Скачать 220.4 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Философские проблемы науки и техники» (наименование по рабочему учебному плану) Направление: 220100 «Системный анализ и управление» Программы: «Системный анализ данных и моделей принятия решений» Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная Составитель: проф. М.И. Микешин Санкт-Петербург 2012 1. Цели и задачи дисциплины: Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Цель курса — сформировать представления об основах современной научно-философской картины мира, рассматривает формы и методы научного познания, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации. Курс вводит в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, вырабатывает навыки работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Изучение философии и методологии науки, безусловно, способствует лучшему пониманию магистрами процессов в научно-техническом познании, роль научно-технического фактора в обществе, культуре, глобальном переустройстве мира. 3накомство с данной дисциплиной позволит магистрам осмыслить развитие научно-технической и философской мысли, познакомиться со взглядами крупнейших философов и специалистов в области философии науки и техники как России, так и за рубежом, овладеть основами философии науки, получить представление об основах социальной философии и антропологии техники. Поскольку одной из главных функций философии технических наук является методологическая, то изучение этого курса помогает более грамотно и продуктивно участвовать магистрам в решении частных научных задач. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к базовой части общенаучного цикла основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Системный анализ и управление» и изучается магистрами программ «Системный анализ данных и моделей принятия решений», «Теория и математические методы системного анализа и управления в технических и социально-экономических системах» в течение 9 семестра (5 курс). Для освоения курса обучающиеся должны обладать устойчивыми знаниями в рамках курса «Философия» для бакалавров; специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при изучение других дисциплин магистерской подготовки. Философия науки и технического знания является методологической базой для изучение теоретических и фундаментальных дисциплин профессионального цикла. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование нижеперечисленных компетенций. Обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способность критически оценивать освоенные теории и концепции, переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-3); - способность собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-4); - способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5); - способность к работе в многонациональных коллективах, в том числе при работе над междисциплинарными и инновационными проектами, создавать в коллективах отношений делового сотрудничества (ПК-7). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: историю зарубежной и отечественной науки и своей дисциплины по профилю, основные вопросы философии науки и технического знания, особенности современной техногенной цивилизации. Уметь: - на научной основе организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты свой деятельности, владеть навыками самостоятельной работы в сфере проведения научных исследований (ОК-7); - организовывать работу по повышению научно-технических знаний работников; - организовать и проводить научные исследования, связанные с разработкой проектов и программ, проводить работы по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов. Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общенаучного и мировоззренческого характера. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами Данная дисциплина не является предшествующей для каких-либо специальных дисциплин. Знания, навыки и умения, приобретенные магистром при успешном освоении курса философии технических наук послужат необходимой мировоззренческой и методологической базой при изучении всех дисциплин технического цикла. 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум: не предусмотрен. 7. Практические занятия (семинары):
8. Примерная тематика рефератов:
(и другие по выбору и предложениям магистров c согласия преподавателя). 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: Логос, 2011. 375 с. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 432 с. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 560 с. Лебедев С.А. Современная философия науки: дидактические схемы и словарь: учебное пособие. М.: Изд. Моск. Психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «Модек», 2010. б) дополнительная литература Гуревич П.С. Философский словарь. М.: Олимп, 1997. 320 с. Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: Учебное пособие для магистров, соискателей и аспирантов. Н. Новгород: Изд. ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2004. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М.: Инфра-М, 2009. 731 с. Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие). М.: Идея-Пресс, 2006. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М.: Мысль, 2010. Русская философия: Энциклопедия / Под ред. М.А. Маслина. М.: Алгоритм, 2007. 736 с. Философия математики и технических наук / Под общей ред. Проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. Философия: энциклопедический словарь / Под. ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2009. 1072 с. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. в) программное обеспечение: не предусмотрено. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Электронные конспекты лекций, методические материалы и коллекции презентаций кафедры философии Горного университета. Список российских Интернет-источников по философии для студентов и аспирантов Горного университета http://www.gornyfilosof.net/sources.html Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru «Энциклопедии и словари» http://enc-dic.com Библиотека Гумер — гуманитарные науки http://www.gumer.info Другие ресурсы Интернет. 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Специализированные аудитории, используемые при проведении лекционных занятий, оснащены мультимедийными проекторами и комплектом аппаратуры, позволяющей демонстрировать текстовые и графические материалы в проходящем и отраженном свете. Специализированные стенды, выполненные на кафедре философии НМСУ «Горный». _____________________________________________________________________________ Разработчики: Кафедра философии НМСУ «Горный» проф. М.И. Микешин |
Рабочей программы дисциплины философские проблемы науки и техники... Цель теоретического курса «Философские проблемы науки и техники» изучить проблему возникновения науки и техники и основные стадии... | Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники... Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» изучается магистрами и предусматривает систематизацию знаний о методологических... | ||
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» «философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности... | Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» «философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью освоения дисциплины «Философские проблемы науки и техники» является формирование у магистрантов углубленных знаний о роли науки... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки... Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки и техники: введение в общественное здоровье/здравоохранение» | ||
Рекомендуется для магистрантов и аспирантов технических вузов по... П 29 Философия техники: учебное пособие / М. А. Петинова. – Самара: Самар гос техн ун-т, 2014. – 92 с | Программа кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит... Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания»... Изучение дисциплины «Философские проблемы естествознания» направлено формирование у магистранта, будущего ученого-естествоиспытателя,... | Рабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа кандидатского экзамена включает в себя три части: Часть... Формой итоговой отчетности является реферат, положительная оценка которого (зачет) рассматривается как формальный итог работы по... | Рабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации"... Возрождения, а также Нового и Новейшего времени на проблему свободы воли. Помочь студентам расширить свое мировоззрение на предмет... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины б 1 Современные проблемы науки... Целью дисциплины «Современные проблемы науки» является формирование способностей анализа современного состояния науки, выделения... | Философские проблемы информатики У76 Философские проблемы информатики: учебное пособие для аспирантов и соискателей / В. Н. Усов. – Челябинск: Издательский центр... | ||
Программа для аспирантов и соискателей юридического факультета к... «Истории и философии науки», направление «Исторические и философские проблемы юридической науки» | Темы рефератов по истории и философии экономической науки. Философские... Сравнение философско-правовых идей И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса |