1. Цели и задачи изучения дисциплины





Скачать 494.11 Kb.
Название1. Цели и задачи изучения дисциплины
страница1/4
Дата публикации26.04.2015
Размер494.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4






1. Цели и задачи изучения дисциплины

1.1. Цель преподавания дисциплины

Дисциплина «Литература» принадлежит блоку ОПД, слагающих фундаментальную подготовку студентов в области гуманитарного образования. Дисциплина представляет собой единство трех разделов: теория литературы, история западноевропейской и история отечественной литературы. Предметом изучения выступают ведущие концепции теории литературы, произведения-репрезентанты ключевых литературных периодов и направлений. Дисциплина позволяет представить развитие ряда ключевых видов мирового искусства в качестве элементов единого целого саморазвивающегося художественного организма, самодвижущегося с древних времен до настоящего времени.

Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов ряд ключевых общенаучных, социально-личностных и общекультурных, инструментальных, а также профессиональных компетенций через введение в пространство освоения целостного развития мировой литературы, театра и кино от эпохи античности до XX века как процесса движения мироотношения. Ведущей компетенцией, становящейся в результате овладения материалом дисциплины, является умение использовать художественные произведения литературы в качестве инструмента идеалообразования и духовного самосовершенствования личности студента.

Учебная дисциплина «Литература» позволяет специалисту в области социально-культурной деятельности приобрести следующие виды компетенций:

а) универсальные

- общенаучные компетенции: 1) способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области истории и теории литературы (ОНК-1); 2) способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-2); 3) собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, эстетическим, художественным и этическим проблемам (ОНК-3);

- общекультурные и социально-личностные компетенции: 1) способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (СЛК-1); 2) способность критически переосмыслять накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности; способность использовать этические и правовые нормы (СЛК-2); 3) толерантность (СЛК-3); 4) способность к социальной адаптации; умение работать самостоятельно и в коллективе (СЛК-5); 5) навыки культуры социальных отношений, умение критически переосмысливать свой социальный опыт (СЛК-6);

- инструментальные: 1) способность использовать навыки работы с информацией из различных источников, включая древние, классические и современные источники, для решения социальных и профессиональных задач (ИК-1); 2) способность к письменной и устной межкультурной, в том числе межнациональной и межконфессиональной коммуникации в социальной и профессиональной деятельности (ИК-2); 3) умение использовать ресурсы ИНТЕРНЕТ по истории и теории литературы, театра и кино в научных и образовательных целях (ИК-3);

б) профессиональные

- концептуальные (теоретические): 1) освоение понятийного аппарата, принципов и методов подхода к анализу произведений мировой литературы, театра и кинематографа; 2) ознакомление студентов с периодизацией западноевропейского и русского литературного процесса; 3) изучение истории всего многообразия художественных направлений и концепций в литературе; 4) приобретение опыта анализа произведений литературы;

- технологические (практические): 1) повышение общей литературоведческо-исторической культуры студентов; 2) формирование целостного представления об истории литературы и театра со времен античности до настоящего времени; 3) умение анализировать и ориентироваться в современной ситуации, сложившейся в сфере искусства и литературы; 4) умение использовать художественные произведения литературы в качестве инструмента идеалообразования и духовного самосовершенствования личности студента.
1.2. Задачи изучения дисциплины

Формирование профессиональных и универсальных компетенций осуществляется на основе приобретения базовых знаний в области теории и истории литературы, театра и кино через решение следующих задач:

  • исследование ключевых положений теории литературы;

  • раскрытие основных периодов мирового литературного развития: античность, средние века, Возрождение, Новое время;

  • изучение главенствующих стилей и направлений мировой литературы: барокко, классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, рококо, романтизм, реализм, символизм, сюрреализм, экспрессионизм и др.;

  • анализ теоретической базы формирования и бытования каждого стиля литературы;

  • выявление специфики использования художественных приемов в ходе создания конкретных литературных произведений;

  • изучение специфики развития русской литературы через изучение периодизации, ведущих произведений-репрезентантов, сравнительный анализ с произведениями западноевропейской литературы;

  • анализ тенденций в изменении языковой системы художественной мировой литературы;

  • определение значения каждого периода развития мировой литературы для последующих периодов литературного развития;

  • исследование этапов и характерных особенностей развития мировой драматургии от эпохи античности до XX века;

  • анализ произведений-репрезентантов основных этапов развития мировой драматургии;

  • исследование взаимовлияния зарубежной и русской драматургии в период XVII-XX веков; постижение специфики русской драматургии.

Общекультурные и социально-личностные компетенции – способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного саморазвития; способность критически переосмыслять накопленный культурный опыт человечества – становятся при изучении дисциплины «Литература» в результате:

  • исследования способов идеалообразования в культуре Древнего мира, средневековья, Возрождения, Нового времени в Западной Европе и в России, реализуемого в пространстве художественной литературы, а также анализа моделей мироотношения, формируемых в произведения литературы.

  • определения роли литературы в культуре Западной Европы XVII-XIX веков; определения роли писателя и читателя Нового времени.


1.3. Межпредметная связь

Данная дисциплина является одной из основных в блоке гуманитарных и социальных дисциплин для реализации фундаментальной образовательной подготовки студента Сибирского федерального университета. Дисциплина находится в органической связи с такими дисциплинами, как:

  1. Отечественная история: Россия в Новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения. Советское государство, противоречия общественного и духовного развития, характер взаимодействия власти и общества, тоталитаризм и причины кризиса. Современная Россия, становление гражданского общества.

  2. История искусства: Исторический процесс, культура, искусство. Периодизация истории искусства - крупные периоды, эпохи и стили. Стиль в искусстве и его проявления. Искусство Древнего Востока. Искусство античности. Раннехристианское искусство. Искусство Византии. Западноевропейское искусство средних веков. Искусство Индии, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Искусство стран ислама. Европейское искусство эпохи Возрождения. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма. Западноевропейское искусство 19 века. Искусство Запада 20 века.

  3. Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

  4. Философия. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

  5. История художественной критики. Художественная критика и литература. Жанры художественной критики.

Освоение данных дисциплин позволяет осуществить комплексную гуманитарную подготовку студентов. Дисциплина «Литература» изучается в течении двух семестров – пятого и шестого. Изучение данной дисциплины способствует фундаментальной подготовке специалистов как гуманитарных, так и технических, естественнонаучных специальностей. Дисциплина «Литература» закладывает основы формирования целостного представления специалиста в области социально-культурной деятельности о художественной культуре.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего зачетных часов

Семестр

5

6

Общая трудоемкость дисциплины

484

242

242

Аудиторные занятия:

32

16

16

лекции

32

16

16

семинарские занятия (СЗ)










промежуточный контроль










Самостоятельная работа:

452

226

226

изучение теоретического курса (ТО)

18

10

8

Контрольная работа

12

6

6

Вид итогового контроля

Зачет

Зачет

Экзамен


3. Содержание дисциплины

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)


№ п/п

Раздел/Модуль дисциплины

Лекции зачетные единицы (часы)

Самостоятельная работа зачетные единицы (часы)

Формируемые компетенции

1

Модуль № 1. Теория и история мировой художественной литературы.

32

452

ОНК, СЛК, ИК, ПК

2.

Раздел 1. Теория литературы



4

8

ОНК, СЛК, ИК, ПК

3.

Раздел 2. История западноевропейской

литературы.


12

182

ОНК, СЛК, ИК, ПК

4.

Раздел 3. История отечественной литературы.

16

262

ОНК, СЛК, ИК, ПК



3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса
Модуль № 1. Теория и история мировой художественной литературы.
Раздел 1. Теория литературы – 4 часа аудиторной работы и 8 часов самостоятельной работы.

Лекция 1. Литература как вид искусства.- 2 часа аудиторной работы и 4 часа самостоятельной работы.

Содержание:

Устный период бытования словесного творчества (фольклорный или мифологический). Взаимоотношение фольклора и литературы. Мифологические истоки волшебной сказки. Современные жанры фольклора.

Этимология слова «литература». Язык художественной литературы как вторичная знаковая система по отношению к национальному языку. Художественная парадигма слова. Слово – строительный материал литературного образа. Поэтическая метафора как средство преображения значения слова.
Лекция 2. Общее понятие о «литературном» древе. - 2 часа аудиторной работы и 4 часа самостоятельной работы.

Содержание:

Взаимоотношение прозы и поэзии. Три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие). Литературные жанры и их историческое бытие. Жанрообразующее значение хронотопа (термин М. Бахтина).
Раздел 2. История западноевропейской литературы12 часов лекций и 182 часа самостоятельной работы.
Лекция 3. Литература Древней Греции и Древнего Рима – 2 часа лекций и 42 часа самостоятельной работы.

Содержание:

Периоды древнегреческой литературы: архаический (1000- 500 гг до н.э.) период, классический период (7-4 вв до н.э.) и эллинистический период с 300-70 гг до н.э. (3-2 вв до н.э.).

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера как эпическое осмысление священной истории. Своеобразный эпический стиль гомеровских поэм. Мифологическая картина мира в поэме Гесиода «Труды и дни».

Сольная и хоровая мелика (от греч. «мелос» — песня). Декламационная поэзия древних греков - элегия и ямбы как отражение осознания человеком происходящих в мире перемен и поиски им своего места в новых исторических условиях.

Литература Древнего Рима как ее закономерный этап истории античной литературы. Влияние древнегреческой литературы в начальный период римского художественного творчества, в эпоху формирования античного полиса в Риме.

Гай Валерий Катулл (80-54 гг. до н.э.) - представитель лирической поэзии Древнего Рима. Малые жанры лирики для изображения внутреннего мира человека и его интимной жизни. Неотерическая принадлежность поэзии Катулла.

Время правления Октавина Августа в истории римской литературы, «золотой век». Расцвет античного классицизма, особым образом построенные отношения искусства и общественности. Квинт Гораций Флакк - поэт периода принципата. Гораций как теоретик римского классицизма. Требование от поэтического произведения гармонии и соразмерности частей, призвание выбирать предмет, соответствующий возможностям поэта.

Происхождение драмы из культа Диониса. Особенности античного греческого театра и специфика драматургических форм и средств.

Сценические нововведения Эсхила, Софокла и Еврипида. Место богов и роль хора. Трансформация образов героев, изменение лейтмотива.

Происхождение и развитие древней греческой комедии. Актуально-публицистическая комедия Аристофана: особенности жанра и стиля, принципы сатирического изображения в «Облаках» и «Всадниках».

Новоаттическая комедия периода эллинизма. Ее истоки в драматургии Еврипида и основные эстетические принципы. Творчество Менандра: жанр, характеры и развитие действия. Художественный стиль бытовой комедии и его близость греческому авантюрному роману испытания. Влияние новой аттической комедии на новые формы комедии. Комедия-паллиата и комедиа-тогата.

Особенности римской драмы и театра. Национальные традиции ателланы. Римские «зрелища». Творчество Тита Макция Плавта, его связь с народным италлийским театром, ателланой и мимами, использование сюжетов новоаттической комедии. Комедии Публия Теренция. Интерес драматурга к проблемам семьи, воспитания, быта и его специфическое выражение в комедиях. «Трагедии для чтения» Луция Аннея Сенеки. «Агамемнон» «Федра» как позднеримское переосмысление античной греческой классики.
Лекция 4. Литература западноевропейского средневековья– 2 часа лекций и 42 часа самостоятельной работы.

Содержание:

Раннее Средневековье (с 3-4 вв до 7-8 вв) - стадия перехода от античных к христианским идеалам. Доминанта «старых литератур» (греческой, латинской), зарождение литературного искусства у «молодых» народов (варваров, впоследствии принявших христианство). Клерикальное (церковное) начало – главная ветвь средневековой литературы.

Литературный подъем в 8-14 века в европейских литературах при разных темпах развития. Эпос молодых народов − скандинавов («Старшая Эдда»), германцев («Песнь о Нибелунгах»), англосаксов («Беовульф»), староиспанских племен.

Рыцарский роман - эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (12-14 вв.). В центре индивидуализированный образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства. Поиски нравственного совершенства в рыцарском романе немецкого миннезингера Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль». «Тристан и Изольда» - французский рыцарский роман о трагической любви рыцаря Тристана и жены корнуэльского короля Изольды, о конфликте между чувством и долгом.

Судьба театрального искусства в Средние века: предание анафеме. Мимы, или гистрионы – странствующие актеры. Сохранение театральных традиций в лоне народных обрядовых игр и ритуалов, связанных с календарным циклом (народно-плебейская линия средневекового театра). Другая линия средневекового театра — феодально-церковная. Замена запретительной политики на интеграционную. Возникновение литургической драмы — диалогического пересказа евангельских сюжетов.

Процесс развития и трансформации литургической драмы 12-13 вв: усиление мирских мотивов литургической драмы, проникновение в нее фольклорных и бытовых элементов, комических эпизодов, народной лексики (полулитургическая драма). Мистерии (14-16 вв.), миракли и моралите (15-16 вв.) как расцвет третьей линии – бюргерского театра. Мистерия как органичная часть больших городских праздников и торжеств. Мистериальные представления как арена для соперничества и состязания городских ремесленных цехов.
Лекция 5. Литература эпохи Возрождения – 2 часа лекций и 42 часа самостоятельной работы.

Содержание:

Возрождение - эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков. «Дольче стиль нуово»: традиции куртуазной лирики (Гвидо Кавальканти). Поэма «Божественная комедия» - шедевр Данте Алигьери (1265-1321), синтез средневековых и возрожденческих черт.

Трактат итальянского гуманиста Франческо Петрарки "Тайна (Моя тайна), или О презрении к миру"(1342-1343 гг.) Художественно-мистическая организация диалога Средних Веков и Возрождения как установление нового мировоззрения. "Книга песен" (Canzoniere) Петрарка в лучших традициях римских элегиков и поздних средневековых поэтов.

Сборник новелл флорентинца Джованни Боккаччо (1313-1375) «Декамерон» (1348-1351). «Декамерон» как произведение «ренессансного реализма» Преодоление аллегоризма в пользу фиксации многокрасочного жизненного мира и саморефлексии рассказчика, субъективность которого стремится к объективации посредством внутреннего диалога со слушателями.

Специфика французского ренессанса состоит в диалектике средневекового народного французского искусства и традиции итальянского возрождения. Роман Франсуа Рабле (1494-1553) «Гаргантюа и Пантагрюэль». Образ титана эпохи Возрождения в мифических гигантах. Полистилизм произведения. Аспекты смеховой культуры в преломлении Рабле.

Французская поэтическая школа «Плеяда» середины 16 века (основоположники- Ронсар и Дю Белле): предвосхищение классицизма 17 столетия. Французский вариант лирической традиции итальянцев (прежде всего, жанр сонета), теория национально-самобытной ренессансной поэзии на французском языке.

Литература о глупцах в немецкой литературе: сатирико-дидактическое зерцало «Корабль дураков» (1494), написанное Себастианом Брантом (1457—1521), «Похвала глупости» Э. Роттердамского. Протестантское зерно литературы Возрождения.

Пронзительное и острое сознание двойственности и неустойчивости динамичного мира как знак эстетики Позднего Возрождения. Роман Мигеля де Сервантеса Сааведра (1547-1616) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» как шедевр позднего ренессансного реализма. Традиционные черты и ситуации рыцарского романа, "вынутые" из волшебной романтической среды и перенесенные в повседневную, достаточно прозаическую обстановку Испании начала XVII в. Роман Сервантеса как новаторское жанровое целое, основанное на совмещении и согласовании множества жанровых традиций. Идея драматического положения человека в мире, утратившем средневеково-ренессансную патриархальную цельность и гармонию, единство «слов» и «вещей», «духа» и «материи», помысла и деяния.

Новый тип театрального здания эпохи Возрождения– ранговый или ярусный. Площадной импровизационный театр масок (комедия дель арте). Открвытие публичных общедоступных драматических театров. В Англии («Глобус», «Куртина», «Роза», «Лебедь», «Фортуна» и др.). В Испании религиозный театр – auto sacramental. В Германии - искусства мейстерзингеров – фастнахтшпили (масленичные представления) и фарсы.

Лопе де Вега - реформатор испанского театра. Принципиальной новый тип сценического представления («Новое искусство сочинения комедий в наши дни» (1609)): напряженно-развивающаяся сценическая интрига разворачивание сюжета пьесы сразу из центра событий.

Классические трагедии Вильяма Шекспира («Гамлет» (1601); «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605)) . Принцип самоопределения героя в трагической ситуации. Разлад героя с историческим временем. Выход за границы исторической конкретики и фиксация трагических аспектов и закономерностей отношения человека и мира в целом.
Лекция 6. Литература Западной Европы в XVII-XVIII века. 2 часа лекций и 42 часа самостоятельной работы.

Содержание:

Теоретические основания художественной литературы стиля Классицизм в Западной Европе в XVII веке: тексты Н.Буало и Ф.Малерба. Система «высоких» и «низких» жанров. Творчество Лафонтена и Ларошфуко. Теоретическая программа литературы барокко в Западной Европе: тексты Б.Грасиана и Э.Тезауро. Национальная специфика поэзии стиля Барокко в странах Западной Европы: направления «культизм» и «консептизм» (Испания), «маринизм» (Италия), «метафизическая школа» (Англия), немецкое барокко. Анализ творчества Л.де Гонгоры, Дж.-Б.Марино, А.Грифиуса, А.Силезиуса, Д.Чепко, Дж.Донна, Дж.Мильтона. Просветительская концепция литературы Западной Европы XVIII века; воспитательная программа произведений художественной литературы. Анализ творчества Дж.Свифта, Д.Дефо, Ф.М.Вольтера, Д.Дидро. Характеристика направления сентиментализм в литературе Западной Европы и России в XVIII веке. Сравнительный анализ западноевропейского и русского сентиментализма на произведениях «Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь» Ж.-Ж.Руссо; «Жизнь и мнения Тристрама Шенди», «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л.Стерна. Анализ репрезентантов литературы направления Рококо в Западной Европе: «Опасные связи» П.А.Ф. Шодерло де Лакло, «История моей жизни» Дж.Дж.Казановы.

Принципы драматургии стиля Барокко в литературе Западной Европы в XVII веке, характеристика художественных приемов драматургических произведений барокко. Актуальность традиции средневекового жанра мистерии. Анализ драматургических произведений Испании: «Жизнь есть сон», «Маг-чудодей», «Воздвижение креста», «В этой жизни все есть истина и все есть ложь» П.Кальдерона де ла Барка; Франции: «Перстень забвенья», «Сан-Женэ» Ж.Ротру; Германии: «Екатерина Грузинская», «Лев Армянин или цареубийство» А.Грифиуса. Принципы драматургии стиля Классицизм в литературе Западной Европы в XVII веке. Развитие жанра трагедии в литературе стиля Классицизм. Правила соблюдения принципа единства времени, места и действия в драматургических произведениях классицизма. Главный конфликт трагедии – борьба рационального и иррационального начал. Приемы симметрии, строгой антитезы в распределении нравственных позиций героев в произведении. Ведущее начало словесного действия в трагедии классицизма как вербализация преимущества разумного начала в человеке. Характеристика творчества П.Корнеля, Ж.Расина. Специфика русской классицистической трагедии: Принципы классицистической высокой комедии. Анализ комедий П.Корнеля, П.Скаррона, С.Сирано де Бержерака. Анализ творчества Ж.-Б.Мольера – произведений «Мизантроп», «Дон Жуан», «Тартюф».

Жанры драматургии эпохи Просвещения: мещанская драма, комедия. Специфика драматургии Просвещения: творчество П.-О.Бомарше: «Севильский цирюльник», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Виновная мать»; К.Гольдони, К.Гоцци, Г.Филдинга, Р.Шеридана.
Лекция 7. Литература Западной Европы в XIX веке. 2 часа лекций и 42 часа самостоятельной работы.

Содержание:

Особенности стиля романтизм в литературе Западной Европы первой половины XIX века. Особенности героя произведений романтизма. Принцип двоемирия как основы организации мироздания: отношения мира реального и мира идеального. Тип мироотношения. Жанровые ориентиры литературы романтизма - исторический роман, фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма. Возрождение национальных жанров в литературе романтизма всех стран Европы. Анализ произведений национальных школ литературного романтизма в Западной Европе: немецкой (творчество Новалиса, Э.Т.А.Гофмана, Брентано), британской (творчество поэтов «Озерной школы», а также Дж.Г.Байрона, П.Б.Шелли, В.Скотта), французской (творчество Ж.Санд, А.де Мюссе, В.Гюго). Анализ произведений реализма «Госпожа Бовари» Г.Флобера, «Человеческая комедия» О.де Бальзака, «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея, «Холодный дом» Ч.Диккенса, «Мэнсфилд парк» Дж.Остен. Драматургия стиля романтизм в Западной Европе и России: анализ произведений В.Гюго («Эрнани»), А.Дюма («Антони»), П.Мериме («Театр Клары Гасуль»), драм Дж.Г.Байрона, Шиллера («Разбойники»), М.Ю.Лермонтова («Маскарад»). Теория романтической драмы в текстах В.Гюго, Стендаля. Драматургия направления реализм в западноевропейской и русской драматургии: творчество Э.Ожье («Габриэль»), О.Бальзака, Э.Золя («Тереза Ракен»).
Лекция 8. Литература XX века в Западной Европе. 2 часа лекций и 42 часа самостоятельной работы.

Содержание:

Французский символизм конца 19 - начала 20 века (поэзия П. Верлена и А. Рэмбо).

Сюрреалистические тенденции во французской поэзии 1920 гг: влияние теории З. Фрейда, мотивы сна, «эффект неожиданности».

Поэзия немецких экспрессионистов (Г. Гейм, Г. Тракль, Г. Бенн) начала 20 века как попытка увидеть первичный смысл вещей, преображение мира силой человеческого духа, оппозиция «мертвое-живое», городская лирика, поэтизация безобразного, тема войны и безграничности человеческого безумия.

Литература французского экзистенциализма: «Посторонний» (1940) Альбера Камю - «головоломка» для человеческой совести; творчество Жана-Поля Сартра о неадекватности социального внутренней сущности человека, трактовка «ангажированного» поведения как данные человеку рамки индивидуальной свободы и смысл жизни.

«Интеллектуальный роман» Г. Гессе и Томаса Манна как модификация исторического романа: прошлое в качестве удобного плацдарма для прояснения социальных и политических пружин современности; многослойность, многосоставность.

Франц Кафка (1883—1924) как предтеча литературы абсурда: аскетизм стиля, связность его предложений, эффект рефлексии абсурда.

Возникновение в середине 1950 гг «антиромана» («нового романа») и его категорическое отрицание традиционного романа, отказ от персонажей, от обыкновения рассказывать истории.

Тенденции постмодернизма (середина 1950 гг): воспроизведение фрагментарного текстового хаоса, произведение как часть бесконечного художественного текста мировой культуры, процесс постоянного диалога различных языков культуры, взаимообмена их на всех уровнях.

Драматургия 20 века. «Новая драма» (традиции драмы Г.Ибсена, пьес Б. Шоу): аналитическая композиция, анфиладный принцип открывания тайн семьи, персонажей. Последователь «новой драмы» М. Meтepлинк - создатель символистского театра смерти: наблюдение художника над постепенным преображением обыденного слова под воздействием ассоциативных связей и настроения; эффект присутствия Неизвестного на сцене театра посредством молчания и лаконичной композиции.

Теория «эпического театра» (антиаристотелевского театра) Б. Брехта: «эффект отчуждения», «зонги», принцип внушения зрителю критической позиции.

Принципы «Театр Жестокости» А. Арто (1896 - 1948) связаны с активным введением человека в состояние зрителя при помощи специфических техник введения в транс и шоковое состояние. Использование религиозно-обрядового материала древневосточной традиции, мистерии европейской античности, древнеамериканские культы.

Постановки театра асбурда с 1950 гг: драматургия Э. Ионеско (1912-1994) и С. Беккета (1906- 1989): языковые игры, непосредственное явление абсурдной реальности; ориентированность на человека вообще, вне социальной конкретики.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
...
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается...
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами системы теоретических знаний, научных рекомендаций и приобретение на их основе...
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи изучения дисциплины
Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных систематических
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является подготовка специалиста в области таможенного дела, который способен решать профессиональные задачи...
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconЗадачами изучения дисциплины являются
Цели и задачи дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи изучения дисциплины
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины технология кадастровых работ...
...
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины
По проведению внеклассного мероприятия с применением инновационных моделей обучения
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа по дисциплине
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа по дисциплине химия
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
1. Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа по дисциплине ен. Ф. 04 Химия
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии
1. Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины формирование у студентов представлений о типах и видах молодежных субкультур их специфических особенностях...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск