Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент»





Скачать 454.13 Kb.
НазваниеПояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент»
страница1/3
Дата публикации17.10.2014
Размер454.13 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Журналистика > Пояснительная записка
  1   2   3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент», в дальнейшем КНИЛ «Эксперимент» объединяет учащихся 6-11 классов, проявляющих интерес конструирования различных технических устройств, стремящихся овладеть навыками работы в той или иной отрасли техники или производства, шире познакомиться с творческими возможностями различных массовых, инженерных и рабочих профессий.

Целью программы является помощь во владении учащимися научно-технических знаний и практических умений необходимых для работы на современном производстве.

Для достижения цели необходимы решения следующих задач:

1) общеобразовательные (познакомить учащихся с системой политехнических идей; сформировать и развить навыки технической культуры; познакомить их с основами организации рационализаторской деятельности в условиях современного производства; помочь им овладеть минимумом научно-технических сведений, нужных для решения практических задач, возникающих в повседневной жизни);

2) воспитательные (воспитание чувства гордости за свою страну, за достижения отечественной науки, техники и производства; воспитание потребности познания, созидательного труда; формирование и развитие общечеловеческих качеств: честности, доброты, трудолюбия и др.);

3) практические (формирование умений самостоятельно добывать необходимые знания: работать с литературой, получать консультации специалистов и т.д.; применять знания в решении возникающих практических задач; пользоваться различными ручными инструментами, приспособлениями и приборами; составлять техническую документацию на готовое изделие, писать реферат, обзор литературы по теме, составлять заявление на рационализаторское предложение).

В лаборатории учащиеся получают возможность практически разработать и изготовить не только модели технических устройств, но и действующие образцы электротехнической, радиотехнической, сельскохозяйственной и другой техники, а также различной технологической оснастки для использования в работе различных трудовых объединений учащихся. Учащиеся ступают в реальные производственные отношения с наиболее передовой частью рабочих — с новаторами и рационализаторами, они накапливают нравственный опыт ответственного отношения к избранному делу, опыт коллективных действий, направленных на повышение эффективности и качества труда.

Одновременно они учатся составлять, формулировать технические, производственные задачи, учатся находить оптимальные варианты их решения.

Руководитель лаборатории знакомит с тематическими планами рационализаторской и изобретательской работы местных предприятий. На первых же занятиях лаборатории он предлагает учащимся, имеющим навыки конструирования, тех­нические задачи для совместной работы с активистами ВОИР и НТО промышленных и агропромышленных комплексов.

Руководитель лаборатории, хорошо знающий конкретную специальность, производство, включают в план работы лаборатории экскурсии на базовое предприятие с целью ознакомления учащихся с содержанием труда рабочих на конкретных рабочих местах. Каждая экскурсия завершается беседой в заводском совете ВОИР, в ходе которой представитель заводского совета ВОИР предлагает учащимся две-три темы для углуб­ленного изучения. Темы обсуждаются на очередном занятии лаборатории. Руководитель лаборатории приглашает специалиста, подготавливает к этой встрече иллюстрации по истории решения подобных проблем.

На занятиях в лаборатории руководитель предлагает обсудить возможные варианты решения задач. При подготовке к обсуждению используются технические справочники, материалы популярных научно-технических журналов для молодежи, схемы выпускаемых промышленностью приборов.

Руководитель лаборатории помогает каждой творческой группе учащихся составить план работы. По завершении проекта учащиеся готовятся к его защите в лаборатории. Приглашаются работы.

Когда ход работы в целом становится ясен, руководитель лаборатории помогает наметить план работы индивидуально для каждого учащегося или для группы учащихся, работающей над решением конкретной творческой задачи. Руководитель лаборатории знакомит учащихся с понятиями о сетевом графике изготовления изделия, разделении труда и др.

Учащиеся знакомятся с элементами разделения труда и участвуют в организации труда с учетом своих знаний, умений, интереса. Например, в лаборатории следующее разделение труда: квалификационное, связанное с подготовленностью каждого учащегося к исполнению работы разной степени точности и чистоты; технологическое, обусловленное необходимостью разбивки всего процесса изготовления деталей по операциям; функциональное, вызываемое специфичностью задач, которые решаются в процессе изготовления, сборки, регулировки, будущего устройства (связь со специалистами, материально-техническое обеспечение и др.).

Некоторые работы выполняются на базовом предприятии. При этом открывается возможность для вступления учащегося в реальные производственные отношения с наиболее передовой частью рабочих, с молодыми участниками Всесоюзного смотра НТТМ.

После одобрения проекта учащиеся получают необходимые для его воплощения материалы. Разрабатывают технологию изготовления деталей и сборки узлов будущего устройства. Приступают к практическому изготовлению деталей.

При успешном решении технической задачи и правильном оформлении рационализаторского предложения оно принимается к внедрению, а учащемуся вручается удостоверение на рационализаторское предложение. Вручение организуется на общешкольном торжестве (сборе, линейке, собрании) в присутствии родителей автора и представителей базового предприятия.

Совместная творческая деятельность учащихся и активистов ВОИР помогает учащимся практически освоить методы решения возникающих конструкторских, технологических и организационных производственных задач.

Важным результатом такой работы в радиотехнической лаборатории является и то, что учащийся осознает свою практическую пригодность к производственному творческому труду в конкретном производственном коллективе и старается чаще находить возможность бывать в этом коллективе, встречаться со специалистами. Выбор рабочей профессии после окончания школы в этом случае является закономерным результатом самодеятельности активного и целеустремленного учащегося.

Важным элементом, составляющим содержание деятельности учащихся в радиотехнической лаборатории, является работа, связанная с ознакомлением их с основами технического конструирования и дизайна.

На втором году обучения в радиотехнической лаборатории учащиеся более обстоятельно знакомятся с основами конструирования, рационализаторской и изобретательской работы.

Для более глубокого знакомства учащихся с вопросами теории и истории естествознания и техники и на этой основе формирования и развития у них положительных качеств личности, стремления к активной пропаганде знаний среди своих товарищей полезно практиковать подготовку отдельными учащимися небольших докладов и сообщений. Например, учащимся можно предложить такие темы: история развития знаний об электричестве и электрической технике; роль отечественных ученых в развитии науки об электричестве; использование электрической энергии вчера, сегодня, завтра; занимательная электротехника; новое в энерготехнике; или: история радиотехники и радиолюбительства, история телеграфа, телефона, телевизора и др.

При подготовке к докладам и сообщениям учащимся рекомендуется привлекать иллюстративные материалы.

Отдельные занятия лаборатории могут быть проведены в форме семинаров. Руководитель рекомендует докладчикам научно-популярную литературу, консультирует их и контролирует ход работы над выступлением. Лучшие работы можно включить в программу отчетного тематического вечера или отчетную итоговую конференцию.

При организации работы на втором году занятий целесообразно объединить учащихся по группам. Руководитель лаборатории в этом случае консультирует и оказывает помощь каждой группе. В испытаниях готовых устройств могут принимать участие все учащиеся.

По мере накопления в лаборатории интересных работ полезно проводить выставки работ учащихся в местных кинотеатрах, клубах, библиотеках. Во время работы выставки рекомендуется широко оповещать местные и внешкольные учреждения. Пояснения посетителям выставки должны давать учащиеся — авторы представленных работ.

Подведение итогов работы лаборатории рекомендуется проводить в форме конференции, где учащиеся представляют выполненные ими работы на выставку, а наиболее интересные работы защищаются авторами.

Творческое объединение первого года занятий комплектуется из учащихся VI-VIII классов. На занятиях члены лаборатории изучают основы электротехники и электроники, учатся собирать несложные электронные приборы.

Творческое объединение второго года занятий объединяет учащихся X-XI классов. На занятиях учащиеся изучают конкретные разделы радиоэлектроники, конструируют различные приборы для лаборатории, школы, предприятий.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

I год обучения





Раздел программы

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I .Вводное занятие. Правила техники безопасности.

4


2

2



Вводное занятие.

2

1

1



Правила безопасности труда.

2

1

1

II. Электро и радиотехнические материалы. Пайка и основы электрического монтажа.

12

6

6



Рабочее место для радиотехнических работ.

2

1

1



Инструмент для радиотехнических работ

2

1

1



Металлы, пластмассы, древесина и другие материалы, применяемые в радиоэлектронике, способы их обработки.

8

4

4

III. Монтаж электронных схем. Пайка радиодеталей.

26

13

13



Виды и технология монтажа электронных схем.

6

3

3



Электрический паяльник.

2

1

1



Припои и флюсы: назначение, основные характеристики и применение.

2

1

1



Технология выполнения различных видов монтажа методом пайки «навесной».

2

1

1



Технология выполнения различных видов монтажа методом пайки «на полигоне».

2

1

1



Технология выполнения различных видов монтажа методом пайки «перемычками».

2

1

1



Технология выполнения различных видов монтажа методом пайки на плате «травление дорожек».

2

1

1



Схематическое обозначение радиодеталей на схемах.

8

4

4

IV. Принцип работы и схемы включения резисторов и конденсаторов.

24

12

12



Устройство и принцип действия резистора.

2

1

1



Условные обозначения на схемах резисторов.

2

1

1



Цифровое и буквенное обозначение на схемах резисторов.

2

1

1



Цветовая маркировка резисторов.

2

1

1



Схемы включения и режим работы резисторов.

2

1

1



Делители напряжения на резисторах.

2

1

1



Устройство и принцип действия конденсатора.

2

1

1



Условные обозначения на схемах конденсаторов.

2

1

1



Цифровое и буквенное обозначение конденсаторов.

2

1

1



Цветовая маркировка конденсаторов.

2

1

1



Схемы включения и режим работы конденсаторов.

2

1

1



Делители напряжения на конденсаторах.

2

1

1

V. Постоянный электрический ток.

28

14

14



Измерение силы тока. Амперметр.

2

1

1



Измерение напряжения. Вольтметр.

2

1

1



Измерение сопротивления. Омметр.

2

1

1



Измерение частоты и мощности в сети.

2

1

1



Комбинированный прибор. АВОметр.

2

1

1



Конкурс мастерства по скоростному монтажу.

2

1

1



Электрическая цепь постоянного тока и ее элементы

6

3

3



Закон Ома для участка цепи.

2

1

1



Графический метод расчета электрических цепей с нелинейными сопротивлениями.

4

2

2



Электродвижущая сила.

2

1

1



Химические источники тока.

2

1

1

VI. Полупроводниковые приборы.

32

16

16



Полупроводниковые материалы.

2

1

1



Полупроводниковый диод. Условное графическое изображение.

2

1

1



Правила монтажа полупроводниковых приборов.

2

1

1



Конкурс мастерства по скоростному монтажу.

2

1

1



Вольтамперная характеристика диода. Основные типы, параметры и применение полупроводниковых диодов.

2

1

1



Цифровое и буквенное обозначение диодов.

2

1

1



Цифровая маркировка диодов.

2

1

1



Стабилитрон. Принцип действия, основные параметры и характеристики.

2

1

1



Фотодиоды. Принцип действия, основные параметры и характеристики.

2

1

1



Светодиоды. Принцип действия, основные параметры и характеристики.

2

1

1



Опорные планиметрические задачи

2

1

1

37.


Варикапы. Принцип действия, основные параметры и характеристики.

2

1

1

38.

Тиристоры. Принцип действия, основные параметры и характеристики.

2

1

1

39.

Семисторы. Принцип действия, основные параметры и характеристики.

2

1

1

40.

Термисторы. Принцип действия, основные параметры и характеристики.

2

1

1

41.

Применение полупроводниковых приборов.

2

1

1

42.

Полупроводниковый биполярный транзистор. Условное графическое обозначение.

2

1

1

VII. Конкурсы мастерства.

8

4

4

43.

Конкурс по скоростному монтажу.

2

1

1

44.

Конкурс по скоростной пайке.

6

3

3




Итого:

136

68

68
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconМетодические указания по оформлению учебных работ студентов кафедры...
Информационно-измерительной техники. Они относятся к типовым расчетам (ТР), курсовым работам (КР), выпускным работам бакалавров (врб),...
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconРешение на строительство этой лаборатории он смог получить только...
М. В. Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета....
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconНаучно-исследовательская лаборатория биоиндикации и биомониторинга
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Программно-методические материалы....
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconПояснительная записка к тематическому планированию по информатике 8 класс
Босова Л. Л., учебник «Информатика и икт 8», М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 (основной); Босова Л. Л., «Рабочая тетрадь по информатике...
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconПрограмма «Конструирование малогабаритной техники» является модификацией...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского (юношеского) технического творчества
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconПояснительная записка
Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития...
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconПояснительная записка
Предлагаемая комплексная программа рассматривает психолого-педагогические, методические и лингвистические аспекты обучения, развития...
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconМосковский энергетический институт (технический университет)
Целью дисциплины является получение знаний о современных методах радиоизмерений, о возможностях современной контрольно-измерительной...
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной...
А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии...
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconЛаборатория №41 си тэс: Лаборатория мощных электромагнитных воздействий...
Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис – XXI век»
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconПояснительная записка к заявке инновационного проекта
Комплексная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой...
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе
«Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Бином. Лаборатория...
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Пояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория конструирования измерительной техники и экологии «Эксперимент» icon9 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск