Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики»





НазваниеДисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики»
Дата публикации03.05.2015
Размер34 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Литература > Методические указания

      1. ДИСЦИПЛИНА - СДМ.00.03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики»


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Данная дисциплина, рассчитанная на лекционные, практические занятия и самостоятельную работу, обращает внимание студентов на некоторые наиболее трудные вопросы и помогает им разобраться в этих вопросах, овладеть теоретическими знаниями, которые необходимы в практике использования определенного языкового материала.

Когнитивная лингвистика - новое направление лингвистики. Как известно, на ее формирование оказали влияние такие источники, как когнитивная наука (когнитология), когнитивная психология, лингвистическая семантика, лингвистическая типология, этнолингвистика, нейролингвистика, психолингвистика, культурология, сравнительно-историческое языкознание. Поэтому для освоения данной дисциплины студент должен руководствоваться знаниями, умениями и навыками, полученными в течение 10 лет обучения в школе и четырех лет учебы в университете. Изучаемый курс дает возможность систематизировать и использовать студенту все базовые знания. Не даром когнитивную лингвистику называют «зонтиковой» дисциплиной, объединяющей в себе данные многих наук.

Объектом изучения в нашем курсе является русский язык, то есть рассмотрение и изучение русского языка (всех уровней) в когнитивном аспекте.

Практические занятия ориентированы на конкретизацию, углубленное изучение и рассмотрение проблемных теоретических вопросов, применение теоретических знаний на практике, осмысление практической значимости полученных знаний, формирование навыков и умений владения русским языком.

Семинары строятся по определенному алгоритму, что помогает студенту установить ход подготовки к практическому занятию.

Преимуществом использования алгоритма: план – понятия - литература - является следующее:

1. Ознакомившись с планом, который уточняет основные вопросы, выносимые на занятие, студент должен изучить рекомендуемую литературу.

2. Понятия направляют обучающегося - анализ и раскрытие основных, а не второстепенных терминов, представлений, суждений. Конспект всех изучаемых вопросов с рассмотрением основных понятий является обязательным, так как опыт показывает, что научный текст необходимо пропустить «через себя», передать его содержание своими словами, выделить основное. То есть это первый шаг к пониманию изучаемого вопроса.

Следующим этапом структуры работы на практических занятиях должно являться закрепление приобретенных знаний на практике, формирование навыков и умений. В качестве закрепляющих форм обучения рекомендуется использовать рефераты и индивидуальные задания (письменные и устные).

При изучении вопросов, выносимых на семинар, рекомендуется использовать всевозможные сборники научных трудов, материалов конференций, а также следующую основную литературу:

  1. Абрамова Е.И. Когнитивная лингвистика. – Брест, 2002.

  2. Апресян Ю.Д. Отечественная теоретическая семантика в конце ХХ столетия // Известия АН. Серия литературы и языка. 1999. № 4.

  3. Белявская Е.Г. Когнитивные основания… / Структуры представления знаний в языке. – М., 1994.

  4. Герасимов В.И. К становлению «когнитивной грамматики» // Современные зарубежные грамматические теории. – М., 1985.

  5. Григорьева В.С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический, когнитивный аспекты. Монография. – Тамбов, 2007. – 288 с.

  6. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века. – М.: Институт языкознания РАН, 1995. С. 239 – 320.

  7. Жаботинская С.А. Концептуальная модель частиречных систем: Фрейм и скрипт. // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Сборник научных трудов. - Рязань, 2000. – с. 15 - 21.

  8. Иевлева М.Х. Базисные концепты ментального мира человека. – Уфа, 2002.

  9. Касевич В.Б. О когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория грамматики. - СПб., 1998.

  10. Когнитивная лингвистика: Современное состояние и перспективы развития. Ч. 1. - Тамбов, 1998.

  11. Когнитивная лингвистика: История, персоналии, идеи, результаты // Семиотика и информатика. Вып. 36. - М., 1998.

  12. Кравченко А.В. Язык и восприятие. Когнитивные аспекты языковой категоризации. – Иркутск, 1996. – С. 34 – 41.

  13. Кубрякова Е.С. Размышления о судьбах когнитивной лингвистики на рубеже веков // Вопросы филологии – 2001 - №1.

  14. Кубрякова Е. С. Когнитивные аспекты морфологии // Язык: теория, история, типология: Памяти В. Н. Ярцевой. - М., 2000. С. 22–27.

  15. Кубрякова Е. С. Когнитивные аспекты словообразования и связанные с ним правила инференции (семантического вывода) // Новые пути изучения словообразования славянских языков. - Магдебург, 1997.

  16. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 296 с.

  17. Методологические проблемы когнитивной лингвистики: [Сб.ст.]. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – 181 с.

  18. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. - М., 1988.

  19. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. – Воронеж, 2002.

  20. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика. – Воронеж, 2002.

  21. Сонин А.Г. Когнитивная лингвистика: становление парадигмы. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. - 222 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconЛитература Шифр дисциплины по уп
Дисциплина «Русский язык» является углублением и систематизацией школьного курса русского языка. Ориентирована дисциплина на темы,...
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconЛитература. Шифр дисциплины по уп
Дисциплина «Русский язык» является углублением и систематизацией школьного курса русского языка. Ориентирована дисциплина на темы,...
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо...
«Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения)
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо...
«Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения)
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconМежъязыковые особенности реализации вариантов концептов татарский...
Работа выполнена на кафедре контрастивной лингвистики и переводоведения государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconТем Метафора как способ концептуализации мира в языке
Чудинов А. П. Когнитивно-дискурсивное исследование политической метафоры // Вопросы когнитивной лингвистики,2004.№1
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» icon«современный русский язык (Лексикология)» Направление подготовки: 031300. 62 Журналистика
Дисциплина «Современный русский язык» входит в базовую часть профессионального цикла и является обязательной для изучения
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconРабочая программа дисциплины дисциплина: Государственное регулирование экономических отношений
Программа по дисциплине «Русский язык» для студентов-иностранцев I курса (программа подготовка бакалавров). М.: Финакадемия, кафедра...
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconРабочая программа по русскому языку для 5 7 классов составлена на...
Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины...
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconА. С. Грибоедова, 5 курс особенности перевода надписей на монетах...
Когда появляется изображение цепи ордена Андрея Первоз­ванного на российском гербе
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconЗакон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании»
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному...
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconКоролькова Светлана Львовна Тьютор: Панферова Елена Юрьевна Учебная дисциплина: русский язык
Образовательное учреждение: гбоу гимназия №505 Красносельского района Преподаватель: Королькова Светлана Львовна Тьютор: Панферова...
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconТематический план учебной дисциплины «Иностранный язык»
Дисциплина «Иностранный язык» тесным образом связана с целым рядом гуманитарных и естественных дисциплин (русский язык, литература,...
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconРабочая учебная программа по дисциплине русский язык
Учебная дисциплина «русский язык» входит в базовую часть и является обязательной дисциплиной по выбору профессионального цикла ооп...
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины...
Дисциплина сдм. 00. 03 «Русский язык в аспекте когнитивной лингвистики» iconУчебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия...
Целью курса является также выявление особенностей интегративных изысканий в области языкового анализа культурных «объектов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск