№ п/п
| Разделы программы.
Темы уроков
| Количество часов
| Тип урока
| Материально-техническое оснащение
|
РАЗДЕЛ 1. КНИГА I (31ч)
Тема 1. Введение (1ч)
|
1
| Наш новый предмет. Новый учебник и его герои
| 1
| Урок-путешествие
|
|
Тема 2. От чего захватывает дух (1ч)
|
2
| «От чего захватывает дух». Введение в книгу 1. Н.С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны»
| 1
| Урок-анализ
|
|
РАЗДЕЛ 2. Жизнь по законам чести (4ч+1ч)
|
Тема 3. Александр Дюма «Три мушкетера» (2ч)
|
3
| Александр Дюма и его роман «Три мушкетера». Герои бессмертной книги. «Законы чести» в главе «Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала»
| 1
| Комментированное чтение
| видеофильм
|
4
| Что такое дружба (по главе «План кампании»). Наталья Долинина «Честь и достоинство»
| 1
| Комментированное чтение
|
|
Тема 4. Жюль Верн «Дети капитана Гранта» (2ч+1ч)
|
5
| Жюль Верн – удивительный писатель. Мужественные и честные сердца
| 1
| Комментированное чтение
| видеофильм
|
6
| Знаменитый географ на борту «Дункана». Роман-учебник, роман-открытие. Как был найден капитан Грант.
| 1
| Комментированное чтение
|
|
7
| Р/р Сочинение по разделу «Жизнь по законам чести»
| 1
| Развитие речи
|
|
РАЗДЕЛ 3. Шифры и клады (6ч)
|
Тема 5. Э. По «Золотой жук» (2ч)
|
8
| К.Г. Паустовский «Эдгар По». Понятие о литературном портрете
| 1
| Комментир. чтение
|
|
9
| Тайна золотого жука (по рассказу Э. По «Золотой жук»)
| 1
| Комментир. чтение
|
|
Тема 6. Р.-Л. Стивенсон (3ч)
|
10
| Р.-Л. Стивенсон и неизведанные острова. Полный опасностей путь
| 1
| Комментир.чтение
| видеофильм
|
11
| Цена честного слова
| 1
| Комментир. чтение
|
|
12
| «Вьётся по ветру «Весёлый Роджер», Люди Флинта песенку поют»
| 1
| Комментир. чтение
|
|
Тема 7. А.Н. Рыбаков «Кортик» (1ч)
|
13
| Анатолий Рыбаков и тайны повести «Кортик»
| 1
| Комментир. чтение
| видеофильм
|
РАЗДЕЛ 4. Экстремальные ситуации (4ч)
|
Тема 8. Джек Лондон «Любовь к жизни» (2ч)
|
14
| Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона
| 1
| Комментир.чтение
| видеофильм
|
15
| Что такое любовь к жизни?
| 1
| Комментир.чтение
|
|
Тема 9. Б.С. Житков «Механик Салерно» (2ч)
|
16-17
| Оставаться человеком при любых обстоятельствах (Б.С. Житков и его рассказ «Механик Салерно»)
| 2
| Комментированное чтение
|
|
РАЗДЕЛ 5. Как мы становимся взрослыми (7ч+1ч)
|
Тема 10. Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна» (3ч)
|
18
| Марк Твен и его маленькие герои. Приключения – игра
| 1
| Комментир. чтение
| видеофильм
|
19
| Приключения – игра и жизнь
| 1
| Комментир. чтение
|
|
20
| Приключения – жизнь
| 1
| Комментир. чтение
|
|
Тема 11. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (3ч)
|
21
| Валентин Катаев и название его повести. Море Пети и море Гаврика
| 1
| Комментир. чтение
| видеофильм
|
22
| Большие события и маленькие дети
| 1
| Комментир. чтение
|
|
23
| Дети становятся взрослыми
| 1
| Комментир. чтение
|
|
Тема 12. М.Ю. Лермонтов «Парус» (1ч+1ч)
|
24
| М.Ю. Лермонтов «Парус»
| 1
| Урок-анализ
| грамзапись
|
25
| Р/р Сочинение по разделу «Как мы становимся взрослыми»
| 1
| Развитие речи
|
|
РАЗДЕЛ 6. Правда истории и вымысел (5ч+1ч)
|
Тема 13. В.А. Каверин «Два капитана» (2ч)
|
26
| Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева «Я найду экспедицию!». Лётчик Григорьев и штурман Климов
| 1
| Комментированное чтение
| видеофилм
|
27
| Капитан Григорьев на войне. Как была найдена экспедиция
| 1
| Комментир.чтение
|
|
Тема 14. М.Ю. Лермонтов «Бородино» (1ч+1ч)
|
28
| «Ведь были ж схватки боевые...»
| 1
| Урок-анализ
| грамзапись
|
29
| Р/р Сочинение по разделу «Правда истории и вымысел»
| 1
| Развитие речи
|
|
Тема 15. Романтика неизведанного (2ч)
|
30
| Стихи о прекрасном и неведомом (Н. Гумилев, В. Маяковский, М. Светлов, Д. Самойлов, В. Берестов)
| 1
| Урок-анализ
| грамзапись
|
31
| Что мы узнали о приключенческой литературе (обобщающий урок). Проверочная работа № 1
| 1
| Урок контроля
| тесты
|
КНИГА II (37ч)
|
РАЗДЕЛ 7. Мир, «затерянный» в нас (2ч)
|
Тема 16. А. Конан Дойл «Затерянный мир» (2ч)
|
32
| Наследие Артура Конан Дойла (жизнь и творчество писателя)
| 1
| Рассказ учителя
| портрет писателя
|
33
| Наука и полёт фантазии (анализ главы XII из романа «Затерянный мир»)
| 1
| Комментированное чтение
|
|
РАЗДЕЛ 8. Научная и «ненаучная» фантастика (6ч)
|
Тема 17. А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля» (2ч)
|
34
| Фантастический мир Александра Беляева. Мари Лоран и голова профессора Доуэля
| 1
| Комментированное чтение
| видеофильм
|
35
| Профессор Доуэль и профессор Керн
| 1
| Комментир.чтение
|
|
Тема 18. Рэй Брэдбери «И грянул гром» (1ч)
|
36
| Гордость научной фантастики (жизнь и творчество Р. Брэдбери). Каждый из нас в ответе перед будущим (рассказ «И грянул гром»)
| 1
| Комментированное чтение
|
|
Тема 19. Н.В. Гоголь «Портрет» (3ч)
|
37
| Н.В. Гоголь и «ненаучная» фантастика
| 1
| Рассказ учителя
| портрет писателя
|
38-39
| Странное, причудливое, фантастическое в повести «Портрет»
| 2
| Комментир. чтение
|
|
РАЗДЕЛ 9. Сказка и фантастика (3ч+1ч)
|
Тема 20. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Руслан и Людмила» (3ч+1ч)
|
40
| Жизнь и фантастика в сказке (А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
| 1
| Комментированное чтение
| мультфильм
|
41
| А.С. Пушкин и его первая поэма
| 1
| Комментир. чтение
| видеофильм
|
42
| «Там чудеса...» (сказочное в поэме «Руслан и Людмила»)
| 1
| Комментир. чтение
|
|
43
| Р/р Сочинение по части II учебника «Что можно увидеть с закрытыми глазами»
| 1
| Развитие речи
|
|
РАЗДЕЛ 10. В лабиринте событий (3ч+1ч)
|
Тема 21. Детектив (3ч+1ч)
|
44
| Что такое детектив?
| 1
| Рассказ учителя
|
|
45
| Истоки детективной литературы (Эдгар По «Убийство на улице Морг»)
| 1
| Комментированное чтение
|
|
46
| Знаменитый сыщик, мистер Шерлок Холмс (А. Конан Длйл «Горбун»)
| 1
| Комментир. чтение
|
|
47
| Р/р Сочинение по части III учебника «В лабиринте событий»
| 1
| Развитие речи
|
|
РАЗДЕЛ 11. Я и другие (11ч+1ч)
|
Тема 22. В .Г. Короленко «В дурном обществе» (4ч)
|
48-49
| Драмы взрослых и драмы детей (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
| 2
| Комментированное чтение
| видеофильм
|
50
| Уроки добра и справедливости
| 1
| Комментир. чтение
|
|
51
| Смысл названия и основные идеи повести
| 1
| Комментир. чтение
|
|
Тема 23. М.М. Пришвин «Кладовая солнца» (3ч)
|
52
| Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч
| 1
| Комментир. чтение
| грамзапись
|
53
| Тропа Насти и тропа Митраши
| 1
| Комментир. чтение
|
|
54
| «Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца». Смысл названия повести
| 1
| Комментированное чтение
|
|
Тема 24. Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (1ч)
|
55
| Чего не выдумаешь в детстве! (главы из повести Л.А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)
| 1
| Комментированное чтение
| видеофильм
|
Тема 25. Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (3ч+1ч)
|
56
| Республика Шкид и её проблемы (глава из повести Г. Белых и
Л. Пантелеева «Республика Шкид»)
| 1
| Комментированное чтение
| видеофильм
|
57
| Рассказы о детях. В. Распутин «Мама куда-то ушла»
| 1
| Комментир. чтение
|
|
58
| Стихи о детях (Д. Самойлов, В. Берестов, Н. Заболоцкий)
| 1
| Урок-анализ
| грамзапись
|
59
| Р/р Сочинение по части IV учебника «Я и другие»
| 1
| Развитие речи
|
|
РАЗДЕЛ 12. «Мы не можем без них или они без нас?..» (8ч+1ч)
|
Тема 26. Животный мир (5ч)
|
60-61
| «Собачий мир» в рассказе А.П. Чехова «Каштанка»
| 2
| Комментир. чтение
| мультфильм
|
62-63
| «Всем кошкам кошка» в рассказе А.И. Куприна «Ю-ю» и в рассказе К. Чапека «С точки зрения кошки». Джеральд Даррелл «Гончие Бафута»
| 2
| Комментированное чтение
|
|
64
| Жизнь – животным (рассказ о жизни и творчестве Джеральда Даррелла). Смешное и трогательное (беседа по фрагменту из книги Дж. Даррелла «Гончие Бафута»)
| 1
| Комментированное чтение
|
|
Тема 27. Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (3ч+1ч)
|
65
| Неповторимый мир (рассказ о жизни и творчестве Э. Сетон-Томпсона). Друг, который никогда не предаст (беседа по рассказу Э. Сетон-Томпсона «Чинк»)
| 1
| Комментированное чтение
|
|
66
| Мир животных в стихах (стихи Б. Заходера, С. Есенина, В. Инбер, Н. Глазкова, И. Бунина, В. Маяковского, Н. Заболоцкого)
| 1
| Урок-анализ
| грамзапись
|
67
| Р/р Сочинение по части V учебника «Мы не можем без них или они без нас?..»
| 1
| Развитие речи
|
|
68
| Что же там, за горизонтом? (Урок-обобщение по всему учебнику). Проверочная работа № 2
| 1
| Урок контроля
| тесты
|