Скачать 45.2 Kb.
|
Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Цели: углубить понятие о сатире и ее средствах; страх перед ревизором как основа комедийного действия; развивать навыки анализа текста, творческие способности учащихся; формирование положительных нравственных ориентаций. Методические приемы: комментированное чтение, характеристика персонажей, защита проекта, аналитическая беседа, работа со словарем. Оборудование: рабочий лист учащегося, кинофрагменты «Ревизор», презентация «Проект». Ход урока:
Сегодняшний урок мы начнем со слов Н.В. Гоголя: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Да, действительно, Гоголю это удалось. Наша задача – посмотреть с помощью каких средств удалось автору осуществить задуманное. К.С. Станиславский советовал читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития. Проверка домашнего задания (знание текста): 1.Рабочий лист. Таблица №1 и №2. Задание: соотнесите характеристику с персонажем комедии. 2. Защита учащимися проекта (презентация). II. Анализ IV действия комедии: 1. Ю. Манн говорил: « Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца».( Слайд №2 презентация) - Согласны ли вы с этими словами? 2. Чтение по ролям (1-3 явление IV действия) 3. Беседа: - С какими намерениями собрались все чиновники города? (пытаются найти лучший способ дать взятку) 4. Словарная работа: -Дайте лексическое толкование слову «взятка» ( таблица №3 рабочий лист ) (Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.) - Как вы думаете, почему в комедии используется слово «подсунуть», а не слово «взятка? - какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело для чиновников этого города? - Кто первый предлагает «подсунуть»? ( Обратите внимание, что судья— лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие.) 5. Просмотр кинофрагмента «Ревизор» . Задание: обратите внимание на речь персонажей 6. Словарная работа: Здесь комедия превращается в трагедию, т.е. меняется пафос комедии. Определите лексическое значение слова «пафос». (Таблица №3 рабочий лист) (Пафос (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.) С начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, возрастая от действия к действию и находя свое максимальное выражение в немой сцене. По меткому выражению Ю.Манна, «Ревизор»- это целое море страха» ( слайд №3 презентации) - сформулируйте лексическое значение слова «страх» (Таблица №3 рабочий лист.) (Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.) Ремарка (фр. remarque) — замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали.) 7. Самостоятельная работа по тексту комедии Задание: - Какие причины для страха имеет каждый чиновник? Найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и авторских ремарках. ( Заполнение таблицы №4 рабочий лист.) -Давайте вновь обратимся к эпиграфу ( слайд №2 презентации). Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках? Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый дает взятку по- своему, что отражено в речи, действиях и ремарках). - Что же лежит в основе взаимоотношений в мире чиновников? ( презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками - это основа бюрократической машины России. Эта узаконенная государственная система создала, сформировала психологию чиновника. Чин значил все!) -Актуальна ли проблема, поднятая в комедии «Ревизор» в наше время? - Какие недостатки, осмеянные Гоголем, проявляются в современном обществе? III. Работа с таблицей №5 (рабочий лист) и слайд №4 ( презентация) Прочитайте отрывок из «Развязки Ревизора». - О каком ревизоре идет речь? Вывод: Никто из нас не идеален. Каждый когда-то совершал поступок, за который потом было стыдно перед окружающими. И даже если об этом никто не знает, собственная совесть не дает покоя. Но если человек задумывается над своими поступками, значит, не все потеряно. «Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее…» Домашнее задание : Сочинение - рассуждение «Сам себе ревизор». IV. Рефлексия (слайд №5 и таблица №6 рабочего листа) |
Урок литературы в 8-ом классе «мастерство речевых характеристик» Оформление урока – иллюстрации к комедии Н. В. Гоголя, аудиозаписи комедии, фрагменты фильмов по комедии «Ревизор» | План-конспект урок по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» Цель урока: 1 познакомить учащихся с образом главного героя комедии «Ревизор» Хлестаковым, помочь раскрыть этот образ на примере... | ||
Общественный смотр знаний А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: углубить знания учеников о творческой биографии Н. В. Гоголя; познакомить с историей создания комедии «Ревизор»; повторить... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По повести а. С. Пушкина «капитанская дочка», поэме м. Ю. Лермонтова «мцыри» и комедии н. В. Гоголя «ревизор» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расширить и углубить представления уч-ся о комедии Гоголя «Ревизор», научить обращать внимание на детали, характеризующие героев | ||
Урок по комедии н. В. Гоголя «ревизор» Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе гореванище… | Ход урока Для нас он был больше, чем просто Цели урока: обобщить знания учащихся по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», показать, что комедия живёт; рассмотреть типичных героев... | ||
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В.... Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя; учить использовать в читательском высказывании лексику и конструкции со значением... | ||
Исследование по литературе. 9 класс (речевой). Учитель: Васильева... Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Однородные члены предложения" и заканчивающих чтение и изучение комедии Н. В. Гоголя "Ревизор". Это и урок обобщения материала по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Народная фантастика в ранних романтических произведениях. Героическое... | «Уникальность языка Гоголя. Комедия «Ревизор» На основе изучения взглядов различных ученых можно заключить, что именно прецедентный текст является одним из важнейших причин пополнения... | ||
Древняя Греция (Эллада), общее название территории древнегреческих... Комедии родились из шуточных песен и плясок, исполняемых на Дионисиях. Особенно популярны были политические комедии, высмеивавшие... | Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Анализ четвертого и пятого действий Представляем Вашему вниманию Методические рекомендации к планированию уроков литературы в 8 классе с использованием цифровых образовательных... |