Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 "Педагогическое образование", Профиль подготовки «Физическое образование»





Скачать 325.21 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 "Педагогическое образование", Профиль подготовки «Физическое образование»
страница1/2
Дата публикации06.07.2015
Размер325.21 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2013г.
ОБЩАЯ АСТРОНОМИЯ

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа для студентов направления: 050100.62 "Педагогическое образование", Профиль подготовки «Физическое образование»

Форма обучения очная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы _______________/Якименко В.И./

«___»___________2013г.
Рассмотрено на заседании кафедры микро и нанотехнологий

«___»___________2013 г., протокол №____.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.
Зав. кафедрой _______________/Кислицын А.А./

«______»___________ 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК ИФиХ «__» _______ 2013 г., протокол №__.

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК _________________/Креков С.А./

«____»_____________2013г.
«СОГЛАСОВАНО»:

И.о директора ИБЦ _________________/ Ульянова Е.А./

«____»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ Фарафонова И.Ю./

«____»_____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт физики и химии

Кафедра Микро- и нанотехнологий



ЯКИМЕНКО В.И.
ОБЩАЯ АСТРОНОМИЯ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления: 050100.62 "Педагогическое образование", Профиль подготовки «Физическое образование» (прикладной и академический). Форма обучения очная

Тюменский государственный университет

2013
Якименко Владимир Иосифович. Общая астрономия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления: 050100.62 "Педагогическое образование", Профиль подготовки «Физическое образование» (прикладной и академический). Форма обучения очная - Тюмень, 2013, 15 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Общая астрономия [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой микро- и нанотехнологий. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: зав. кафедрой микро-и нанотехнологий, д.ф.-м.н., профессор Кислицын А.А.





© Тюменский государственный университет, 2013.

© Якименко В.И., 2013.

  1. Пояснительная записка.

    1. Цели и задачи дисциплины.

Дисциплина "Общая астрономия" в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 "Педагогическое образование", Профиль подготовки «Физическое образование» (прикладной и академический) является дисциплиной вариативной части профессионального цикла ООП подготовки бакалавра.

Главная цель этой дисциплины – ознакомление студентов со строением Вселенной, наблюдениями небесных тел и их систем, практикой и теорией физических процессов, протекающих в них, роли межпланетного и межзвездного пространств, элементов космологии, достижениями радиоастрономии, астрономическими условиями существования разумной жизни во Вселенной, формирование современного материалистического мировоззрения.

Основные задачи курса «Общая астрономия»:

  1. Приобретение элементарных навыков наблюдений за планетами и небесной сферой.

  2. Нахождение связей законов классической физики и физики Космоса.

  3. Раскрытие эволюции «Радиофизики» в направлении ее достижений в «Радиоастрономии».

  4. Формирование материалистического мировоззрения в вопросах возникновения жизни во Вселенной и ее строения.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

«Общая астрономия» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла для направления 050100.62 "Педагогическое образование", Профиль подготовки «Физическое образование» (прикладной и академический).

Содержание курса «Общая астрономия» базируется на знаниях, приобретенных при изучении следующих дисциплин: курсы «Механика» и «Молекулярная физика», «Электричество и магнетизм», разделов «Электродинамика», «Теории колебаний», курсов «Оптика», «Физика атома, атомного ядра и элементарных частиц», элементов С.Т.О и О.Т.О. Математической основой курса являются разделы «Аналитической геометрии», «Линейной алгебры», «Математического анализа», «Дифференциальных уравнений», а также элементарные знания по химии, биологии и геофизике.

1.3.Концепции выпускника ООП бакалавриата, формируется в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

- способность к грамотной и устной коммуникации на русском языке (ОК-1);

- способность к овладению базовыми знаниями в области математики и естественных наук, их использованию в профессиональной деятельности

(ОК-8);

- способность к правильному использованию общенаучной и специальной терминологии (ОК-12);

- способность использовать базовые теоретические знания ( в том числе по дисциплинам профилизации) для решения профессиональных задач (ПК-1);

- способность применять на практике базовые профессиональные навыки (ПК-2);

- способность использовать основные методы радиофизических измерений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать терминологию и символику, которая применяется в астрономии, астрофизике и радиоастрономии; конфигурации созвездий северного неба, зодиака и уметь визуально их отличить друг от друга; методы определения географической долготы и широты, основные законы гравитации, области применения методов небесной механики, законы излучения и активность Солнца, структуру Вселенной и принципы работы радиотелескопов.

уметь по наблюдениям или по географической долготе определять истинное солнечное, средне солнечное и звездное время; разбираться в системе практических времен; оценивать порядок доплер – эффектов при наблюдениях планет, спутников, межпланетных станций.

владеть основными математическими методами обработки результатов астрономических наблюдений, как в классической астрономии так и в радиоастрономии.


  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации: экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).

Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

семестры

1

2

3

4

5

6




Аудиторные занятия (всего)

68




68
















В том числе

























Лекции

34




34
















Практические занятия (ПЗ)

34




34
















Семинары (С)

























Лабораторные работы (ЛР)

























Самостоятельная работа (всего)

76




76
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен




Экз
















Общая трудоемкость часов

Зач.ед.

144

4




144

4

















3.Тематический план

Таблица 2.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1

1-5






















1.1.

Предмет и основные задачи астрономии. Раздела астрономии. Связь астрономии с другими науками. Астрофизика – часть астрономии. Краткий очерк становления науки.

Понятие небесной сферы. Физические и психофизиологические восприятия человеком Неба. Основные круги, точки, линии и плоскости небесной сферы Системы астрономических координат. Теорема о высоте Северного полюса Мира. Параллактический сферический треугольник.




4

2




0

6

1

0-6

1.2.

Измерение времени. Астрономическое время истенное солнечное время, неравномерности его хода. Среднее солнечное время. Уравнение времени. Звездное время. Связь звездного и солнечного времени. Атмосфера, поверхность, внутреннее строение Земли. Неравномерности вращения планеты. Эфемеридное время. Атомный стандарт частоты.




2

1




5

8

3

0-10

1.3.

Практическое время. Местное (Ть0. Причины введения поясного времени (Тп). Летнее (Тл). Экономно-энергетические причины введения декретного времени (Тд). Время Тюменской области (Ттю). Календари. Причины календарных реформ.




2

1




5

8

2

0-8

1.4.

Астрономические редукции. Рефракция. Суточный и годичный параллаксы. Аберрация: суточная, годичная, вековая. Прецессия и нутация земной оси. Эффект Доплера-Физо-Белопольского в оптике и радиоастрономии. Астрономические редукции – и точность наблюдений. Фундаментальные системы координат и сотовая связь.

Движение тел Солнечной системы. Особенности кинематики и динамики планет. Модель в астрономии. Задача 2х тел, ограниченный и неограниченный варианты.




2

1




5

8

1

0-6




Всего

1-5

10

5




20

30

7

0-30




Модуль 2

6-12






















2.1.

Задача 3х тел: ограниченная, круговая, эллиптическая, параболическая. Частные решения Эйлера и Лагранжа. Точки либрации Предел Роша. Устойчивости системы. Задача Хилла. Обобщенная задача двух неподвижных центров. Задача Nтел. Теоремы Брунса и Пенлеве. Аналитические, численные и качественные методы решения основной задачи небесной механики.




4

2




6

12

2

0-10

2.2.

Планеты. Внутреннее строение, поверхность, атмосфера, химический состав планет группы Земли. Земля и Венера планеты-гиганты. Основные характеристики планет группы Юпитера. Кольца. Астероиды. Карликовые планеты. Открытие планет у других звезд Радиоастрономические исследования планет




4

2




6

12

2

0-10

2.3.

Солнце. Наблюдение звезды. Основные параметры. Строение активные образования. Закон Шперера. Период Маундера. Солнечная постоянная и солнечная инсоляция.

Индексы солнечной активности. Числа Вольфа. Эволюция солнечных пятен. Гелиосейсмофизика. Моды. Проблема солнечного нейтрино.




2

1




3

6

1

0-10

2.4.

Звезды. Общие характеристики. Гарвардская спектральная классификация. Звездные величины. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела. Последовательности эволюции звезд. Белые и коричневые карлики..

Физические переменные звезды. Цефенды. Новые звезды. Сверхновые Пульсаны. Красные гиганты». Черные дыры». Тесные двойные звездные системы, точки либрации Роша.




4

2




6

12

2

0-10




Всего




14

7




21

42

7

0-40




Модуль 3

13-18






















3.1.

Физика звезд. Реакции термоядерного синтеза. Протонный и углеродный циклы. Нейтрино и его потоки на Земле. Уравнения внутреннего строения звезд. Уравнения состояния звездного вещества. Механизм переноса энергии в звездах. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и сверхновые звезды.




4

2




6

12

3

0-10

3.2.

Галактика. Открытие. Структура. Звездные подсистемы. Ассоциации, рассеянные, шаровыфе скопления звезд. Межзвездная среда. Зоны НI и НII. Центр,балдж, ядро Галактики.




2

1




3

6

2

0-6

3.3.

Виды галактик. Красное смещение и закон Хаббла. Эллиптические. Спиральные. Неправильные. Взаимодействующие. Ударные волны плотности и спиральная структура. Радиогалактика. Квазары. Местная группа галактик. Крупномасштабная структура. Проблема темной (скрытой) массы. Вещество и энергия во Вселенной.




2

1




3

6

2

0-6

3.4.

Элементы космологии. Модели Вселенной от древности до Г.А.Гамова. Становление С.Т.О. и О.Т.О. Гравитация и космологические модели. Наблюдательные данные нестационарной эволюции Вселенной. Проблема гелия и модель «горячей» Вселенной.Современные представления об эволюции Вселенной.

Проблема возникновения разума во Вселенной. Астрономические условия, способствующие возникновению и существованию живого существа. От проблемы связи (GETI) к проблеме поиска (SETI) В.Ц.(Внеземные цивилизации).

Научное, практическое и мировоззренческое значение астрономии и астрофизики.




4

2




6

12

3

0-8




Всего




12

6




18

36

10

0-30




Итого (часов, баллов):




34

34




76

144

24

0 – 100



Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронный практикум

другие формы




Модуль 1

1.1.







0-3







0-3



















0-6

1.2.







0-6







0-4



















0-10

1.3.







0-4







0-4



















0-8

1.4.







0-2







0-4



















0-6

Всего







0-15







0-15



















0-30

Модуль 2

2.1.







0-2




0-4

0-4



















0-10

2.2.







0-2




0-4

0-4



















0-10

2.3.







0-2




0-4

0-4



















0-10

2.4.







0-2




0-4

0-4



















0-10

Всего







0-8




0-16

0-16



















0-40

Модуль 3

3.1.







0-2




0-4

0-4



















0-10

3.2.







0-2




0-2

0-2



















0-6

3.3.







0-2




0-2

0-2



















0-6

3.4.







0-4




0-2

0-2



















0-8

Всего







0-10




0-10

0-10



















0-30

Итого







0-33




0-26

0-41



















0 – 100


Таблица 4.

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1







1-5







1.1.

Введение. Понятие небесной сферы.

Проработки лекции

Наблюдение звездного неба




3

0-2

1.2.

Измерение времени

Решение задач. Работа с учебной литературой. Выполнение домашнего задания. Проработка лекций.

Определение местного истинного солнечного времени.




4

0-3

1.3.

Практические время

Проработка лекций. Решение задач. Работа с учебной литературой. Выполнение домашнего задания.

Совершить переход от показаний времени на ручных часах к местному истинному солнечному времени.




6

0-4

1.4.

Астрономические редукции. Движение тел Солнечной системы.

Проработка лекций. Решение задач. Работа с учебной литературой. Выполнение домашнего задания.







2

0-1




Всего по модулю 1:

1-5

15

0-8

Модуль 2







6-12







2.1.

Задача трех тел

Проработка лекций. Решение задач. Работа с учебной литературой. Выполнение домашнего задания.







4

0-3

2.2.

Планеты










8

0-4

2.3.

Солнце. Индексы солнечной активности.










4

0-2

2.4.

Звезды Физические переменные звезды.




Наблюдение пояса зодиака, ярких звезд.




5

0-3




Всего по модулю 2:

6-12

21

0-12

Модуль 3







13-18







3.1.

Физика звезд.










5

0-3

3.2.

Галактика










4

0-2

3.3.

Виды галактик










5

0-3

3.4.

Элементы космологии










4

0-2




Всего по модулю 3: 13-18

18

0-10




ИТОГО:

54

0-30


4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин




Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

1.

Общий курс высшей математики

+







+

+













+

+




2.

Основы экологии

+

+

+







+

+

+










+

3.

Естественно-научная картина мира
















+

+




+

+




+

4.

Механика










+

+
















+

+

5.

Молекулярная физика




+










+







+







+

6.

Оптика










+







+

+







+




7.

Физика атома, ядра и элементарных частиц




+



















+







+

8.

Квантовая теория




+



















+










5.Содержание дисциплины.

Модуль 1.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине б 2 Педагогика школы для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование профиля...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Философия для студентов направления подготовки 050100. 62 (44. 03. 01) Педагогическое образование профиля...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Материаловедение и технология конструкционных материалов для студентов направления подготовки 050100....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Материаловедение и технология конструкционных материалов для студентов направления подготовки 050100....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Современные методы обработки конструкционных материаловдля студентов направления подготовки 44. 03....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Основы исследований в математическом образовании для студентов направления подготовки 050100 (44. 03....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Смирнова И. Р., Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
Трифонова И. А. Модуль «Сольное пение» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
Овсянникова О. А. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины...
Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconРабочая программа для студентов очной формы обучения направление...
Иванов Д. И. Дополнительные главы лгебры. Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Селиванова О. А. Молодежное движение и развитие социальной активности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconРабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
«История, теория, методика и технологии музыкального образования». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Сазанова Т. В. Естественнонаучная картина мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Коррекция...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100. 62 – Педагогическое образование, профиль подготовки...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления: 050100. 62 \"Педагогическое образование\", Профиль подготовки «Физическое образование» iconРабочая программа для студентов очной формы обучения направление...
Иванов Д. И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск