Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)»





НазваниеУчебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)»
страница1/6
Дата публикации23.05.2015
Размер0.53 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАДБНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИТЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

кафедра русского языка и теории языка

«УТВЕРЖДАЮ» ___________

Руководитель ПИ ЮФУ,

д.п.н., профессор В.И. Мареев


Учебно-методический комплекс

СДМ.03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры
Направление

050300 Филологическое образование

Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)»

УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ

_____________________2009 г.


Ростов-на-Дону

2009 г.


Составитель: проф. И.А. Кудряшов

УМК утвержден на заседании кафедры русского языка и теории языка

Протокол № 3 от «01» октября 2009 г.


Заведующий кафедрой русского языка и теории языка

д.ф.н., проф. В.Ю. Меликян
УМК утвержден ученым советом ПИ ЮФУ пр. № ____ от «____»________________

Председатель ученого совета ПИ ЮФУ,

руководитель ПИ ЮФУ, профессор ________________________________ В.И. Мареев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС ВПО 2005 г. подготовки магистров по направлению «Филологическое образование» и программой подготовки «Языковое образование. Русский язык». Дисциплина «Теоретические основы современного языкознания» входит в цикл дисциплин направления (СДМ) (специальные дисциплины).

Цель УМК: Представить происходящие в языке процессы «смыслоулавливания» и «смыслопорождения» общественных и культурных «объектов», произвести логико-семантический, структурно-грамматический и экзистенционально-прагматический анализ данных процессов. Объектом изучения является национально-культурная составляющая лингвистических аспектов темы "Личность и общество" при изучении русского языка. Задача курса - усвоение лексико-фразеологического обеспечения, необходимого для обсуждения морально-этической проблематики (личность, общество) и адекватного понимания национальной специфики русской языковой личности. В курсе изучаются: массив языковых единиц (лексики, фразеологии, афористики), тематически сгруппированных и отражающих реалии русской культуры; учебные тексты различной жанровой принадлежности; произведения художественной литературы и других видов искусства как источники культурологической информации по теме. Целью курса является также выявление особенностей интегративных изысканий в области языкового анализа культурных «объектов». Лингвистическая наука на современном этапе отличается интегрированным характером и вовлекает в сферу своих интересов проблемы когнитологии, культурологи, психологии и др. Интегративные исследования дают возможность выявить как системность содержания образа сознания, стоящего за словом в разных лингвокультурах, так и системность языкового сознания носителей той или иной культуры, отражая при этом неповторимость и уникальность образа мира каждой культуры.

Задачи УМК: Для более полной характеристики языка как культурно-общественного явления, выявлению его специфики именно в этом плане, проанализировать язык в следующих аспектах:

1. специфика обслуживания языком общества и культуры;

2. выражение языком общественного и культурного сознания;

3. зависимость развития языка от развития и состояния общества и культуры;

4. роль общества и культуры в создании и формировании языка.

В процессе освоения дисциплины обучающиеся должны овладеть социолингвистической компетенцией, которая вычленяется в составе иноязычной коммуникативной компетенции. Она предполагает осведомленность об условиях, которыми детерминируются языковые формы и манера выражения, таких как среда, отношения между коммуникативными партнерами, коммуникативная интенция, отношения между лингвистическими сигналами и их контекстуальным и ситуативным значением (т.е. значением, которым обладает носитель языка).

Принципы отбора содержания и организация учебного материала: Отбор материала и его организация осуществляются в соответствии с необходимостью и целесообразностью, при этом учитывался интегративный характер курса и уровень подготовки магистрантов. Более частные принципы включают:

  1. Принцип интегративного изложения материала курса.

  2. Принцип единства и диалектического взаимодействия всех языковых уровней в процессе речемыслительной деятельности.

  3. Отбор содержания материала осуществляется на основе фактических знаний, приобретенных слушателями в период обучения в вузе.

  4. Принцип синтезирования содержания теоретических источников в соответствии с принятой программой курса.

Особенностями курса являются:

В курсе изучаются взаимосвязи между языком и обществом, что составляет предмет социолингвистики как самостоятельной лингвистической дисциплины. Особенностью построения курса является соотнесенность его тематических разделов с основными разделами социологии, такими, как социальная структура общества, культура, народ и др. В настоящее время в связи с глубокими социальными изменениями в обществе задачи социолингвистики - описание изменяющегося языка в изменяющемся социальном контексте - выходят на первый план, что требует специальной подготовки студентов. Основной задачей курса и является выработка у студентов социолингвистического подхода к анализу языковых явлений и процессов на основе изучения проблематики современной социолингвистики, ее теоретических постулатов и основных методов.

Организация работы в семестре.

Подготовка к семинару – это работа над тремя группами заданий:

● чтение учебной литературы, текстов лекций (особое внимание здесь следует уделять работе над терминологическим аппаратом) и поиск ответов на вопросы по теме семинара;

● выполнение заданий и упражнений;

● подготовка рефератов для сообщений на 5-7 минут.

К каждому семинару дан список тем рефератов для самостоятельной работы (если сообщение посвящено ученому-филологу, то в этом сообщении следует дать и биографические сведения, и представление о лингвистических работах этого ученого; особое внимание следует уделить тем проблемам, которые непосредственно соотносятся с темой семинара; в конце необходимо привести список реферированных источников, минимум два названия). Выполнение реферата объемом в 2-3 страницы обязательно к каждому семинарскому занятию; староста группы следит за тем, чтобы темы распределялись между студентами равномерно и не было регулярных тематических пересечений («работы в парах и тройках»). Темы, помеченные двумя звездочками, – более сложные, рефераты по ним оцениваются выше. К концу семестра у каждого студента должно быть выполнено 8 рефератов.

Семинарское занятие состоит из 3-х частей:

● обсуждение основных вопросов по теме семинара;

● выполнение практических заданий и упражнений (за ответ на вопрос можно получить до 5 баллов). В случае необходимости на семинаре может проводиться анализ и проверка заданий, выполненных дома;

● сообщение студентов по самостоятельно подготовленным темам (каждое сообщение может быть оценено максимум в 10 баллов).

Рейтинг определяется по окончании семестра как среднестатистический. Студент, имеющий высокий рейтинг, во время экзамена имеет право отвечать не на все вопросы экзаменационного билета, а на один – по своему выбору.

Основные понятия дисциплины: языковая картина мира, социолингвистика, психолингвистика, языковая личность, дискурс, интеракция, коммуникативный конфликт, речевое поведение, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, речевой жанр.

Текущая аттестация качества знаний: Проверка качества усвоения знаний в течение семестра ведется в устной форме. Магистранты принимают участие в дискуссиях по вопросам курса. Предусмотрено собеседование по вопросам проблемного характера и темам, предложенным для самостоятельного изучения с целью определения возможности использования материалов в работе над магистерской диссертацией.

Итоговая аттестация: экзамен (11 семестр) в форме собеседования по теоретическим вопросам курса.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНДА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ




Вид работы
Кол-во часов (11семестр)

Всего часов на освоение учебного материала (по ГОС/ВПО и учебному плану)

88

Часов аудиторных занятий всего

44

Часов лекций с разбивкой по семестрам

30

Часов практических занятий с разбивкой по семестрам

14

Часов самостоятельной работы с разбивкой по семестрам

44

Число контрольных работ с разбивкой по семестрам (курсам)

1

Число экзаменов с разбивкой по семестрам

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п


НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Лекции

Семинары

Самост/р



Специфика обслуживания языком общества. Проблема «Язык и социальная реальность» в работах Дж. Серля.

2









Зависимость развития языка от состояния общества. Роль общества в создании и формировании языка. Эволюция социальных коммуникаций.

2









Языковая личность и социальные роли говорящих. Языковая личность в аспекте психолингвистической конфликтологии.

2









Коммуникативный аспект эстетики М.М. Бахтина.

2









Коммуникативные уровни социального бытия. Маркеры социальной принадлежности текстовых объектов

2









Основания социальной оценки в языке современной прессы. Языковые средства усиления личностного начала в современном публицистическом тексте.

2









Карикатура как жанр политического дискурса

2









Дискурсивный анализ материалов массовой коммуникации.

2









Моделирование властных отношений посредством концепции риторической коммуникации.

2









Концепт "оскорбление": к проблеме взаимодействия юридического и естественного языков.

2









Проблемы понимания текста как объекта лингвистической экспертизы

2









Речь как социальное действие: основные понятия дискурсивного анализа.

2









Правовое регулирование речевых конфликтов и юрислингвистическая экспертиза конфликтогенных текстов.




2






Лингвистические методы исследования в области межкультурной коммуникации.




2






Теория и методология гендерных исследований

2

2






Проблемы коммуникации с точки зрения гендерного анализа




2






Язык как среда культурного обитания его носителей. Функции концепта в культуре.




2






Политический дискурс. Оценочный портрет современного политика. Метафорические модели в политическом дискурсе.




22






Культурный код и этноконнотация. Семантические категории LINGUA UNIVERSALIS пространства культуры.




22






Язык как информационная модель реальности.

2

2






Проблемы современного научного дискурса.




22




22.

Диалогическая поэтика М.М. Бахтина.







2

23.

К вопросу о различиях понимания термина «дискурс».







2

24.

«Имплицитное пространство» речевого дискурса и его интерпретация.







2

25.

Фатические речевые жанры.







2

26.

Российская политическая лингвистика: этапы становления и ведущие направления.







2

27.

Универсализм и релятивизм культуры в конструировании гендерной системы.







2

28.

Гендерные особенности русской речи.







2

29.

Современный научный дискурс.







2

30.

Национально-обусловленная специфика языковой манифестации модальных значений в русском художественном тексте.







2

31.

Проблема анализа дискурса с точки зрения национально-культурной составляющей.







2

32.

Языковая картина мира личности как зеркало мотивов и потребностей.







2

33.

Мир желаний в ценностной иерархии личности и социума.







2

34.

Языковая личность в религиозном дискурсе.







2

35.

Дискурс-анализ: этапы и модели исследования.







2

36.

Проблема влияния социальных факторов на изменение индивидуальной концептуальной картины мира.







2

37.

Речевой портрет политика в медиатексте.







2

38.

Тексты публицистики как источник лингвокультурологического исследования.







2

39.

Стратегии построения положительного и отрицательного образа политического лидера.







2

40.

Реклама как языковой и культурный феномен.







2

41.

Восприятие художественного текста как взаимодействие ценностных парадигм.







2

42.

Социальное пространство художественного текста.







2

43.

Языковая среда в социокультурном аспекте.







2




ИТОГО:

30

14

44
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление: 050300. 62 «Филологическое образование»
Направление: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Иностранный язык и русский язык как иностранный» квалификация – бакалавр...
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300....
Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического...
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 «Филологическое образование»
...
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconПояснительная записка Курс по выбору сдм «Теоретические аспекты перевода»
Направление подготовки 5403 м 01 – Филологическое образование (Языковое образование)
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Ооп направления 050300. 62 Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература»
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Зарубежная литература и культура (XVII-XVIII веков)» с другими
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе...
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе...
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру нтгспа направление...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1)
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:...
Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания...
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 литература и театр...
Автор программы: Иванова Л. Л., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconЛитература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconКнига и чтение в педагогическом дискурсе учебно-методический комплекс...
Педагогическое образование «Филологическое образование (бакалавриат)», форма обучения – очная
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:...
Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62...
Учебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия языка, общества и культуры Направление 050300 Филологическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии...
Направление 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа Географическое образование


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск