МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет новых социальных технологий Кафедра сервиса, туризма и связей с общественностью
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________ Л.И. Задорожная
«_____»__________ 2013г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине В.В.1.1. История зарубежной литературы________________________ по направлению
подготовки бакалавров 031600.62 Реклама и связи с общественностью _____________ по профилю подготовки Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере___ Квалификация (степень)
выпускника бакалавр ____________ Форма обучения очная, заочная
МАЙКОП
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по
направлению (специальности) подготовки бакалавров 031600.62 Реклама и связи с общественностью Составитель рабочей программы:
кандидат филологических наук, доцент
|
|
| Чич Р.Ш.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Сервиса, туризма и связей с общественностью______________________________________
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________200__г.
|
|
|
Сташ С. М.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Сташ С.М.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Гук Г. А
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Сташ С.М.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Цели и задачи дисциплины
Курс «История зарубежной литературы» предназначен для знакомства с классическими произведениями мировой литературы и искусства, с основными тенденциями развития русского художественного творчества.
Задачи курса – дать студентам специальности «Связи с общественностью» общее представление о месте мировой литературы и искусства в целостной системе мировой культуры, на конкретном литературном, литературоведческом материале показать особенности развития русской литературы и искусства.
Целями освоения дисциплины является:
подготовка будущего специалиста к профессиональному чтению художественных произведений:
раскрыть специфику литературы как вида искусства;
показать закономерности построения художественного произведения как явления целостного;
дать понятие о литературном процессе;
сформировать методические умения анализа художественного произведения на основе теоретических знаний;
подготовка специалиста, способного к самостоятельной научно-педагогической деятельности в современных условиях развития образования и науки, способного ориентироваться и опираться на лингвистические и психолого-педагогические положения, лежащие в основе современной методики обучения чтению и литературе с учетом знаний основных этапов развития отечественной литературы.
Задачи курса:
дать представления о литературном процессе, основных этапах развития отечественной литературы.
актуализировать у студентов знания по истории отечественной литературы, полученные на предыдущем этапе образования;
расширить представления студентов о содержании современного литературного процесса.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «История зарубежной литературы» входит в базовую часть профессионального цикла.
Данная дисциплина позволяет студентам соотнести анализируемые произведения с отечественным литературным процессом. Логика освоения представленных дисциплин, их содержание и технологии являются базой для изучения курса.
Учебная дисциплина «История русской литературы» представляет собой важное звено в профессиональной подготовке высококвалифицированного специалиста.
Знание литературы помогает будущему специалисту уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям общества, быть культурным, высокообразованным, что позволит решать на практике первоочередные задачи XXI века. 3.Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать способность и готовность по следующим компетенциям:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)
- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- способен обсуждать профессиональные проблемы отстаивать, свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, делать выводы, давать аргументированные ответы (ПК-10).
В результате освоения дисциплины студенты должны:
Знать: историю развития отечественной литературы, воспитывать интерес и уважение к произведениям отечественной литературы и к процессу чтения; специфику литературы как вида искусства, закономерности построения художественного произведения как явления целостного, иметь представление о литературном процессе и читательской деятельности; знать принципы организации читательской деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями.
Уметь воспринимать художественные произведения в контексте отечественного литературного процесса; анализировать и воспринимать художественный текст по законам искусства.
Владеть приемами организации собственной читательской деятельности и читательской деятельности детей с особыми образовательными потребностями с учетом закономерностей развития отечественной литературы.
Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)
Вид учебной работы
| Всего часов /з.е.
|
| Семестры
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 54/1.5
| 1
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 36/1
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 18/0.5
|
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 54/1.5
|
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| Реферат
| 10/0.27
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Составление плана-коспекта.
|
8/0.22
|
| Форма промежуточной аттестации: экзамен
| 36/1
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
|
| 4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)
Вид учебной работы
| Всего часов /з.е.
|
| Семестры
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0.28
| 1
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 6/0.16
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 4/0.11
|
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2.72
|
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| Реферат
| 30/0.83
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Составление плана-коспекта.
|
32/0.88
|
| Форма промежуточной аттестации: экзамен
| 36/1
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
|
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| СРС
| 1.
| Античная литература. Периодизация античной литературы. Роль античности для развития западноевропейской и отечественной литературы и культуры. Мифология Древней Греции и Рима. Типы мифологических представлений. Древнегреческий героический эпос. «Илиада», «Одиссея»: особенности композиции, стиля, мифологическая основа. Гомеровский вопрос.
| 1-2
| 4
| 2
| 2
| Подготовка к практическим занятиям
| 2.
| Эллинский период. Античная драма. Развитие трагедии. Великие трагики: Эсхил, Софокл, Еврипид. Античная лирика. Авторы, жанры. Литература эпохи эллинизма. Новая комедия, буколическая поэзия, античный роман.
| 3-4
| 4
| 2
| 2
| Выполнение конспекта. .
| 3.
| Римская поэзия. Творчество Катулла. «Золотой век» Римской поэзии. Творчество Вергилия, Горация, Овидия. Римская литература эпохи империи. «Серебряный век» римской литературы. Римская трагедия. Творчество Сенеки.
| 5-7
| 4
| 2
| 2
| Подготовка к практическим занятиям, чтение текстов.
| 4.
| Литература Средних веков и Возрождения Понятие «Литература Средневековья». Синтез языческих и христианских элементов, их эволюция. Средневековый гуманизм и его специфика. Роль жанров в средневековой литературе. Основные направления. Периодизация. Народный героический эпос раннего и зрелого Средневековья. Понятия «эпическое состояние мира», «эпический герой». Сходство и различия эпических произведений, созданных в разные периоды Средневековья и принадлежащих разным народам: «Беовульф», Ирландский эпос, Скандинавская эпическая поэзия, «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах».
| 8-9
| 4
| 2
| 2
| Подготовка к практическим занятиям.
| 5.
| Литература эпохи Возрождения. Философская основа, ренессансный гуманизм, этические и эстетические принципы. Жанровая система, ее особенности и эволюция. Ренессанс в Италии. Литература Треченто. Данте. Традиции и новаторство. Раннее творчество, «Божественная комедия», ее проблематика и поэтика
| 10-11
| 4
| 2
| 2
| Подготовка к практическим занятиям, чтение текстов.
| 6.
| Шекспир. Его предшественники в области поэзии, прозы и драматургии. Общая характеристика творчества. Шекспировский вопрос. Сонеты. Эволюция комического. Концепция личности в исторических хрониках Шекспира. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Шекспир. Концепция ренессансной личности в трагедии Шекспира «Гамлет». Шекспир. Шекспир. «Отелло», «Король Лир». Сценические интерпретации пьес Шекспира.
| 12-13
| 4
| 2
| 2
| Подготовка к практическим занятиям
| 7.
| Творчество Ж.Расина как начало нового этапа в развитии национальной классицистической трагедии. «Слабый» герой в творчестве Расина (Андромаха. Федра). Психологизм Расина и его значение для развития французской литературы. Ж.Б.Мольер как реформатор французской комедии. Специфика «высокой комедии». «Тартюф» как образец высокой комедии.
| 14-15
| 4
| 2
| 2
| Индивидуальное домашнее задание.
| 8.
| Проблема художественного метода в драматургии Мольера. Сочетание элементов классицизма, реализма и барокко (Дон Жуан. Мизантроп. Скупой. Мещанин во дворянстве).
| 16
| 4
| 2
| 2
| Проверочная работа творческого характера.
| 9.
| Лирика французских романтиков. Драмы В.Гюго, их особенности. Специфика французской романтической новеллы. Жоржсандовский тип романа.
| 17
| 4
| 2
| 2
| Выполнение конспекта.
| 10.
| Промежуточная аттестация
| 18
| -
| -
| 36/1
| экзамен
|
| ИТОГО:
|
| 36/1
| 18/0.5
| 54/1.5
|
|
5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость
(в часах)
|
| Л
| С/ПЗ
| СРС
| 1.
| Античная литература. Периодизация античной литературы. Роль античности для развития западноевропейской и отечественной литературы и культуры. Мифология Древней Греции и Рима. Типы мифологических представлений. Древнегреческий героический эпос. «Илиада», «Одиссея»: особенности композиции, стиля, мифологическая основа. Гомеровский вопрос.
| 1-2
| 1
| 0.5
| 8
| 2.
| Эллинский период. Античная драма. Развитие трагедии. Великие трагики: Эсхил, Софокл, Еврипид. Античная лирика. Авторы, жанры. Литература эпохи эллинизма. Новая комедия, буколическая поэзия, античный роман.
| 3-4
| 0.5
| 0.5
| 8
| 3.
| Римская поэзия. Творчество Катулла. «Золотой век» Римской поэзии. Творчество Вергилия, Горация, Овидия. Римская литература эпохи империи. «Серебряный век» римской литературы. Римская трагедия. Творчество Сенеки.
| 5- 7
| 0.5
| 0.5
| 8
| 4.
| Литература Средних веков и Возрождения Понятие «Литература Средневековья». Синтез языческих и христианских элементов, их эволюция. Средневековый гуманизм и его специфика. Роль жанров в средневековой литературе. Основные направления. Периодизация. Народный героический эпос раннего и зрелого Средневековья. Понятия «эпическое состояние мира», «эпический герой». Сходство и различия эпических произведений, созданных в разные периоды Средневековья и принадлежащих разным народам: «Беовульф», Ирландский эпос, Скандинавская эпическая поэзия, «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах».
| 8-9
| 1
| 0.5
| 8
| 5.
| Литература эпохи Возрождения. Философская основа, ренессансный гуманизм, этические и эстетические принципы. Жанровая система, ее особенности и эволюция. Ренессанс в Италии. Литература Треченто. Данте. Традиции и новаторство. Раннее творчество, «Божественная комедия», ее проблематика и поэтика
| 10-12
| 0.5
| 0.5
| 6
| 6.
| Шекспир. Его предшественники в области поэзии, прозы и драматургии. Общая характеристика творчества. Шекспировский вопрос. Сонеты. Эволюция комического. Концепция личности в исторических хрониках Шекспира. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Шекспир. Концепция ренессансной личности в трагедии Шекспира «Гамлет». Шекспир. Шекспир. «Отелло», «Король Лир». Сценические интерпретации пьес Шекспира.
| 13-15
| 0.5
| 0.5
| 6
| 7.
| Творчество Ж.Расина как начало нового этапа в развитии национальной классицистической трагедии. «Слабый» герой в творчестве Расина (Андромаха. Федра). Психологизм Расина и его значение для развития французской литературы. Ж.Б.Мольер как реформатор французской комедии. Специфика «высокой комедии». «Тартюф» как образец высокой комедии.
| 16
| 1
| 0.5
| 6
| 8.
| Проблема художественного метода в драматургии Мольера. Сочетание элементов классицизма, реализма и барокко (Дон Жуан. Мизантроп. Скупой. Мещанин во дворянстве).
|
| 0.5
| 0.5
| 6
| 9.
| Лирика французских романтиков. Драмы В.Гюго, их особенности. Специфика французской романтической новеллы. Жоржсандовский тип романа.
| 17-18
| 0.5
| -
| 6
| 10.
| Промежуточная аттестация - экзамен
|
|
|
| 36
|
| ИТОГО:
|
| 6/0.16
| 4/0.11
| 98/2.72
|
|