Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой





Скачать 197.32 Kb.
НазваниеРеферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой
Дата публикации02.01.2015
Размер197.32 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Николаевская СОШ

Аннинский район

Воронежская область

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Тема: Образ Воронежа

в стихотворениях О.Мандельштама и А.Ахматовой

Выполнила: Татаринцева

Юлия Павловна ,

ученица 8 класса
Руководитель: Мошкина

Ирина Ивановна, учитель

русского языка и литературы


Николаевка 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………………....с.3
2.Глава 1. «Воронежские тетради» О.Мандельштама………………..с.5
3.Глава 2. «Я научилась просто, мудро жить…» А. Ахматова…… ...с.12
4.Заключение…………………………………………………………….с.15
5.Список литературы……………………………………………………с.16
Введение

Цели: повысить интерес к истории родного края;

расширить знания о городе Воронеж;

пробудить любовь к русской литературе;

познакомить с местами, связанными с жизнью и творчеством О.Э.Мандельштама и А.А.Ахматовой в Воронеже.

Задачи: человек и социалистическая действительность;

раскрыть образ города в стихотворениях О.Мандельштама и А.Ахматовой.

XX век принес человеку неслыханные страдания, но в этих испытаниях научил его дорожить жизнью, счастьем. В этих обстоятельствах с новой силой проявилось тайное, изначальное свойство поэзии, без которого все другие теряют силу. Свойство это – способность вызывать в душе человека представление о счастье. Могут ли сегодня писать стихи так, как писали поэты начала XX века: с надрывом и болью, с любовью и нежностью, испытывая страх и в то же время противостоять ему.

Нам, молодежи XXI века, не ведомо то, что пережили они. Но история моей страны, моего края и города неотделимы и от моей судьбы. Я хочу знать, понять, прочувствовать, наконец, чем жили, как жили люди, испытавшие на себе террор и репрессии, ссылки и забвение, и при этом продолжали любить эту страну, писать о ней, болея за нее душой. И со всем этим связан мой любимый город Воронеж, которому исполнилось 425 лет. И в этот юбилейный год мне хочется вспомнить тех людей, которых приветил, принял мой город в дни страшных испытаний.

Тяжесть времени, выпавшая на долю рожденного « в ночь с второго на третье января девяносто одном ненадежном году», несравнима ни с чем, - тем непростительней для нас было бы не расслышать то, что шептал он «обескровленным ртом»1. Или не услышать Ее, которая, пройдя круги ада, обратится к современникам:

За меня не будете в ответе.

Можете пока спокойно спать.

Сила – право, только ваши дети

За меня вас будут проклинать.

С творчеством О.Мандельштама и А. Ахматовой я знакома совсем немного. И изучая материалы по выбранной теме, открыла для себя эти имена заново. Как тесно переплелась судьба двух великих, но не признанных в свое время поэтов. Какой бы сборник стихов или воспоминаний ни открыть, они всегда рядом: Мандельштам и Ахматова, близкие друзья и соратники по перу. Поэты великой эпохи, великой страны, но отвергнутые и забытые этой же страной, которая, как мне кажется, испытывала их на прочность: отнимала самых близких и дорогих людей, лишала дома, предавала забвению, просто вычеркивала из жизни.

Открытием для меня было и то, что этих поэтов связывает и мой любимый город Воронеж. Воронеж – город ссыльных. Как горько и как гордо это звучит. Как Кавказ для А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, где происходило взросление и осмысление жизни и творчества поэтов. Так и Воронеж, я думаю, старался смягчить участь «своих» ссыльных, не отрывая их от жизни. Поэтому, чтобы все это осмыслить и понять, необходимо пройти по местам , связанным с жизнью О.Мандельштама и А.Ахматовой, услышать их стихи о городе и крае, оставившим пусть небольшой след в их творчестве.

Глава 1. «Воронежские тетради» О. Мандельштама.

«Поэзия – это сознание своей правоты»,- любил повторять Мандельштам. Осип Эмильевич знал подлинную цену себе и своему творчеству, считал, что повлияет «на русскую поэзию, кое-что изменит в ее строении и составе». «Позиции пророка и жреца» поэт предпочитал «позицию живущего вместе и среди людей, созидающего то, что необходимо его народу»2. За талантливую поэзию наградой ему были гонения, нищета и, в конце концов, гибель. Но правдивые, оплаченные высокой ценой стихи, десятилетия не печатавшиеся, жестоко преследующиеся, выжили.. . В жизни Мандельштам не был борцом и бойцом, ему ведомы были сомнения и страх, но в поэзии он был непобедимым героем, преодолевающим все трудности. Критики обвиняли его в оторванности от жизни, ее проблем, но он был очень конкретен, а это было страшнее всего для властей. Некоторые его стихотворения были равносильны самоубийству. В конце 1933 года поэт говорил Ахматовой: «Я к смерти готов». А в начале1934 года читает знакомым стихотворение, открывающееся беспощадным диагнозом: «Мы живем, под собою не чуя страны…» - строчкой, которая грознее и отчаяннее всего остального текста. В этом же году за это стихотворение Мандельштам и оказался в ссылке. Поводом для ареста, однако, послужила не первая строчка, а портрет «кремлевского горца»: он тешится казнями и играет услугами полулюдей». Анна Андреевна была у Мандельштамов, когда пришли с обыском. В четыре часа утра Осипа Эмильевича увели. После попыток Мандельштама покончить с собой Бухарин, поклонник его поэзии, упросил Сталина перевести Мандельштама в Воронеж.

Не по своей воле, не в поисках счастья и новых впечатлений, а будучи вырванным из привычного окружения, литературной среды, лишенный «размаха и разлета», приехал в Воронеж в июне 1934г. и прожил здесь около трех лет один из крупнейших поэтов начала 20 века Осип Мандельштам. Так начинается воронежский период его жизни и творчества. Сам поэт говорил: «Знаете, почти в каждом городе есть концертный сумасшедший. Здесь в Воронеже – это я». Действительно, он был человеком особенным, ничуть не похожим ни на одного из писателей, одним из самых неустроенных в жизни людей.

А.Ахматова говорила: «Мандельштам – это чудо, в совершенно далекой от поэзии среде забил такой родник поэзии…. Осип Мандельштам в Воронеж, прежде всего, привез себя, привез несмотря ни на что, свое поэтическое восприятие мира, свое восхищение жизнью. Свою боль и страдание за нее, короче говоря, все то, без чего нет поэзии».3

Чтобы работать, поэту нужно самое простое и самое сложное, то, чего нельзя ни купить, ни получить в награду, разве что от Бога, - быть
поэтом. И Мандельштам оставался поэтом в Воронеже, обогатив русскую и мировую поэзии «Воронежскими тетрадями».

«Воронежские стихи» во многом продолжают, но и по-своему начинают новую эпоху в творчестве Мандельштама, эпоху более прямых и жестких контактов с жизнью, с новой современностью. Разумеется, «Воронежские тетради» не исчерпывают всего созданного поэтом в 30-е годы. А тем более за весь послеоктябрьский период. Тем не менее, этим тетрадям принадлежит особая роль в его творческой эволюции. И не только потому, что Мандельштам предстает в них новой, неожиданной стороной. Своему товарищу по ссылке С.Рудакову он признавался, что его «всю жизнь заставляли писать «готовые» вещи, а Воронеж принес, может быть, впервые открытую новизну и прямоту».

Однако поэтическое движение Мандельштама в эти годы не было ровным и однозначно «победительным». «Красота и мощь» стиха порой приносились в жертву суровым повелениям эпохи, «медвежьими объятьями» сдавившей хрупкого и хворого ссыльного поэта. С огромной душевной болью и вспышками ярости переносит он череду упрощений, приспособлений интеллигентского сознания.

В середине 30-х годов Воронеж сохранял облик дореволюционного губернского города с параллельными, прямыми, довольно широкими улицами в равнинной своей части. А по склонам, вниз к реке, нагромождаясь, набегая друг на друга, спускались одноэтажные домики. Неповторимость силуэта Воронежа создавали башни, звонницы, купала церквей и монастырей, расположенных на холмистом правом берегу, то в одиночку спрятавшихся в рощах и садах, то возникавших группами среди зелени; некоторые удивляли своим неожиданным архитектурным обликом.

Почему я так подробно рассказываю о Воронеже? Да потому что многое связано с именем «опального поэт», многое из этого пейзажа нашло отражение в стихах Осипа Эмильевича.

Современный Воронеж, переживший страшные разрушения во время Великой Отечественной войны и отстроенный практически заново, мало напоминает Воронеж «мандельштамовский».

Наибольшее число зданий, связанных с Мандельштамом, находятся на центральной улице города – проспекте Революции. За каждым адресом – часть жизни, с каждым адресом связано новое стихотворение. Время не сменило адреса, поэтому мы можно еще представить себе Мандельштама, гуляющим по этим улицам, стоящим, скрестив руки на груди, у ложи в драматическом театре, и дома, приютившие поэта на короткий срок и вошедшие в его бессмертные стихи. Взаимоотношения создателя «Воронежских тетрадей» с городом раскрываются в самих стихах. Город появляется в «Тетрадях» с самого начала, с первых стихов, датированных 1935 годом. Стихотворения, связанные буквально с Воронежем, занимают достаточно заметное место в книге: их более 30, т.е. немногим меньше половины всего состава «Воронежских тетрадей». Это и картинки-пейзажи, своеобразные портреты города, и стихотворения, посвященные краю, и произведения, связанные с людьми, жившими в Воронеже, и тексты, содержащие названия отдельных местных реалий или понятия, неотделимые от воронежской специфики.

Проспект Революции,22 – бывший дом губернатора, где находился Музей изобразительных искусств. Мандельштам любил здесь гулять, часто смотрел коллекцию черно-и краснофигурных греческих ваз, с которыми связаны стихи: «Длинной жажды должник виноватый…»

Проспект Революции, 46 – гостиница, где остановился Мандельштам с женой, приехав в Воронеж. Их поселили в разных номерах. И Надежда Яковлевна несколько раз бегала к нему, беспокоясь о его состоянии.

Проспект Революции, 54 – на этом месте находился букинистический магазин. Осип Мандельштам часто заходил в этот магазин, книг, как правило, он не покупал, но любил их подолгу рассматривать и беседовать с продавцом. А когда возникало критическое положение с деньгами, Мандельштам нес сюда продавать свои книги. Получив откуда-нибудь деньги, Осип Эмильевич, к своей великой радости, выкупал любимые книги, которые, конечно же, не случайно оказывались непроданными.

Проспект Революции,31 – с 30-х годов здесь редакция газеты «Коммуна». В январе 1936г., когда Надежда Яковлевна была в Москве, Осип Мандельштам вынужден был ночевать на столах в этой редакции, так как хозяин квартиры выставил вещи Мандельштама на улицу.

Проспект Революции,41 – музыкальное училище; здесь проходили многие концерты гастролеров. Под впечатлением концерта скрипачки Галины Бариновой в апреле 1934 года Мандельштам написал стихотворение «За Паганини длиннопалым…».

Одна из пяти квартир, которые снимали Мандельштамы в Воронеже, также находились на проспекте Революции. Первая квартира, которую они сняли, была в привокзальном поселке недалеко от Брикманского сада. Квартиру, вернее застекленную террасу, сдавал старик-повар. Мандельштамы поселились там в августе 1934 года.

С наступлением холодов Мандельштамы сменили квартиру на 2-й Линейной, 4-Б у агронома Е.П.Вдовина. Дом агронома располагался гораздо ниже улицы, как бы в яме. Эта яма и название улицы обыграны поэтом в ироническом стихотворении «Это какая улица? Улица Мандельштама…»

Это какая улица?

Улица Мандельштама.

Что за фамилия чортова –

Как ее ни вывертывай,

Криво звучит, а не прямо.

Мало в нем было линейного,

Нрава он не был лилейного,

И потому эта улица

Или, верней, эта яма

Так и зовется по имени

Этого Мандельштама…

Шуточные стихи. Третья строчка второй строфы первоначально была: «Жил он на улице Ленина» - почему-то называлась окраинная улица, на которой жил Мандельштам. Этой строчки Осип Эмильевич испугался и решил ее «позабыть». Стишок же записывал шифром, так как любую улицу называть своим именем ссыльному было опасно.

С другой стороны дома открывался вид на широкую пойму реки Воронеж, уходившей в синеву Усманского бора. Здесь же Осип Эмильевич напишет стихи «Я живу на важных огородах…», где восхищается открывшимся южнорусским простором и в то же время горько пишет о своей ссыльной жизни: «У чужих людей мне плохо спится, и своя-то жизнь мне не близка».

Я живу на важных огородах.

Ванька-Ключник мог бы здесь гулять.

Ветер служит даром на заводах

И далеко убегает гать.

Чернопахотная ночь степных закраин

В мелкобисерных иззябла огоньках.

За стеной обиженный хозяин

Ходит-бродит в русских сапогах.

И богато искривилась половица

Этой палубы гробовая доска.

У чужих людей мне плохо спится

И своя-то жизнь мне не близка.

Жилище поэта в улице-«яме», даже вписанное в панораму городской окраины и открывающихся из нее видов, замкнуто и непрочно. «Палубы гробовая доска», а рядом – «стена». Это реальность. В ее условиях звучит упрямое: «Я живу…». В «яме» можно жить, даже с вызовом, даже иронизируя над собственной участью, но все равно это «яма»!

В буквальном смысле образ города создается в переплетении с судьбой автора в стихотворении «Я должен жить..»

Я должен жить, хоть дважды умер,

А город от воды ополоумел:

Как он хорош, как весел, как скуласт,

Как на лемехе приятен жирный пласт

Как степь лежит в апрельском провороте,

А небо, небо – твой Буонаротти…

Эти два стихотворения не случайно поставлены рядом. Если первое строится на сужении пространства до комнатенки с гробовой доской, то во втором идет расширение пространства: веселый, скуластый весенний город заставляет жить. И через образ города совершается выход к земле, в степь, и это освобождение происходит под открытым небом, которое своим видом вызывает имя великого художника. Город переходит в степь, замешен на черноземе. К ним добавляются «равнина», «простор», «небо». Тем самым обретает автор широкое дыхание свободы в степном просторе, где «больше неба», больше воздуха и где ему можно быть хозяином всего этого. Однако можем наблюдать и другое: поэт неспокоен, мечется между крайними состояниями, в его душе идет противоборство.

Так город может быть пристанищем, спасением, воплощением жизни, весеннего света, красоты, но он же и тюрьма.

Образ города, образ Воронежа… В какой мере обоснованно употребление этого понятия? На звуковом образе – обыгрывании названия города – строится стихотворение «Пусти меня, отдай меня, Воронеж…».

Пусти меня, отдай меня, Воронеж:

Уронишь ты меня иль проворонишь,

Ты выронишь меня или вернешь

Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож…

Такой город владеет поэтом, обволакивает, преследует, от него не спрячешься, от него убежать можно только в «яму».

К ним присоединяются пейзажи, увиденные в городе, картины отдельных, порой и сегодня угадываемых его уголков.

21 апреля 1935 года Мандельштамы съехали от Вдовина и поселились на проспекте Революции в двухэтажном доме. На этой квартире Мандельштама посетила А.А.Ахматова.

Петровскую тему трудно обойти, касаясь города и его истории: память о Петре в Воронеже поддерживалась. Но Мандельштам совершенно обошел, казалось бы, выигрышную историческую тему, она не откликнулась в «Воронежских тетрадях» ни в одном стихотворении.

Однако лирическое изображение в «Тетрадях» опирается на абсолютно конкретные топографические определенные реалии, пусть даже они не всегда индивидуально поименованы и даны без точного адреса. Отражен в стихах рельеф города, прямо названы «молодые еще» по своему геологическому возрасту «воронежские холмы».

У Мандельштама нет истории города, нет его социального облика. Но есть другое – природно-географический ореол города, связанный с его местонахождением среди степей, посреди Русской равнины. В «Тетрадях» живет город природный, неофициальный, открывающийся частному человеку, город, принадлежащий к той родине, которая открылась когда-то Лермонтову благодаря его «странной любви». Сохранена за ним и одна актуальная для ссыльного Мандельштама примета культурно-исторического плана: «Я около Кольцова, Как сокол, закольцован…». Старый памятник Кольцову напоминает о горькой участи замечательного русского поэта, выводит к раздумью о той роли, которую сыграли родной город и край в его судьбе. И в стихотворении «Эта область в темноводье…» обсуждается: «Это мачеха Кольцова. Шутишь: родина щегла!..» Мир природы и пространство теряют освобождающую, обнадеживающую перспективу. «Заколдованность» поэта выражается через оторванность его от большого пространства, невозможность общения с миром.

Эта область в темноводье –

Хляби хлеба, гроз ведро,-

Не дворянское угодье –

Океанское ядро.

Я люблю ее рисунок –

Он на Африку похож.

Дайте свет – прозрачных лунок

На фанере не сочтешь.

- Анна, Россошь и Гремячье,-

Я твержу их имена,

Белизна снегов гагачья

Из вагонного окна…
Где я? Что со мной дурного?

Степь беззимняя гола.

Это мачеха Кольцова,

Шутишь: родина щегла!

Только города немого

В гололедицу обзор,

Только чайника ночного

Сам с собою разговор…

В гуще воздуха степного

Перекличка поездов,

Да украинская мова

Их растянутых гудков.

Творя образ города в «Воронежских тетрадях», Мандельштам открывает его в личном восприятии, глубоко личном, интимном переживании. И он связан для Мандельштама с торжеством и утверждением жизни, в ее самых вечных проявлениях. В период гонений и незадолго перед гибелью поэт напоминает о ценности жизни, показывает ее многообразие и неисчерпаемость, передает трепет ее – цветущей, плодоносящей, умирающей и возрождающейся в вечном круговороте.

И в голосе моем после удушья

Звучит земля – последнее оружье –

Сухая влажность черноземных га…

(«Стансы»)

«С образа города, с гимна чернозему начинается великая поэтическая работа Мандельштама, на реальной основе идет художественное наращение смысла, распознавание сути, одухотворение материального».4 Образ города нужен поэту и как отправная точка для раскрытия образа края. Это шаг навстречу природе, земле, жизни. Так открывается могучая сила чернозема, красота и поэзия степного края. Воронеж наделяется значением , тесно связанным с участью поэта. Улица переименовывается в честь поэта, тогда как ее старое название становится определением характера автора. Поэт находит общий язык с городом и краем, освящает своим присутствием их. Но отношения поэта с городом-краем выражают и конфликт, имеющий историческую почву: никуда от этого конфликта не деться поэту.

Тем не менее, с полным основанием говорится о том, что в воронежский период Мандельштам пришел к «просветлению» своего взгляда на мир, к внутреннему освобождению, душевному равновесию, исполненному достоинства и силы. А.Ахматова писала: «Поразительно, что простор, широта, глубокое дыхание появились в стихах Мандельштама именно в Воронеже, когда он был совсем не свободен». Однако в «Воронежских тетрадях», в их лирическом целом отчетливо различимы и та цена, которой давалось духовное освобождение, и те противоположности, которые были с ним неразлучны.

Трагическое звучание «Воронежских тетрадей» - в преодолении этой несвободы и переживаний ее. Крайним воплощением и знаком несвободы, безысходного одиночества становится «яма»:

И в яму, в бородавчатую темь

Скольжу к обледенелой водокачке.
В Воронеже Осип Мандельштам сказал Анне Андреевне: «Поэзия – это власть, раз за нее убивают, ей воздают должный почет и уважение, значит, ее боятся, значит, она власть…».

Поэтический строй «Воронежских тетрадей» характеризуется и соотношением движения и статики. Несвобода, «закольцованность» - это вынужденная остановка, прерванное движение.

Само возникновение и движение поэтических образов противоречит плену, выражает энергию одоления независимости. Так приходит создатель «Воронежских тетрадей» к своей особой правоте поэта. Непривычная обстановка «родного края» и до этого незнакомого города им освоена, приручена. После этого вселенское пространство окажется уютным и послушным. От обиды, боли, разлада и мрачного предчувствия личность восходит к гармонии и самодостаточности, от безобразия и безличия – к добру и красоте, от физического ощущения «закольцованности» - к свободе, которую никто не в силах отнять.

Три года, проведенные Мандельштамом в старом русском городе, стали важной главой его жизни, они же дали нам замечательную книгу, содержащую, по оценке А.Ахматовой, «вещи неизреченной красоты и мощи». Это позволяет видеть в творчестве сравнительно краткого, но насыщенного периода вершину непростой поэтической биографии.
Глава 2. «Я научилась просто, мудро жить…».

В 1916г. молодой Мандельштам писал об А.Ахматовой: «…в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Между предчувствием Мандельштама и его исполнением сорок лет жизни, десятилетия небывалых страданий и труда, который точнее назвать служением.

Ахматова стала «символом величия России» в тяжкое время нашей истории. Ее голосом – одним из совсем немногих несломленных голосов – выговорились обреченные на немоту миллионы убитых и униженных соотечественников. Чтобы сохранить себя, свой талант, «великое русское слово» нужно было иметь большую смелость. И цена сопротивления была высокой: пули, бездомность, нищета. И – вдобавок – позор и одиночество среди своих. Но все же были верные и надежные друзья.

Этой женщиной стоит только восхищаться. Удивительно, сколько сил нужно было иметь, чтобы выжить в тех чудовищных условиях. Не буду перечислять потери, понесенные литературой в те годы. Одно то, что весной 1934 года арестован Мандельштам, а осенью после I съезда советских писателей Анна Ахматова перестала существовать как писатель, ее вычеркнули, ее забыли. Государственная литература отвергла Поэта: «воздух вокруг меня терял влажность и звукопроницаемость, ведро, опускаясь в колодец, рождало вместо отрадного всплеска сухой удар о камень. И вообще наступало удушье, которое длилось годами». Зажав в сердце свое личное горе, и, рискуя своей свободой, едет к ссыльному другу. Ведь только что были арестованы муж Анны Андреевны Николай Пунин и сын от первого брака Лев Гумилев. Террор набирал обороты.

Она была в Воронеже с 5 по 11февраля 1936 года. Всего несколько дней, а будто прожита целая жизнь. Приезд к Мандельштаму был мужественным и рискованным поступком поэтессы. Останавливалась Анна Андреевна у своего друга еще по Ленинграду Ф.Я.Маранца, ссыльного агронома. На этом доме установлена мемориальная доска: два « листа» камня напоминают раскрытую книгу; левый «лист» – белый. На нем текст: «Здесь в феврале 1936г. останавливалась Анна Ахматова, приезжавшая к ссыльному Осипу Мандельштаму, правый – черный, в его нижней части – зарешеченное окно. Из окна дома она наблюдала Петровский сквер с обледенелыми тополями, с воронами над статуей Петра. Об этом она напишет в стихотворении «Воронеж», которое посвятит О.Э.Мандельштаму:

И город весь стоит оледенелый.

Как под стеклом деревья, стены, снег.

По хрусталям я прохожу несмело.

Узорных санок так неверен бег.

А над Петром воронежским – вороны,

Да тополя, и свод светло-зеленый,

Размытый, мутный, в солнечной пыли,

И Куликовской битвой веют склоны

Могучей, победительной земли.

И тополя, как сдвинутые чаши,

Над нами сразу зазвенят сильней.

Как будто пьют за ликованье наше

На брачном пире тысячи гостей.
А в комнате опального поэта

Дежурят страх и Муза в свой черед.

И ночь идет,

Которая не ведает рассвета.

4 марта 1936
В стихотворении Ахматовой «могучая, победительная земля» связана с Куликовской битвой. Такой увидела Анна Андреевна воронежскую землю. Не заброшенной где-то на краю дикого поля, а прославленную боевым прошлым. Указано и выбранное для поэтического изображения конкретное место – Петровский сквер, обозначенный «воронежским Петром» - памятником, который и сегодня можно увидеть и от которого неподалеку одна из квартир Мандельштамов, где и виделась Ахматова с поэтом, приехав в Воронеж. «Оледенелый город» с деревьями, стенами и снегом как под стеклом перекликается с настроением автора. Как оледенелая душа от горя и в то же время с хрупкостью хрусталя оголена до открытой раны. Она идет по холодному, заледенелому до стекла городу. Жуткая стужа в природе и на сердце. Пейзаж перекликается с душевным переживанием. Скупо отобранные детали зимнего городского пейзажа незаметно и ненавязчиво присоединяются к характеристике внутреннего состояния человека. Тоска, боль предстает в реальных деталях окружающего мира. Сочетание конкретных пейзажных зарисовок и абстрактного понятия тоски и одиночества, выражающего душевное томление, переводит всю картину в психологический план. И тогда для раскрытия внутреннего мира человека становятся одинаково необходимые вороны над «Петром воронежским», тополя, стены. Причем «тополя» поэт упоминает два раза, но с разной тональностью: «А над Петром воронежским вороны,// да тополя..». Одиночество в этом сквере великого Петра соседствует с воронами и тополями, как будто большего не заслужил он. Но как только начинает Ахматова говорить о себе и Мандельштаме, появляется образ тополей-чаш «на брачном пире», поднятых «за ликованье наше». Скупы, скудны детали города, «размытые, мутные» краски разбавлены лишь где-то в вышине, где «свод светло-зеленый». А воронежский Петр неизменно стоит на своем месте много лет, и так же кружат над ним вороны. И никакого им дела нет до этой женщины с ее горем. Но есть дом, где ее ждут не предавшие, верные дружбе люди.

Однако в этом стихотворении поэтесса с грустью подмечает, что в «комнате опального поэта дежурят страх и Муза». И ночь, долгая беспросветная, « идет», и нет конца ей, « не ведает она рассвета». Сама, впавшая в немилость, как ни кто другой понимает, как трудно и страшно жить Мандельштаму, который не может молчать. Лишь стихи его спасение.

В чем причины и истоки ее внутреннего драматизма, ее конфликтного сосуществования со временем? Кому мешало, отчего так раздражало ее несуетное слово? «Самым главным тут была ее причастность не к победившим и торжествующим, а ко всем мученикам и потерпевшим, ко всем страждущим и погибшим» 5А их, как, оказалось, было большинство. В том и виделась ей та глубинная Россия, которая исчезла с официальных страниц. Она могла смело заявить: «Я не боюсь на земле ничего». И это в те времена, когда многие вокруг дрожали, строчили доносы и предавали, оговаривали друзей и близких, себя самих, любыми средствами стараясь прилепится к новому порядку, впадая в безумие от шаткой почвы под ногами».6 Не оттого ли О. Мандельштам пророчески назвал ее поэзию «одним из символов величия России»?. Он-то знал, Ахматова всегда была со своим народом.

Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что память – великая вещь. Благодаря ей человечество может многое узнать о прошлом страны, города, села, людей. Город Воронеж с вековыми традициями, с боевым и трудовым прошлым вошел в жизнь выдающихся людей XX века все же не как тюрьма, а как пристанище для уставших путников, которых застала в пути гроза. Он дал им возможность переждать эту грозу, отдохнуть, набраться сил.

Тревога и тоска из жизни этих людей проникли и в литературу, переходили от одного поэта к другому, становились историческим знаком эпохи.

Вековая, безбрежная, могучая тоска Мандельштама и Ахматовой передавали одно мироощущение – российскую действительность. Социальные противоречия эпохи как бы переплетались в их творчестве. Вот высокая трагедия, высокая в силу той всеохватывающей любви к жизни, которая проникла в каждую клеточку их стихов. И наша задача – проникнуться этой трагедией, осознать и понять непонятых поэтов XX века.

________________________________________

1.Горнунг Л.В. Немного воспоминаний об Осипе Мандельштаме. Стр.29

2.Рогинский Я.Я. Встречи в Воронеже. Стр.45-46

3.Ахматова А. Листки из дневника// Юность. 1987. №9. Стр.73-74

4.Свительский В.А. О поэтической логике «Воронежских тетрадей». Стр.465

5. Акаткин В. Поэт и эпоха («Воронежские тетради» О. Мандельштама).стр.109

6. Акаткин В. «Я с вами до конца…» (О лирике А.Ахматовой). стр.93-94

Список литературы
1.Акаткин В. Прощание с утопией. - Воронеж. Центрально-Черноземное книжное издательство, 1991

2. Анна Ахматова. Стихотворения и поэмы.- Воронеж. Центрально-Черноземное издательство, 1990

3. Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама.- Издательство Воронежского университета,1990

4.Русская литература. Писатели XX века.- Воронеж. «Родная речь» , 1996

5.Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999

6. Энциклопедия для детей. Русская литература XX века/ Глав. Ред. М.Д.Аксенов. – М.: Аванта +, 2001

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconРеферат на тему: «Образ Воронежа в стихотворениях О. Э. Мандельштама и А. А. Ахматовой»
Моу «Приреченская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconОбраз Наполеона в стихотворениях поэтов и писателей 19 века
Воронежской области» конкурс «Литературный лабиринт» (Отечественная война 1812 года в русской литературе) Реферат на тему: «Образ...
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconПроекта
Проект посвящен изучению поэзии Серебряного века, углублённому анализу стихотворений А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, Н. С. Гумелёва.?...
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconРеферат по литературе на тему: «Образ разведчика в современной отечественной литературе»
Муниципальное казённое образовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №5 г. Красноуфимска
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconРеферат Тема: Сходство и различия поэтических концепций поэтов Серебряного...
Тема: Сходство и различия поэтических концепций поэтов Серебряного века на примере произведений А. Блока и А. Ахматовой
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Петербург Мандельштама» одна из последних в серии уроков, посвященных образу города в литературе и периодически проводящихся...
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconРеферат по литературе на тему: «История страны и судьба народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»
На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты...
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconВ чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А. А. Ахматовой?
Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия А. А. Ахматовой — это русская психологическая проза XIX века, переложенная...
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconРеферат по литературе Тема: «Женские характеры в творчестве И. С. Тургенева»
Типы женщин в западноевропейской и русской классической литературе
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconРеферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Большое место в русской литературе занимает философская тема жизни и смерти. Эта тема не нова в литературе и искусстве. У многих...
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconРеферат по литературе тема: «Образ русской женщины»
Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое...
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образ врача в русской литературе («сквозная тема» в процессе преподавания литературы)
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconРеферат по литературе «Тема \"отцов и детей\" в мировой художественной литературе»
Тема «отцов и детей» как вечная в мировой художественной литературе
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconМоя работа называется «Образ мантисса в древнегреческой литературе»....
С греческого mantis переводится как пророк. Данный герой является одним из типичных героев, присутствует во многих трагедиях
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconРеферат «Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
Реферат по литературе тема: Образ Воронежа в стихотворениях О. Мандельштама и А. Ахматовой iconМетодическая разработка применение инновационных педагогических технологий...
Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск