Скачать 226.66 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского (юношеского) технического творчества
«Конструирование малогабаритной техники» Дополнительная общеобразовательная программа Автор программы: Белобородов Алексей Васильевич педагог дополнительного образования Срок реализации: 3 года Возраст учащихся: 12 – 17 лет Шушенское - 2000 г. Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная программа научно-технической направленности. Содержание программы предполагает создание условий для овладения детьми технико-технологическими и конструкторскими умениями; проектирование малогабаритной техники на материале истории изобретений, решение конструкторских и изобретательских задач. Программа «Конструирование малогабаритной техники» является модификацией авторской программы Ю.Г. Бехтерева «Кружки конструирования малогабаритной сельскохозяйственной техники», рекомендованной Министерством образования в 1988 году. Модификация проведена по следующим направлениям: незначительное изменение структуры программы, корректировка тематики занятий, изменение количества часов. Актуальность программы. С техническими объектами ребенок встречается повсюду - они окружают его дома, в школе, на улице. Жизнь современного общества немыслима без знаний и умений в применении технических объектов и механизмов. Для того, чтобы ребенок мог свободно ориентироваться в технически развитом обществе, использовать инженерные технологии - нужны не только теоретические знания, но и практическая подготовка. Наиболее привлекательными считаются направления, в основе которых заложены современные технологии и конструирование действующих технических объектов и механизмов. Особое развитие творческая мысль получает при изготовлении востребованных жизнью действующих технических объектов. Не случайно список тем проектировочных работ в начале учебного года для каждой группы учащихся составляется с учетом потребностей в технических объектах школьных кабинетов, сельского подсобного хозяйства и каждого учащегося. Программа «Конструирование малогабаритной техники» составлена таким образом, чтобы участники программы смогли овладеть всем комплексом знаний инженерного проектирования, конструирования и смогли создать действующие технические объекты, модели. Программа направлена на достижение следующей цели – овладение практическими умениями для проектирования и изготовления малогабаритной техники. Основные задачи программы: -овладеть технико-технологической терминологией; -использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности; -овладеть умениями проектной деятельности по созданию малогабаритной техники; -овладеть навыками сборки простых и сложных конструкций. -воспитать эстетический вкус, трудолюбие, терпение, умение организовать свой труд; -способствовать профессиональной ориентации детей для социальной адаптации ребёнка в обществе. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 12 - 17 лет по 10-12 человек в группе. Программа рассчитана на три года: каждый год обучения рассчитан на 144 часа с недельной нагрузкой 4 часа, занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Основные формы и методы работы с обучающимися: Организационные формы: индивидуальная, групповая. На занятиях используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские. В ходе теоретических занятий применяются беседы, объяснения, проводится инструктаж, работа с литературой. На практических занятиях демонстрация наглядных пособий, трудовых приемов, технологических карт, образцов, посещение выставок технического творчества, практическая работа, практический тренинг, самостоятельная работа. В основу данной программы положены следующие принципы обучения: от простого к сложному; через практику к теории; проектирования, коллективного взаимообучения. Отличительной особенностью программы от уже существующих образовательных программ заключается в том, что для детей – это достижение ранней социализации через освоение и воспроизводство проектной культуры в изготовлении востребованных технических объектов. Обучающиеся понимают, что необходимо быть не просто наполненным «суммой знаний», а уметь применять их, что, значит, обладать преобразующим мышлением. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: изучение программы на основном общеобразовательном уровне позволяет учащимся:
- о созидательной, творческой деятельности предшествующих поколений в области изобретений; - о некоторых профессиях инженерно-технического цикла. 2. Знать: - ведущие понятия и термины изучаемой программы; - понятие о проектировании; - виды материалов, их свойства и названия (на уровне общего представления); - последовательность изготовления изделий (чертёж, разметка, технологические операции, отделка, дизайн); - название и назначение ручных инструментов, правила безопасной работы с ними; - название и назначение технологических станков, правила безопасной работы на них; - общественно признанные социальные нормы и ценности. 3. Уметь: - различать материалы и инструменты по их назначению; - рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и инструментами; - планировать последовательность выполнения практического задания по созданию технических объектов; - выдвигать конструкторские идеи и становить задачи; - качественно выполнять изученные технологические операции; - проектировать технические объекты; - контролировать и оценивать качество (эстетичность и аккуратность) выполненного технического объекта с элементами отделки и покраски по этапам и в целом, опираясь на образец, технический рисунок; - использовать различные источники информации; - производить ремонт техники; Контроль проводится в разных формах: собеседование, вопросник по программе, реферат, контрольные упражнения; викторины, открытые занятия. В конце каждого полугодия проводится мониторинг качества освоения программы. В конце учебного года подводится общий итог освоения программы (в процентном соотношении). Контроль позволяет определить эффективность освоения программы, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в детском коллективе. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Конструирование малогабаритной техники»: участие в конкурсах и выставках технического творчества. формы Содержание и тематическое планирование Учебно-тематический план 1 год обучения
Содержание программы 1. Вводное занятие (2 часа). Задачи и содержание деятельности кружка, организация и порядок его работы. Требования к членам кружка. Правила техники безопасности на занятиях и во время испытательных работ. Формы: беседа. Методы: проблемное изложение. 2. Общетехническая подготовка (10 часов). Понятие о машине, механизме, и детали. Виды передач. Расчет передаточных чисел. Сведения о деталях и сплавах. Стандарты резьбы. Практические работы. Конструирование простейших колес, подшипников, шкивов и натяжных приспособлений. Формы: работа с технической литературой. Методы: частично-поисковый 3. Мотоцикл вчера, сегодня, завтра (12 часов). Обзор серийных мотоциклов всех контингентов по журналам «Мир мотоциклов». Новинки и тенденции. Технические характеристики. Общее устройство мотоцикла и расположение органов управления. Устройство мотоциклетного двигателя. Системы питания, смазки и охлаждения. Ходовая часть. Электрооборудование. Задания и вопросы к теме:
Формы: работа с технической литературой. Методы: проблемное изложение. 4. Основы технического конструирования (22 часов). Понятие о проектировании и конструировании технических устройств. Понятие о техническом задании. Этапы конструирования. Технические расчеты. Правила оформления технической документации, понятие о конструкционных материалах, контрольно-измерительных приборах и инструментах. Точность обработки, шероховатость поверхности. Понятие о технологии изготовления отдельных деталей. (2 часа) Практические работы. Проектирование и конструирование деталей и узлов техники. Выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей. Оформление технической документации. (18 часов)
Выполнение эскиза. Разработка компоновочной схемы. Расчет и конструирование ходовой части (рама, подвески, их упругие элементы). Система управления. (12 часов) Практическая работа: Проектирование узлов и частей мотоцикла. Изготовление узлов и частей мотоцикла. (84 часа) Формы: практическая, проектная работа. Метод: проектировочный. 7. Заключительное занятие (2 часа). Подведение итогов работы кружка. Анализ работы каждого учащегося, показывающий повышение уровня знаний и мастерства в течение учебного года. Рекомендации по работе в летний период. Ожидаемые результаты программы после 1-го г. обучения: - знают теоретические вопросы общетехнической подготовки и умеют применять эти знания в практической работе; - обладают первоначальными навыками в графическом изображении и умеют пользоваться техническими документами при изготовлении изделий; - имеют понятие о простейших транспортных средствах и ориентируются в многообразии конструкций мотоциклов; - обладают первоначальными умениями конструирования мотоцикла; - знают назначение основных слесарных и шоферских инструментов и умеют ими пользоваться; - способны работать с различными источниками информации. Учебно-тематический план 2 год обучения
Содержание программы 1. Вводное занятие (2 часа). Организационные вопросы. Ознакомление учащихся с годовым планом кружка; с планом массовых мероприятий технического направления в школе, районе, крае. Правила техники безопасности (ТБ) на занятиях и во время испытательных работ. Вопросы к теме: - Какая неисправная техника есть на вашем дворе? - Как вы думаете, что из нее можно сконструировать? 2. Сельскохозяйственная техника для личного подсобного хозяйства (16 часов). Средства малой механизации с\х труда и основные требования агротехники к ним. Механические косилки. Классификация. Кинематическая схема и принцип действия. Навесные орудия к минитрактору. Их типы, общее устройство. Шасси колесного трактора. Трансмиссия, сцепление, коробка переключения передач (КПП), дифференциал и тормоза. Специфика ходовой части трактора и рулевое управление. Знакомство с устройством самодельных тракторов по техническим описаниям. Вопросы и задания к теме: - Какими могут быть современные типы режущих аппаратов косилки? - Какую форму может иметь в будущем рабочий орган плуга для безотвальной вспашки? - Как сделать минитрактор из мотоцикла? Практическая работа: Составление эскиза самоходного шасси. Знакомство с механической косилкой, минитрактором и др. техникой подсобного хозяйства. (8 часов). Формы: работа с технической литературой. Методы: частично- поисковый. 3. Конструирование и изготовление технических объектов (88 часов). Техническое задание и эксплуатационные требования к конструкции. Выбор двигателя по его характеристикам. Выбор формулы ходовой системы и схемы трансмиссии. Расчет и конструирование трансмиссии, ходовой системы, системы управления. Определение основных, конструктивных параметров компоновки конструкции. Проектная работа: Составление эскизов и компоновочных схем. Выполнение чертежей по эскизам и составление технической документации. Практическая работа: изготовление технических объектов. Формы: практическая работа. Методы: проектировочный. 4. Расчет конструкции малогабаритного вездехода на шинах низкого давления. (36 часов) Данный раздел изучается согласно учебно-методической разработки элективного курса. Вопросы к теме: - Какие недостатки известных вам конструкций вездеходов промышленного изготовления вы считаете несовместимыми со статусом транспорта? - Какова концепция вездехода, который вы хотели бы построить в будущем? - Какие тенденции в развитии вездеходной техники не утратят своей актуальности через 20 лет, и какие могут появиться новые? Практическая работа: простейший расчёт конструкции на основные нагрузки. Формы: работа с технической литературой, практическая работа. Методы: проектировочный. 6. Заключительное занятие (2 часа). Подведение итогов работы кружка. Выводы. Самооценка работы учащимися. Задания на летний период. Ожидаемые результаты программы после 2-го г. обучения: - знают требования агротехники к средствам малой механизации сельскохозяйственного труда; - знают основные элементы расчета перспективных конструкций минитехники и могут грамотно пользоваться технической документацией при конструировании; - владеют приемами ремонта основных узлов и механизмов малогабаритной техники; - могут решать широкий спектр практических задач, свойственных техническому конструированию. Учебно-тематический план 3 год обучения
Содержание программы 1. Вводное занятие (6 часов). Ознакомление учащихся с годовым планом кружка; с планом массовых мероприятий технического направления в школе, районе, крае. Правила техники безопасности (ТБ) на занятиях и во время испытательных работ. (2 часа) Составление перечня тем рационализаторской и изобретательской работы на год. (4 часа) Методы: проблемный. 2. Методы решения изобретательских задач (2 часа). Метод гирлянд ассоциаций или фокальных объектов. Метод мозговых атак и его разновидности. Синтетика. Метод морфологического анализа. Методика семикратного поиска. Формы: семинар. Методы: объяснительно – иллюстративный. 3. Автомобили в вопросах и ответах (26 часов). - Общее устройство автомобиля. Кривошипно-шатунный механизм. Практическая работа: Определение цилиндра с пониженной компрессией и такта сжатия. - Газораспределительный механизм. Практическая работа: Замена маслоотражательных колпачков. - Система охлаждения двигателя. Практическая работа: Удаление накипи из системы охлаждения. - Система смазки двигателя. Практическая работа: Промывание масляной системы и замена масла двигателя. - Система питания двигателя. Практическая работа: Регулировка токсичности отработанных газов без газоанализатора. - Система зажигания и пуска двигателя. Практическая работа: Анализ неисправностей в системе энергосбережения. Установка зажигания (6 часов). Вопросы к теме: - Как определить цилиндр с пониженной компрессией, если отсутствует компрессометр? - Как определить такт сжатия в цилиндре? - Какова зависимость износа поршневой группы от нагрузки оборотов и коленчатого вала? - Как определить источник шумов в двигателе? - Как отрегулировать токсичность отработанных газов, если нет газоанализатора? - Какими кардинальными мерами, на ваш взгляд, люди смогут значительно продлить срок службы автомобиля в будущем? - Каким образом человек сможет предотвратить образование окиси углерода? - На каком принципе в будущем будут работать системы питания двигателя, которые сделают его экономичным? - Какие дополнительные преобразования всех четырех основных систем помогут повысить потенциал современного двигателя внутреннего сгорания (Д.В.С.)? Формы: работа с источниками информации и практические занятия. 4. Конструирование и изготовление малогабаритной техники (108 часов). Выбор двигателя, формулы ходовой системы и системы трансмиссии. Основные параметры и компоновка. Ходовая система. Система управления. Практическая работа: - составление эскизов и компоновочных схем. Выполнение чертежей по эскизам и составление технической документации; - расчёт конструкции на основные нагрузки; - изготовление всех систем и узлов малогабаритной техники; - дизайнерские разработки по оформлению экстерьера малогабаритной техники; - публичная презентация проектов. Формы: практическая работа. Методы: проектировочный. 7. Заключительное занятие (2 часа). Подведение итогов работы кружка. Анализ работы каждого учащегося. Ожидаемые результаты программы после 3-го г. обучения: - владеют навыком использования ручного слесарного, электрифицированного инструмента, сверлильных и токарных станков - имеют навыки обслуживания и ремонта автомобильного двигателя - четко усвоили этапы проектирования технических систем, умеют грамотно оформить техническую документацию и применяют полученные знания в разных жизненных ситуациях - имеют хорошо сформированные понятия технической эстетики и дизайна, могут пользоваться ими не только применимо к технике - знают основные методы решения изобретательских задач и формы охраны рационализаторских предложений - владеют способами совместной деятельности Методическое обеспечение программы - учебно-методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образования для проведения элективных курсов на кружках технического конструирования в учреждениях дополнительного образования детей; - альбом чертежей оригинальной малогабаритной техники для изготовления на кружках технического конструирования в учреждениях дополнительного образования детей; - таблицы технических характеристик двигателей внутреннего сгорания рекомендованных к применению при изготовлении малогабаритной техники; - типовые инструкции по технике безопасности; - карточки – задания по основным разделам учебно-тематического плана; План – конспект №1 Тема: Компоновка силового агрегата (двигатель, сцепление, коробка передач) для тяжелого мотоцикла собственной конструкции К.Б. объединения. Цели и задачи: - расширить политехнический кругозор детей за счет обзора СА существующих конструкций, изучения их достоинств и недостатков, тенденций развития; - скомпоновать свой СА оригинальной комплектации. Оборудование: - двигатель ВАЗ – 1113 / автомобиля «Ока»/; - двигатель ИМЗ – 8.1036 / мотоцикла «Урал»/; - сцепление, КПП / мотоцикла «Урал»/. Ход занятия: а/ Вводная часть. - постановка цели, знакомство с темой занятия. б/ Основная часть. - повторение материала прошлого занятия: Все ли помнят Т.Х./ техническую характеристику/ двигателя мотоцикла «Урал» /краткий фронтальный опрос учащихся/. Объяснение новой темы: Самые перспективные на сегодня модели отечественных автомобилей ВАЗ – 2109 – 115 имеют базовый двигатель, который впервые был установлен на автомобиле ВАЗ – 2108. Наш двигатель / ВАЗ – 11113 /, являясь половинкой базового, дает нам счастливую возможность стать «доками» современного автодела. Поэтому, слушайте, учитесь, творите. Распределение учащихся по звеньям. Постановка задачи каждому звену. Раздача методичек / СС отпечатанными Т.Х. двигателя ВАЗ – 11113, Т.Х. Двигателя ИМЗ – 8.1036 /, руководств по эксплуатации мотоцикла «Урал» и автомобиля «Ока». 1 звено: Изучение Т.Х. двигателя ВАЗ – 11113.Выявление его основных достоинств. 2 звено: Выявление основных недостатков двигателя, ИМЗ – 8.1036 3 звено: Выявление различий в конструкциях КПП и сцепления «Оки» и «Урала». Выявление возможности компоновки СА: Двигатель ВАЗ – 11113, сцепление и ИПП «ИМЗ- 8». Меняем звенья местами (2 раза). Далее, всё вместе пробуем скомпоновать С.А. в целом практически, смотрим как это будет выглядеть. Заключительная часть. Закрепление материала: Дать чёткое обоснование необычной компоновке С.А. Особое внимание обратить на идеальное сходство технических данных двух двигателей. Довести перспективы установки двигателя ВАЗ-11113 в комплектации с КПП «ИМЗ-8» на тяжёлый мотоцикл: - экономичность; - надёжность; - долговечность; - удобства обслуживания. Домашнее задание: Выучить по методичкам Т.Х. двигателя ВАЗ-11113. Подведение итогов занятия (оценивание работы учащихся). План - конспект №2 Тема: Основы расчета малогабаритного трактора и агрегатируемых с ним машин. (тип занятия – теоретическое) Цель и задачи : - Научить школьников основам расчета простейшего малогабаритного трактора и агрегатируемых с ним машин. - Способствовать формированию познавательной компетентности учащихся через удовлетворение их интереса к практическому конструированию. Наглядные пособия: - Плакаты по устройству основных узлов и механизмов колёсного транспорта. - Таблица агротехнических и эксплуатационных требований к минитрактору. - Сводная таблица кратких сведений об основных двигателях, рекомендуемых к использованию в конструкциях микро тракторов. Ход занятия: а) Вводная часть. Постановка цели, знакомство с темой занятия. б) Основная часть. Повторение материала прошлого занятия в процессе беседы. Учащиеся по плакатам кратко повторяют назначение и расположение основных частей колёсного трактора: Двигателя, силовой передачи, ходовой части, навесной гидравлической системы и органов управления. Переход к новой теме: -Учащимся предлагается, рассчитать простейший малогабаритный трактор и к нему небольшой набор орудий для работы не их личном подсобном участке. Задание конкретизирует основные агротехнические и эксплутационные требования к трактору и агрегатируемым с ним орудиям (эти данные приведены в таблице). На основе требований каждый учащийся выбирает двигатель и основные узлы шасси (данные двигателей также приведены в таблице). Для правильного выбора, с помощью педагога все выполняют тяговый и кинематический расчеты трактора. Вычисляются по соответствующим формулам: - полезная мощность трактора на крюке; - тяговый КПД; - тяговое сопротивление бороны, плуга, культиватора; - эффективная мощность двигателя; - общее передаточное число силовой передачи. в/. Заключительная часть. Закрепление новой темы Повторение всего порядка расчетов. Ответы на вопросы учащихся. Дома: Выучить / по методичкам / технические характеристики основных двигателей, рекомендуемых к использованию в конструкциях минитракторов. Подведение итогов занятия / оценивание работы учащихся /. План – конспект №3 Тема: Ремонт К.Ш.М. двигателя ВАЗ-11113 (тип занятия – практическое). Цели и задачи: - Привить учащимся навыки в ремонте современной модели двигателя; - Создать условия для формирования познавательной компетентности, за счет расширения политехнического кругозора учащихся. Оборудование: - Двигатель ВАЗ –11113. - Ремонтные детали К.Ш.М. - Набор слесарного инструмента. - Набор шоферского инструмента. - Измерительный инструмент / нутромер, микрометр /. Ход занятия: а/ Вводная часть. Постановка цели, знакомство с темой занятия. б/ Основная часть. Повторение материала прошлого занятия: Краткий фронтальный опрос учащихся: - Какие детали входят в КШМ ? - Какие движения совершают поршень и коленвал ? - Отсюда назначение КШМ ? -Как определить источники шумов в двигателе ? -Как определить компрессию в цилиндрах двигателя ? Переход к новой теме: Ремонт деталей КШМ Распределение учащихся по звеньям. Постановка задачи каждому звену. Раздача методичек / с отпечатанными основными размерами деталей КШМ / и руководств по техническому обслуживанию и ремонту двигателя ВАЗ – 11113. 1 звено: Коленчатый вал и вкладыши подшипников коленвала их ремонтные размеры допуски и посадки. 2 звено: Поршень и поршневые кольца. Их ремонтные размеры. 3 звено: Поршневой палец и стопорные полукольца коленвала. Их ремонтные размеры. Обмен звеньев заданиями / 2 раза /. Совместная работа группы по сборке КШМ. в/ Заключительная часть Закрепление новой темы: Повторение всего порядка сборки кривошипно-шатунного механизма. Дома: Выучить по методичкам все ремонтные размеры деталей КШМ Подведение итогов занятия / оценивание работы учащихся /. Условия реализации программы: Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с первой квалификационной категорией, образование средне-специальное или высшее техническое, имеющий разрешение на эксплуатацию транспортных средств категории А,В,С. Для проведения занятий необходимо помещение, соответствующее требованиям Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.4.1251-03) в части определения рекомендуемого режима занятий. Соответствие требованиям к обеспечению безопасности обучающихся согласно нормативно-инструктивным документам. Список использованной литературы:
«Черчение» / для средней общеобразовательной школы /. « Детали машин», « Сопротивление материалов», «Допуски и посадки». « Теория машин и механизмов».
Материально – техническое обеспечение:
-наборы слесарного инструмента; -наборы шоферского инструмента; -измерительный инструмент; -метчики и плашки основных размеров; -чертежный инструмент. 12. Наковальня. 13. Тисы. 14. Спецодежда и медицинская аптечка. 15. Материалы для изготовления минитехники. |
Программа «Дороги, которые мы выбираем» является модификацией типовой... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского (юношеского) технического творчества | Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория... Целью программы является помощь во владении учащимися научно-технических знаний и практических умений необходимых для работы на современном... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью освоения дисциплины «Философские проблемы науки и техники» является формирование у магистрантов углубленных знаний о роли науки... | Рабочей программы дисциплины философские проблемы науки и техники... Цель теоретического курса «Философские проблемы науки и техники» изучить проблему возникновения науки и техники и основные стадии... | ||
Рекомендуется для магистрантов и аспирантов технических вузов по... П 29 Философия техники: учебное пособие / М. А. Петинова. – Самара: Самар гос техн ун-т, 2014. – 92 с | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема : Организация эксплуатации пожарной техники и аварийно-спасательной техники. Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники.... | ||
Моделирование работы малогабаритной системы стабилизации с увеличенными... ... | «аутсайдеры» ( Трагикомедия в 2-х действиях.) Петропавловск-Камчатский 2ОО1 год действие первое Кухня в двухкомнатной малогабаритной квартире. Татьяна чистит картошку в раковину для мытья посуды. Дочь Настя механически ест морковь,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «электронные промышленные устройства» «Электроника электропривода», «Программные средства пэвм», «Теория автоматического управления», «Основы микропроцессорной техники»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По обучению детей элементарным приемам техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги | ||
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» «философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности... | Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» «философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности... | ||
Учитель математики, информатики и вычислительной техники Образование высшее Стаж работы Урок Правила техники безопасности. Повторение курса 8 класса (двоичная система) | Химия никеля Основой современной техники являются металлы и металлические сплавы. Разнообразные требования к металлическим материалам возрастают... | ||
Программа дисциплины «Физические основы микро- и наносистемной техники»... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Урок информатики в 6 классе по теме «Конструирование из мозаики» ... |