Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность»





Скачать 138.31 Kb.
НазваниеОписание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность»
Дата публикации23.07.2013
Размер138.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

Описание опыта работы

Аксиологический аспект художественного произведения в изучении

литературы в старших классах

Аксиология - это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» имеет другое понятие, известное всем со школьной скамьи - аксиома -положение, принимаемое без доказательств. Существуют общечеловеческие ценности, понятие о которых заложено в нас природой, они требуют лишь развития и углубления. Есть также культурные, эстетические, этические ценности, которые осмысливаются и принимаются нами в процессе жизни. Одним из способов интеграции ценностных смыслов в наше мировоззрение является искусство, в частности, художественная литература. И моя задача, как учителя литературы, приложить все усилия для того, чтобы сформировать у учеников ценностное отношение к миру, обществу и самому себе. Ибо расхожее выражение «о вкусах не спорят» я принимаю несколько в другом виде - о вкусах на спорят, если они безупречны.

Современное состояние преподавания литературы выдвинуло как первоочередную задачу разработку анализа художественных произведений с подключением аспектов смежных наук: философии, психологии, истории, эстетики, культурологи, социологии, аксиологии и др.

В филологии литературоведческий анализ, подключающий результаты других наук, получил название комплексного филологического анализа. В эту разработку внесли значительный вклад Г. И. Беленький, О.Ю.Богданова, В .Я. Коровина, М. Ю. Лотман, З.Ю. Репин, Н. М. Шанский и др.

Школьник на уроках литературы изучает произведения, которые имеют ценностный характер, так как искусство слова «занято» ценностными по отношению к человеку явлениями. Следовательно, учитель должен предложить такой инструмент анализа, с помощью которого ученик не только оценит произведение, но и исследует конкретный характер его ценности, приобщаясь таким образом к общечеловеческим ценностям.

В этом смысле оптимальным представляется учебно-исследовательский анализ, обогащенный аксиологическим аспектом, который становится доминантой такого исследования. Именно на его основании происходит оценка художественного произведения, отличие мнимых ценностей от истинных и интеграция последних в мировоззрение учащихся.

При данном подходе художественное произведение рассматривается как ценность, то есть оно анализируется не само по себе, а в его взаимодействии с субъектом (читателем - учеником). Таким образом, в

ценностном подходе учитывается диалектика взаимоотношений

художественного произведения и воспринимающего субъекта (учащегося).

С 90-х годов прошлого века стала актуальной аксиология В. П. Зинченко, которая основывается на мысли о том, что учитель и ученик примет только те ценности, которые он сам переживет. То есть, говоря словами Бахтина, «всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте». Мне представляется, что аксиологический подход при анализе художественного произведения поможет ученикам раскрыть, осмыслить и, хорошо бы если бы принять его культурные ценности.

Познание, оценка и практика рассматриваются в философии как три типа отношения человека к миру

Если познание человека направлено на постижение объекта самого по себе, независимо от нашего отношения к нему, то ценностный подход предполагает решение вопросов: каково значение объекта для человека, какую ценность представляет он для него.

В аксиологии понятие оценки трактуется в неразрывной связи с понятием ценности. В самом общем виде под ценностью понимают то, что предмет обладает свойствами, которые способны удовлетворить потребности человека.

Раскрывая диалектическую взаимосвязь ценности и оценки, философы делают важный вывод о том, что оценка «не создает ценность, но ценность осваивается через оценку». Вспомним, например, время, когда были популярны произведения В. Сорокина - сборник «Пир», роман «Голубое сало». Можно сказать, что творчество В. Сорокина получило в свое время достаточно высокую оценку, которая не «создала» никакой ценности, так как и не могла создать, поскольку и содержание, и форма произведений Сорокина далеки от общечеловеческих ценностей. Они привлекли читателя своей необычностью, эпатажностью, особенностями языка (присутствие витиеватых нецензурных слов, которые повергают в шок).

Аксиологическая природа художественной ценности определяет такое ее существенное свойство, как способность удовлетворить потребности человека в эстетических чувствах, переживаниях, доставлять чувство эстетического наслаждения, удовольствие.

Мне, как учителю - практику, очень близка мысль о том, что только сочетание научно- творческого и аксиологического методов исследования, по справедливому замечанию Ю. Лотмана, позволяет учащимся постичь искусство слова как целое, познать и оценить его как особый вид деятельности.

Как бы не была построена аналитическая работа учителя над художественным произведением, она всегда будет опираться на первоначальное восприятие школьников. В свою очередь, это восприятие направляется словом учителя, предварительными индивидуальными заданиями, созданием нужного психологического климата в классе, выразительным чтением, учетом своеобразия данной группы учащихся и отдельных учащихся, уровнем их нравственной и эстетической культуры.

Читательское восприятие и интерпретация создают ценностное отношение к художественному произведению и позволяет ему функционировать как ценности.

Одним из основных принципов анализа становится методический принцип целостности, а методической задачей - обучение учащихся тому, как и на что необходимо обращать внимание при исследовании произведения как целостного единства.

Не могу утверждать, что раннее, работая без применения учебно-исследовательского анализа произведения с доминирующим аксиологическим аспектом, я не стремилась проанализировать произведение в единстве формы и содержания, целостно. Скорее, следует сказать, что это происходило от случая к случаю. Учебно-исследовательский анализ имеет свою схему, которая позволяет соблюдать принцип системности в изучении произведения:

  • выявление уровня читательского восприятия (если речь идет о прозаическом произведении) и выразительное чтение лирического стихотворения;

  • уровень слова (лингвостилистический анализ), для лирического произведения добавляется еще интонационный анализ;

  • анализ уровня образов

  • анализ уровня идей

  • аксиологический подход (осмысление произведения с точки зрения его эстетической, культурной, художественной ценности для учащихся; интеграция ценностных смыслов произведения в мировоззрение учащихся)

Аксиологическое прочтение стихотворения А. А. Ахматовой «Песня последней встречи» (1911)

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Наблюдение за идейно-образной системой стихотворения. «Обратная связь» - личностное восприятие поэтического образа лирической героини учащимися.

Уровень слова.

Начинаю работу со словом с приема, называемым «замедленным чтением», во время которого анализируется лексика стихотворения с точки зрения лингвистики, комментируются символы («грудь холодела», «шепот осенний», «судьба», «темный дом», «свечи», «равнодушно - желтый огонь»).

Во время «замедленного чтения» две группы учащихся выстраивают лексический ряд слов с доминантным смыслом «смерти», «конца» (1 группа), «стремления к жизни» (2 группа):

• «последняя», «холодела», «умри», «унылой», «умру», «темный». Эти
лексемы помогают почувствовать глубину эмоционального
переживания лирической героини.

• «песня», «встреча», «легки», «попросил», «милый», «свечи».
Работа с подборкой лексических рядов слов с определенной смысловой

доминантой, как показывает практика, во многом содействуют глубокому осмыслению учащимися идеи стихотворения.

Лингвостилистический анализ

Этот этап анализа помогает учащимся осмыслить концепцию стихотворения. Делаю акцент на роли внутренних и внешних деталей психологизма в раскрытии образа лирической героини: Так беспомощно грудь холодела. Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки...

Об этой «находке» А. Ахматовой, сумевшей передать душевное смятение лирической героини, писала М. Цветаева (я зачитываю эти слова детям):

«...она одним ударом дает все женское и все лирическое смятение - всю эмпирику! - одним росчерком пера увековечивает исконный нервный жест женщины и поэта, которая в великие мгновения жизни забывает, где правая и где левая не только перчатка, а и руки и стороны света, которые вдруг теряют свою уверенность. Посредством очевидной, даже поразительной точности деталей утверждается и символизируется нечто большее, нежели душевное состояние - целый душевный строй. Словом, из этих двух ахматовских строк рождается богатая россыпь широких ассоциаций, расходящихся подобно кругам по воде от брошенного камня... До Ахматовой у нас никто так не дал жест».

Мысль М. Цветаевой продолжаем рассуждением об отрешенности лирической героини под воздействием пережитого потрясения. Поэтому ей, спустившейся по знакомым трем ступеням, показалось, что их было «много»: Показалось, что много ступеней, А я знала, их только три...

И в этом противопоставлении кажущегося и действительного явно ощутим разлад между душой героини и ее сознанием.

Мотив утраты, печали подчеркивается также тем, что в стихотворении все глаголы (кроме «умри», «умру») - в прошедшем времени: «холодела», «были», «надела», «показалось», «знала», «попросил» «ответила», «взглянула», «горели».

Интонационный анализ.

Проводя вместе с учащимися интонационный анализ, подчеркиваем, что выбранный А. Ахматовой размер стиха - анапест, известный своей «певучестью» - придает стихотворению оттенок задушевности и доверительности. Искренность интонации создается и благодаря частому использованию местоимения «я» и его формы: «шаги мои», «я на правую руку надела», «я знала», «я ответила», «я взглянула». Все это делает стихотворение близким и понятным читателям.

В интонационный анализ входит и анализ звукового фона стихотворения. Учащиеся замечают, что на фонетическом уровне на протяжении всего текста поэтического повествования слышится ассонирующий звук «у», усиливающий ощущение уныния и печали:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки,

Я на правою руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!»

Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый, И я тоже». Умру_с тобой.

Это песня последней встречи, Я взглянула на темный дом, Только в спальне горели свечи Равнодушно - желтым огнем.

Анализ уровня образов.

Анализируя образ лирической героини, обращаю внимание учащихся на то, что о своем «герое» она ни разу не обмолвилась ни словом, потому что, видимо, сердцем она его уже вычеркнула из своей жизни.

Душевному состоянию героини созвучна «одушевленная» природа. Задаю вопрос: «А может быть, это созвучие только кажется ей?». Героине, оттого, что она оказывается не единственной жертвой «переменчивой, злой судьбы», на мгновение как будто становится легче, и она с нежностью произносит: «Милый, милый!» И этот «шепот осенний» лирическая героиня принимает за «песню последней встречи». А «темный дом», на который бросает прощальный взгляд, видится нам немым свидетелем ушедшей любви. Горящие в спальне свечи не рассеивают этой темноты, они «равнодушны», желтый цвет разлуки венчает эту короткую лирическую исповедь.

Анализ уровня идей.

Анализ уровня идей в стихотворении начинаю с вопроса: 1. Восстановите сюжет стихотворения. В чем драматизм лирической

героини?

Драматизм темы стихотворения ощущается уже в самом названии: песня не какая- нибудь, а «последняя». Сюжетом поэтического повествования служит движение мысли и чувства лирической героини, характер которой, как мы уже увидели, проявляется уже с первых строк стихотворения.

Вопросом, который я задаю ученикам на этом уровне анализа, подвожу к осмыслению идеи стихотворения: «Почему свечи горят «равнодушно-желтым огнем» именно в спальне, а не в гостиной?». Именно со спальней связаны самые яркие впечатления героини, счастливые часы того, что было «до» последней встречи. А теперь ТАМ горят свечи «равнодушно- желтым огнем». Лирическая героиня до мелочей запомнила тот путь, который все дальше уводил ее от женского счастья.

Выразительное чтение стихотворения учащимися. Выявление уровня эмоционального восприятия.

Аксиологический подход.

Подвожу итоги анализа, учащиеся отвечают на вопрос:

• В чем вы видите эстетическую ценность тихотворения?

Стихотворение А. Ахматовой, обращенной к, казалось бы, вполне традиционной теме, по-своему оригинально. Описывая всего лишь путь героини, простившейся со своей любовью и уходящей из дома, с которым для нее связана ее совсем недавняя счастливая жизнь, поэтесса рассказала нам о полной драматизма женской судьбе. Так, многим знакомая жизненная ситуация под пером еще молодого мастера слова становится лирическим шедевром.

Способы, приемы, методы анализа стихотворения могут быть и иными. Но мне представляется данный путь более результативным, так как идет от непосредственного, живого восприятия к осмыслению, «вчувствованию» в авторский текст и интеграции ценностных смыслов стихотворения в мировоззрение учащихся. А также более глубокому осмыслению ими стихотворения как художественной, эстетической, культурной ценности.

Ведь творчество писателя и творчество читателя во многом однотипно. На этом основана возможность общения между ними (что и предполагает аксиологический подход). Ученик (читатель), вступая в диалог с автором, учится, по выражению Ильина, «перестраивать свой художественный слух».

Результаты применения учебно-исследовательского анализа с доминирующим аксиологическим аспектом позитивны, демонстрируют, качественное продвижение по приобретению и углублению навыков и умений анализировать художественный текст в единстве составляющих аспектов.

Результаты обучения на уроках литературы проявятся далеко не сразу. Это уровень воспитания, формирование нравственного стержня, и в конце концов, помните, как в философии - познание, оценка и практика - конкретные поступки.


Результаты обучения с использованием аксиологического подхода при

анализе художественных произведений и методические выводы

Для того чтобы убедиться в эффективности использования учебно-исследовательского анализа художественного произведения при доминантном аксиологическом аспекте в сентябре 2010 года мною совместно с администрацией гимназии был проведен констатирующий срез уровня знаний и умений учащихся, необходимых при анализе художественного произведения. Учитывая специфику лирического произведения, для констатирующего и контрольного срезов нами были выбраны произведения именно этого жанра. Нам представлялось, что в соответствии с целями диагностики на материале стихотворений легче провести сравнительный анализ результатов.

Проверка знаний, умений проводилась по двум уровням:

  1. выявление наличия у учащихся соответствующих теоретико-литературных знаний и умение пользоваться ими на практике, то есть умение анализировать стихотворение как целостное единство;

  2. мера содержательности и выразительности монологической речи учеников при анализе.

Учащимся 11 класса было предложено исследовать стихотворение А. А. Ахматовой «Прогулка» в качестве домашнего задания, в помощь даны следующие опорные вопросы:

Понравилось ли Вам стихотворение? Почему? Какие чувства оно у Вас вызвало?

  1. Каков его жанр? Какие стихотворения со схожей тематикой Вы знаете?

  2. Найдите поэтические тропы и фигуры. Объясните цель употребления каждого из них.

  3. Объясните содержание следующих словосочетаний, поясняющих психологическое состояние лирических героев: «томилось сердце, не зная даже причины горя своего», «насторожившийся покой», «почти не дрогнувшей рукой».

  4. Какую функцию выполняет в стихотворении пейзаж?

  5. Каким размером написано стихотворение? Почему происходит изменение метрики стиха?

  6. Найдите примеры фонических звучаний: аллитерации и консонантизма. Объясните цель их употребления.

  7. Дайте характеристику образам лирических героев. Какие нравственно -эстетические начала они несут?

9) В чем идейно - эстетическое содержание этого стихотворения?
10) Почему стихотворение является эстетической ценностью?

11) Какие общечеловеческие ценности в нем утверждаются?

На контрольном этапе исследования, осуществленном в апреле 2011 года, проверялась эффективность введения учебно-исследовательского анализа в процессе изучения художественного произведения (особенно лирического) и прочность полученных при этом знаний, умений, навыков, используя метод контрольного среза по следующим параметрам:

умение учащимися провести целостный анализ при доминирующем аксиологическом подходе

умение проанализировать неизученное, но близкое по теме стихотворение или прозаическое произведение малого жанра в единстве формы и содержания и оценить его художественное совершенство

умение излагать свою интерпретацию стихотворения, через

выразительное чтение дать свое восприятие, которое

приближалось бы к авторской позиции.

Выполненные самостоятельно на основе материала уроков работы учащихся по толкованию стихотворений и анализу очерков и миниатюр далеки от совершенства, грешат неточностями, однако они наглядно демонстрируют качественное продвижение по приобретению и углублению навыков и умений анализировать художественный текст в единстве составляющих аспектов.

Если в работах по анализу стихотворения, выполненных до опытного обучения, старшеклассники обнаружили неумение дать толкование поэтического текста и оценить его эстетическое достоинство, то цитируемые работы свидетельствуют о попытке целостного анализа с оценкой интерпретируемого произведения.

В подтверждение приводим анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Вечером», выполненный в качестве домашнего задания по следующему плану:

  1. Какое впечатление произвело на Вас стихотворение ? О чем в нем говорится?

  2. Проанализируйте символы «сада» и «мертвой воды» в сб. А. А. Ахматовой «Вечер».

  3. В сопоставлении каких образов развивается идея стихотворения?

  4. Найдите поэтические фигуры и тропы. Объясните цель их употребления.

  5. Какова интонация стихотворения? Чем она создается?

  6. Каким размером написано стихотворение? Найдите нарушение размера.

  7. С чем связано изменение рифмовки?

  8. Найдите фонические созвучия и объясните цель их употребления.

  9. Охарактеризуйте образы лирических героев, какие нравственно- эстетические начала они несут?

  1. В чем идейно- эстетическое содержание стихотворения?

  2. Дайте оценку стихотворению.

Вопросы плана, имея цель проверить применение теоретических знаний на практике, настраивали старшеклассников на проведение учебно-исследовательского анализа и были аналогичны вопросам плана констатирующего среза.

Работы, выполненные на контрольном срезе, показали, что элементы художественного описания использовались учащимися более органично и уместно.

Контрольные работы выгодно отличаются от начальных и в том плане, что обнаруживают значительную активизацию репродуктивного, развитие творческого, воссоздающего художественного мышления школьников, так как рисуемые картины отличаются по сравнению с исходными повышенной образностью, яркостью видения, эмоциональной насыщенностью, что в значительной степени подтверждает вывод: учебно-исследовательский анализ с доминантным аксиологическим аспектом способствует не только развитию специальных знаний, но и эмоционально образного художественного мышления, а, следовательно, развитию художественного вкуса учащихся.

Работа по использованию в практике анализа художественного произведения учебно-исследовательского анализа с доминирующим аксиологическим аспектом продолжается, что дает свои позитивные результаты.



Семенова Ольга Геннадьевна, МБОУ «Гимназия №1» г.Нижневартовск







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconКомплексная работа с текстом в старших классах
Главное же – это задания речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Особое внимание обращается на...
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconПояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение...
Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном...
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconПояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение...
Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном...
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconЗанятие Тема: «Введение. Понятие художественной литературы как письменной...
...
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconВ учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом...
Учебник как методическое средство при анализе художественного произведения: организация педагогического анализа художественного произведения...
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconПрограмма по русской литературе (особенно в старших классах) должна полностью соответствов
Инновационные технологии в преподавании русской литературы в старших классах средней школы
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С первых дней преподавательской работы я преподаю математику. Вовремя работы я уделяю особое внимание методике. Это не значит, что...
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconТема урока: квадратный корень из произведения
...
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сергей Есенин. Особенности изучения лиро-эпического произведения на уроке литературы в старших классах
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconИзучая географию, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование)
Например: углубленное (комментированное) чтение художественного произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения,...
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconИзучая географию, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование)
Например: углубленное (комментированное) чтение художественного произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения,...
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconПлан-конспект урока в 8 классе. Тема урока: Квадратный корень из произведения и дроби
«Арифметический квадратный корень из произведения и дроби», выполненная с помощью программы Microsoft Power Point 2003
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconИгра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного...
Который рекомендован преподавателям английского языка, работающим в сфере школьного и дополнительного образования детей. В нём приведены...
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconУрок литературы по рассказу А. И. Куприна "Слон"
Уроки чтения, в старших классах, еще называются уроками литературы. Почему, как вы думаете? (Выросли, не только читаем, но изучаем...
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconНеподвижная часть времени
Маленькие дети рисуют все, а в школе, особенно в старших классах, уже только один – два человека. Более того, интерес к искусству,...
Описание опыта работы Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах Аксиология это наука о ценностях. Такой же греческий корень «аксио», который переводится как «ценность» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
Эпиграф «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск