Скачать 63.94 Kb.
|
Открытый урок по русскому языку в 8 классе «Односоставные предложения. Определённо – личные предложения». Цели урока: 1) дать понятие определённо – личных предложений; 2) формирование умений:
Оборудование: таблица, учебник, доска, презентация Тип урока: объяснение новой темы Ход урока:
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: «Односоставные предложения». Будем отличать односоставные предложения от двусоставных предложений и научимся определять определённо – личные предложения. Вначале выполним задание у доски. 2. Словарная работа. - На доске вразнобой написаны слова, из которых нужно составить связные предложения, а затем найти в них подлежащие и сказуемые. К доске выходят Карпова и Кириллов. Связка, ключи, на, висеть, стена. Всё, мастерская, в, это, на, совесть, делать. -Пока у доски работают, мы попробуем ответить на вопросы, вспомним, что нам уже известно о предложениях. -Что такое предложение? 1 Предложение – это одно или несколько слов, представляющие собой единое высказывание. Это может быть сообщение, вопрос, побуждение. - Что такое простое предложение? Простое предложение имеет одну грамматическую основу – подлежащее и сказуемое, либо один из этих членов. - Давайте посмотрим, какие предложения получились у Алёны и Ивана. Связка ключей висело на стене. В этой мастерской всё делают на совесть. В первом предложении есть оба главных члена, то есть имеются и состав подлежащего, и состав сказуемого. Значит, это предложение двусоставное. Во втором предложении только один главный член, то есть только один состав, состав сказуемого. Значит, второе предложение односоставное. Отсюда, тема нашего урока: «Односоставные предложения». Они бывают несколько видов, поэтому сегодня берём определённо – личные предложения. - Все открываем тетради, пишем число и тему: Односоставные предложения. Определённо – личные предложения. 3. Объяснение новой темы. - Как я уже сказала, в двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Оба эти главных члена необходимы для понимания смысла предложения. Односоставное предложение – это предложение, которое имеет только один главный член. Это может быть или только состав подлежащего, или только состав сказуемого. По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы: 1) с главным членом – сказуемым; 2) с главным членом – подлежащим. - Давайте посмотрим таблицу. 2
- Мы перечислили 4 основные группы односоставных предложений. А теперь на сегодняшнем уроке больше внимания уделим определённо – личным предложениям. Ещё раз посмотрите на первый столбик таблицы. 4.Закрепление - Сейчас откроем книгу и выполним упр.204. (письменно у доски) Вы пойдёте на стадион? (двусост.) Ребята, срочно возвратите в библиотеку хрестоматии. ( Односоставное, сказуемое – глагол 2 лица, буд. Вр., повелит. накл.). Еду во дворец спорта.( Односост., сказуемое – глагол 1 лица, наст. вр., изъ.накл.). Ты, Валя, поедешь со мной ? (Односост., сказуемое – глагол 2 лица, буд. Вр., изъявит. накл.). Бежим скорей одеваться! (Односоставное, сказуемое – глагол 1 лица, буд. Вр., повелит. накл.). Ребята, не опаздывайте на занятия ! (Односоставное, сказуемое – глагол 2 лица, буд. Вр., повелит. накл.) - Итак, нашли односоставные предложения, определили грамматическую основу, указали форму сказуемого – глагола. Ребята, вы обратили внимание, в этом упражнении из пяти предложений три с обращениями? 8 класс, помните, что в русском языке предложения с обращениями часто не имеют подлежащего, являются определённо – личными. - Дальше по учебнику идёт правило. Читает Моисеев Гена. 3 - Односоставные предложения выражают действие говорящего, а также побуждение к действию собеседника. - Вот, я вам говорю: «Ребята, откройте книгу, прочитайте условие, найдите односоставные предложения и т. д.», - все они, оказывается, определённо – личные предложения. - Этот вид предложения часто используется в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. Вот строчки: (находим грамм. основу устно) 1. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы ! (А.С.Пушкин.) 2. Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые. Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. 3.Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. (С. Есенин.) 4.Нет любви, ни к деревне, ни к городу, Как же смог я её донести? Брошу всё. Отпущу себе бороду И бродягой пойду по Руси. (С.Есенин.) 5. Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! (С.Есенин.) 6. Люблю грозу в начале мая. (А.Фет.) 7. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии (А.Фет.) 8. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (Нар.песня.) 9. Уходи, зима седая! (А.Майков.) 10. Люблю безмолвие полуношной природы, люблю её лесов лепечущие своды, люблю её степей алмазные снега. (А.Фет.) 4 - Дальше вашему вниманию предлагается замечательное стихотворение А. Барто «Прогулка». (Сначала читаю сама, после Света Агафонова) Бегу на лыжах по лесу, Бегу на лыжах по лесу, Бегу, бегу. Вдруг слышу: «Пропусти!» За мной вдогонку полосы Девчонка долговязая Бегут в снегу. Кричит: «Ой, догоню!» Бегу на лыжах по лесу, Как будто бы обязан я То я влечу в сугроб, Ей уступить лыжню. То вдруг ледышка по носу Мы стукаемся лыжами, Меня легонько хлоп! И в снег столкнув меня, То на пенёк напорешься, Она вопит обиженно: Случается в пути. –Дорогу, размазня! - Понравилось вам стихотворение? - Какие чувства появились, когда читали? (Радостные, весёлые, чувство полнейшего счастья.) - А не возникает чувство, как будто это вы сами мчитесь? - От какого лица написано стихотворение? От первого. - Какие типы предложений помогают поэту указать на героя (деятеля) и избежать повторения подлежащего? (Определённо – личные.) - Посмотрите, мы знаем, кто совершает действие, кто там бежит на лыжах. Деятель «Я». Значит, определённо - личные предложения синонимичны двусоставным, они более лаконичны, т.е. краткие, чёткие. В них больше подчёркивается действие, чем деятель. - Прочитаем стихотворение ещё раз. - Ребята, скажите, пожалуйста, какой вывод можем сделать, исходя из прочитанных примеров? Можем ли мы жить, не употребляя определённо – личные предложения? Будет ли русский язык выразителен без них? Нужны они нам? (Конечно, да.) - Тем более, что на ЕМЭ и ЕГЭ есть задания, требующие знание односоставных предложений. Значит, к этому разделу надо отнестись серьёзно. Знание о них пригодится на экзаменах. 5 - А сейчас я хочу, чтобы вы сами попробовали придумать свои примеры определённо – личных предложений. ( Не могу ничего сказать. На уроке тайком листаешь модный журнал.) и др. - Ребята, вы все молодцы! Думаю, что пора немножко отдохнуть. Поиграем, в игру, где нужно называть полные женские имена. Игра в группах. - Пишем графический диктант. (Предложения трёх типов) Двусоставные --------------------------------------------------------------------------------------------- Определённо-личные------------------------------------------------------------------------------------ Другие--------------------------------------------------------------------------------------------------------- |