целью усиления выразительности.

8 часов
4 часа



11

Роль частиц в речи.

Синонимия частиц.

Употребление частиц для выражения смысловых оттенков.

6 часов

12

Стилистическая роль междометий.

Отличие междометий от звукоподражательных слов.

4 часа

13

Культура речи.

Работа со словами, создающими стилевые особенности текста.

6 часов

14

Практические занятия. Работа с текстами по отработке грамматических навыков.

8 часов


Программа третьего этапа



Содержание программы

Количество часов

1

Как, умея говорить, научиться разговаривать.

Теоретический материал.

Наблюдение за собеседниками.

Речевые ситуации, их анализ.

4 часа

2

Взаимодействие выступающего и слушателя: эффект живой реакции, скрытая форма диалога, открытый диалог.

Языковые средства создания эмоциональности речи.

4 часа

3

Орфоэпия и акцентология.

2 часа

4

Четырнадцать правил, помогающих убедить.

Примеры применения правил.

Речевые ситуации. Практикум.

4 часа

5

Жесты и мимика как невербальные средства общения.

2 часа

6

Язык жестов.

2 часа

7

Искусство комплимента.

2 часа

8

Внешний облик – друг или враг.

«Встречают по одёжке…»

Соответствие внешнего облика ситуации.

2 часа

9

Общение. Практикум.

2 часа

10

Техники речи: постановка речевого дыхания, речевого голоса, дикции.

Темп речи, сила и высота голоса.

2 часа

11

Текст как речевое произведение.

Композиция текста: вступление, главная часть текста, логические формы изложения, закона лошки, аргументация, заключение, способы связи речи.

6 часов

12

Практическая работа.

Анализ текста в соответствии с требованием к нему.

2 часа

13

Мысли мудрых людей.

Собственная позиция и аргументация.

4 часа

14

Творческая мастерская.

Сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.

Анализ сочинений, рекомендации.

4 часа

15

Прямая косвенная речь.

Частичное цитирование с помощью вводных слов и предложений.

2 часа

16

Очерк, его разновидность: очерк документальный, проблемный, портретный, путевой.

2 часа

17

Написание очерка любого вида, анализ работы.

2 часа

18

Эссе как разновидность очерка научного, исторического, критического, публицистического характера.

Жанровые особенности эссе.

2 часа

19

Написание эссе, анализ работы.

2 часа

20

Эпистолярный жанр как средство письменного общения.

2 часа

21

Исследовательская работа.

Письма великих людей. Анализ, особенности.

4 часа

22

Творческая мастерская.

Письма к разным адресатам:

В редакцию газеты, официальное письмо, письмо другу, письмо к читателю – моему современнику.

4 часа

23

Язык – человек – текст.

Речь как процесс и его результат.

Признаки высказывания, его виды:

Монолог и диалог.

4 часа

24

Речевая культура в различных ситуациях общения.

2 часа

25

Практические занятия:

Деловые игры, игра пресс – конференция.

4 часа

Используемая литература:

Б.А. Буяльский «Искусство выразительного чтения», М. «Просвещение»1989г.

Н.Н. Кохтев «Риторика», М. «Просвещение» 1996г.

Г.В. Артоболевский «Художественное чтение», М. «Просвещение» 1980 г.

«Развивайте дар речи». Составитель Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова.

М. «Просвещение», 1977г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Художественное слово» iconУчебника- о. В. Кубасова по теме: В. Осеева «Волшебное слово»
Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне
Программа «Художественное слово» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хором, по слогам читаем 1 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем 2 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем...
Программа «Художественное слово» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приёмы: показ, подсказ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, вводная беседа
Программа «Художественное слово» iconПлан-конспект урока обобщающий урок по теме: «Царство Грибы»
Обеспечивает заинтересованность учащихся через художественное слово, гуманные отношения между учителем и учеником
Программа «Художественное слово» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание Тема
Приемы: показ способов действия, моделирование, художественное слово, сюрпризный момент
Программа «Художественное слово» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа «Художественное слово» iconРабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение»
«Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство»)
Программа «Художественное слово» iconТема урока: Воспитание вежливости по В. Осеевой «Волшебное слово». Цель урока
Цель урока: формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне
Программа «Художественное слово» iconОбразовательная область «Художественное творчество» Содержание образовательной...
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Программа «Художественное слово» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать эмоциональное восприятие через художественное слово, театрализацию, музыку, изодеятельность. Развивать у детей сочувствие...
Программа «Художественное слово» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя
Программа «Художественное слово» iconРабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество»
Программа курса Художественное творчество разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование)...
Программа «Художественное слово» iconПояснительная записка История музыки одна из важнейших дисциплин...
«Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания...
Программа «Художественное слово» iconПояснительная записка История музыки одна из важнейших дисциплин...
«Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания...
Программа «Художественное слово» iconСпециальность 073301 Художественное руководство оперно-симфоническим...
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп
Программа «Художественное слово» iconУчебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск