Скачать 0.73 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕЖИССУРА ПЛАСТИЧЕСКОГО ТЕАТРА Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301.65 «Народное художественное творчество» Тюмень РИЦ ТГАКИСТ 2011 Составитель: Л.Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства ТГАКИСТ. Рецензент: М.В. Жабровец, профессор, к.п.н., засл. работник культуры РФ, зав. кафедрой режиссуры и актерского мастерства ТГАКИСТ. Содержание:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Режиссура пластического театра» рассчитана на один учебный семестр (IV курс VII семестр) для студентов, прошедших курсы: «Сценическое движение», «Основы сценического танца», «Пластика и пантомима» поскольку предполагает наличие у них первичной психофизической подготовки, специальных навыков выразительного движения на сцене, знание специфики пластического театра, а так же основных навыков режиссерской – постановочной и актерской работы. ЦЕЛЬ КУРСА: Изучение специфики режиссуры пластического театра, освоение практических навыков постановки пластических театральных произведений. ЗАДАЧИ КУРСА:
Процесс обучения по данной программе предполагает теоретические и практические занятия, включающие в себя лекции, групповой тренинг, работу над этюдами, изучение видеоматериалов, просмотр и анализ спектаклей профессиональных и любительских театральных коллективов, подготовку рефератов, а так же выполнение других учебных заданий. Этот курс тесно связан с такими профилирующими предметами как «Режиссура», «Актерское мастерство», «Сценография и костюм», «Музыкальное оформление», «Грим» и др. Итоговая форма контроля: сдача экзамена по вопросам истории и теории пластического театра. Постановка и показ этюда в одном из жанров пластического театра. ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ВВЕДЕНИЕ Действие как основа природы театра. Театр как пространственно-временное искусство. Законы театра - законы жизни, сфокусированные и уплотненные процессом художественного отбора. Рождение пантомимы как результат «сгущения» жизненного конфликта. Естественное превращение жеста в главного носителя действия в пантомиме и пластическом театре. Системное и синтетическое мышление в профессии режиссера. Синтез пантомимы и пластического театра с другими видами искусств. ТЕМА 1 Жанровая палитра пластического театра Пластический театр как мир страстей, рождающих поэтическую форму текстового языка. Практика пластических постановок мастерами театральной режиссуры: А.Я. Таиров, А.А. Румнёв, П. Брук, Е. Гротовский. Опыт активного «пантомимического периода» В.Э.Мейерхольда. Синтез театральных форм в современной режиссерской практике. Жанровая специфика пантомимы-аллегории. Обобщённый персонаж, одноплановость героев, принципиальный схематизм сюжетов Продуктивность мифологических сюжетов для драматургии аллегорической пантомимы. Специфика мимодрамы (мимической драмы). Многоплановость персонажа - общие свойства мимодрамы и драмы. Принципиальное отличие мимодрамы от драматической паузы - выход на поэтический язык движения. Поиск пластического языка. Задание: Подготовиться к семинару: «Пути развития театра пантомимы и пластического театра в историческом контексте и на современном этапе». Вопросы для подготовки к семинару:
Литература для подготовки к семинару:
ТЕМА 2 Пантомима и пластика в других видах искусств Специфика драматургии и режиссуры пантомимы в рамках драматической пьесы и ее общего режиссерского решения. Пантомима – вставка. Пантомима как органическая основа в решении драматического спектакля. Пантомима в кинематографе Ч. Чаплин. Пантомима в клоунаде. Опыт выдающихся мастеров в поисках героя и маски: Ж.-Б.Дебюро, Грок, Л.Енгибаров, О.Попов, В.Полунин и "Лицедеи" и др. Пантомима в балете. Сравнительный анализ пластического театра и хореографии: природа взаимоотношений с музыкой, пути выхода на действие, пластический язык. Специфика постановки эстрадного номера в пантомиме. Спектакль как композиция пантомим-миниатюр с единым героем. Опыт М. Марсо. Задание: Просмотр и выявление принципов включения пантомимы и пластики в другие виды искусств. Работы: Ч. Чаплин фильм «Малыш», спектакль В. Полунина «Снежное шоу», класс экспрессивной пластики Г. Абрамова спектакль «Кровать», концерт пантомимы М. Марсо. ТЕМА 3 Драматургия и режиссура пантомимы и пластического театра В отличие от всех других форм театра, в пластическом нет профессии драматурга и каких-либо публикаций сценариев. Режиссер как создатель драматурги. Драматургия как искусство. Событийно-действенный ряд. Структура драматического произведения (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Авторская позиция и авторская логика в процессе создания событийно - действенного ряда. Автор как создатель новой реальности. Современные тенденции драматургии пластики, пантомимы и клоунады - совмещение завязки и кульминации; предельное сокращение зоны развития; отсутствие развязки; порядок структурных зон, не соответствующий универсальному закону жизни. Специфика драматургии в аллегорической пантомиме и в мимодраме. Опыт мастеров драматургии пантомимы. Виды действенных искусств и литературы и их влияние на драматургию пантомимы. Драматургия пантомимы, по аналогии с литературой (пантомима – рассказ, новелла, притча, роман, элегия, стихотворение и т.д.), с музыкой (рондо, соната, песенная запевно-куплетная форма и т.д.). Современные тенденции синтеза форм в драматургии пантомимы. Рождение синтетической формы "движенческого театра". Задание: Тренинг драматургического мышления. «Модель Мира» как упражнение для режиссера-драматурга. Любой спектакль, любое произведение искусства, это уже моделирование Мира. Задача упражнения заглянуть в суть предметного мира и увидеть в ней конфликтную основу существования данного предмета. В пластическом театре часто используются воображаемые предметы, потому что, воображаемые предметы мы можем наделить воображаемыми свойствами. Это можно делать и с реальными предметами, заглянув в глубинную суть. Первый этап: придумывание модели. В процессе выполнения упражнения есть два пути: 1) Извлечение конфликта именно из содержания данной формы. Задача: найти в некой форме соответствующую ей сущность и определить круг конфликтов, идти от формы и предназначения. Это дисциплинирует фантазию. 2) Прием конструирования модели. Соединение поэтической логикой, несоединимого по житейской логике (предметы, вещи, понятия), по принципу единство и борьба противоположностей, в конфликте. Задача: придумать связь между двумя не связанными по бытовой логике предметами. Виды моделей: 1) Предмет и его внутренний конфликт. Пример: Наручники (суть – несвобода). Пока вместе нет никакой несвободы, как только тянет в разные стороны, несвобода становится ощутима. 2) Заявка героев и конфликт. Пример: «Свеча и пламя». Свеча сделала всё, чтоб нести пламя, а пламя всё, чтоб уничтожить свечу. 3) Место действия и конфликт. Примеры: Левая сторона, как изнанка жизни. Конфликт двух сторон одной медали. Второй этап: проверка «Модели мира» в действии. Постановка пластического этюда по заявленным моделям. ТЕМА 4 Создание замысла пластического номера, композиции, спектакля Действенная природа театра и особая роль режиссера в творческом процессе организации действия в современном пластическом театре. Определение конфликта и событийного ряда, как одна из основ режиссёрского решения пластического спектакля. Инсценировка литературного, музыкального или изобразительного первоисточника. Поиск движенческого эквивалента языку автора. Примеры и их анализ. Разработка структурного решения спектакля. Критерии профессиональной точности режиссерской фантазии в каждой из структурных зон (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Общая концепция режиссерского решения и стратегия движенческого решения. Движенческие решения структурных зон, их разнообразие и подчиненность общему решению. Задание: Разработать режиссёрский замысел, на основе поэтического произведения, пословицы, известного высказывания – как инсценировки авторского материала. ТЕМА 5 Сценическое воплощение режиссерского замысла с помощью выразительных средств пластического театра Роль музыки в спектакле и специфика природы ее существования в пластическом театре. Музыка как выразитель скрытого внутреннего мира героев. Музыка звуков и шумов в звукоряде спектакля. Пространство и время в музыке. Поиск синтеза музыки и движений в найденной режиссером художественной композиции. "Мистические свойства коробки сцены" (В.Э.Мейерхольд). Опыт и наблюдения В.Мейерхольда, Б.Ровенских, А.Эфроса, Р.Стуруа по использованию свойств театрального пространства. Актер в плоскости и пространстве сцены. Законы композиционного построения в живописи, графике, скульптуре и архитектуре, их практическое применение для поиска сюжетных, смысловых мизансцен в соответствии с главным событием и конфликтом Создание статичных и динамичных композиций на сценической площадке. Свойства предметов и форм, поиск различных вариантов взаимодействия актёра и формы. Свойства и возможности цвета и света в театре. Свойства куклы и маски. Их возможности в пантомиме. Задание: Создать этюд на основе музыкального произведения. Найти пластический эквивалент стилю, жанру и композиции выбранного музыкального произведения. |
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и этнодизайна института изобразительных искусств и музейных технологий | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Требования, предъявляемые к докладам, рефератам, творческим заданиям Вопросы к зачету | ||
Учебно-методический комплекс специальность 071301. 65 «Народное художественное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Целью курса является обобщение и практическое применение знаний, полученных студентами специальности Инструментальное искусство | ||
Учебно-методический комплекс Дисциплина: Танец и методика его преподавания:... Постельняк А. И. преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев, заслуженный мастер спорта Российской Федерации по танцевальному... | Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика развития детей на основе эстрадной музыки» Составитель: Зыкова Нина Вячеславовна, преподаватель кафедры вокального искусства института музыки, театра и хореографии фгоу впо... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра... Основная образовательная программа подготовки по специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Танец, сценическое движение» Составитель: Шматенок Оксана Александровна, преподаватель института музыки, театра и хореографии фгоу впо тгакииСТ | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История эстрадно-джазового искусства» ... | Основной образовательной программы Основная образовательная программа: 071301. 65 – Народное художественное творчество |