Скачать 412.2 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс по модулю М2.В1. Теория коммуникации Направление: 035700 Лингвистика Магистерская программа Социолингвистика Факультет филологический Кафедра русского языка Составитель: к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А. Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Федеральное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ Ерофеева Е.А._(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1 «_30 » _августа_2013_г. Рабочая программа дисциплины М2.В1. Теория коммуникации Направление: 035700 Лингвистика Магистерская программа Социолингвистика Факультет филологический Кафедра русского языка Составитель: к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А. Москва-2013 Пояснительная записка Теория коммуникации – сравнительно молодая область научного знания. За рубежом теория коммуникации сформировалась в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины в середине ХХ века. Особенно заметный рост интереса к проблемам коммуникации и информации стал наблюдаться во второй половине ХХ века, что было вызвано бурным развитием кибернетики, математической теории коммуникации и современных электронных систем связи. В настоящее время теория коммуникации только начинает утверждаться в российском образовании в качестве самостоятельной учебной дисциплины. Дисциплина «Теория коммуникации» изучается на старших курсах, т.е. на завершающем этапе образования, синтезируя знания магистрантов из предваряющих или параллельных курсов: «Теория литературы», «Теория языка», «Философия», «Психология», «Современный русский язык», «Стилистика», «История русской литературы». Основные цели и задачи курса Цель курса – изучить теоретические основы коммуникации, заложить основы коммуникативной компетентности будущих специалистов-филологов, подготовить их к профессиональной деятельности в современных условиях. Основными задачами учебной дисциплины "Теория коммуникации" являются следующие:
В результате освоения содержания дисциплины магистранты должны
Таким образом, изучение теории коммуникации дает знания в области теоретической и практической подготовки квалифицированного специалиста-филолога. Принципы отбора содержания и организации учебного материала Отбор материала основан на принципе системности. Содержание курса направлено на формирование у магистрантов научного мировоззрения и систематизацию знаний в области теории коммуникации. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы магистрантов. Форма итогового контроля – зачет. Программа включает тематику лекций, практических занятий, темы докладов, вопросы к зачету и список рекомендуемой литературы.
по очной форме обучения
по очной форме обучения Разделы дисциплины и виды учебной работы
Тематический план лекций для очной формы обучения Коммуникация как объект научного исследования. Проблема предмета теории коммуникации. Роль коммуникации в информационном обществе. Место теории коммуникации в системе гуманитарного знания. Проблема соотношения понятий коммуникация и общение. Основные этапы развития коммуникации. Теоретические модели коммуникации. Понятие модели коммуникативного процесса. Линейные модели коммуникации: модель Лассуэлла, модель Шеннона – Уивера, модель У.Шрамма. Нелинейные модели: модель Т.Ньюкомба и др. Прикладные модели коммуникации. Понятие прикладной модели. Коммуникация как объект исследования гуманитарных наук. Модели коммуникации в художественной культуре. Культурологическая модель М.Бахтина. Функционально-лингвистическая модель Р.Якобсона. Литературоведческая модель В.Шкловского. Процесс коммуникации. Производство информации. Распространение информации. Прием информации. Использование информации. Понятие эффективности коммуникации. Факторы и барьеры коммуникации: психологические, языковые, социальные. Вербальная коммуникация. Понятие вербальной коммуникации. Формы вербальной коммуникации: диалог и монолог. Типы диалога. Стили вербальной коммуникации. Факторы, обусловливающие речевое поведение и взаимопонимание коммуникантов: социальная ситуация, социальные роли, коммуникативный контекст, коммуникативная компетентность, этнокультурные особенности, коммуникативная установка. Невербальная коммуникация. Понятие невербальной коммуникации. Невербальные элементы коммуникации. Кинесика. Окулесика. Такесика. Сенсорика. Проксемика. Хронемика. Паралингвистика. Уровни коммуникации. Межличностная коммуникация. Коммуникативные барьеры. Коммуникации по способу установления и поддержания контакта, по инициативности коммуникаторов, по степени организованности, в зависимости от направления потока информации. Уровни коммуникации. Коммуникация как сотрудничество. Коммуникация как конфликт. Понятие межличностной коммуникации и ее особенности. Стили межличностного общения. Уровни коммуникации. Коммуникация в малых группах. Модели коомуникативной структуры в малых группах. Механизмы влияния на изменение поведения в малых группах. Процесс принятия групповых решений. Уровни коммуникации. Массовая коммуникация. Понятие массовой коммуникации. Основные отличия массовой коммуникации от межличностной. Этапы исследований проблем массовой коммуникации. Методы исследования массовой коммуникации. Понятие массовой информации. Понятие массовой аудитории. Виды профессионально ориентированной коммуникации. Коммуникация как форма управления организацией. Виды коммуникаций в организациях: вертикальные и горизонтальные коммуникации. Формы деловой коммуникации: совещание, презентация, собрание, переговоры, конференция, деловая встреча, беседа. Официально-деловой стиль речи. Публичная коммуникация, ее формы и жанры. Содержание, средства и язык коммуникации. Понятие знака. Классические типологии знаков. Социальный знак. Понятие коммуникативной системы. Искусственные коммуникативные системы. Семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика. Теория речевых актов. Принцип кооперации и принцип вежливости. Прагматический подход к коммуникации. Теория речевых актов. Классификация речевых актов по Д.Серлю. Принцип кооперации Г.П.Грайса. Принцип вежливости Дж.Лича. Возникновение и развитие межкультурной коммуникации. Понятие межкультурной коммуникации. Предмет и объект исследования. Книга Э.Холла «The Silent Language» как начало развития межкультурной коммуникации. Два типа культур: низкоконтекстуальные и высококонтекстуальные. Современные направления развития межкультурной коммуникации. Типы и уровни межкультурной коммуникации. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации. Формы коммуникации при межкультурном взаимодействии: социализация, адаптация, аккультурация, инкультурация. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры. Культура и поведение. Культура и идентичность. Культура и язык. Культура и ценности. Проблема понимания в межкультурной коммуникации. Культура и восприятие. Межкультурные конфликты и пути их преодоления. Межличностная аттракция в межкультурной коммуникации. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации. Русский национальный характер в контексте межкультурной коммуникации. |
Учебно-методический комплекс Для специальности 080502-экономика и... Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика... | ||
Учебно-методический комплекс теория государства и права направление 030900 юриспруденция Теория государства и права: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Старостина С. А., Калининград, 2013 | Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление... Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю кв. 12 «Русский язык в межкультурной коммуникации» ... | Учебно-методический комплекс по модулю «история и теория философии» М1В2 Факультет ... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика... | ||
Культура речевой коммуникации учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | Учебно-методический комплекс по модулю педагогическая риторика Направление:... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю Техника выразительного чтения... ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской... ... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии... Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Лингвистическая теория коммуникации» Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры русского языка и общего языкознания,... | ||
Учебно-методический комплекс соответствует требованиям к дисциплине... Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры Гражданско-правовых дисциплин протокол № | Учебно-методический комплекс Введение в специальность Направление 031400. 62 «Культурология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |