МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ университет»
Политехнический колледж УТВЕРЖДАЮ
Директор политехнического колледжа _________________________ Х..И. Борс «_____» ___________________ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Майкоп, 2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
030912 Право и организация социального обеспечения Организация-разработчик: политехнический колледж ГОУ ВПО «МГТУ»
Разработчик: Мурсалова О.П., преподаватель высшей категории
Рекомендована предметной (цикловой) комиссией гуманитарных дисциплин.
Председатель ПЦК
№ __________ от «_____» _______________ 2011 г.
Содержание.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.
Структура и содержание учебной дисциплины.
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
«Русский язык».
1.1.Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 030919 Право и организация социального обеспечения.
1.2. Место дисциплины в структуре Основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Задачи:
- обобщение и систематизация знаний обучающихся, полученных ими в школе;
- закрепление орфографических и пунктуационных навыков, навыков соблюдения норм литературного языка;
- формирование и совершенствование практических умений и навыков грамотного письма, устной речи.
Главными целями дисциплины «Русский язык» являются:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной языковой системе и общественном явлении, языковой норме;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные стили языка;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике, орфографической и пунктуационной грамотности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
ЗНАТЬ:
-общие сведения о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания полного среднего образования по русскому языку;
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- правила правописания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен УМЕТЬ:
- опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения;
- работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применять полученные знания в собственной речевой практике;
- конструировать тексты разных типов и стилей;
- создавать высказывания на лингвистические темы в устной и письменной форме;
- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспекта, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины.
максимальной учебной нагрузки 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов. 2. Структура и содержание учебной дисциплины.
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
| Объём часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 176
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 117
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| -
| практические занятия
| 82
| контрольные работы
| -
| курсовая работа (проект)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 59
| в том числе:
|
| внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника (7), конспекта лекций, со словарями разных типов, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов, тестирование и т.д.);
| 53
| подготовка рефератов по темам:
«Русский язык в Российской Федерации»
«Литературный язык»
«Виды словарей»
«Учёные-лингвисты»
«Русское письмо и его эволюция»
«Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация»
«Русский язык в современном мире»
«Язык и общество»
| 4
| Итоговая аттестация проводится в форме экзамена в 1, 2 семестре.
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык».
Содержание разделов
| Содержание учебного материала, практических работ, самостоятельная работа
| Объём часов
| Уровень усвоения
| Введение
| Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык, литературные нормы.
| 2
| ознакомительный
| Язык и речь. Функциональные стили речи.
| Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные требования к речи.
| 2
| ознакомительный
|
| Функциональные стили речи.
| 2
| ознакомительный
|
| Практическая работа. Функциональные стили речи, их особенности.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Текст. Структура текста.
| 2
| репродуктивный
|
| Самостоятельная работа: изучение теоретического материала; составление текста; работа с текстами художественных произведений, с орфоэпическим словарём. Работа с тестами к ЕГЭ.
| 6
| репродуктивный
| Лексика и фразеология.
| Лексическое и грамматическое значение слова. Лексика с точки зрения её употребления.
| 2
| ознакомительный
|
| Активный и пассивный словарный запас.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Фразеологизмы, их роль в языке. Лексико-фразеологический разбор.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Выразительные средства языка (метафора, метонимия). Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.
| 2
| репродуктивный
|
| Самостоятельная работа: Изучение теоретического материала по теме; работа с текстами; индивидуальные задания; выполнение упражнений. Работа с материалом к ЕГЭ
| 4
| репродуктивный
| Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
| Фонетические единицы языка. Звук и фонема.
| 2
| ознакомительный
|
| Практическая работа. Фонетический разбор слов. Анализ звуков и букв.
| 2
| ознакомительный
|
| Практическая работа. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне. Распределительный диктант.
| 4
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Правописание О\Ё после шипящих. Словарный диктант.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Правописание приставок на З и С. Диктант.
| 2
| репродуктивный.
|
| Самостоятельная работа: изучение материала по теме: «Гласная после Ц, правописание Ы-И после приставок»; выполнение упражнений, работа со словарями. Работа с тестами к ЕГЭ.
| 4
| репродуктивный
| Морфемика, словообразование, орфография.
| Морфемы – значимые части слова. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
| 2
| ознакомительный
|
| Способы словообразования. Словообразовательный анализ.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Словообразовательный анализ.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Правописание чередующихся гласных в корне.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Правописание гласных в корне. Тестирование.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Правописание ПРЕ- и ПРИ-.
| 2
| репродуктивный
|
| Самостоятельная работа: изучение теории по теме: «Правописание сложных слов»; выполнение упражнений, работа со словарём. Работа с материалом к ЕГЭ.
| 3
| репродуктивный
| Морфология и орфография.
| Лексико-грамматические разряды существительных. Правописание суффиксов и окончания существительных.
| 2
| репродуктивный
|
| Лексико-грамматические разряды прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний прилагательных.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Отработка навыков правописания суффиксов и окончаний прилагательных и существительных. Тестирование.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Правописание –Н- и –НН- в прилагательных.
| 2
| репродуктивный
|
| Лексико-грамматические разряды имён числительных и местоимений. Правописание их.
| 2
| репродуктивный
|
| Грамматические признаки глаголов.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Правописание суффиксов глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов, НЕ с глаголами. Тестирование.
| 2
| репродуктивный
|
| Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Образование причастий и деепричастий.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Правописание НЕ- с причастиями и деепричастиями. Диктант.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. –Н- и –НН- в причастиях. Словарный диктант.
| 2
| репродуктивный
|
| Грамматические признаки наречий.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Правописание наречий.
| 6
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Правописание –Н- и –НН- в разных частях речи.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Отличие наречий от слов-омонимов, слова- категории состояния.
| 2
| репродуктивный
|
| Самостоятельная работа: изучение материала по темам «Правописание сложных существительных, прилагательных», «Степени сравнения прилагательных»; выполнение упражнений;
изучение лекционного материала, теоретического материала учебника; ответы на вопросы; индивидуальные задания; выполнение упражнений;
изучение схемы-опоры, лекционного материала; выполнение упражнений; работа со словарями. Работа с материалом к ЕГЭ.
| 14
| репродуктивный
| Служебные части речи.
| Предлоги простые и производные.
| 3
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Правописание предлогов. Тестирование
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Правописание союзов
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Правописание частиц. НЕ- и НИ- с разными частями речи.
| 2
| репродуктивный
|
| Самостоятельная работа: изучение теоретического материала по темам: «Междометие», «Предлоги в составе словосочетаний. Отличие союзов от слов-омонимов»; составление предложений; выполнение упражнений.
| 4
| репродуктивный
| Синтаксис и пунктуация.
| Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
| 2
| ознакомительный
|
| Практическая работа. Анализ синтаксических единиц
| 2
| репродуктивный
|
| Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Односоставные и двусоставные предложения
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Анализ предложений
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Осложнённое простое предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями. Знаки препинания. Диктант.
| 8
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Предложения с прямой и косвенной речью.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Сложносочинённые предложения.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Сложноподчинённые предложения.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания.
| 4
| репродуктивный
|
| Практическая работа. Предложения с вводными словами, вводными конструкциями.
| 2
| репродуктивный
|
| Самостоятельная работа: изучение теоретического материала по теме: «Знаки препинания при цитировании», изучение опорного конспекта, выполнение упражнений; конструирование предложений; работа с текстами, индивидуальные задания.
| 6
| репродуктивный
|
| Самостоятельная работа: Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи – изучение схемы-опоры, работа с текстами; конструирование предложений.
| 6
| репродуктивный.
|
| Самостоятельная работа: работа со справочной литературой, индивидуальные задания; работа с текстами художественных произведений по теме: «Основные выразительные средства синтаксиса». Работа с материалом к ЕГЭ.
| 6
| репродуктивный
|
| Самостоятельная работа: подготовка и защита рефератов.
| 6
| продуктивный
|
| Всего:
| 176
|
|
3.Условия реализации программы дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.
Оборудование кабинета: рабочая доска, схемы, таблицы, рабочая тетрадь студента, учебники, учебные пособия, опорные конспекты, словари, справочная литература, дидактический материал, стенды, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
3.2.Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсы, дополнительной литературы.
Основные источники:
ЭБС «Znanium.com»
Новикова, Л.И. Русский язык: орфография : Учебное пособие / Л.И. Новикова, Н.Ю. Соловьева. - М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП , 2010. - 300 с. - Режим доступа: http//znanium.com/
Словари.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке.- СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб, 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.- 25-е изд., испр. и доп. \ Под общей редЛ.И.Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Периодические издания.
1. Журнал «Русский язык в школе».
2. Журнал «Русская словесность».
3. Приложение к газете «Первое сентября» «Русский язык». Интернет-ресурсы.
Suportpmedia.@Ru, www.pmedif. ru
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины:
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| 1
| 2
| Умения:- опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения;
| Текущий контроль:
- индивидуальный и фронтальный опросы в ходе аудиторных занятий;
- контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий;
- рейтинговая система оценки знаний (ежемесячно);
Промежуточный контроль:
- тестирование;
- диктанты разных типов (словарные, распределительные, объяснительные и другие).
Итоговый контроль: экзамен.
| - работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
| - применять полученные знания в собственной речевой практике;
| - целесообразно использовать язык в различных сферах общения;
| - создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
| - конструировать тексты разных типов;
| - передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспекта, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов.
Знания:
- общих сведений о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания полного среднего образования по русскому языку;
- связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысла понятий: речевая культура и её компоненты, литературный язык, языковая норма;
- основных единиц и уровней языка, их признаки и взаимосвязь;
- правил правописания.
|
На каждом практическом занятии необходимо создавать условия для выполнения заданий, для проведения анализа собственной деятельности (релаксации) студентами, отвечая на вопросы: «Что получилось?» «Что не получилось?» «Почему не получилось?» «Что надо сделать для того, чтобы добиться положительного результат?»
В начале изучения курса «Русский язык» необходимо провести среди обучающихся проверочный диктант, позволяющий выявить уровень знаний, грамотности студентов, а также анкетирование с целью выяснения уровня интеллекта. Такой же вид работы необходимо провести и по окончании изучения курса. Данные, полученные в результате сравнительного анализа проведённых диктантов, тестирования на входе и выходе обучения, позволят оценить степень самоопределения обучающихся, степень сформированности общей и профессиональной компетентности, а также качество деятельности самого преподавателя.
|