План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор»





НазваниеПлан-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор»
Дата публикации24.01.2015
Размер91.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
«Извините, я, право, не виноват»

(план-конспект урок по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Терентьева О.Ф.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Цель урока: 1) познакомить учащихся с образом главного героя комедии «Ревизор» Хлестаковым, помочь раскрыть этот образ на примере отдельных сцен;

2)способствовать развитию речи учащихся, навыков выразительного чтения;

3) показать безнравственность героя и соотнести его действия, поведение с современной действительностью.

Тип урока: творческое применение знаний

Эпиграф: Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым...

Н.В. Гоголь

...Тут дело идет об истине, о русском обществе, о России...

В.Г. Белинский
Оборудование: 1) текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»;

2) иллюстрации к комедии «Ревизор»;

3) репродукция картины К.П. Брюллова «Последний день

Помпеи»;

4) выставка книг;

5) газета о творчестве Н.В. Гоголя
Ход урока:

1. Вводная часть урока. Определение темы и цель урока. Вступительное слово учителя. Сообщения учащихся.
1) Объявление темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с главным героем комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Иваном Александровичем Хлестаковым, тем ревизором, который инкогнито приезжает в город и наводит такой страх на чиновников и Городничего; найдем и отметим черты характера, особенности натуры, поведения героя, которые можно встретить и в современном обществе и определить как безнравственные.
Тема нашего урока «Извините, я, право, не виноват».

Иными словами, мы должны показать и доказать типичность героя в типичных условиях, в типичном обществе.
2) Вступительное слово учителя.

А.С. Пушкин писал: «Как грустна наша Россия». В том и суть произведения Н.В. Гоголя «Ревизор» - показать совершенно русские типы: «...сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от них жития нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон. На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им народ! Ничего более не боится человек так, как смеха,» - писал Н.В. Гоголь в 1835г.
3)Сообщения учащихся.
• Я узнала, что, возможно, рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю из каких-то источников. Была такая ситуация в 1835г., когда, возвращаясь из своего летнего путешествия через Киев, Гоголь вместе со своими друзьями по дороге в Петербург разыграл оригинальную репетицию «Ревизора». Гоголь хотел основательно изучить впечатление от представленной пьесы. Для этого он попросил своего друга Пащенко выезжать вперед и распространять везде, что следом за ним едет ревизор, тщательно скрывающий настоящую цель своей поездки. Пащенко выезжал несколькими часами раньше и устраивал так, что на станциях все были уже подготовлены к приезду и встрече мнимого ревизора. Благодаря этому маневру, замечательно счастливо удавшемуся, все трое катили с необыкновенной быстротой, тогда как в другое время им нередко приходилось по несколько часов дожидаться лошадей.
• В то время боязнь ревизии и ревизоров жила в чиновниках постоянно. Страх этот заставлял принимать за ревизора не совсем обычного путешественника, попавшего в тот или иной город. Вот, например, какая история произошла с композитором Н.М. Глинкой. Об этом он писал в своих «Записках» 19 июня 1838г. «О подробностях путешествия сообщу изустно, при свидании, вообще оно сказочно и трудно, но встречалось кое-что смешное и забавное, и нередко приводило на память Гоголя. В Переяславле я мог бы сыграть роль ревизора - там ожидали генерал-губернаторского чиновника, и меня приняли за него, сам губернатор ко мне в полном облачении, но я удовольствовался тем, что нещадно обобрал архиерейский хор.
• А на страницах журнала Ф. Булгарина « Северная пчела» дастся следующая характеристика жителей города, в котором, по словам автора, происходили события голевского «Ревизора»: «В каком-то городке, перед которым Содом и Гоморро есть то же, что роза пред волчцем, живут люди, у которых автор «Ревизора» отнял все человеческие принадлежности, кроме дара слова, употребляемого ими на пустомелье.

В этом - то городишке все крадут, берут взятки, делают величайшие глупости, сознаются чистосердечно друг перед другом в своих плутнях и даже преступлениях и живут да поживают дружно и мирно, приводя только в недоумение зрителя, не понимающего, каким чудом этот городишко, в котором нет честной души, может держаться на Земном Шаре.»
2. Беседа о Хлестакове.

1) Просмотр видеозаписи «Сообщение Городничего о приезде ревизора».

• Что же собой представляет Ревизор, которого испугались чиновники?

• И почему они его испугались?

• Кто же этот Иван Александрович Хлестаков из Петербурга?

• Давайте подумаем и порассуждаем над самой фамилией, которую дает Гоголь своему герою. Ваши ассоциации со словом «Хлестаков»?

2) Прослушаем и посмотрим монолог слуги Хлестакова Осипа.

(действие 2-е явление 1-е)

• Что мы узнаем от Осипа о своем хозяине?

Это хитрый, ловкий, пронырливый молодой человек. Мот, «профинтил» все деньги. Любит показать себя. Хлестаков служит, но занимает самую низшую ступеньку на лестнице чинов, не проявляет к своей службе особого интереса.

3) Проанализируем, как формируется моральный облик Хлестакова в следующей сцене.

Инсценирование первой встречи Хлестакова с Городничим. (действие 2-е явление 8-е)

• Что мы узнаем о внутреннем состоянии Хлестакова?

Хлестаков трусливый и нахальный одновременно. Нелепые восклицания выдают его страх, растерянность и одновременно заносчивость.

• Как в этой сцене показано преображение героя, переход его от унижения, страха к высокомерию, надменности?

Напряженное ожидание, предельный испуг, состояние, о котором говорят - "у страха глаза велики", сменяется умеренностью, надменностью, даже наглостью после того, как Хлестаков получает деньги. И как меняется для него все окружающее! Герой успокаивается, благодушествует и начинает входить в роль любезного и просвещенного гостя, очень "скромен" в своих требованиях.

А Городничий, живя в обманном мире, где социальные пороки стали нормами существования, был искренне убежден, что иначе и быть не может.

В "Повести о театральной юности" А. Дикий пишит о Хлестакове: "Щенок и мальчишка, неслыханное воинствующее ничтожество, не то, что "без царя в голове"- без проблеска мысли".

4) Во всей полноте и многообразии раскрывается умственное ничтожество, убожество, отсутствие нравственных убеждений, наглая развязность и способность к любой подлости Хлестакова в сцене вранья.

Инсценирование сцены вранья, (действие 3-е явление 6-е)

• Какие черты характера вы заметили в Хлестакове?

Главные черты характера Хлестакова - лживость и хвастливость - проистекают из его ничтожества. В действительной жизни Хлестаков никто и ничто. Но во время лганья он иллюзорно возвышается до уважаемого всеми человека. Он лжет и завирается искренно, «вдохновенно», «художественно», «артистично». С помощью лжи Хлестаков поднимает себя на недоступную для него в жизни высоту. «Сосулька», он выдаст себя за важного человека. Пустоцвет - именует себя писателем и поэтом. Пошляк - прикидывается благородным. Нищий - хвастается богатством. Нищий, пустой и придурковатый, он вызвал у чиновников впечатление человека интересного и даже очень умного. Но Хлестакова нельзя назвать сознательным и расчетливым вралем. В его речах нет преднамеренной цели и расчета: ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках у него нет никакой связи.

• Какова цель его жизни? Есть ли у него идеалы?

Цель его жизни: иметь власть, знакомство, известность, деньги, то есть «срывать цветы жизни». А жизненные идеалы - не иметь никаких специальных обязанностей.

Изображая Хлестакова, Гоголь придавал ему очень большое, типическое значение. «Хлестаков - он везде» , - писал Гоголь.
3. Что такое «хлестаковщина»? Можно ли определить «хлестаковщину» как явление времени?

Да, «хлестаковщина» свойственна каждому из чиновников, и Городничему, и Марье Антоновне, и Анне Андреевне. Любой из них хочет сыграть роль позначительнее.

В «пустейшем» герое Гоголь увидел тип жизни, проникающий в различные слои общества. Вранье Хлестакова - своеобразная ревизия петербургских нравов, отраженных хоть и в тусклом зеркале его воображения, но все же - в зеркале.

Наблюдения и оценки писателя, обобщенные в понятии «хлестаковщина», показывают, как стремится русский художник с помощью сатиры обличать «пороками человеческими».

Хлестаков - самое широкое и глубокое художественное обобщение Гоголя. Вот почему имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие «хлестаковщина».

Через индивидуальное Гоголь показывает социальное, через единичное раскрывает типичное.

После премьеры «Ревизора» Гоголь писал: «Всякий на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться; он любит даже и посмеяться над этим фактом, но только, конечно, в коже другого, а не в своей собственной. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет им в жизни".
4. "Хлестаковщина" и современное общество.

Не менее справедливо утверждение Гоголя и о живучести этого типа в будущем.

• Можно ли говорить о присутствии таких героев, как Хлестаков, Городничий в современном обществе?

Гоголь так хорошо исследовал человеческую психологию, верно уловив тенденции ее развития под влиянием общественных условий, что его герои продолжают жить поныне, оставаясь "нормативными" образами. Злободневным кажется сравнение гоголевских героев с современными Сквозник - Дмухановскими, Земляниками, Хлестаковыми.

История с финансовыми "пирамидами", коробками с долларами, что выносят из госучреждения, скандально высокие гонорары важных чиновников за неопубликованные книги.

Герои Гоголя прошли сквозь годы, исторические и культурные эпохи и в блеске и силе явились в наше не отягощенное романтикой время.
5. "Немая сцена" Н.В. Гоголя и картина К.П. Брюллова "Последний день Помпеи".

Слово учителя.

В борениях своих Гоголь помнил и о том, что существует красота, свободная от зла. Мысль о тленности земной красоты и прогреваемый в этом страшном явлении грядущий "конец света" в целом определили оценку Гоголем картины К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", написанной в 1833г. в Италии, а затем в 1834г. привезенной в Петербург и выставленной на обозрение в Эрмитаже. Она произвела на Гоголя сильное впечатления. Писатель был восхищен гением художника, который ужас перед "концом света" сумел передать через изображения окаменевших фигур. "Мы чувствуем,- пишет Гоголь,- только страшное положение всей толпы, но не видим человека, в лице которого был бы весь ужас им самим зримого разрушения".
-Какое впечатление на вас произвела картина К.П. Брюллова?

На картине обращает на себя внимание пейзаж, выполняющий функцию фона в коричнево - красных тонах. Художник мастерски передал ужас и страх людей перед хаосом последнего дня.

Принцип изображения людей, охваченных ужасом Судного дня, переносится писателем на последнюю страницу "Ревизора".
• Обратите внимание, как расположены герои в "немой сцене"?

«Городничий посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головою... почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям... Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли; у самого края Добчинский и Бобчинский с устремившимися движениями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами...»

Герои застыли, окаменели, но в этом окаменении есть движение - не внешнее, а внутреннее - духовного мира человека. Значит, прежде должен измениться человек. Очищение внутреннего мира, по Гоголю, возможно только через трагедию: потрясения заставляет человека духовно возродиться. В «немой сцене» Гоголя так же, как и на картине Брюллова, небеса и грешный земной мир вдруг, в одну минуту, сливаются, смешиваются.

Гоголь распознавал в столь давних «страхах и ужасах России» апоклиптическое знамение, искал пути к воскрешению. Для него ничего не кончено. Не кончено потому, что остаются живые люди, те, что не смогли отстоять Россию, но будут жить, так или иначе отстаивая подлинные ценности и тем самым противостоя бесчеловечной лжи, жить и воспитывать детей, которым, быть может, удастся освободить Россию.

В памяти всплывают строчки, сказанные героем романа В. Ермакова «Знак зверя»:

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться,

Хочу я веровать добру,

-результат заранее известен.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconЛитература Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор»
Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)...
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconКонспект урока литературы в 6 классе тема: «в гостях у жителей диканьки»...
Но тем ценнее становится ощущение детской удовлетворенности и радости. При проведении игры была создана среда интеллектуального,...
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однородные члены предложения" и заканчивающих чтение и изучение комедии Н. В. Гоголя "Ревизор". Это и урок обобщения материала по...
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconУрок литературы в 8-ом классе «мастерство речевых характеристик»
Оформление урока – иллюстрации к комедии Н. В. Гоголя, аудиозаписи комедии, фрагменты фильмов по комедии «Ревизор»
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconУрок по комедии н. В. Гоголя «ревизор»
Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе гореванище…
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconУрок литературы по произведению Николая Васильевича Гоголя «Правило жития в мире» 9 класс Работу
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconОбщественный смотр знаний
А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconКонспект урока по литературе «Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя» (10 класс)
Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя...
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconРазоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Содействовать формированию умения в выполнении нижней прямой подачи мяча с расстояния 3-6 метров от сетки
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» icon­­­Технология развития критического мышления учащихся
Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия (по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По повести а. С. Пушкина «капитанская дочка», поэме м. Ю. Лермонтова «мцыри» и комедии н. В. Гоголя «ревизор»
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расширить и углубить представления уч-ся о комедии Гоголя «Ревизор», научить обращать внимание на детали, характеризующие героев
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» icon«Уникальность языка Гоголя. Комедия «Ревизор»
На основе изучения взглядов различных ученых можно заключить, что именно прецедентный текст является одним из важнейших причин пополнения...
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconХод урока Для нас он был больше, чем просто
Цели урока: обобщить знания учащихся по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», показать, что комедия живёт; рассмотреть типичных героев...
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconУрок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом»
План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» iconКомедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Анализ четвертого и пятого действий
Представляем Вашему вниманию Методические рекомендации к планированию уроков литературы в 8 классе с использованием цифровых образовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск