Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения»





Скачать 101.9 Kb.
НазваниеУрок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения»
Дата публикации14.04.2015
Размер101.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»


Односоставные предложения

Урок – семинар

(2 часа)

8 класс

Учитель: Т.В. Бовть

Тема: Односоставные предложения (Урок-семинар)

Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения», закрепить умение работать над рефератом, совершенствовать работу в группах, развивать связную речь, воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование: карта учёта знаний, С. Прокофьев «Зимний костёр», репродукции картин: А. П. Брюллов «Наталья Гончарова», И.Е. Репин «Пушкин на выпускном экзамене», В.А. Серов «Девочка с персиками», мульти медиа проектор.

Ход урока

I.

Учитель: Сегодня у нас семинарское занятие по теме «Односоставные предложения». Цель его – обобщить изученное по теме, закрепить все навыки, умения, полученные при изучении данной темы. Работа каждого из вас будет оценена. В конце урока вы назовёте лучшие работы и выступления по группам.

Карта учёта знаний

№ п/п

ФИО

Рефе-

рат

Работа в группах

Практическая работа

№ 1

Практическая работа № 2

За активную

работу

Перфокарты

Итоговая оценка
























































Учитель: Эпиграфом к уроку будут слова: «Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит живою водою всех, кто прикоснётся к нему». Почему же именно слова о Пушкине, его творчестве я взяла эпиграфом? ( На уроке будут использованы слова Пушкина).

Как вы их понимаете? (У каждого возраста – свой Пушкин. Перечитывая его произведения, каждый раз для себя открываешь что-то новое, поэтому она неисчерпаема, как источник).

Найдите в первой части грамматическую основу. Какое это предложение по наличию главных членов? (Двусоставное) Какие предложения по наличию главных членов предложения вы знаете?

Ученица (ФИ) начертила схему «Односоставные предложения», это план нашей работы.
Схема № 1
Односоставные предложения с главным членом - подлежащим
С главным членом – сказуемым назывные
Определённо-личные

Неопределённо-личные

Обобщённо-личные

безличные
Выступления ребят, писавших рефераты.

- Что такое реферат? (Краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги).

Определённо-личные предложения

Учащийся: Односоставные предложения делятся на две группы: с главным членом сказуемым и с главным членом подлежащим. В свою очередь эти группы делятся на подгруппы (см. схему).

Определённо-личные предложения – это такие предложения, которые имеют лишь один главный член предложения - сказуемое, причём во втором или первом лице:

идёшь, идёте, пойду, пойдёшь, пойдёте и т.д. Эти односоставные предложения не имеют второго главного члена предложения – подлежащего, так как окончания глаголов в формах 1-ого или 2-го лица достаточно определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы). Определённо-личные предложения встречаются в живой разговорной речи. Поэты, писатели часто употребляют эти предложения, например А.С. Пушкин. Разберём эти строки из «Евгения Онегина»:

Потом за трубкой раскалённой,

Волной солёной оживлённый,

Как мусульман в своём раю,

С восточной гущей кофе пью. (ед.ч., 1 л.)

Иду гулять. (ед.ч., 1л.)
Эти предложения определённо-личное, так как можно восстановить подлежащее «я».

  1. Практическая работа № 1. (выполняется по группам)

1 группа (5 человек)

Написать сочинение-миниатюру по данному началу.

I. Пушкин – один из самых умных людей на свете – и нас делает умнее. Читая его книги …

II. Вечер. Беру томик стихов А.С. Пушкина и …

2 группа (5 человек)

Из учебника литературы в письме Гринёва – старшего находят определённо-личные предложения. (Для чего Пушкин их употребляет?)

3 группа (5 человек)

Дидактический материал № 174 (5)

М.В. Ломоносов сказал об определённо-личных предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

Неопределённо-личные предложения

Учащийся: Учёный лингвист Александр Матвеевич Пешковский об этих предложениях писал: «Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как искусственное, неопределённое, всё сосредоточено на действии».

Неопределённо- личные предложения – это такие односоставные предложения, в которых сказуемое обозначает действие, совершённое определённым лицом, в таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят.

  1. Если сказуемое в неопределённо-личном предложении обозначает действие в настоящем или будущем временах, то глагол всегда употребляется в форме третьего лица, множественного числа. Например: В библиотеку каждый день привозят свежие газеты и журналы.

  2. Если сказуемое обозначает действие в прошедшем времени, то глагол употребляется в форме множественного числа, прошедшего времени. Например: На балконе соседней дачи зажгли свет.

Неопределённо- личные предложения употребляются в речи тогда, когда основное внимание надо сосредоточить на действии или событии. Например: Здесь учат военному искусству. Неопределённо-личные предложения чаще всего используются в объявлениях. Например: У нас не курят. Здесь просят соблюдать тишину.

Обобщённо-личные предложения

Учащийся: Для выражения совета, пожелания, приказа, невозможности, необходимости долженствования, обычности действия, описания и т.д. употребляются обобщённо-личные предложения, в которых действие можно отнести к любому лицу. Например: По вечерам сидишь и слушаешь музыку. Часто обобщённо -личные предложения используются в пословицах: Век живи, век учись. Стой за правду горой. Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут. Особенно часто сказуемое в обобщённо-личных предложениях выражается глаголом в форме 2-го лица. Например: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Выходного дня ждёшь с нетерпением. Обо всём сразу не расскажешь. Бездонную бочку водой не наполнишь. Дело словом не заменишь.

Учитель: Группа учеников, готовясь к семинару, исследовала учебники, какие они скажут сами.

Цель исследования: выяснить, какие односоставные предложения употребляются в учебниках, почему?

Предложения, используемые в учебниках биологии, физики, геометрии.

  1. В учебнике биологии есть определённо-личные предложения. Например: Расскажите по рисунку 86 о развитии лягушки. Назовите водные и наземные черты у земноводных.

  2. В учебнике физики есть определённо- личные предложения. Например: Приведите примеры, показывающие, что тела с тёмной поверхностью больше нагреваются излучением, чем светлые.

  3. В учебнике геометрии есть определённо-личные предложения. Например: Сформулируйте и докажите теорему Пифагора. Расскажите, как измеряются площади многоугольника.

Вывод: Эти предложения, встречающиеся в учебниках биологии, физики, геометрии являются определённо-личными, потому что они уместны для доказательств.

Безличные предложения

Учащийся: Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: Уже совсем стемнело. На дворе было тихо.

С помощью безличных предложений можно выразить состояние различных явлений природы, окружающей среды, человека: Светает. Дышится легко.

В безличных предложениях главный член, обозначающий явление или состояние природы, может быть выражен:

а) безличными глаголами: рассветать (светает), вечереть (вечереет).

б) личными глаголами в безличном значении: теплеть (в марте теплеет).

в) словами, обозначающими состояние природы и человека: Вокруг было тихо.

г) краткими страдательными причастиями и связкой быть. Безличные глаголы могут сочетаться с глаголами начинать, продолжать, кончать в форме 3-его лица единственного числа или среднего рода прошедшего времени. (Начало смеркаться). Значение деятеля при обозначении состояния природы может выражаться формой творительного падежа без предлога: Сильной бурей повалило много деревьев. Берёзами можно любоваться бесконечно. Нельзя представить себе Россию без берёз. Надо беречь свою землю.

Эти безличные предложения обозначают возможность, запрет, необходимость.

В таких предложениях сказуемое – составное глагольное. В его состав могут входить слова: можно, нужно, надо; глаголы: следовать, строить, стоить, полагаться, а также если причастия типа поручено (мне поручено) употребляются с отрицанием не, то глагол употребляется в форме только несовершенного вида.

Безличные предложения чаще всего употребляются в живой разговорной речи.

Учитель: Вторая группа ребят исследовала стихотворения А.С. Пушкина. Как известно, словарь произведений А.С. Пушкина насчитывает 21000 слов.

Цель исследования: употребляет ли в стихотворениях А.С. Пушкин односоставные предложения.

Учащийся: А.С. Пушкин в своих стихотворениях использовал все типы односоставных предложений. Например: В стихотворении «Зимнее утро» он употребляет назывные предложения: Мороз и солнце. День чудесный. «Туча». Последняя туча рассеянной бури. «Полтава» Бой барабанный, клики, скрежет.

В стихотворении «Узник» встречаются определённо-личные предложения: Сижу за решёткой в темнице сырой. «Деревня». Приветствую тебя, пустынный уголок. «К Чаадаеву». И на обломках самовластья напишут наши имена! (неопределённо-личное). «Осень». Дни поздней осени бранят обыкновенно. (обобщённо-личное).

Учитель: А сейчас мы послушаем музыку С. Прокофьева, как называется произведение я сейчас не буду говорить. Название зимнее (слушают аудиозапись).

Какие картины вы представили себе, строчки какого стихотворения подходят?

(А. Прокофьев «Зимний костёр», А.С. Пушкин «Зимнее утро»)

Оба произведения созвучны (настроение, чувства).

Опрос по карточке – зачёту, выполнение двух заданий.

Карточка– зачёт составлена учащимися дома.

Здание № 1

Буквенный диктант

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (об-л). Люблю тебя, Петра творенье. (оп-л). Береги честь смолоду. (об-л.). Мне сегодня всю ночь не спится (б). На балконе соседней дачи зажгли свет (н-л). От дыма щиплет глаза (б). В сорок первом меня бросило в седло. (б).

Задание № 2

Произвести синтаксический разбор предложения. Вижу высоко над головою сосны, облака, голубизну.

Задание № 3

Работа с перфокартой

А-оп.-л., Б-н-л., В –н., Г-б.

В полку отбой сыграли. (н-л.).

Вижу вишню у раскрытого окна. (оп-л).

Мне ещё в начале жизни повезло. (б).

Дым костра. Серых шинелей груда. (наз.)

Загляну в глаза волжанки, нежным словом назову. (оп.-л).

Повеет полем, первой бороздой. (б)

Бухта Находка. Зелёный туман. (наз).

Задание № 4

Составьте предложения со словарным словом эпистола. Объясните лексическое значение этого слова.

Назывные предложения

Учащийся: Назывные предложения – это предложения с одним главным членом, который обычно бывает выражен существительным в именительном падеже. Например: Ночь. Тишина.

Они сообщают о том, что какое – нибудь явление или предмет существует в настоящем. Например: Лес. Просека. Ряд телеграфных столбов. Названные предложения могут быть распространёнными. Например: Тихая ночь. Тишина после бури. Такие предложения употребляются преимущественно в художественной литературе и публицистической. С их помощью писатели и журналисты лаконично и ярко рисуют место и действие, пейзаж, обстановку.

Основное значение названных предложений – утверждение наличия, существования предметов, явлений. Например: Ямал. Тундра.

С частицами вон, вот, вот, и – названные предложения приобретают указательное значение. Например: Вот и село. Вот дом.

Названные предложения могут иметь эмоционально – оценочное значение, которое вносится частицами что- за, вот так, ну и др. и местоимением –прилагательным какой. Например: Какая тишина! Ну и собрание!

Учитель: экспертная группа (называет учащихся) должна была выбрать текст для контрольного диктанта. (Обоснование своего выбора)

Ученик читает текст.

Обобщение

Учитель: Чьи выступления показались вам самыми интересными, важными? Над чем нужно ещё поработать?

Ребята, мы расстаёмся с односоставными предложениями, но впереди – очень интересная тема:

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь!

(однородные члены).

  1. Практическая работа № 2

  1. Написать письмо (поделиться о чём-либо, можете А.С. Пушкину). 10 баллов.

  2. Работа по картине. Александр Павлович Брюллов «Н.Н. Гончарова» (акварель), И.Е. Репин «Пушкин на выпускном экзамене». Валерий Александрович Серов «Девочка с песиками». (12-летняя Верочка Мамонтова). 10 баллов.

  3. Дидактический материал. № 196 (стр.82). 3 балла.

  4. Составить карточку – зачёт. (3-4 задания). 4 балла.

  5. Упражнение 217 (по учебнику). – 3 балла.

Краткие сведения о художниках (ученица).

Александр Павлович Брюллов (1798-1877), русский архитектор, брат русского живописца Карла Павловича Брюллова («Последний день Помпеи»).

Илья Ефимович Репин (1844-1930), русский живописец. Изображая угнетение народа, он показывает его могучие силы и духовную красоту «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Валерий Александрович Серов (1865-1911), русский живописец, сын композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова. Автор произведений «Мальчики», «Девочка с персиками», «Пётр I», создал критические рисунки по басням И.А. Крылова.

Учитель: Ваша задача - набрать большее количество баллов. Не нужно описывать картину, хотелось бы сочинения – размышления об этих картинах.

Урок-семинар «Односоставные предложения» - обобщающий по теме «Односоставные предложения» (8 класс), рассчитан на 2 урока. В ходе урока и при подготовке к нему

закрепляются умения работать над рефератом, в группе, объективно оценивать свою и чужую работу, высказывать свою точку зрения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconТема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В....
Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок-проект по русскому языку по теме «Односоставные предложения»
Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории и разработка схемы односоставного предложения
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения....
Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской...
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: «Односоставные предложения». Будем отличать односоставные предложения от двусоставных предложений...
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Назывные предложения». Урок объяснения нового материала (раздел «Односоставные предложения»11часов, назывные предложения-1...
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Односоставные и неполные предложения», формировать умения находить односоставные и неполные предложения, определять их роль в рекламных...
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения". Урок в 9-м классе
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок по теме «Африка» Цел ь: Проверить полученные знания по теме...
Цель: Проверить полученные знания по теме «Особенности природы и страны Африки», обобщить пройденный материал
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок усвоения новых знаний
Цель: Проверить полученные знания по теме «Особенности природы и страны Африки», обобщить пройденный материал
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок семинар по теме: «Решение уравнений и систем уравнений». Цели...
Обобщить и углубить знания учащихся по данной теме, подготовить их к контрольной работе и зачету
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconУрок физики и астрономии в 11 классе урок семинар по теме: «Солнце и законы физики»
Цель: изучить материал по теме «Солнце, его строение, эволюция и влияние на жизнь на Земле» (астрономия). Познакомить учащихся понятием...
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Цели и задачи изучения темы
Урок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения» iconОдносоставные предложения Обобщающий урок
Оборудование: таблица «Основные группы односоставных предложений», карточки (тест)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск