Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»





НазваниеРазоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Дата публикации04.10.2013
Размер45.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Цели:

углубить понятие о сатире и ее средствах; страх перед ревизором как основа комедийного действия; развивать навыки анализа текста, творческие способности учащихся; формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приемы: комментированное чтение, характеристика персонажей, защита проекта, аналитическая беседа, работа со словарем.

Оборудование: рабочий лист учащегося, кинофрагменты «Ревизор», презентация «Проект».

Ход урока:

  1. Слово учителя:

Сегодняшний урок мы начнем со слов Н.В. Гоголя: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Да, действительно, Гоголю это удалось. Наша задача – посмотреть с помощью каких средств удалось автору осуществить задуманное.

К.С. Станиславский советовал читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития.

Проверка домашнего задания (знание текста):

1.Рабочий лист. Таблица №1 и №2.

Задание: соотнесите характеристику с персонажем комедии.

2. Защита учащимися проекта (презентация).

II. Анализ IV действия комедии:

1. Ю. Манн говорил: « Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца».( Слайд №2 презентация)

- Согласны ли вы с этими словами?

2. Чтение по ролям (1-3 явление IV действия)

3. Беседа:

- С какими намерениями собрались все чиновники города? (пытаются найти лучший способ дать взятку)

4. Словарная работа:

-Дайте лексическое толкование слову «взятка» ( таблица №3 рабочий лист )

(Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.)

- Как вы думаете, почему в комедии используется слово «подсунуть», а не слово «взятка?

- какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело для чиновников этого города?

- Кто первый предлагает «подсунуть»?

( Обратите внимание, что судья лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие.)

5. Просмотр кинофрагмента «Ревизор» .

Задание: обратите внимание на речь персонажей

6. Словарная работа:

Здесь комедия превращается в трагедию, т.е. меняется пафос комедии. Определите лексическое значение слова «пафос». (Таблица №3 рабочий лист)

(Пафос (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.)

С начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, возрастая от действия к действию и находя свое максимальное выражение в немой сцене. По меткому выражению Ю.Манна, «Ревизор»- это целое море страха» ( слайд №3 презентации)

- сформулируйте лексическое значение слова «страх» (Таблица №3 рабочий лист.)

(Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.)

Ремарка (фр. remarque) — замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали.)

7. Самостоятельная работа по тексту комедии

Задание:

- Какие причины для страха имеет каждый чиновник? Найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и авторских ремарках. ( Заполнение таблицы №4 рабочий лист.)

-Давайте вновь обратимся к эпиграфу ( слайд №2 презентации). Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый дает взятку по- своему, что отражено в речи, действиях и ремарках).

- Что же лежит в основе взаимоотношений в мире чиновников?

( презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками - это основа бюрократической машины России. Эта узаконенная государственная система создала, сформировала психологию чиновника. Чин значил все!)

-Актуальна ли проблема, поднятая в комедии «Ревизор» в наше время?

- Какие недостатки, осмеянные Гоголем, проявляются в современном обществе?

III. Работа с таблицей №5 (рабочий лист) и слайд №4 ( презентация)

Прочитайте отрывок из «Развязки Ревизора».

- О каком ревизоре идет речь?

Вывод:

Никто из нас не идеален. Каждый когда-то совершал поступок, за который потом было стыдно перед окружающими. И даже если об этом никто не знает, собственная совесть не дает покоя. Но если человек задумывается над своими поступками, значит, не все потеряно. «Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее…»

Домашнее задание : Сочинение - рассуждение «Сам себе ревизор».

IV. Рефлексия (слайд №5 и таблица №6 рабочего листа)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconУрок литературы в 8-ом классе «мастерство речевых характеристик»
Оформление урока – иллюстрации к комедии Н. В. Гоголя, аудиозаписи комедии, фрагменты фильмов по комедии «Ревизор»
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconПлан-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цель урока: 1 познакомить учащихся с образом главного героя комедии «Ревизор» Хлестаковым, помочь раскрыть этот образ на примере...
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconОбщественный смотр знаний
А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: углубить знания учеников о творческой биографии Н. В. Гоголя; познакомить с историей создания комедии «Ревизор»; повторить...
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По повести а. С. Пушкина «капитанская дочка», поэме м. Ю. Лермонтова «мцыри» и комедии н. В. Гоголя «ревизор»
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расширить и углубить представления уч-ся о комедии Гоголя «Ревизор», научить обращать внимание на детали, характеризующие героев
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconУрок по комедии н. В. Гоголя «ревизор»
Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе гореванище…
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconХод урока Для нас он был больше, чем просто
Цели урока: обобщить знания учащихся по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», показать, что комедия живёт; рассмотреть типичных героев...
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconТема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В....
Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя; учить использовать в читательском высказывании лексику и конструкции со значением...
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconИсследование по литературе. 9 класс (речевой). Учитель: Васильева...
Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы...
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однородные члены предложения" и заканчивающих чтение и изучение комедии Н. В. Гоголя "Ревизор". Это и урок обобщения материала по...
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Народная фантастика в ранних романтических произведениях. Героическое...
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» icon«Уникальность языка Гоголя. Комедия «Ревизор»
На основе изучения взглядов различных ученых можно заключить, что именно прецедентный текст является одним из важнейших причин пополнения...
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconДревняя Греция (Эллада), общее название территории древнегреческих...
Комедии родились из шуточных песен и плясок, исполняемых на Дионисиях. Особенно популярны были политические комедии, высмеивавшие...
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» iconКомедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Анализ четвертого и пятого действий
Представляем Вашему вниманию Методические рекомендации к планированию уроков литературы в 8 классе с использованием цифровых образовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск