Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 307.09 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации09.04.2015
Размер307.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Взаимодействие литературы с другими видами искусства

Направление подготовки

МАГИСТРАТУРА


Степень выпускника

МАГИСТР
Ижевск 2014
1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) является выработка представлений о специфике взаимодействия различных видов искусства. Задачи освоения дисциплины: знакомство с основными текстами, в которых реализуется идея междисциплинарного диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина входит в профессиональный цикл (вариативная часть) ООП магистратуры.

Дисциплина адресована магистрантам 1 года обучения.

Изучению дисциплины предшествуют: «Введение в литературоведение», «История русской литературы».

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции на продвинутом уровне: ПК-4,ПК-14,ПК-7,ПК-2.


3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины

Способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2); способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4); владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7); готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (ПК-14).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

должен знать:

основные произведения русской литературы, обращенные к другим видам искуссвта; критическую и научную литературу о произведениях изучаемого периода;

основные закономерности исторического развития литературы;

механизмы и принципы тексто- и смыслопорождения;

пути и направления развития русской классической литературы.

должен уметь:

делать обобщения по литературному процессу XVIIIXXI вв в свете междисциплинарного подхода ;

планировать самостоятельную работу по освоению проблематики курса;

пользоваться источниками - научными исследованиями по литературе изучаемого периода; анализировать тексты; раскрывать их идейно-тематическую сущность, их художественное своеобразие.

обосновывать актуальность произведений русской литературы, обращенной к другим видам искуссва;

должен владеть опытом (обладать навыками) анализа художественного текста, умением подбирать и реферировать научную литературу.


4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.






п/п


Разделы, темы
дисциплины



Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости



Формируемые

компетенции (код)

Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.

ПК 2

ПК 4

ПК 7

ПК

14

N…

4

Семестр 2

1.

Принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства




2




8







+










1

2

Категория пространства в литературе и живописи




2




5










+

+




2

3

Категория времени в литературе и живописи




2




5




+













1

4.

Категория времени в литературе и живописи




2




2







+

+







2

5.

Категория цвета в литературе и живописи




2




2




+













1

6.

Композиция в живописном и литературном текстах.










3






+










1







7.

Обращение к живописи в русской литературе 19 века.




4

4

10




+

+










2

8

Живописные линии в поэзии серебряного века.




4

2

10




+













1

9

Современная литература в свете экфразиса




2

2

10












+




1

Форма промежуточной аттестации – экзамен

5. Содержание дисциплины

5.1. Темы и их аннотации

Лекция 1.

Введение. Принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства. Литература и живопись. Понятие экфразиса. Различные литературоведческие интерпретации категории экфразиса. Основные виды экфразиса. Проблема функционирования живописных текстов в системе художественного текста.
Лекция 2 Категория пространства в литературе и живописи.

Пространство как категория поэтического и живописного текста. Система пространственных оппозиций, лежащих в основании текста. Прямая и обратная перспектива. Анализ пространственной перспективы в трудах П.Флоренского. Вещь в пространстве. Пространственные интуиции в поэзии и живописи.
Лекция 3 Категория времени в литературе и живописи.

Время как категория поэтического и живописного текста. Система временных отношений в поэтическом и живописном текстах. Время динамическое и статическое. Живопись как остановка времени. Конечное и бесконечное в тексте. Чувство времени в поэзии и живописи.
Лекция 4 Категория цвета в литературе и живописи.

Цвет как категория поэтического и живописного текстов. Семантика цвета (белый, черный, красный). История искусств как история развития категории цвета. Цвет и свет в системе поэтического и живописного текстов.

Лекция 5 Композиция в живописном и литературном текстах.

Основные типы композиции в системе поэтического и живописного текстов.
Лекция 6-7 Обращение к живописи в русской литературе 19 века.

Первые обращения к жиописным образам (Г.Державин, Н.Карамзин, Н.Львов). Творчество В.Жуковского как начало рафаэлевского мифа в русской культуре. Живопись Рафаэля и ее место в русской литературе 19 столетия (А.Пушкин, В.Кюхельбекер, Н.Гоголь, Ф.Глинка, В.Белинский, Ф.Достоевский и пр.). Место картины в системе художественного творчества А.Пушкина, Н.Гоголя, Ф.Достоевского и Л.Толстого. Экфрастичность в поэзияиА.Фета и Ап.Майкова.

Лекция 8-9 Живописные линии в поэзии серебряного века.

Синтез искусств как основная линия культуры начала 20 века. Формы экфразиса в русской литературе серебряного века. Влияние живописной образности на творчество А.Блока, А.Белого, К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама. «Лаборатория экфразиса» в поэзии Валерия Брюсова.
Лекция 10 Современная литература в свете экфразиса

Современная культура как движение к визуальным образам. Экфразис в творчестве И.Бродского, О.Седаковой и С.Кековой. Современная визуальная поэзия – семантика и структура.

5.2. Планы практических занятий.

Практическое занятие № 1. Живописные построения в прозе Н.В.Гоголя

Принципы изобразительности в прозе Н.В.Гоголя. А. Белый о живописности Н.В.Гоголя. Гоголь и русские художники. Картина как атрибут гоголевского интерьера. «Картинный сюжет» в повести «Старосветские помещики». Семантика «двойного портрета».
Тексты

Гоголь Н.В. Старосветские помещики

Литература

  1. Зверева Т.В. «Двойной портрет» в повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики» // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 2009.

  2. Белый А. Поэтика Гоголя. – М., 2008.

  3. Свирида И.И. Театральность как синтезирующая форма культуры XVIII века // XVIII век: Ассамблея искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века. – М., 2000.



Практическое занятие № 2. Гольбейн в творческом восприятии Ф.М.Достоевского

Специфика визуального мира Ф.М.Достоевского. Место картины Гольбейна «Мертвый Христос» в художественной структуре романа «Идиот». Литературоведческие интерпретации «гольбейнова сюжета». «Пляски смерти» Гольбейна и их влияние на творчество Достоевского.

Тексты:

Достоевский Ф.М. Идиот, Бесы
Литература:

1. Касаткина Т. Роль художественной детали и особенности функционирования слова в романе «Идиот» // Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. – М., 2001.

2. Криницин А.Б. О специфике визуального мира у Достоевского и семантика «видения» в романе «Идиот» // Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. – М., 2001.

3. Лепахин В. Икона в творчестве Достоевского («Братья Карамазовы», «Кроткая», «Бесы», «Подросток», «Идиот») // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2000. – С. 237 – 263.

4. Марченко Е.И. «Странная картина» Ганса Гольбейна Младшего в романе Ф.М.Достоевского «Идиот» // Стиль – образ – время: проблемы истории и теории искусства. – М., 1991. С. 93 – 118.

  1. Зверева Т.В. «Сыскать сюжет для картины»: об одной живописной линии в романе Ф.М.Достоевсого «Идиот» // Кормановские чтения. Ижевск, 2007.

  2. Янг С. Картина Гольбейна «Христос в могиле» в структуре романа «Идиот» // Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001.



Практическое занятие № 3. «Мурильевский сюжет» в русской литературе второй половины 19 века

Восприятие картин Мурильо в русской культуре 19 века. Описание мурильевских «Мадонн» в произведениях В.П.Боткина и Д.В.Григоровича. Творчество Ап.Григорьева как кульминация «мурильевского сюжета» в русской литературе 19 века. Анализ цикла Ап.Григорьева «Импровизации странствующего романтика».

Тексты:

Боткин В.П. Письма об Испании / В.П.Боткин. – Л., 1976.

Григорович Д.В. Сочинения: В 3 т. / Григорович Д.В.– М., 1988. – Т.3.

Григорьев Ап. Воспоминания / Григорьев Ап. – М., 1988.

Григорьев Ап. Сочинения: В 2 т. / Григорьев Ап. – М., 1990.

Литература:

  1. Бройтман, С.Н., Магомедова Д.Н. Структура стихотворения Ап.Григорьева «Глубокий мрак, но из него возник» / Бройтман С.Н. // Внутренняя организация художественного произведения: Межвузовский научно-тематический сборник. – Махачкала, 1987. – С. 84-98.

  2. Зверева, Т.В. «Мурильевский сюжет» в русской литературе 1840-1860 гг.

  3. Меднис, Н.Е. «Религиозный экфрасис» в русской литературе / Н.Е.Меднис // Критика и семиотика. Вып.10. – Новосибирск, 2006. – С. 58-67.


Практическое занятие № 4. Поэтическая интерпретация живописи А.Ватто в поэзии Г.Иванова.

Живопись Антуана Ватто в системе культуры серебряного века. Актуализация творчества французского художника в «Мире искусства». Место Ватто в поэтической системе Георгия Иванова. Мотив отплытия как сквозной сюжет поэзии Иванова и его связь с живописными шедеврами Ватто.

Тексты

Иванов Г. Стихотворения.

Литература

  1. Соколова Т.С. Мотив отплытия в петербургской лирике Георгия Иванова // Филологические записки: Сб. статей. – СПб., 2006;

  2. Соколова Т.С. Семантическая граница в ранней лирике Георгия Иванова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2007. – Вып. 8 (71).

  3. Хадынская А.А. Экфразис как способ выражения пасторальности в ранней лирике Георгия Иванова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тюмень, 2004.

  4. Зверева Т.В. «Сиянье Ватто» в поэзии Г.Иванова // Кормановские чтения. Ижевск, 2009.



    1. Программа самостоятельной работы магистрантов


Структура СРС

Код формируемой компетенции

Тема

Вид

Форма

Объем учебной работы (часов)

Учебно-методические материалы

ПК-4

Категории пространства и времени в художественно-изобразительных искусствах

конспект

СРС без участия преподавателя

4

Указ. лит.

ПК-7, ПК-14

Исследования Вяч.Вс.Иванова по истории семиотики.

конспект

СРС без участия преподавателя

4

Указ. лит.

ПК-2

Исследования Б.А.Успенского в области искусства.

конспект

СРС без участия преподавателя

5

Указ. лит.

ПК-4, ПК-2

Исследования Ю.М.Лотмана в междисцилинарной сфере.

подготовка к контр.работе

СРС без участия преподавателя

6

Указ лит.

ПК-2, ПК-7

Искусство и визуальное восприятие (Р.Арнхейм)

конспект

СРС без участия преподавателя

6

Указ. лит.

ПК-4, ПК-7

Рисунки А.Пушкина и творческий процесс

подготовка

к коллоквиуму

СРС без участия преподава

6

Указ. лит.

ПК-14, ПК-7

Экфразис в литературе серебряного века.

додготовка к докладу

СРС без участия преподавателя

6




ПК-2, ПК-4

Слово и живопись в творчестве В.Хлебникова

подготовка

к коллоквиуму

СРС без участия преподавателя

4

Указ. лит.

ПК-4, Пк-14

Экфразис в современной литературе

реферат

СРС без участия преподавателя

12






Виды СРС:

  • подготовка к контрольной работе;

  • подготовка к коллоквиуму;

  • подготовка реферата, доклада;

  • подготовка к презентациям;

  • решение задач

  • написание курсовой работы.

По одной теме может быть несколько видов СРС.
Формы СРС:

  • СРС без участия преподавателя;

  • КСР контроль самостоятельной работы студента.


Содержание СРС (по выбору преподавателя)

График контроля СРС


Недели семестра


2


3


5


7


8


9


10


11


12


13


14


15

формы

контроля

Консп.

Кр1

Консп

Д




Кр2

Консп.

К




тест

р

Кр3


Условные обозначения: кр – контрольная работа, к – коллоквиум, р – реферат, д – доклад, ди – деловая игра, рз – решение задач, кур – курсовая работа, консп - конспект.

Темы для самостоятельного изучения:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск