Скачать 0.53 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАДБНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИТЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ кафедра русского языка и теории языка «УТВЕРЖДАЮ» ___________ Руководитель ПИ ЮФУ, д.п.н., профессор В.И. Мареев Учебно-методический комплекс СДМ.03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ _____________________2009 г. Ростов-на-Дону 2009 г. Составитель: проф. И.А. Кудряшов УМК утвержден на заседании кафедры русского языка и теории языка Протокол № 3 от «01» октября 2009 г. Заведующий кафедрой русского языка и теории языка д.ф.н., проф. В.Ю. Меликян УМК утвержден ученым советом ПИ ЮФУ пр. № ____ от «____»________________ Председатель ученого совета ПИ ЮФУ, руководитель ПИ ЮФУ, профессор ________________________________ В.И. Мареев ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС ВПО 2005 г. подготовки магистров по направлению «Филологическое образование» и программой подготовки «Языковое образование. Русский язык». Дисциплина «Теоретические основы современного языкознания» входит в цикл дисциплин направления (СДМ) (специальные дисциплины). Цель УМК: Представить происходящие в языке процессы «смыслоулавливания» и «смыслопорождения» общественных и культурных «объектов», произвести логико-семантический, структурно-грамматический и экзистенционально-прагматический анализ данных процессов. Объектом изучения является национально-культурная составляющая лингвистических аспектов темы "Личность и общество" при изучении русского языка. Задача курса - усвоение лексико-фразеологического обеспечения, необходимого для обсуждения морально-этической проблематики (личность, общество) и адекватного понимания национальной специфики русской языковой личности. В курсе изучаются: массив языковых единиц (лексики, фразеологии, афористики), тематически сгруппированных и отражающих реалии русской культуры; учебные тексты различной жанровой принадлежности; произведения художественной литературы и других видов искусства как источники культурологической информации по теме. Целью курса является также выявление особенностей интегративных изысканий в области языкового анализа культурных «объектов». Лингвистическая наука на современном этапе отличается интегрированным характером и вовлекает в сферу своих интересов проблемы когнитологии, культурологи, психологии и др. Интегративные исследования дают возможность выявить как системность содержания образа сознания, стоящего за словом в разных лингвокультурах, так и системность языкового сознания носителей той или иной культуры, отражая при этом неповторимость и уникальность образа мира каждой культуры. Задачи УМК: Для более полной характеристики языка как культурно-общественного явления, выявлению его специфики именно в этом плане, проанализировать язык в следующих аспектах: 1. специфика обслуживания языком общества и культуры; 2. выражение языком общественного и культурного сознания; 3. зависимость развития языка от развития и состояния общества и культуры; 4. роль общества и культуры в создании и формировании языка. В процессе освоения дисциплины обучающиеся должны овладеть социолингвистической компетенцией, которая вычленяется в составе иноязычной коммуникативной компетенции. Она предполагает осведомленность об условиях, которыми детерминируются языковые формы и манера выражения, таких как среда, отношения между коммуникативными партнерами, коммуникативная интенция, отношения между лингвистическими сигналами и их контекстуальным и ситуативным значением (т.е. значением, которым обладает носитель языка). Принципы отбора содержания и организация учебного материала: Отбор материала и его организация осуществляются в соответствии с необходимостью и целесообразностью, при этом учитывался интегративный характер курса и уровень подготовки магистрантов. Более частные принципы включают:
Особенностями курса являются: В курсе изучаются взаимосвязи между языком и обществом, что составляет предмет социолингвистики как самостоятельной лингвистической дисциплины. Особенностью построения курса является соотнесенность его тематических разделов с основными разделами социологии, такими, как социальная структура общества, культура, народ и др. В настоящее время в связи с глубокими социальными изменениями в обществе задачи социолингвистики - описание изменяющегося языка в изменяющемся социальном контексте - выходят на первый план, что требует специальной подготовки студентов. Основной задачей курса и является выработка у студентов социолингвистического подхода к анализу языковых явлений и процессов на основе изучения проблематики современной социолингвистики, ее теоретических постулатов и основных методов. Организация работы в семестре. Подготовка к семинару – это работа над тремя группами заданий: ● чтение учебной литературы, текстов лекций (особое внимание здесь следует уделять работе над терминологическим аппаратом) и поиск ответов на вопросы по теме семинара; ● выполнение заданий и упражнений; ● подготовка рефератов для сообщений на 5-7 минут. К каждому семинару дан список тем рефератов для самостоятельной работы (если сообщение посвящено ученому-филологу, то в этом сообщении следует дать и биографические сведения, и представление о лингвистических работах этого ученого; особое внимание следует уделить тем проблемам, которые непосредственно соотносятся с темой семинара; в конце необходимо привести список реферированных источников, минимум два названия). Выполнение реферата объемом в 2-3 страницы обязательно к каждому семинарскому занятию; староста группы следит за тем, чтобы темы распределялись между студентами равномерно и не было регулярных тематических пересечений («работы в парах и тройках»). Темы, помеченные двумя звездочками, – более сложные, рефераты по ним оцениваются выше. К концу семестра у каждого студента должно быть выполнено 8 рефератов. Семинарское занятие состоит из 3-х частей: ● обсуждение основных вопросов по теме семинара; ● выполнение практических заданий и упражнений (за ответ на вопрос можно получить до 5 баллов). В случае необходимости на семинаре может проводиться анализ и проверка заданий, выполненных дома; ● сообщение студентов по самостоятельно подготовленным темам (каждое сообщение может быть оценено максимум в 10 баллов). Рейтинг определяется по окончании семестра как среднестатистический. Студент, имеющий высокий рейтинг, во время экзамена имеет право отвечать не на все вопросы экзаменационного билета, а на один – по своему выбору. Основные понятия дисциплины: языковая картина мира, социолингвистика, психолингвистика, языковая личность, дискурс, интеракция, коммуникативный конфликт, речевое поведение, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, речевой жанр. Текущая аттестация качества знаний: Проверка качества усвоения знаний в течение семестра ведется в устной форме. Магистранты принимают участие в дискуссиях по вопросам курса. Предусмотрено собеседование по вопросам проблемного характера и темам, предложенным для самостоятельного изучения с целью определения возможности использования материалов в работе над магистерской диссертацией. Итоговая аттестация: экзамен (11 семестр) в форме собеседования по теоретическим вопросам курса. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНДА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
Учебно-методический комплекс дисциплины направление: 050300. 62 «Филологическое образование» Направление: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Иностранный язык и русский язык как иностранный» квалификация – бакалавр... | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300.... Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 «Филологическое образование» ... | Пояснительная записка Курс по выбору сдм «Теоретические аспекты перевода» Направление подготовки 5403 м 01 – Филологическое образование (Языковое образование) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Ооп направления 050300. 62 Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Зарубежная литература и культура (XVII-XVIII веков)» с другими | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру нтгспа направление... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:... Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 литература и театр... Автор программы: Иванова Л. Л., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу | Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Книга и чтение в педагогическом дискурсе учебно-методический комплекс... Педагогическое образование «Филологическое образование (бакалавриат)», форма обучения – очная | Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:... Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии... Направление 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа Географическое образование |