Скачать 1.84 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Р.2 История музыки Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050403.65 Культурология (заочная форма обучения)
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1 Автор-составитель: Елисова Н.Н., канд. пед. наук, доцент 1.2 Рецензенты: Сидорова М.И., канд. пед. наук Павлова О.А., канд. пед. наук, доцент 1.3 Пояснительная записка История музыки – одна из важнейших дисциплин музыкально-теоретического цикла, имеющая большое значение для профессиональной подготовки студентов по специальностям «Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания составляют ключевые знания, выработанные музыковедческой наукой и теорией художественной культуры. Курс истории музыки даёт музыкально-исторические сведения о жизненном пути и творческой деятельности композиторов, синтезируют теоретические проблемы, связанные с раскрытием музыкального языка, мелодического, гармонического и структурного своеобразия сочинений различных жанров и стилевых направлений. Цель курса – сформировать системные музыкально-исторические знания студентов в области истории зарубежного и отечественного искусства. Знание музыкальных произведений и умение аналитически описать основные музыкально-выразительные средства является для студентов столь же важным, как и осознание музыкально-исторической проблематики. Для достижения поставленной цели и полноценного усвоения курса необходима база, которую образует читаемый в музыкальных училищах курс музыкальной литературы. Так как предвузовская подготовка многих студентов ограничивается, в лучшем случае, программой музыкальной школы, они не располагают достаточным знанием музыки и навыка её анализа. В связи с этим целесообразно вводить в курс истории музыки элементы описательного анализа ( при разборе музыкальных произведений)1). Основные задачи курса:
2) выделить факты, теории, положения, позволяющие связывать явления зарубежной и русской музыки с общеисторическими процессами становления мировой художественной и музыкальной культуры; 3) охарактеризовать творчество выдающихся композиторов прошлого во взаимосвязи с идейно-эстетическим и нравственно-ценностным содержанием художественной культуры данной эпохи; 4) проанализировать наиболее значимые в культуре современности произведения мировой музыкальной классики, формируя на этих высоких образцах художественные и музыкальные вкусы студентов; 5) привить навыки самостоятельного подхода в осмыслении процессов и явлений современной музыкальной культуры. В соответствии с целью и задачами курса истории музыки данная дисциплина рассматривается как органичная часть общей истории художественной культуры. Методологической основой курса является принцип историзма, позволяющий познавать явления музыки в широком культурно-художественном контексте. При этом немаловажная роль отводится проблемам освоения музыкального фольклора как сферы духовной культуры народа, источника творчества композиторов. В результате освоения курса студенты должны: - знать основные стилистические особенности ведущих творческих направлений, школ; - уметь охарактеризовать творчество композитора, используя возможности описательного анализа наиболее значимых его произведений. При разработке учебно-методического комплекса использованы материалы программ Л.Б. Римского и А.И. Волкова1 1.4 Извлечение из ГОС ВПО СД.Ф.02.06 История музыки Народное музыкальное творчество и его историческое развитие: фольклор как сфера духовной культуры народа, музыкальный фольклор и национальные традиции. История отечественной и зарубежной музыки: музыкальное искусство древности (Египет, Китай, Греция); античность и музыка, музыкальный эпос, борьба идей в музыке и вокруг нее; музыка Средневековья (музыка и церковь, светские жанры, музыка и средневековый театр); музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции – разнообразие в отражении мира, гармоничность элементов музыкальной речи, начало нотопечатания; Новое время и музыка (17- первая половина 18 вв) – развитие музыкального театра, опера, музыкально-педагогические воззрения, концертная жизнь, музыкальные школы и музыкальное просвещение; музыка и общественно-политическое движение, музыкально-педагогические воззрения, теории, руководства, музыкальное образование накануне французской революции; 19 век – западноевропейская музыка и музыкальная культура России, влияние французской революции на развитие музыкальной культуры, стилевые особенности музыки 19 века; 20 век – противоречия эпохи и музыкальная культура, роль музыки в общественном движении, проблемы и тенденции развития музыкального искусства.
|
Пояснительная записка История музыки одна из важнейших дисциплин... «Народно-художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», для формирования их мировоззрения. Основу её содержания... | П в. История музыки подготовки специалиста по специальности 071401... Рассмотрено на заседании цикловой комиссии Музыкально-теоретических дисциплин «12» декабря 2010 г. Протокол №6 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Дисциплина «История кино» предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Социально-культурная деятельность», а также... | Пояснительная записка Целью Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по... | Презентация «Образы зримой музыки» раздаточный материал основные... Показать связь музыки и живописи; ввести в мир музыкально-живописных образов; познакомить с истоками светомузыки | ||
Пояснительная записка Пособие составлено в соответствии с требованиями... Вании качества преподавания и системы подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов большое значение имеет самостоятельная... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 6 История... «Риски инвестиционной деятельности» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»... | ||
Дпп. Ф. 01. История зарубежной музыки Рассмотрено на заседании цикловой комиссии Музыкально-теоретических дисциплин «12» декабря 2010 г. Протокол №6 | Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических... Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин /Науч. Ред сост. В. В. Молзинский; Санкт-Петербургский... | ||
Пояснительная записка «История и методология химии» входит в базовую... Цель курса «История и методология химии» состоит в объединении системы химических дисциплин, составляющих основное содержание современной... | Рабочая программа учебной дисциплины «основы музыкальных знаний»... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист | Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист | ||
План работы кружка «волшебная иголочка» Программа разработана в 2013... Данная кружковая работа разработана согласно новым федеральным государственным требованиям (фгт), и федеральными государственными... | Пояснительная записка Курс «История дизайна» Курс «История дизайна» на художественно-графическом факультете является одним из факультативных дисциплин в системе художественно-педагогической... |