Скачать 0.73 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ в г. НАХОДКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи» специальность 080105.65 «Финансы и кредит» Очная форма обучения
Утвержден на заседании кафедры экономики и процессов управления
Зав. кафедрой
г. Находка 2010 АННОТАЦИЯ Цели изучения дисциплины: - повышение уровня гуманитарного образования и гуманитарного мышления студентов, что в первую очередь предполагает умение пользоваться всем богатством русского литературного языка в устной и письменной форме при общении во всех сферах человеческой деятельности. Задачи изучения дисциплины: - повышение общей культуры речи; - изложение теоретических основ культуры речи, ознакомление с ее основными понятиями и категориями, а также нормативными свойствами фонетических, лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических средств языка, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи; - формирование системного представления о нормах современного русского литературного языка; - формирование навыков и умений правильного употребления языковых средств в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения. Место дисциплины в профессиональной подготовке. «Русский язык и культура речи» – одна из дисциплин обще гуманитарного цикла, входящих в федеральный компонент. Данная дисциплина является необходимой для подготовки любого специалиста с высшим образованием, в связи с тем, что «в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия убеждения.» (Введенская Л.А.) Требования к уровню усвоения содержания курса: В процессе изучения дисциплины студенты должны: Иметь представление: - об основных терминах и понятиях категорий культуры речи. Знать: - нормы употребления маркированных языковых средств в различных речевых ситуациях. Уметь: - продуцировать тексты разных жанров в устной и письменной формах; - анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка; - обнаруживать речевые ошибки на всех уровнях структуры языка. - излагать, обсуждать и действенно отстаивать мнение в формальной и неформальной обстановке, в письменной и устной форме; - слушать и аналитически воспринимать письменную информацию, включая восприятие культурных и языковых различий; - письменно оформлять и использовать информацию из устных, печатных и электронных источников. Содержание дисциплины Распределение часов по темам и видам учебной работы
РАЗДЕЛ 1. История происхождения русского языка. Тема № 1. Предмет и задачи курса. Цели и содержание дисциплины. Культура речи - как наука о соблюдении языковых норм и уместности выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения. Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, а также знаний и навыков, необходимых в практике вуза, является задачей курса «Русский язык и культура речи». Тема № 2. Литературный язык как высшая форма национального языка. Язык – знаковая система. Языковые знаки. Язык по своей природе полифункционален. Основные функции языка (коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная). Формы существования языка. Литературный язык как исторически сложившаяся высшая форма национального языка. Основные признаки литературного языка: обработанность, устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, нормированность, наличие функциональных стилей. Нелитературные варианты русского языка: диалекты, просторечие, арго и области их функционирования. Устная и письменная формы речи. Условия функционирования книжной и разговорной речи. Тема № 3. Речевое общение. Основные виды общения. Вид деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Организация вербального общения. Коммуникация и их виды. Эффективность речевой коммуникации. Специфика русского речевого общения, использование устойчивых формул с учётом социальных возрастных и психологических факторов и сфер общения. Невербальная коммуникация (жесты, мимика). Тема № 4. История происхождения русского языка. История происхождения русского языка. Русский национальный язык 18-19в.в. Русский язык в советское время. Русский язык в современном мире. Язык – хранитель духовных богатств нации. РАЗДЕЛ 2. Культура речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты речи. Тема № 5. Языковая норма. Понятие языковой нормы. Русский литературный язык как нормированный вариант языка. Динамичность и историческая изменчивость норм языка. Основные типы норм: орфоэпические, морфологические, стилистические. Языковая норма как «точка отсчёта» в оценке языковых вариантов. Нормативные и ненормативные варианты, равноправные варианты, основные и дополнительные варианты. Система правил орфографии и пунктуации как норма письменной речи. Тема № 6. Коммуникативные качества речи. Коммуникативные качества речи: правильность, чистота, точность, богатство и разнообразие, логичность, уместность, доступность, действенность, выразительность. Тема № 7. Этические нормы речевой культуры. Речевой этикет. Формулы речевого этикета. История обращения людей друг к другу в России. Национальная специфика речевого этикета. Тема № 8. Культура речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты речи. Распространённые ошибки и погрешности в современной речи. Эмоциональность, оценочность, экспрессивность слова как важнейшее понятие стилистики. Разряды лексических единиц в зависимости от их эмоционально-экспрессивной окраски. Соотнесённость эмоционально-экспрессивной и стилевой окраски слова. Эмоционально-экспрессивная окраска слов в контексте. Трудности произношения, ударения, словоупотребления, лексической сочетаемости. Смешение различных стилей, несоблюдение требований, предъявляемых к каждому из них. РАЗДЕЛ 3. Функциональные стили современного русского языка. Тема № 9. Функциональные стили речи. Функциональные стили современного русского языка. Основные функции (общение, сообщение, воздействие). Понятие о функциональном стиле. Системы стилей русского языка: стили разговорные и книжные (научный, официально-деловой, публицистический, художественный). Особенности, составляющие языковую специфику стиля. Стилевая определённость, речевое варьирование, функционирование языковых единиц. Точность и логичность как доминирующее качество научной речи. Жанры научного стиля: лекция, доклад, выступление, реферат. Устная и письменная форма жанров научного стиля. Стандартность, краткость как основные качества делового стиля (официально-документальный и обиходно-деловой). Публицистический стиль. Лаконичность, доходчивость, выразительность, связь с другими функциональными стилями. Жанры: информация, корреспонденция, репортаж, очерк. Звучащая и письменная публицистическая речь. Художественный стиль, его существенные признаки и языковые средства их выражения. Выразительность и изобразительность как доминирующие качества художественного стиля. Разговорно-деловой стиль. Неофициальность, спонтанность, диалогичность, устная форма речи. Лексико-грамматические признаки. Процесс взаимопроникновения элементов разных функциональных стилей. Тема №10. Научный стиль как средство профессионального общения. Основные функции научного стиля. Его подстили: собственно научный, учебный, научно-популярный. Точность и логичность, как доминирующее качество научной речи. Научный текст, как способ общения между специалистами. Первичные и вторичные тексты. Специфика языка научных текстов (преобладание отвлечённых имён существительных, форм настоящего времени, большое число возвратно-безличных форм, усложнённый синтаксис). Виды аналитической обработки текстового материала. Аннотация как вид статей характеристики первичного текста, её структурные и языковые особенности. Реферат как краткое изложение основной информации первичного текста. Его структурные, композиционные особенности. Назначение и виды рефератов. Конспект как вид вторичного текста на основе свёртывания информации устного или письменного первичного текста. Тезисы как формулировка основных положений первичного текста. Устная форма научного общения. Языковые различия письменной и устной форм научной речи. Темы как предмет научного разговора, беседы, доклада, выступления. Основные ситуации устного и научно-профессионального общения: лекция, конференция, научный семинар. Монологические жанры научной речи (доклады, реферативные сообщения, выступления). Диалогические жанры устной научной речи: научные беседы, дискуссии, диспуты. Тема № 11.Официально-деловой стиль. Сфера применения делового стиля. Особенности устного и делового общения. Виды письменного делового общения (законодательный, дипломатический, канцелярский, административный и др.). Композиции и правила его оформления. Виды писем (просьба, уведомление, сопроводительное письмо и др.). Речевой этикет делового письма. Основные виды деловых документов (дипломатическое послание, нота, заявление, договор, приказ т.д.) и принципы их оформления. Стандартизация и унификация, клиширование. Классификация документов по характеру (личные, служебные) и по назначению (организационно-распорядительные и информационно-справочные). Коммерческая документация. Особенности лексики и синтаксиса в системе делового общения (обилие канцеляризмов и штампов, стандартные обороты и синтаксические конструкции). Тема № 12. Публицистический стиль. Основные функции публицистического стиля(сообщение и воздействие. Разновидности публицистического стиля и его жанры (интервью, репортаж, статьи, очерки и т.д.). Конструктивный принцип стиля (сочетание стандарта, экспрессии, логического и образного, оценочного и нейтрального). Языковые особенности стиля: употребление оценочной публицистической лексики и фразеологии, активное употребление новых слов и выражений. Экономия языковых средств. Лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности, отбор языковых средств с установкой на их доходчивость и эффективность, воспринимаемость нейтральных и стилистически окрашенных средств, метафоричность. Роль публицистики в формировании стилистических вкусов и языковых норм. Устная публичная речь. Виды публичной речи. Полемическое мастерство. Речевое поведение в споре. Классификация споров. Факторы, влияющие на характер спора и его особенности. Основные требования культуры спора. Употребление терминов, многозначных слов. Логические ошибки. Доводы в споре. Тема № 13. Разговорный стиль. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Тема № 14. Художественный стиль. Стилистические ресурсы русского языка. Функционально-стилистическое расслоение лексики современного русского языка. Особенности функционирования стилистически окрашенной лексики в художественном стиле. Эмоциональность, оценочность, экспрессивность слова как важнейшее понятие стилистики. Разряды лексических единиц в зависимости от их эмоционально-экспрессивной окраски. Соотнесённость эмоционально-экспрессивной и стилевой окраски слова. Эмоционально-экспрессивная окраска слов в контексте. Стилистическое использование фразеологических средств русского литературного языка. Стилистические ресурсы словообразования. Функционально-стилистические возможности морфологии. Частота употребления различных частей речи как один из стилеобразующих факторов. Стилистические ресурсы синтаксиса. Стилистические фигуры. Стилистическое использование параллельных синтаксических конструкций в различных функциональных стилях. Стилистическая характеристика сложных предложений. Употребление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений в разных стилях речи. Стилистическая оценка бессоюзных сложных предложений. Период как особая форма эмоционально-риторической речи. РАЗДЕЛ 4. Словари и справочники. Тема № 15. Словари и справочники. Основные словари русского языка, их типы и краткая характеристика. Выбор словаря нужного типа для решения конкретной задачи и правила работы с ним. РАЗДЕЛ 5. Основы риторики. Тема № 16. Теоретические основы ораторского искусства. Риторика - наука об ораторском искусстве. Ораторское искусство как показатель духовной культуры и как часть учения о культуре речи. Ораторское искусство как социальное явление. Зарождение и расцвет ораторского искусства. Риторические школы древности. Выдающиеся ораторы Древней Греции и Древнего Рима. Выдающиеся русские ораторы. Виды публичных выступлений: речь, доклад, беседа, сообщение, лекция, интервью и др. Тема № 17. Мастерство публичного выступления. Структура публичного выступления. Повседневная подготовка к публичному выступлению как непрерывный процесс работы оратора над совершенствованием своего мастерства (самообразование, создание собственного архива, овладение техникой речи, повышение культуры устной и письменной речи). Подготовка к конкретному выступлению. Основные этапы подготовки: выбор и разработка темы, целевая установка, подбор материала, изучение отобранной литературы, осмысление прочитанного и выработка собственной позиции. Оратор и аудитория, композиция выступления. Приёмы привлечения внимания аудитории. Языковые средства контакта. Учёт особенности аудитории. Форма преподнесения материала. Искусство импровизации. Недостаток композиции. Тема№18. Основные категории риторики. Риторика - синтез наук: философии, логики, лингвистики, психологии, этики, эстетики. Взаимосвязь стилистики, культуры речи и риторики. Роды красноречия (политическое, академическое, судебное, церковное, бытовое). Этика оратора. Особенности коммуникативного этапа. Невербальное поведение оратора (поза, мимика, артикуляция). Реакция на действия аудитории. Языковые средства контакта. Учет особенностей аудитории. Форма преподнесения материала. Искусство импровизации. Вопросы: 1.Перечислите науки, которые являются составными частями риторики. 2.Перечислите виды красноречия. Перечислите виды публичных выступлений. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная: 1.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное посбие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю. Кашаева.-РнД: Феникс,2008.-544с.-(Высшее образование) 2. Русский язык и культура речи: Учебник./ Под ред. В.И. Максимова.- 2-е изд. - М.: Гардарики, 2005.- 413 с. 3.Антонова Е.С./Русский язык и культура речи: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.- 4-е изд., стер.-М.: Издательский центр Академия, 2007.-320 с. 4. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. Учебник. М., 2008. Дополнительная:
Словари и справочники:
Электронные ресурсы
Материалы текущего и промежуточного контроля знаний Темы рефератов 1.Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры. 2.Типы речевых ситуаций: Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь. Монолог и диалог (полилог). 3.Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический). Жанры текстов. Разговорная речь. 4.Жанры-побуждения, виды побуждения. Способы выражения побуждения в современном русском языке. Жанры-полилоги. Языковые средства и специальные приемы жанров-полилогов. Жанры-описания. Языковые средства и специальные приемы жанров-описаний. 5.Повествовательные жанры. Языковые средства и специальные приемы повествовательных жанров. Жанры-рассуждения. Языковые средства и специальные приемы жанров-рассуждений. Рекламные жанры. Языковые средства и специальные приемы создания рекламных жанров. Способы выражения оценки в русском языке. 6. Функциональные разновидности русского языка. 7. Научный стиль в его устной и письменной разновидности. 8. Публицистический стиль в его устной и письменной разновидности. 9. Литературная разговорная речь. Жанры городского общения. 10.Художественная литература как высшая форма существования русск. языка. 11. Произносительные нормы русского языка (орфоэпия). 12. Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. 13. Слово и жест в публичных выступлениях разных стилей. 14. Способы подготовки и самоконтроля речи. 15. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач 16. Культура речи и эффективность общения 17. Современная городская коммуникация 18.Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации 19. Русская языковая личность в межкультурной коммуникации. 20. Как стать гением переговоров? Задания и упражнения для повторения и закрепления материала Тема: Языковая норма. Орфоэпические и акцентологические нормы. План 1. Языковая норма. Вариант. Ошибка (отхождение от нормы). 2. Устная и письменная формы литературного языка. 3. Техника устной речи. 4. Нормы произношения. 5. Нормы ударения (акцентологические нормы). |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная | Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по... Р 88 Русский язык и культура речи [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Ашихмина; Бийский... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Русский язык и культура речи» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры общего языкознания «10» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» Специальность —280201. 65 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов | Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... |