Скачать 0.97 Mb.
|
УДК ББК 87.3 П 29 Петинова М.А. П 29 Философия техники: учебное пособие / М.А. Петинова. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. – 92 с. ISBN Без знания общих основ развития современной техники невозможно быть культурным человеком. Но не менее важным является философское осознание того влияния, какое техника оказывает на окружающую природную среду, социальные структуры и самого человека. Предлагаемое учебное пособие служит развитию философской рефлексии научной техники у будущих специалистов. В нем рассмотрены основные вопросы философии техники. Достаточно подробно изложены процессы становления и эволюции техники, представлена панорама философско - методологических подходов к ее исследованию. Рекомендуется для магистрантов и аспирантов технических вузов по курсу «Философские проблемы науки и техники», а также всех интересующихся проблемами философии техники. УДК ББК 87.3 П 29 Рецензенты: доктор философских наук, профессор Т.В. Борисова М. А. Петинова 2014 Самарский государственный технический университет, 2014 ВВЕДЕНИЕ Востребованность философского осмысления взаимоотношений науки, техники и общества в настоящее время является общепризнанным, поэтому ему придается большое значение в гуманитарном образовании современного инженера и ученого. В рамках курсов «Философские вопросы науки и техники», «История и философия науки» даются общие представления о науке и технике, их роли в обществе и в истории культуры. Учитывая тот факт, современная наука в значительной степени связана с решением прикладных и проектных задач, а большинство ее исследований составляют научно – технические дисциплины и технические теории, то без пристального обращения к технике изучение научных знаний представляется невозможным. Именно в сфере методологии технических наук, инженерного и системного проектирования проблемы философии техники и науки тесно переплетаются. Качество инженерного образования обычно определяют, во-первых, способностью дипломированного специалиста применять на практике полученные в высшем учебном заведении теоретические знания и приобретенные навыки, во-вторых, способностью успешно справляться с решением профессиональных задач, возникающих из практической деятельности. Инженеру в первую очередь необходимо изучение тех предметов, которые в будущем он будет использовать в своей работе, здесь встает вопрос о пользе преподавания философии инженерам. Колоссальное количество современной научной литературы иллюстрирует востребованность философских начал в решении комплексных и фундаментальных задач технических специальностей. Отметим неоспоримый факт: усложнение и расширение функций, возложенных на инженерных специалистов по сравнению с предшествующей ранее деятельностью, реализация комплексных подходов в системе «природа – социум», взаимосвязи «человек-машина», требуют от инженера многосторонних знаний из перечисленных областей. Способность к всеобщему миропониманию формируется исключительно в рамках философского мышления. Другой актуальной составляющей деятельности современного инженера является его социальная ответственность и соблюдение этических требований и норм. Действительно, сегодня, когда техника играет ведущую роль в жизни человека, инженер, эту технику создающий и модернизирующий, должен отдавать себе отчёт о ее последствиях, затрагивающих социальные, экономические, экологические и эстетические и др. параметры бытия. Способность такого осознания должна формироваться у будущих специалистов уже на стадии их обучения. Именно этой цели развития философской рефлексии науки и техники служат данное учебное пособие и учебный курс в целом. Следовательно, обладая философским мышлением, современный инженер может оценить глобальные процессы коммуникации, выявить их негативные и положительные аспекты, и использовать свое понимание в качестве стимула для действий, направленных на сохранение и развитие культуры. Освоение комплекса вопросов, охватываемых философией техники, демонстрирует на практике не только приобретение специальных знаний, но и осознанное и целенаправленное формирование необходимых социальных качеств индивида – профессионализма, гражданской позиции, ценностей и норм поведения, общей культуры. Гуманитарная составляющая выпускника технического вуза позволяет развить ему рациональную и эффективную деятельность, способность учитывать в ходе проектирования и внедрения технических устройств наряду с техническими весь комплекс нетехнических условий, подчинять технику гуманным человеческим целям. Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ТЕХНИКИ
В фокусе изучения философии техники, что вполне естественно, находятся феномен и сущность техники. Поэтому логично будет начать рассмотрение с определения того, что же такое техника? Истоки понятия «техника» уходят в глубь веков. Своим происхождением термин «техника» обязан древнегреческому слову «techne», которое обозначало умение, мастерство, искусство. Причем мастерство это понималось достаточно широко: от умения ремесленника, плотника, строителя - до мастерства в области высокого искусства. Т.е., фактически, под него подпадало любое человеческое мастерство: как ремесленное, так и художественное, направленное на производство того, что не способна произвести природа. К области «techne» относили земледелие и охоту, мореходство и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и т.п. Греческие мыслители пытались определить место «techne» среди других видов познания и человеческой деятельности. Так, Аристотель рассматривал это понятие в трактате «Никомахова этика», обращая внимание на различие «techne» и других видов знания, таких как «empeireia» (опытное знание) и «episteme» (знание теоретическое). Знание в широком смысле слова означает обращение к неведомому, ранее неизвестному. «Techne» представляет собой область знания, непосредственно связанную с человеческой деятельностью. К области технического знания относится знание о том, что ранее не существовало и не может существовать само по себе, что возникает в результате человеческой деятельности, рождается сознанием человека, его трудом и служит его целям. В отличие от теоретического знания, обращенного к объективно существующему, техническое знание можно определить как «знание о производящемся». Предмет технического знания - это область создаваемого, находящегося в процессе становления, обретающего свое существование. В ХVII в. в эпоху научных революций и перемен в производстве в странах Западной Европы латинское «technica ars» (искусство умелого производства) переходит во французский язык как термин «technique», а затем и в немецкий как «technic». Термин становится все более специальным. В Новое время он означает совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся к искусному производству всякого рода, но, прежде всего, - к производству орудий труда и машин. Таким образом, с развитием техники существенно изменяется и само содержание этого понятия. Современное восприятие термина «техника» во многом связано с его классическим пониманием, однако научно-технический прогресс внес серьезные дополнения и существенно расширил предметное поле этого понятия. Сегодня влияние техники распространяется на органическую и неорганическую природу В области неорганической материи - это строительная техника, электротехника, теплотехника, физико-химическая техника, энергетическая техника и т.д. В области органической природы - это техника сельского хозяйства, а также биотехнология, позволяющая включать в предметное поле техники всю биологию. В то же время существует «техника» мышления, дискутирования, изучения, памяти («мнемотехника»), техника живописи, рисунка, игры на музыкальных инструментах, равно как и техника руководства людьми, производством, государством и т.п. На повседневном уровне, отвечая на вопрос, «Что такое техника?» любой здравомыслящий человек сегодня укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают его в повседневной жизни дома и на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но все это - лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. Материальная же культура, как известно, неразрывно связана с культурой духовной. Так что за всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому в современном понимании «техника» в широком смысле этого слова представляет собой:
2. Основные периоды развития техники Техника в своем развитии прошла долгий исторический путь, включающий в себя 5 основных этапов: орудийный, ремесленный, машинный, классический и информационный. На этапе зарождения техники человек еще не знал изготовления орудий, а использовал случайно камень или кость в качестве «ножа», «топора» или «молота». Это был весьма длительный доисторический орудийный период и завершился он лишь с появления древних цивилизаций в Месопотамии, Индии, Китае, Египте, где складывается этап ремесленной техники, основанной на традициях, навыках и умениях. Второй этап (ремесленный) продолжался тысячелетия и в историческом плане завершился лишь с наступлением эпохи Нового времени, открыв третий этап развития, когда ремесленная техника исчерпывает свои возможности и уступает место машинной технике. В ее основе лежит инженерная деятельность, которая ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание. В начале ХХ века техника вступает в четвертый (классический) этап своего развития. Происходит дисциплинарное оформление технических наук. Появляются классические технические науки: теория механизмов и машин, теоретические основы радиотехники и радиоэлектроники и другие электротехнические дисциплины. Развивается машиностроение, авиация, строительство тепловых электростанций. Машинная техника во второй половине ХХ века быстро переходит в свой пятый – современный (информационный) этап развития. Техника на информационном этапе благодаря созданному искусственному интеллекту поднялась на небывалую ранее высоту, что позволило открыть безграничные возможности для дальнейшего ускорения научно-технического прогресса. Возникают новые области технического знания – компьютерные технологии, системотехника, нанотехнология, роботостроение, эргоэкономика, квантовая электроника, инженерная экология.
Философия техники, исследует феномен техники в целом, изучает не только процесс ее развития, но и место в общественном развитии в целом, а также принимает во внимание широкую историческую перспективу. Философия и техника нередко воспринимаются как противоположные сущности: первая являет собой специфику теоретического, абстрактного размышления над проблемами мироздания, вторая – претворяет собой практическую задачу освоения действительности. Однако, в современной культуре сочетание этих терминов имеет важное ценностное значение и намечает прочную взаимосвязь. Сегодня постепенно преодолевается оппозиция начала XX века рассматривать технику либо как всеобщее благо и рост благополучия человека, либо как источник кризиса и разрушения цивилизации. Многим исследователям становится понятным, что техника – весьма сложное явление для научной рефлексии. Поэтому она должна включать в себя разные исследовательские позиции. Во - первых, техника – это искусственный феномен, проявленный через производство механизмов, машин, технических устройств. Во – вторых, техника может рассматриваться и как естественное явление, как техноценоз, «порождающая другую технику», по Б. Кудрину. В – третьих, техника связана с воплощением, объективацией идей, поэтому выступает в аспекте когнитивного знания. В - четвертых, в рамках онтологической парадигмы, техника является особой самостоятельной реальностью, воплощенной в социальной действительности. Следовательно, «технические и социальные изменения идут вместе, «в пакете», и, если мы хотим понять каждое, мы должны постараться понять оба», - пишут В. Бийкер и Д. Лоу2. Таким образом, понимание природы техники – это не простое ее созерцание в рамках научной рефлексии, но постановка вопроса о возможности воздействия на ее эволюцию. А в соответствии с этим мы можем сформулировать центральную проблему философии техники: влияние техники на формирование и достижение целей человека и развитие социальных структур общественного развития. В этом плане, на наш взгляд, прослеживается тесная связь техники и культуры с ее ценностями, идеалами, традициями и противоречиями. Философия техники имеет отличный от технологии и технической науки объект и предмет: техника, техническая деятельность и техническое знание – это объект, а развитие (общественного) технического сознания, рефлектирующего данный объект, - это предмет философии техники. Главная же задача философии техники – исследование технического отношения человека к миру, т.е. технического миропонимания3. Осознание преобразующей силы техники, порождает в свою очередь беспрецедентные онтологические проблемы. Мы вновь вынуждены отвечать на вопрос: что такое реальность?
В современном мире техника занимает одно из лидирующих мест, также как и ее развитие, функционирование и вызываемые ею социальные следствия. Именно с техникой в наибольшей степени связана деятельность и сама жизнь современного человека. Именно техника оказывает всевозрастающее воздействие на современную цивилизацию, трансформируя ее в постиндустриальную. В ХХ столетии техника становится предметом изучения самых разных дисциплин, как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом целенаправленного исследования. Такая всевозрастающая специализация в технике стимулирует и обратный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они - и общие, и частные – концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных «срезах» техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают ее предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, (прежде всего, социология и психология) обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Однако, историко-технические исследования, как правило, специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники. Не удивительно поэтому, что техника во всем многообразии связей и отношений с разными сферами жизни общества и природы становится объектом философского осмысления. Более того, в философии сложилась солидная традиция, которая привела к формированию философии техники. Прежде тем приступить к аналитике философии техники, обобщим основные определения техники. При всей многочисленности ее дефиниций, основных значений техники всего четыре. Первое восходит к древнегреческому «технэ» - искусство всякого рода производства. Основное содержание техники как искусства образует «мехос» - специально выработанная уловка, позволяющая обратить ситуацию себе на пользу. Отсюда получили начало такие термины как махина, машина, махинация. Более того, действия и процессы, совершаемые неверно, стихийно не носят технического характера, так как в них отсутствует определенный порядок и намеренность действий, а также не встречаются специальные приемы. В этом случае, мы можем говорить о технике исполнения (например, техника плавания, техника дыхания и пр.), где соблюдены все предписывающие данному процессу действия. Таким образом, действие может называться техническим, когда оно, во-первых, произведено специально; и, во-вторых, может применяться многократно с повторяющимся результатом. Такая процедура в настоящее время получила название технология. Второе значение техники связано с овеществлением деятельности, проявленная через совокупность материально – вещных средств деятельности. Философское осмысление данной позиции предпринято Эрнстом Каппом и Карлом Марксом. Так антропологическая идея Э. Каппа сводится к пониманию техники как продолжения и функционирование человеческого тела. Такая модель в понимании техники получила название органопроекция. К. Маркс усматривал у машины и человека внешнее сходство в воспроизводстве действия - функции. Здесь действие понимается техническим, если оно носит искусственный характер; и когда оно опредмечивает некоторую деятельностную функцию. Лаконично второе значение техники можно обозначить как овеществленная махинация. Третье значение техники связано с пониманием техники как особого знания. В отличие от науки, которая направлена на поиск истины, и в общем виде может закрепляться в формуле «знание – что», техническое знание направлено на осуществление эффективного действия, что может фиксироваться в формуле «знание как». Эффективность действия становится ключевой в позиции понимания техники. И ввиду данного условия техника может реализовываться не только в естественнонаучных сферах, но и дисциплинах гуманитарного цикла (юриспруденция, педагогика, медицина). Четвертое понимание техники связано с культурно - историческим процессом волеизъявления. Теоретическим основанием данного рассмотрения является философская концепция М. Хайдеггера. По мысли философа техника – это ситуация «истинствования», про-изведение, выведение чего – либо из потаенности в открытость. Второй момент положения М. Хайдеггера связан с понятием «постава», в котором он демонстрирует технический объект не столько включенного в природную среду, сколько с его положением как служебным, сопутствующим для человека. А всегда присутствующая потребность человека про-из-вести что – либо, являлась активным фактором, воздействующим на окружающий мир. Целеполагание и воля, утверждающая потребность в технических средствах реализации нового бытия, создает характеристику последнего понимания техники. Итак, к сущностным характеристикам техники относятся: способы деятельности, знание и воля, выступающие своеобразными модификациями в отношении человека к миру, где вещная форма воплощения техники является объектом социальных отношений (S1→O→S2). Рассматривая технику в онтолого - мировоззренческом плане, на наш взгляд, в ряду таких понятий как мироощущение, миропонимание, категория мироотношение наиболее отчетливо демонстрирует характер материально - деятельностного отношения техники к действительности. Отношение как модус практической взаимосвязи. И, наконец, если охарактеризовать технику в аспекте классической философии, то она для нас выступает: а) вещью в буквальном смысле слова; б) границей субъекта и объекта в гегелевском понимании слова «иного для обоих»; в) средством полагания субъектом объекта и, следовательно, самого себя; г) самосознанием человека, постижение эволюции своей деятельности (И. Кант). Библиографический список
Практикум Контрольные вопросы
Темы рефератов и самостоятельных работ
|
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» «философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности... | Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» «философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности... | ||
Рабочей программы дисциплины философские проблемы науки и техники... Цель теоретического курса «Философские проблемы науки и техники» изучить проблему возникновения науки и техники и основные стадии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью освоения дисциплины «Философские проблемы науки и техники» является формирование у магистрантов углубленных знаний о роли науки... | ||
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники... Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается магистрами и предусматривает систематизацию знаний о методологических... | Программа кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит... Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы... | ||
Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям... Поликарпова Е. В. Философские проблемы науки и техники. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. – Таганрог:... | Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям... Поликарпова Е. В. Философские проблемы науки и техники. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям. – Таганрог:... | ||
Метафизика креативности Работа может быть полезной для исследователей креативной проблематики, для интересующихся проблемами творчества, для студентов и... | Программа для аспирантов и соискателей юридического факультета к... «Истории и философии науки», направление «Исторические и философские проблемы юридической науки» | ||
Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и... Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | Программа учебной дисциплины «Философские проблемы науки и техники» Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки... Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки и техники: введение в общественное здоровье/здравоохранение» | Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся... Соколов С. В. Социальная философия: Учеб пособие для вузов. М.: Юнити-дана, 2003. 440 с. (Серия "Gogito ergo sum".) | ||
Программа курса для специальности 07. 00. 10. История науки и техники Курс «Историография истории науки и техники» в учебных целях впервые был поставлен в 1995/1996 учебном году на Кафедре научно-технических... | Для студентов и преподавателей вузов, а также для всех, интересующихся... М36 Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. — 456 с: ил |