Скачать 307.09 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ _______________________ «______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Взаимодействие литературы с другими видами искусства Направление подготовки МАГИСТРАТУРА Степень выпускника МАГИСТР Ижевск 2014 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) является выработка представлений о специфике взаимодействия различных видов искусства. Задачи освоения дисциплины: знакомство с основными текстами, в которых реализуется идея междисциплинарного диалога. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина входит в профессиональный цикл (вариативная часть) ООП магистратуры. Дисциплина адресована магистрантам 1 года обучения. Изучению дисциплины предшествуют: «Введение в литературоведение», «История русской литературы». Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции на продвинутом уровне: ПК-4,ПК-14,ПК-7,ПК-2. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2); способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4); владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7); готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (ПК-14). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: должен знать: основные произведения русской литературы, обращенные к другим видам искуссвта; критическую и научную литературу о произведениях изучаемого периода; основные закономерности исторического развития литературы; механизмы и принципы тексто- и смыслопорождения; пути и направления развития русской классической литературы. должен уметь: делать обобщения по литературному процессу XVIII – XXI вв в свете междисциплинарного подхода ; планировать самостоятельную работу по освоению проблематики курса; пользоваться источниками - научными исследованиями по литературе изучаемого периода; анализировать тексты; раскрывать их идейно-тематическую сущность, их художественное своеобразие. обосновывать актуальность произведений русской литературы, обращенной к другим видам искуссва; должен владеть опытом (обладать навыками) анализа художественного текста, умением подбирать и реферировать научную литературу. 4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
5. Содержание дисциплины 5.1. Темы и их аннотации Лекция 1. Введение. Принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства. Литература и живопись. Понятие экфразиса. Различные литературоведческие интерпретации категории экфразиса. Основные виды экфразиса. Проблема функционирования живописных текстов в системе художественного текста. Лекция 2 Категория пространства в литературе и живописи. Пространство как категория поэтического и живописного текста. Система пространственных оппозиций, лежащих в основании текста. Прямая и обратная перспектива. Анализ пространственной перспективы в трудах П.Флоренского. Вещь в пространстве. Пространственные интуиции в поэзии и живописи. Лекция 3 Категория времени в литературе и живописи. Время как категория поэтического и живописного текста. Система временных отношений в поэтическом и живописном текстах. Время динамическое и статическое. Живопись как остановка времени. Конечное и бесконечное в тексте. Чувство времени в поэзии и живописи. Лекция 4 Категория цвета в литературе и живописи. Цвет как категория поэтического и живописного текстов. Семантика цвета (белый, черный, красный). История искусств как история развития категории цвета. Цвет и свет в системе поэтического и живописного текстов. Лекция 5 Композиция в живописном и литературном текстах. Основные типы композиции в системе поэтического и живописного текстов. Лекция 6-7 Обращение к живописи в русской литературе 19 века. Первые обращения к жиописным образам (Г.Державин, Н.Карамзин, Н.Львов). Творчество В.Жуковского как начало рафаэлевского мифа в русской культуре. Живопись Рафаэля и ее место в русской литературе 19 столетия (А.Пушкин, В.Кюхельбекер, Н.Гоголь, Ф.Глинка, В.Белинский, Ф.Достоевский и пр.). Место картины в системе художественного творчества А.Пушкина, Н.Гоголя, Ф.Достоевского и Л.Толстого. Экфрастичность в поэзияиА.Фета и Ап.Майкова. Лекция 8-9 Живописные линии в поэзии серебряного века. Синтез искусств как основная линия культуры начала 20 века. Формы экфразиса в русской литературе серебряного века. Влияние живописной образности на творчество А.Блока, А.Белого, К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама. «Лаборатория экфразиса» в поэзии Валерия Брюсова. Лекция 10 Современная литература в свете экфразиса Современная культура как движение к визуальным образам. Экфразис в творчестве И.Бродского, О.Седаковой и С.Кековой. Современная визуальная поэзия – семантика и структура. 5.2. Планы практических занятий. Практическое занятие № 1. Живописные построения в прозе Н.В.Гоголя Принципы изобразительности в прозе Н.В.Гоголя. А. Белый о живописности Н.В.Гоголя. Гоголь и русские художники. Картина как атрибут гоголевского интерьера. «Картинный сюжет» в повести «Старосветские помещики». Семантика «двойного портрета». Тексты Гоголь Н.В. Старосветские помещики Литература
Практическое занятие № 2. Гольбейн в творческом восприятии Ф.М.Достоевского Специфика визуального мира Ф.М.Достоевского. Место картины Гольбейна «Мертвый Христос» в художественной структуре романа «Идиот». Литературоведческие интерпретации «гольбейнова сюжета». «Пляски смерти» Гольбейна и их влияние на творчество Достоевского. Тексты: Достоевский Ф.М. Идиот, Бесы Литература: 1. Касаткина Т. Роль художественной детали и особенности функционирования слова в романе «Идиот» // Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. – М., 2001. 2. Криницин А.Б. О специфике визуального мира у Достоевского и семантика «видения» в романе «Идиот» // Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. – М., 2001. 3. Лепахин В. Икона в творчестве Достоевского («Братья Карамазовы», «Кроткая», «Бесы», «Подросток», «Идиот») // Достоевский: Материалы и исследования. – СПб., 2000. – С. 237 – 263. 4. Марченко Е.И. «Странная картина» Ганса Гольбейна Младшего в романе Ф.М.Достоевского «Идиот» // Стиль – образ – время: проблемы истории и теории искусства. – М., 1991. – С. 93 – 118.
Практическое занятие № 3. «Мурильевский сюжет» в русской литературе второй половины 19 века Восприятие картин Мурильо в русской культуре 19 века. Описание мурильевских «Мадонн» в произведениях В.П.Боткина и Д.В.Григоровича. Творчество Ап.Григорьева как кульминация «мурильевского сюжета» в русской литературе 19 века. Анализ цикла Ап.Григорьева «Импровизации странствующего романтика». Тексты: Боткин В.П. Письма об Испании / В.П.Боткин. – Л., 1976. Григорович Д.В. Сочинения: В 3 т. / Григорович Д.В.– М., 1988. – Т.3. Григорьев Ап. Воспоминания / Григорьев Ап. – М., 1988. Григорьев Ап. Сочинения: В 2 т. / Григорьев Ап. – М., 1990. Литература:
Практическое занятие № 4. Поэтическая интерпретация живописи А.Ватто в поэзии Г.Иванова. Живопись Антуана Ватто в системе культуры серебряного века. Актуализация творчества французского художника в «Мире искусства». Место Ватто в поэтической системе Георгия Иванова. Мотив отплытия как сквозной сюжет поэзии Иванова и его связь с живописными шедеврами Ватто. Тексты Иванов Г. Стихотворения. Литература
Структура СРС
Виды СРС:
По одной теме может быть несколько видов СРС. Формы СРС:
Содержание СРС (по выбору преподавателя) График контроля СРС
Условные обозначения: кр – контрольная работа, к – коллоквиум, р – реферат, д – доклад, ди – деловая игра, рз – решение задач, кур – курсовая работа, консп - конспект. Темы для самостоятельного изучения: |
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |