Скачать 0.61 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Б1.ДВ.3.2 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО 050100.62 Педагогическое образование Профиль «Дошкольное образование. Музыка» образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры) 050100.62 Педагогическое образование Профиль «Дошкольное образование. Музыка» очная форма обучения
Структура рабочей программы дисциплины
: рассмотреть историко-литературный процесс в период с древнерусской литературы до современного состояния в его закономерностях, концептуальности, связи с другими видами искусства : живописью, музыкой. Сформировать целостное эстетическое впечатление об этапах развития русской словесности , персоналиях процесса, основных шедеврах русской классики . Познакомить с основными литературными направлениями, течениями, особенностями поэтического видения и языка.
ОК-6: способность логически верно выстраивать устную и письменную речь; ОК-7: готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; ОК-8: готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией.
Дисциплина относится к базовому циклу бакалавриата , связана с курсом «Теория и история литературы», «История», «История зарубежной литературы».
Заполнить таблицу
Заполнить таблицу
Для рабочей программы модуля заполняются таблицы для каждой из его дисциплин.
Заполнить таблицу
Общие сведения
Перечень компетенций
Критерии и показатели оценивания компетенций
Этапы формирования компетенций
Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)
Типовое контрольное задание Реферат (типовой) по теме : Пример: РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ В РОМАНЕ А.Н. РАДИЩЕВА «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ». При анализе содержания романа А.Н. Радищева не ставится задача дать полноценную характеристику идейно-тематическому богатству произведения, так как эта задача невыполнима в рамках одного практического занятия. Обойдем вниманием и те проблемы, которые давно и совершенно справедливо освещены в литературоведение (картины произвола помещиков, положительный образ русского крестьянства и т.д.). Нас интересует ряд проблем, которые либо мало освещены, либо являются предметом разногласий специалистов. КОНТРОЛЬНАЯ (типовая) работа . Проанализировать художественный текст (поэзия и проза) согласно заданию План анализа поэтики произведения.
а) фонетические средства: аллитерация, ассонанс;б) морфемные: префиксальный, суффиксальный, корневой;в) лексические: синонимия, неологизмы и т.д.;г) сравнения: прямые, отрицательные, развернутые;д) метафоры;е) другие тропы: гипербола, литота, оксюморон, перифраз;ж) олицетворение;з) эпитеты метафорические;и) эпитеты изобразительные;к) эпитеты лирические;л) метонимию: места, средства, признака, синекдоху;м) поэтический синтаксис: повторы, градация, эллипсис, инверсия;н) риторические приемы: восклицание, вопрос, умолчание.
а) метафорическом;б) изобразительном;в) лирическом. Задание:
ТЕСТЫ (типовые) ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА. Пример. 1. Назовите 3 основных, на Ваш взгляд, особенности историко-литературного процесса начала XX века. 10 баллов 2. Какое из определений символизма Вы считаете наиболее удачным: 1) символизм – это модернистическая поэзия эпохи декаданса; 2) символизм – поэзия, в которой образная система заключает в себе иносказание; 3) европейское литературно-художественное направление в искусстве, основной особенностью которого является стремление прорваться сквозь «покров» повседневности к некой трансцендентной сущности бытия; 4) литературно-художественное и религиозно-философское направление в искусстве, основанное на представлении о том, что все зримое есть только отражение непознаваемой тайны бытия. Наивысшая оценка 10 баллов 3. Кто из перечисленных авторов принадлежит к «старшим» символистам?
3 балла 4. Охарактеризуйте идейно-эстетическую позицию «младших» символистов. В чём их отличие от «старших» символистов? 10 баллов 5. Кто является признанным вождём и руководителем символистского движения в России?
4 балла 6. Кому из символистов принадлежат эти строки. Как Вы их понимаете? Мы – пленные звери, Голосим, как умеем, Глухо заперты двери. Мы открыть их не смеем. 1) Гиппиус 2) Ф. Сологуб 3) К. Бальмонт 5 баллов 7. Как Вы интерпретируете образ Недотыкомки в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»? 5 баллов 8. Назовите авторов статей:
6 баллов 9. Кому принадлежат строки? К какому поэтическому направлению принадлежит автор? 1) О, я хочу безумно жить, Всё сущее увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! 2) Я получил блаженное наследство – Глухих певцов блуждающие сны…
Весёлый бог не посетит меня.
О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствую смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно!
В зелёных бросали горстями дукаты, А чёрным ладоням сбежавшихся окон Раздали горящие жёлтые карты
Сердце мне стучит в ответ: Видишь вокзал, на котором можно В Индию Духа купить билет. 12 баллов 10. Дайте полное название произведений Л. Андреева. «Баргамот и …» «Рассказ о Сергее…» «… шлем» «Жизнь Василия…» «… смех». 5 баллов 11. Назовите известные Вам дореволюционные пьесы М. Горького? 7 баллов 12. Перечислите запомнившихся Вам 3-х персонажей повести И.А. Бунина «Суходол» и кратко охарактеризуйте каждого. 9 баллов 13. В чём смысл названия романа А.И. Куприна «Поединок»? 10 баллов 14. Кто из перечисленных поэтов не принадлежит к акмеистам:
15. Назовите 5 известных Вам литературоведов – исследователей русской литературы начала XX века. Какие из их работ вам известны? 10 баллов Высший балл – 110 баллов «5» - 110 - 90 баллов «4» - 89 - 65 баллов «3» - 64 - 40 баллов «2» - меньше 40 баллов Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний : КЛЮЧ к тестам по русской литературе начала XX века.
2. 1) – 3 балла 2) – 5 баллов 3) – 10 баллов 4) - 9 баллов 3. 1), 3), 4), 5), 7) – 3 балла 4. 10 баллов 5. 1) – 4 балла 6. 2) – 5 баллов 7. 5 баллов 8. 1) Брюсов 2) Ницше 3) Мережковский 6 баллов 9. а) Блок, символист б) Мандельштам, акмеиств) Ахматова, акмеисткаг) Хлебников, футуристд) Маяковский, футурист е) Гумилёв, акмеист 12 баллов
2) Петрович («Рассказ о Сергее Петровиче»)3) Большой («Большой шлем»)4) Фивейского «Жизнь Василия Фивейского»)5) Красный («Красный смех») 5 баллов
«Фальшивая монета». 7 баллов 12. 9 баллов 13. 10 баллов 14. 4), 7), 8), 9) - 4 балла 15. 10 баллов Высший балл – 110 баллов.«5» - 110 - 90 баллов «4» - 89 - 65 баллов «3» - 64 - 40 баллов «2» - меньше 40 баллов Разъяснение по написанию реферата ; Задачи реферата : 1.Выявить сюжетно-композиционные особенности романа в целом и отдельных глав «Путешествия из Петербурга в Москву».2.Охарактеризовать картины народного бедствия. 3.Проследить эволюцию отношения Путешественника к тем фактам беззакония, с которыми он сталкивается.4.Показать, как развивается представление Путешественника о себе. План реферата : 1.Сюжетно-композиционные особенности романа. Своеобразие жанра романа-путешествия. Особенности построения глав романа. 2. Развитие мысли о характере русского народа в главе «София».3.Картина тягот народной жизни и выражение народного мнения в главе «Любани». Настроения Путешественника. Что он испытывает, когда ему открывается ужасающая правда, и какие выводы он делает?4.Свидетельство конфликтности русской жизни и мысль о народных нравах («Зайцово»). Почему Путешественник никак не комментирует события, о которых ему поведал Крестьянкин?5.Суждения Путешественника о судьбах русских крестьян в главе «Медное». Сравните идейный заряд этой главы с мыслями, определяющими содержание «Письма другу, жительствующему в Тобольске». Выражение настроений и идей дворянской оппозиции. Радищев и Мабли.6.Размышления Путешественника о собственной жизни. Смысловое наполнение слова «закон», прозвучавшего в главе «Любани». Литература: 1. Кулакова Л.И., Западов А.В. А.Н. Радищев и «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. – Л., 1974.2. Макогоненко Г.П. Радищев и его время. – М., 1956 (глава 5). 3.Кулакова Л.И. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву». – М.-Л., 1972.
Вопросы к зачету/экзамену Перечень вопросов :
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).
дополнительная литература
Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/, Большая русская биографическая энциклопедия [Электронный ресурс] : 160 т. текстов, 164839 ст., 15790 ил. - Версия 2.0. - Дан. и прогр. - М. : ИДДК, 2006. - 4 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. - Систем. требования : Pentium 166 МГц ; 32 Мб ОЗУ ; SVGA ; DVD-ROM ; Windows 98/ME/XP/2000 ; Internet Explorer 5.5 (на диске) ; DirectX 7.0 и выше (8.1 на диске). - Загл. с контейнера. - 650-00. А.С. Пушкин. В зеркале двух столетий / Гос. музей А.С. Пушкина ; Всерос. музей А.С. Пушкина . - Электрон. дан. и прогр. - М. : Респ. мультимедиа центр, 2003. - 1 электрон. опт. диск (CD - ROM) : зв., цв. - (Мультимедиа энциклопедия). - Систем. требования : Pentium - 166 ; RAM 16 Мб ; SVGA 1 Mб ; CD-ROM 8x ; зв. карта ; мышь ; Windows 98/ NT/ 2000. - Загл. с контейнера. - 112-00 Библиотека словарей. Т. 1 [Мультимедиа] : [17 т. текста, 390 иллюстраций, 14585 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Реальный словарь классических древностей / Ф. Любкер. Библейский словарь : в 4 вып. Дипломатический словарь : в 2 т. / под ред. А.Я. Вышинского, С.А. Лозовского. - ISBN 5-86460-137-3 : 250-00, Библиотека словарей. Т. 2 [Мультимедиа] : [19 т. текста, 19319 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Словарь древне-русских личных собственных имен / Н.М. Тупиков. Исторический словарь российских государей, царей, императоров и императриц / И. Нехачихин. Словарь писателей среднего и нового периодов русской литературы XVII-XIX в. / А.В. Арсеньев. Популярный политический словарь. Краткий словарь мифологии и древностей / М. Корш. - ISBN 5-86460-147-3 : 250-00. Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ; - «Рубрикон» — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. http://www.rubricon.com/, - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — полнотекстовая база данных научных периодических изданий. http://www.elibrary.ru/, - Электронная библиотечная система «Университетская библиотека» http://www.biblioclub.ru, - Полнотекстовая библиотека МГПУ, http://www.mspu.edu.ru/index.php?option=com_wrapper&Itemid=527. Планы практических и лабораторных занятий Практическое занятие №1. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы . 1.История открытия и публикации «Слова о полку Игореве». 2.Композиционная структура «Слова»: взаимосвязь частей «Слова», картины природы, образы, их создание. 3.Жанровая природа «Слова». 4.Поэтика «Слова о полку Игореве»: связь с устным народным творчеством и книжной литературой. Стиль и стих «Слова». 5.Изучение «Слова». Основные труды – исследования. 6.Споры вокруг «Слова». Истоки споров. Проблемы споров. Итоги дискуссий. 7.Переводы «Слова». Сравнить переводы одного и того же эпизода разными поэтами. 8.«Слово о полку Игореве» в разных видах искусства. Литература: 1.Слово о полку Игореве. Изборник. – с. 197-213. 2.Уч. Гудзий Н.К. – с. 128-133. 3.Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. – Л., 1967. – конспект гл. 12-14, 21-24, 32-44. 4.Рыбаков Б. Автор «Слова о полку Игореве». – М., 1971. – с. 86-169, 202-289 5.Просмотреть учебный фильм «Слово о полку Игореве». ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 |
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки... | Программа модуля б основы социологии основная образовательная программа... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100. Педагогическое... | ||
Перечень вопросов для подготовки к итоговой государственной аттестации... Перечень вопросов для подготовки к итоговой государственной аттестации по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» профиль... | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) д 2 Основы дизайнобразования... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Рабочая программа дисциплины (модуля) дв. 11. 1 Художественная обработка... Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Рабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) в. 21 Современные отделочные... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Рабочая программа дисциплины (модуля) дв13. 1 Основы архитектуры... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) в. 20 Компьютерное проектирование... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине б 2 Педагогика школы для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование профиля... | ||
Литература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины... Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,... | ||
Рабочая программа для студентов 4 курса очной и заочной формы 050100.... Наталья Валерьевна. Печатная графика: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 4 курса очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления:... ... |