Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения»





НазваниеТема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения»
Дата публикации13.08.2013
Размер76.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Цели:

  • обобщить материал по теме «Односоставные предложения», повторить особенности выражения грамматической основы в односоставных конструкциях;

  • закрепить умения различать виды односоставных  предложений в тексте и определять способы выражения сказуемого и подлежащего, составлять предложения заданного типа;

  • воспитывать хорошие манеры, умение общаться в коллективе.

  • пробудить интерес к личности Н. В. Гоголя и его комедии «Ревизор»

Задачи: проверка степени овладения умением находить и различать виды односоставных предложений;

составлять рассказ по картине, используя односоставные предложения.

Метод обучения: лабораторная работа

Технология деятельности: исследовательская.

Оборудование урока:


  • проектор;

  • компьютер;

  • презентация

  • таблица-схема «Односоставные предложения», раздаточный материал;

  • иллюстрации;

  • распечатанный текст для анализа;

  • проверочный тест по теме

Межпредметная связь: русская литература — Н. В. Гоголь “Ревизор”.

Структура (алгоритм) проведения лабораторной работы :

1) подготовительный этап, включающий повторение теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы и литературой к ней;

2) проведение лабораторной работы:

- чёткое определение целей, порядок выполнения работы, обозначенный в индивидуальных карточках и в карточках для группы учащихся;

- оснащение лабораторной работы текстами, справочниками, учебными пособиями, таблицами; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся;

- самостоятельное выполнение лабораторной работы. Основная функция учителя на этом этапе – контроль за самостоятельной деятельностью учащихся и по мере надобности индивидуальные консультации по оформлению результатов работы; учащиеся, применяя методы лингвистического анализа, исследуя заданный текст, обрабатывают свои наблюдения и оформляют их письменно;

- подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом.

Время выполнения лабораторной работы – 1-2 урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы урока и его цели.

Ребята, сегодня у нас итоговый урок по теме “Односоставные предложения” – лабораторная работа.




Вид деятельности учителя

Вид деятельности учащихся

1.

Оргмомент. Целеполагание

– Мы приступаем к работе над односоставными предложениями и их видами. Задача нашего урока – научиться различать виды односоставных предложений, совершенствовать умения сопоставлять односоставные и двусоставные предложения, пользоваться ими при составлении текстов.




2.

Актуализация опорных знаний (синтаксис, односоставные и двусоставные предложения). Проверка домашнего задания путем провер­ки усвоения теоретических положений по теме на основе ответов на вопросы:

1. Что изучает синтаксис?

2. На какие группы по характеру грамматической основы делятся предложения?

3. На какие группы делятся односоставные предложения ? Какие языковые особенности характер­ны для этих предложений?

4. Назовите алгоритм, позволяющий опре­делить вид односоставного предлжения

При ответе на данные вопросы уча­щиеся могут пользоваться теорети­ческим материалом учебного посо­бия и конспектами.

Односоставные и двусоставные.

Все односоставные предложения в зависимости от того, какой главный член предложения составляет их грамматическую основу, делятся на 2 группы:

  • с главным членом предложения – сказуемым;

  • с главным членом предложения – подлежащим.

Работа с таблицей (Приложение 1)

Работа с таблицей (Приложение 2)




Вторая часть домашнего задания связана с выборочной проверкой знаний и умений по составлению сравнительной таблицы, отра­жающей основные черты односоставных и двусоставных


Работа с таблицами (Приложение 3)

Составляют сравнительную таблицу, конструируют предложения. Пользуются примерами из текста комедии.

3.

Практическая часть.

1. Оформите таблицу, распределяя предложения по группам

1) Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места.

2) Нужно быть мне посмелее. Ужасно как хочется есть!

3) Неожиданное известие!

4) Еще умный человек!

5) До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам.

6) Это Добчинский, маменька!

2. Раздаточный материал. Запишите только односоставные предложения, подчеркивая грамматическую основу и указывая, какой частью речи выражен главный член. Назовите персонажей комедии, которые произносят эти слова.

1) А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! 2) Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? 3) Легкость необыкновенная в мыслях!
4)  Смотри! Не по чину берешь! 5) Он и денег не платит, и не едет.  6) Ну в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.  7) Не приведи Бог  служить по ученой части! 8) Иной раз все до последней рубашки спустит.  9) Я только на две минуты захожу в департамент. 10)Убит, убит, совсем убит!

3.Иллюстративный материал. Опишите героев, используя односоставные предложения из произведения

4. А сейчас каждая из групп приведет примеры  различных групп односоставных предложений, подобранных  из текста комедии «Ревизор» .

– Для чего автор использует в комедии односоставные предложения?

5. Анализ текста (заранее распечатанный текст раздается учащимся)

.

Оформляют таблицу

С главным членом сказуемым

С главным членом подлежащим

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Безличные


Назывные













Самопроверка

С главным членом сказуемым

С главным членом подлежащим

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Безличные


Назывные

Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места.

До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам.

Нужно быть мне посмелее. Ужасно как хочется есть!

Неожиданное известие! Еще умный человек! Это Добчинский, маменька! и т. д.

Приложение 4. Рассуждение по образцу:

глаг.

В первом предложении: А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! – грамматической основой является слово подать, которое является сказуемым, выраженное глаголом в форме инфинитива, подлежащего здесь не требуется, т.к. предложение безличное.

Формулируют вывод

Работа проводится в группах. Затем просматриваются слайды презентации

Предложения читают вслух. Идет анализ предложений и одновременное составление таблицы учащимися в тетрадях.

Формулируют вывод

Приложение 5. Задания выполняются в группах.

Выполняют задание в группах: читают тексты, определяют основную мысль, принадлежность к тому или иному стилю, указывают ведущие стилевые черты, проводят исследовательскую работу — анализ данного текста. Письменно оформляют свои наблюде­ния.

4.

Контроль знаний.

Тест по теме «Односоставные предложения»

Приложение 6. Индивидуальная работа

5.

Домашнее задание 

Найдите обобщенно-личные и назывные предложения в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”, определите их роль в тексте. (8-10 предложений)


6.

Рефлексия

Рефлексия проводится с применением опоры.

Подведение итогов лабораторной работы: внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом.

·        Сегодня на уроке я узнал …

·        В группе работать мне было…, потому что …

·        Помогал мне …

·        Мешал мне ...

·        Больше всего мне понравилось…

·        Труднее всего было …

Ответы учащихся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения»
Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения», закрепить умение работать над рефератом, совершенствовать работу в группах,...
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: «Односоставные предложения». Будем отличать односоставные предложения от двусоставных предложений...
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Односоставные и неполные предложения», формировать умения находить односоставные и неполные предложения, определять их роль в рекламных...
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Цели и задачи изучения темы
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Назывные предложения». Урок объяснения нового материала (раздел «Односоставные предложения»11часов, назывные предложения-1...
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок-проект по русскому языку по теме «Односоставные предложения»
Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории и разработка схемы односоставного предложения
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconИсследование по проблеме Роль о/л предложений в тексте; формировать...
Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения....
Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской...
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconКонспект открытого урока Тема «Становление личности Петра Гринева...
Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconХод урока Для нас он был больше, чем просто
Цели урока: обобщить знания учащихся по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», показать, что комедия живёт; рассмотреть типичных героев...
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconТема: Односоставные предложения
Цель урока: познакомить учащихся с определенно – личным предложением – одним из видов односоставных предложений с главным членом...
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок литературы в 8-ом классе «мастерство речевых характеристик»
Оформление урока – иллюстрации к комедии Н. В. Гоголя, аудиозаписи комедии, фрагменты фильмов по комедии «Ревизор»
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconКонспект урока русского языка в 8 классе «Повторение и обобщение...
Планирование составлено на основе : «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В гербовой,...
Тема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В. Гоголя \"Ревизор\") Цели: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск