Образования и науки российской федерации





Скачать 258.74 Kb.
НазваниеОбразования и науки российской федерации
страница1/2
Дата публикации04.04.2015
Размер258.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»








УТВЕРЖДЕНО

Решением Ученого совета

Протокол № ___
от «___» _________ 2005г.

ПОЛОЖЕНИЕ

_________________ № ______________

Оренбург
о порядке разработки и требованиях
к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины















1 Общие положения
1.1 Настоящее положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения рабочих программ учебных дисциплин (далее рабочая программа).

1.2 Положение подлежит применению всеми кафедрами и другими структурными подразделениями университета, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим образовательным программам.

1.3 Рабочая программа входит в состав комплекта документов основной образовательной программы (ООП).

1.4 Рабочая программа определяет назначение и место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста, цели ее изучения, содержание учебного материала и формы организации обучения.

1.5 Рабочая программа регламентирует деятельность преподавателей и студентов в ходе образовательного процесса по конкретной дисциплине.
2 Разработка рабочей программы
2.1 Рабочие программы разрабатываются по каждой дисциплине, преподаваемой на кафедре. Целесообразность разработки программ одноименных дисциплин, профилированных для различных специальностей, определяется кафедрой, обеспечивающей преподавание данной дисциплины, по согласованию с председателем методической комиссии по специальности.

2.2 Ответственность за разработку рабочей программы несет кафедра, за которой закреплена данная дисциплина в соответствии с приказом университета. Ответственным исполнителем разработки рабочих программ является заведующий кафедрой.

2.3 Непосредственным исполнителем разработки (переработки) рабочей программы является ведущий лектор, назначенный на текущий учебный год в соответствии с распределением нагрузки по кафедре.

2.4 При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

2.4.1 Государственному образовательному стандарту по соответствующей специальности (направлению).

2.4.2 Учебному плану специальности (направлению).

2.4.3 Примерной программе дисциплины (при ее наличии), утвержденной Министерством образования и науки РФ или рекомендованной Учебно-методическим объединением или Научно-методическим советом, за которыми закреплены соответствующие специальности или дисциплины.

2.4.4 Требованиям к материально-техническому обеспечению учебного процесса по направлению подготовки дипломированных специалистов (при наличии).

2.5 При разработке рабочей программы должны быть учтены:

- содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования;

- требования организаций – потенциальных потребителей выпускников;

- требования выпускающих кафедр;

- содержание программ дисциплин, изучаемых на предыдущих и последующих этапах обучения;

- материальные и информационные возможности университета;

- новейшие достижения в данной области.

2.6 Процесс разработки рабочей программы дисциплины включает:

2.6.1 Анализ нормативной документации (по п.2.4.1- 2.4.4), информационной, методической и материальной базы кафедры.

2.6.2 Анализ имеющейся в библиотеке университета (в необходимом количестве - не менее 0.5 экземпляра на одного студента) основной и дополнительной литературы. При отсутствии необходимой литературы в библиотеке (или ее недостаточности), кафедра оформляет заявку на ее приобретение и/или составляет план разработки и издания учебников (учебных пособий) с последующим представлением их на грифы федеральных органов образования.

2.6.3 Анализ лабораторной базы и составление плана разработки (доработки) лабораторных работ.

2.6.4 Анализ методического обеспечения всех видов учебной работы (практические и семинарские занятия, лабораторные работы, курсовое проектирование и т.д.) и составление соответствующего плана его разработки и издания.

2.6.5 Разработка рабочей программы.

2.6.6 Рецензирование.

2.6.7 Устранение замечаний рецензента.

2.6.8 Согласование.

2.6.9 Утверждение.

2.7 Работы, связанные с разработкой рабочей программы, вносятся в индивидуальные планы преподавателей, ответственных за реализацию отдельных этапов.
3 Содержание и построение рабочей программы
3.1 Общие требования к построению рабочей программы
3.1.1 Рабочая программа должна указывать роль и значение соответствующей учебной дисциплины в будущей профессиональной деятельности специалиста; основные перспективные направления развития изучаемой науки, отрасли техники или технологии; объем и содержание умений и навыков, которыми должны овладеть студенты; основные черты творческой деятельности, необходимые для успешной работы будущего специалиста, а также характер учебно-познавательных проблем и задач, способствующих формированию этих черт; важнейшие мировоззренческие идеи и категории, подлежащие усвоению на конкретной содержательной основе; ожидаемые результаты обучения в виде требуемых уровней усвоения учебного материала и инструментария по оценке достижения поставленных целей. Особое внимание следует уделять созданию условий для использования студентами программ дисциплин на самостоятельных учебных занятиях.

3.1.2 Рабочая программа должна выполнять следующие функции:

  • прогностическую – рабочая программа задает предполагаемый конечный результат обучения;

  • оперативного изменения курса – структуризация материала курса на основе выделенных целей обеспечивает возможность внесения изменений в курс непосредственно в процессе обучения без утраты целостности последнего;

  • целеполагания – поставленные цели определяют все основные компоненты курса;

  • информационную – рабочая программа представляет в сжатой форме информацию общего характера о курсе, которая формирует представление о нем;

  • контрольно-диагностическую – рабочая программа включает средства проверки степени достижения обучающимся заявленных целей курса;

  • оценочную – рабочая программа содержит в концентрированной форме всю информацию о курсе, которая может быть использована для его предварительной оценки, что важно для оценки образовательной программы и прогнозирования качества образования.

3.1.3 Содержание и реализация рабочей программы должны удовлетворять следующим требованиям:

- четкое определение места и роли данной дисциплины в овладении студентами знаний, умений и навыков, вытекающих из Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО) по соответствующей специальности (направлению);

- установление и конкретизация на этой основе учебных целей и задач изучения данной дисциплины; своевременное отражение в содержании образования результатов развития науки, техники, культуры и производства, других сфер человеческой деятельности, связанных с данной учебной дисциплиной, за период, прошедший с разработки Примерной учебной программы;

- последовательная реализация внутри- и межпредметных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана специальности (направления);

- оптимальное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствование методики проведения занятий с использованием современных технологий обучения и инновационных подходов к решению образовательных проблем;

- улучшение планирования и организации самостоятельных учебных занятий студентов с учетом их бюджета времени, полноценное обеспечение самостоятельной работы с учебной литературой;

- активизация познавательной деятельности обучаемых, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и научно-исследовательского процессов;

- учет регионального компонента образования путем усиления профессиональной направленности образовательного процесса, отражения специфики и потребностей региона, его организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности, запросов работодателей и конъюнктуры рынка труда.

Особый акцент следует сделать на применение в курсе современных информационных технологий. Эта характеристика курса является признаком его соответствия современным требованиям в организации учебного процесса.

3.1.4 Структурными элементами рабочей программы являются:

  • титульный лист;

  • оборот титульного листа;

  • содержание;

  • основная часть;

  • лист согласования рабочей программы;

  • дополнения и изменения в рабочей программе.

3.1.4.1 Титульный лист является первой страницей программы дисциплины и содержит основные реквизиты:

  • название дисциплины;

  • направление подготовки;

  • специальность;

  • специализация;

  • факультет (институт);

  • форма обучения.

Строка "специализация" заполняется при реализации ГОС ВПО по нескольким специализациям одной и той же специальности.

Титульный лист оформляют в соответствии с приложением А.

3.1.4.2 Оборот титульного листа оформляют в соответствии с приложением Б. На обороте титульного листа указывают сведения о рецензенте рабочей программы, заглавие, читательский адрес, ссылку на ГОС ВПО и Примерную учебную программу, на основании которых разработана данная рабочая программа, личную подпись составителя, ее расшифровку, дату составления рабочей программы и знаки охраны авторского права.

3.1.4.3 Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) основной части программы с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы.

3.1.5 В общем случае структура основной части рабочей программы должна содержать:

  1. цели и задачи дисциплины;

  2. место дисциплины в учебном процессе;

  3. организационно-методические данные дисциплины;

  4. содержание дисциплины:

а) выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине (для дисциплин федерального компонента);

б) разделы дисциплины, их содержание и виды занятий;

  1. тематический план изучения дисциплины (по семестрам);

а) лабораторные работы;

б) практические (семинарские) занятия;

в) курсовые проекты (работы);

г) рефераты;

д) контрольные работы;

е) расчетно-графические работы;

ж) учебно-исследовательские работы;

з) самостоятельное изучение разделов дисциплины;

и) практика (учебная, производственная, полевая и т.д.);

к) другие виды работы;

  1. учебно-методическое обеспечение дисциплины:

а) рекомендуемая литература (основная, дополнительная, периодическая);

б) средства обеспечения освоения дисциплины (методические указания и материалы по видам занятий, программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий));

в) контрольные вопросы для самоподготовки;

г) критерии оценки знаний, умений и навыков;

  1. материально-техническое обеспечение дисциплины:

а) учебно-лабораторное оборудование;

б) технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов;

  1. лист согласования рабочей программы;

  2. дополнения и изменения к рабочей программе.

3.1.6 Для каждой конкретной дисциплины в разделе «Тематический план изучения дисциплины» не обязательно наличие всех подразделов, так как с учетом требований ГОС ВПО и Примерных учебных программ при изучении дисциплины могут быть предусмотрены не все виды работ.

3.1.7 Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны соответствовать стандартам, а при их отсутствии - должны быть общепринятыми в научной литературе.

3.1.8 Следует избегать длинных, запутанных предложений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не допускается применять обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы, применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных аналогов в русском языке.
3.2 Общие требования к оформлению рабочей программы
3.2.1 В тексте рабочей программы следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417-2002.

3.2.2 Текст рабочей программы должен быть выполнен с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ (ГОСТ 2.004) на одной стороне листа белой бумаги с высотой букв и цифр 2,5 мм.

При выполнении текста программы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту.

Текст программы рекомендуется печатать, соблюдая следующие размеры полей:

- верхнее – 20 мм;

- правое – 10 мм;

- левое и нижнее – не менее 20 мм.

Вносить в текст программы отдельные слова, формулы, условные знаки, буквы латинского и греческого алфавита, символы рукописным способом не допускается.

Правый край текста должен быть ровным.

Опечатки, описки, графические неточности, помарки, повреждения листов программы не допускаются.

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен от 15 до 17 мм.

3.2.3 Расстояния между заголовками структурных единиц основного текста, расстояния между заголовками структурных единиц основного текста и предыдущим текстом должно быть равно 10 мм. Расстояние между основаниями строк заголовков принимают таким же, как в тексте (в случае, когда заголовок состоит из нескольких предложений, не помещающихся на одной строке). После заголовка в конце страницы должно быть не менее трех строк текста.

3.2.4 Страницы текста программы должны соответствовать формату А4 (210 × 297 мм).

Страницы текста программы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу, включая и приложения. Номер страницы проставляют:

- на четных страницах – в левом нижнем углу;

- на нечетных страницах – в правом нижнем углу.

Точка в конце номера страницы не ставится.

Номер страницы входит в текстовое поле и располагается на расстоянии 5 мм от нижней строки. При формировании страницы от абзаца не должно отрываться (переноситься на другую страницу или оставаться на ней) менее двух строк.

Страницы программы должны быть заполнены не менее чем на 90 %.

3.2.5 Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы "1" не проставляется.

На второй (оборотной) странице титульного листа номер страницы также не проставляется.

3.2.6 Набор текста должен быть произведен в текстовом редакторе Word for Windows версии не ниже 6.0 или в настольной издательской системе PageMaker с сохранением файла в формате RTF.

Тип шрифта: Times New Roman Cyr.

Шрифт основного текста – обычный, размер 14 пт.

Шрифт заголовка структурной единицы "Раздел" – полужирный, размер 16 пт.

Шрифт заголовка структурной единицы "Подраздел" – полужирный, размер 14 пт.

Межсимвольный интервал - обычный.

Междустрочный интервал - одинарный.

3.2.7 Формулы должны быть оформлены в редакторе формул Microsoft Equation Editor и вставлены в документ как объект.

Размеры шрифта для формул:

- обычный - 14 пт.;

- крупный индекс - 10 пт.;

- мелкий индекс - 8 пт.;

- крупный символ - 20 пт.;

- мелкий символ - 14 пт.

3.2.8 При подготовке текста необходимо добиться, чтобы весь графический материал полностью отображался как на экране в режиме предварительного просмотра, так и на страницах документа при его распечатке.

Это возможно, например, если графический материал вставлен в текст:

- либо командами Вставка - Рисунок, которые позволяют вставить рисунки из коллекции, из других программ и файлов, со сканера, созданные кнопками на панели рисования, автофигуры, объекты Word Art, диаграммы (все иллюстрации, вставляемые как рисунок, должны быть преобразованы в формат графических файлов, поддерживаемых Word);

- либо командами Вставка - Объект, при этом необходимо, чтобы объект, в котором создан вставляемый графический материал, поддерживался редактором Word стандартной конфигурации.

Графические фрагменты, получаемые путем сканирования должны быть высокого качества, с разрешением не менее 300 dpi, с последующим сохранением в формате TIFF или JPEG. Их вставка в документ должна осуществляться с помощью команды Вставка - Рисунок - Из файла…

Графические материалы (схемы, рисунки), состоящие из отдельных графических объектов должны быть сгруппированы в единый объект.
4 Изложение рабочей программы
4.1 Цели и задачи дисциплины
4.1.1 Цели и задачи являются ключевым стержнем построения курса, определяющим его содержание, формы и методы учебной работы.

4.1.2 Цель изучения дисциплины должна быть соотнесена с общими целями основной образовательной программы (ООП) по направлению или специальности, в рамках которой преподается дисциплина.

4.1.3 Формулируемые цели должны удовлетворять следующим принципам:

  • образовывать многоуровневую иерархическую систему в соответствии с выделенными уровнями освоения материала;

  • иметь помимо профессиональной направленности и мировоззренческую направленность;

  • охватывать теоретическую, познавательную и практическую компоненты деятельности подготавливаемого специалиста;

  • удовлетворять запросам студента;

  • подготавливать будущего специалиста к самообучению и саморазвитию.

4.1.4 Цели курса могут быть проранжированы в общем случае по четырем уровням освоения, которые отличаются глубиной проработки материала дисциплины и направленностью.

4.1.4.1 Цели первого уровня можно представить в виде следующей синтаксической формы: <иметь представление> <о чем?>

Например:

  • о сфере проблем, связанных с вопросами данной дисциплины;

  • о вопросах и проблемах, по каким-либо причинам не рассматриваемых в данном курсе или рассматриваемых без углубленной проработки;

  • о возможных альтернативных подходах к рассмотрению проблем курса;

  • об основных сферах применения полученных знаний;

  • о современном состоянии научных знаний, необходимых для освоения курса, перспективах и направлении их развития и т. п.

4.1.4.2 Цели второго уровня можно представить в виде: <знать> <что?>. К ним можно отнести:

  • объекты, предметы, цели, задачи;

  • понятия, определения, термины (понятийный аппарат курса);

  • даты, факты, события, явления (фактологический материал курса);

  • признаки, параметры, характеристики, свойства изучаемых в курсе объектов;

  • системы, их элементы, связи между ними, внешнюю среду, процессы, функции и состояния системы;

  • принципы, теории, законы, правила;

  • методы, методики, средства, приемы, алгоритмы, способы решения задач курса;

  • модели, схемы, структуры, описывающие объекты курса и их функционирование;

  • классификацию по различным признакам и критериям объектов курса, задач и способов их решения.

4.1.4.3 Цели третьего уровня можно сформулировать в виде структуры: <уметь> <деятельность> <предмет деятельности>. Наиболее употребительные варианты формулировок целей третьего уровня представлены в таблице 1.
Таблица 1


Деятельность



Предмет

Выбирать


способы, методы, методики, приемы, алгоритмы, модели, средства, законы, критерии

Рассчитывать, определять, находить, решать, вычислять, оценивать, измерять

признаки, параметры, характеристики, величины, методы, средства, алгоритмы, приемы, закономерности

Использовать

средства, методики, методы, прикладные программы

Разрабатывать

мероприятия, алгоритмы, средства, методики

Прогнозировать, моделировать

процессы, изменение состояния, результаты экспериментов

Формулировать

проблемы, вопросы и задачи

Оформлять, представлять, описывать, характеризовать


данные, сведения, факты,

Высказывать, формулировать, выдвигать

гипотезы

Классифицировать, систематизировать, дифференцировать

факты, явления, объекты, системы, методы

Обобщать, интерпретировать

результаты по заданным или отбираемым критериям


4.1.4.4 Цели четвертого уровня <иметь навыки> предполагают, более высокий уровень владения практическими навыками в решении конкретных задач курса и могут быть объединены с целями третьего уровня.

4.1.5 Цели курса определяют структуру, содержание и рациональные формы организации обучения: лекции, семинары, практические занятия, лабораторный практикум, экскурсии, различные виды самостоятельной работы.
4.2 Место дисциплины в учебном процессе
4.2.1 В подразделе «Место дисциплины в учебном процессе» на основе анализа учебного плана, рабочих программ, предшествующих (базовых) курсов и последующих дисциплин, указывается к какому циклу дисциплин (гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, дисциплин специализации) и к какому компоненту ООП (федеральному, национально-региональному, элективному или факультативному) относится данная дисциплина, а также перечень дисциплин и разделов (тем), усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины и перечень дисциплин, при изучении которых будут использоваться знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения данной дисциплины.
4.3 Организационно-методические данные дисциплины
4.3.1 В этом разделе конкретизируется общий объем (в часах) по семестрам всех видов учебных занятий по дисциплине с учетом профиля специальности, методики обучения, сложившейся на кафедре, и особенностей отрасли, для которой осуществляется подготовка специалиста.

4.3.2 Форма представления организационно-методических данных дисциплины (на примере дисциплины, изучаемой в трех семестрах) приведена в таблице 2.
Таблица 2

Вид работы

Трудоемкость, ч

1 сем.

2 сем.

3 сем.

Всего

Общая трудоемкость













Аудиторная работа













Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)













Самостоятельная работа













Курсовой проект (КП)

Курсовые работы (КР)

Расчетно-графические работы (РГР)

Рефераты (Р)

Домашние контрольные работы (ДКР)

Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)













Вид итогового контроля














4.3.3 Исходным материалом для заполнения таблицы является учебный план по специальности.

4.3.4 Видами итогового контроля могут быть: зачет, экзамен, дифференцированный зачет.
4.4 Содержание дисциплины
4.4.1 Содержание дисциплины должно отвечать следующим принципам:

  • содержание должно определяться целями курса;

  • содержание должно быть структурировано по разделам, темам, (подтемам).

4.4.2 Для дисциплин федерального компонента должна быть приведена выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» по дисциплине.

4.4.3 В подразделе «Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий» указываются:

    • номера разделов;

    • наименования разделов и их содержание;

    • количество часов, с разбивкой по видам организации учебного процесса;

Если дисциплина многосеместровая, то изучаемые разделы должны быть разбиты по семестрам.

Рекомендуемая форма представления этого подраздела приведена в таблице 3.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образования и науки российской федерации iconПостановление От 15 мая 2010 г n 337 о министерстве образования и...
Во исполнение пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской...
Образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
Направление подготовки 208700 – Техносферная безопасность утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Образования и науки российской федерации iconЗахаров В. Б., Сонин Н. И
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»...
Образования и науки российской федерации icon«Высшая школа экономики» Факультет прикладной политологии Программа...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской...
Образования и науки российской федерации iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013-2014 уч г
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов....
Образования и науки российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Человек. 8 класс» имеет гриф...
Образования и науки российской федерации iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Человек. 8 класс» имеет гриф...
Образования и науки российской федерации iconРабочая программа Предмет: Биология
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов....
Образования и науки российской федерации iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс»...
Образования и науки российской федерации iconФедеральное агентство по образованию
Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской...
Образования и науки российской федерации iconМуниципальное Автономное Образовательное Учреждение Сладковского...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов....
Образования и науки российской федерации iconУмножение чисел разными способами
Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской...
Образования и науки российской федерации iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. №2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов....
Образования и науки российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 10...
Воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым
Образования и науки российской федерации iconВигасина А. А., Годера Г. И., Свинцицкой И. С. «История» 5-11 кл
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования...
Образования и науки российской федерации iconОбщественная палата алтайского края информационный центр
Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск