Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького





Скачать 263.75 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького
Дата публикации23.02.2015
Размер263.75 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
МОУ Вахромеевская СОШ

«Утверждаю»

Рассмотрена Директор Бабурова В.Н. на заседании МС приказ № 75

протокол №1 от 30.08. 2013

от 26.08. 2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Литература»

в 10-11 классах

Составитель: ШМО словесников

пос. М.Горького

2013

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная учебная программа составлена на основе следующих документов:

- обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089);

- Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Программа соответствует учебнику Ю.И. Лыссый, Г.И. Беленький, Л.Б. Воронин и др. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  3. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

• сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

• осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

• освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

• овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

• воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

• использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит и в 10-м, и в 11 классе по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  1. поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  2. сравнение, сопоставление, классификация;

  3. самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  4. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  5. осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  6. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  7. составление плана, тезисов, конспекта;

  8. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  9. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  10. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья:

-воспроизводить содержание текста,

-анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории

литературы;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

-соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-определять род и жанр произведения;

-выявлять авторскую позицию,

-оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять,

выразительно читать и владеть различными видами пересказа,

- строить устные и письменные высказывания,

-участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою,

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные

темы.

Раздел 3. Содержание программы
Содержание программы учебного курса литературы для 10 класса (базовый уровень)

(102 часа)

Введение (1 час). Общая характеристика русской классической лите ратуры XIX века:

  • золотой век русской поэзии (первая треть столетия);

  • эпоха великих романов (нравственно-философская пробле матика, психологизм, художественное своеобразие);

  • роль литературы в духовной жизни русского общества.

Общее понятие об историко-литературном процессе.

Русская литература первой половины XIX века (10 часов)

А. С. ПУШКИН (4 часа). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» («IX. Ипутник усталый на Бога роптал...»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень» (отрывок), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «(Из Пиндемонти)».

Философское осмысление жизни, свободы, творчества и при роды. Религиозные мотивы и образы.

«Медный Всадник». Изображение конфликта между государ ством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.

«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.

Значение творчества Пушкина в русской литературе и духов ной жизни русского общества.

Для самостоятельного чтения

Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского и др.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изу ченного).

Для чтения и изучения

«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» («Я, Ма терь Божия, ныне с молитвою...»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».

Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностя ми времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и из бытке чувства» (В. Г. Белинский).

Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермон това.

Для самостоятельного чтения

«Демон».

Н. В. ГОГОЛЬ (4 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лириз ма, юмора и сатиры.

Литературные направления первой половины XIX века — ро мантизм и реализм (общая характеристика).

Русская литература второй половины XIX века

(86 часов)

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богат ство языка.

Проза (26 часов)

И. А. ГОНЧАРОВ (7 часов). Жизнь и творчество.

Для чтения и изучения

«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в ро мане истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Траги ческий колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской пози ции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нрав ственное содержание.

Для самостоятельного чтения

«Обыкновенная история».

А. Н. ОСТРОВСКИЙ (8 часов). Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).

Для чтения и изучения

«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным цар ством». Символика заглавия пьесы.

Для самостоятельного чтения

«Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».

И. С. ТУРГЕНЕВ (10 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изучен ного).

Для чтения и изучения

«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие компо зиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.

Для самостоятельного чтения

«Дворянское гнездо».

Из поэзии середины XIX века (14 часов)

Н. А. НЕКРАСОВ (6 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изучен ного).

Для чтения и изучения

«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).

Для чтения и бесед

«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О, Муза! Я у двери гроба!..».

Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудов летворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некра сов о высоком назначении поэзии.

Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое v пользование фольклора.

Ф. И. ТЮТЧЕВ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»).

Для чтения и бесед

«Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять... «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).

Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.

А. А. ФЕТ (2 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта... «Ласточки пропали...» (по выбору).

Для чтения и бесед

«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом... «В лунном сиянии» (по выбору).

Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусств! (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состоят человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.

А. К. ТОЛСТОЙ (3 часа). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо... «Ты не спрашивай, не распытывай...».

Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта. «Сон Попова». Козьма Прутков.

Проза (46 часов)

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (12 часов). Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпро миссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проб лемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двой ники» Раскольникова и их художественная роль.

Для самостоятельного чтения

«Идиот».

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 часа). Жизнь и творчество (с обобще нием изученного).

Для чтения и бесед

«История одного города» (обзор с чтением и разбором избран ных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.

И. С. ЛЕСКОВ (1 час). Жизнь и творчество (с обобщением изучен ного).

Для чтения и изучения

«Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лес ков). Язык рассказа.

Для самостоятельного чтения

«Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда».

Л. Н. ТОЛСТОЙ (21 час). Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толсто го к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человече ской воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное

открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философ ских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Кар тины природы в романе.

Мировое значение творчества JI. Н. Толстого.

Для самостоятельного чтения

«Севастопольские рассказы».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА(4 часа)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произ ведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.

Дж. Г. Байрон. «Корсар»;

Ч. Диккенс. «Большие надежды»;

О. Уайльд. Сказки;

В. Гюго. «Собор Парижской богоматери».

Повторение изученного (4 часа)

Содержание программы 11 класс (базовый уровень)

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

102 часа

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.
Обзор русской литературы первой половины ХХ века

Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм».

Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".

А. П. ЧЕХОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изучен ного).

Для чтения и изучения

«Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой».

Чехов — враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о кра соте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искус ство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориен тация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столе тия: предчувствие общественных перемен, тема будущего.

Для чтения и изучения

«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драмати ческого конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?

Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических мо нологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.

Для самостоятельного чтения

«Случай из практики», «Враги», «В овраге», «Архиерей», «Невеста».

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 вв.

Символизм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К.Д.Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце…», «Безглагольность»

Акмеизм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика (1 час)

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

Сочинение по творчеству поэтов начала XX века 1 час

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы» (возможен выбор других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Письменный анализ поэтического текста

И. А. Бунин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...», «Слово» (возможен выбор других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки» (произведения обязательны для изучения).

Рассказы о любви : «Лёгкое дыхание», «Митина любовь»

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. " Исследование национального характера. "Вечные темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение (домашнее) по творчеству И. А. Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет», «Олеся» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа.

Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Сочинение (домашнее)

М. Горький

Жизнь и творчество.

«Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три правды в пьесе. Проблема счастья. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Зачёт по творчеству М. Горького.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского в произведениях «Хорошо», «Клоп», «Баня» (по выбору)

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...»(возможен выбор других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Поэма «Анна Снегина»

Сочинение

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», (возможен выбор других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий, «Куст» (возможен выбор других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Сочинение (домашнее)

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Защита проектов по творчеству поэтов конца 19-20 веков
Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»

(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво...» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа.Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

Особенность жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.

Роман «Белая гвардия» (обзор)

Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

А. П. Платонов

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Сокровенный человек». Значение образа Шарикова. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка.

Вн.чт. Рассказы «Фро», «Река Потудань», «Возвращение», «Старый механик» (по выбору)

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон».

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.

Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы.

Сочинение по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (анализ эпизода)

Литература социалистического реализма (обзор).
Литература второй половины XX века.

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Продолжение традиций классической литературы в изображение событий войны. Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет. Человек на войне и правда о нём. Осмысление подвига и трагедии народа.

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня и я вернусь». А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь»

В.В.Быков Повесть «Сотников»

Драматургия. В.С.Розов «Вечно живые»

Н.А.Заболоцкий Жизнь и творчество. Философичность лирики, поэзия мысли «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «некрасивая девочка»

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...» (возможен выбор других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как

ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний бой майора Пугачёва», «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор другого рассказа).

История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.

А.И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Литература последних десятилетий XX века

Н. М. Рубцов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Авторская песня В.Высоцкий. Б.Окуджава

В.М.Шукшин. Рассказы разных лет

В. Г. Распутин

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Последний срок» (возможен выбор другого произведения).

Нравственное величие русской женщины.

Современная проза.

ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. А. В. Вампилов

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Старший сын»

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Стечение обстоятельств в пьесе.

Литература конца XX – начала XXI века.

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ. Художественное время и пространство.

- Содержание и форма.

- Художественный вымысел. Фантастика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм( символизм, акмеизм, футуризм).

-Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

- Деталь. Символ.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

- Стиль.

- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

- Литературная критика.


Раздел 4. Формы и средства контроля:

• подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,

• тест;

• проверочная работа с выборочным ответом;

• комплексный анализ текста;

• публичное выступление по общественно-важным проблемам;

• классное и домашнее сочинение по изученному произведению;

• устное высказывание на заданную тему;

• ответ на проблемный вопрос.

Основной формой контроля является сочинение


Формы контроля

год

Классное сочинение

4

Домашнее сочинение

3


Раздел 5. Перечень учебно-методических средств обучения.

  1. Примерная программа общеобразовательных учреждений по литературе 5 – 11 классыпод редакцией Г.И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М. : Мнемозина, 2009.

  2. Литература 10 класс часть 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Ю.И. Лыссый, Г.И. Беленький, Л.Б.Воронин. – 2-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2011. 4. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень).

В.2 ч. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011.

  1. Методические советы к учебнику для 10 класса. Литература. Примерное тематическое и поурочное планирование: пособие для учителя / Ю.И.Лыссый. – М.: Мнемозина, 2011.

  2. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 частях" Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый

  3. Методические советы к учебнику для 11 класса. Литература. Примерное тематическое и поурочное планирование: пособие для учителя / Ю.И.Лыссый. – М.: Мнемозина, 2013.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconРабочая программа по курсу «Русский язык» в 5 9 классах Составитель:...
РФ, Русский язык 5-9 классы, / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2008. Преподавание русского...
Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconРабочая программа уроков литературы в 5 9 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького
Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы...
Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconБалагтдиновой Алсу Ниязовны (первая квалификационная категория) по...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр
Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconПояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература»
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов...
Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconРабочая программа по элективному курсу «профессиональное самоопределение» в 9-х классах
Задача которого – создание в старших классах системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения...
Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconРабочая программа педагога по курсу «Литература»
Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование...
Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconПлан работы шмо предметов естественно-математического цикла 2012-2013 учебный год Тема шмо
Цель шмо: создание условий для реализации новой технологии оценивания с целью получения качественных результатов в образовательной...
Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconРабочая программа по учебному курсу биологии для 6 класса Составитель

Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconРабочая программа по учебному курсу биологии для 8 класса Составитель

Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconИз отчета руководителя шмо русского языка и литературы
Хромовой О. С. по проблеме: о реализации методической темы школы «Оптимизация урока на основе оргдиалога учащихся» с выходом на реализацию...
Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconРеферат по тематике курса Составитель
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconРеферат по тематике курса Составитель
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького icon«Согласовано» «Утверждено» Руководитель шмо заместитель директора Директором мбоу
Рабочая программа по курсу «История» для 11 класса предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на...
Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconВид публикации (учебник, уч пос., уч мет пос и т д.)
Список учебно-методических пособий, выпущенных сотрудниками университета в 2013 г
Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для преподавания обж в 5-9 классах и составлена на основе примерной программы по курсу «Основы безопасности...
Рабочая программа по курсу «Литература» в 10-11 классах Составитель: шмо словесников пос. М. Горького iconРезюме реутина Ольга Александровна
Свердловское педагогическое училище №1 им. М. Горького – 1984г по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск