Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья»





Скачать 242.48 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья»
страница1/3
Дата публикации24.05.2015
Размер242.48 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа курса
  1   2   3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Боровская средняя общеобразовательная школа»

Катайского района Курганской области
Утверждаю

Директор школы

________ Т.И. Грехова

«__» __________2013 г.
Рабочая программа

курса «Фольклор и литература Зауралья»

в 5, 8 классах

на 2013-2014 учебный год

с. Боровское

2013г.
Автор-составитель: Н.Н.Чижова, учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории.
Рецензент: Рявкина О.А., заместитель директора по УВР, учитель первой квалификационной категории

Принята

Экспертно-методическим советом

МКОУ « Боровская средняя общеобразовательная школа»

Протокол №___ от _____________

Пояснительная записка
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», основана на федеральном компоненте государственного стандарта образования по литературному краеведению, разработана на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта «Фольклор и литература Зауралья».

Представляемый курс является составной частью литературного образования в среднем звене. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих принципах:

- связи искусства и литературы с жизнью;

- единства формы и содержания;

- историзма;

- взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др.

Предлагаемая программа разработана на основе программы «Фольклор и литература Зауралья» (2000 год, составитель – коллектив авторов, научный руководитель – доктор филологических наук Федорова В.П.), программы регионального курса «Фольклор и литература Зауралья» (5 класс, 2006 г.) – автор Ступина В.Н., программы курса «Фольклорное и литературное Зауралье» (6-11 классы, 2008 г.) – автор Шаврина О.Г.

Данный курс литературного краеведения «Фольклор и литература Зауралья» связан с возрастными особенностями обучающихся, складывается из следующих этапов: 1) 5-6 классы, 2) 7-8 классы, 3) 9 класс.

В 5-6 классах ученики входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые наблюдения над языком произведений, выполнять устные и письменные работы. Это положение стало ведущим для включения в программу произведений фольклора (сказок, исторических, лирических песен, частушек Зауралья).

В 7-8 классах усложняется содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы, поэтому изучаются произведения эпических жанров.

В 9 классе произведения изучаются в историческом освещении.

Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота родного края; формирование представления о литературе Зауралья как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание своеобразия литературы родного края;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, необходимой для зауральского региона;

  • освоение знаний о литературе Зауралья как многофункциональной системе и общественном явлении;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать произведения зауральских авторов;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня культуры.

Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач:

  • обогатить духовно – нравственный опыт учащихся при параллельном изучении классической литературы и литературы Зауралья;

  • расширить эстетический кругозор обучающихся при параллельном изучении литературы Зауралья и классической литературы;

  • сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений классической литературы и литературы Зауралья;

  • развить речевую деятельность учащихся.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы Зауралья в развитии от фольклора до наших дней.

Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» - тексты зауральских авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовать этот процесс.

Программа «Фольклорное и литературное Зауралье» создает основу для развития исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации.

Выполнение программы носит обязательный характер: объем времени для изучения произведений литературы Зауралья в 5,6,8 классах определен региональным базисным учебным планом, требует выделения специальных уроков, а в 7,9 классах изучение произведений предполагается в контексте выполнения федерального стандарта по литературе.

Курс «Фольклор и литература Зауралья» опирается на основные виды деятельности по освоению произведений:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием);

- анализ и интерпретация произведений;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание изложений с элементами сочинения;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно – тематического содержания;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста;

- подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений.


5 класс
Учебно-тематический план




Наименование темы

Всего

часов

Тео-

рия

Прак-

тика

Образовательный продукт

1.

Урок-введение «Без живого слова нет народа»

1

0,5

0,5

План главы из очерка «Путь собирателя».

2.

Основы организации собирательской деятельности пятиклассников по изучению фольклора Зауралья

3

1,5

1,5

Вопросник по сбору материала «Моя семейная родословная».

3.

Устное поэтическое творчество Зауралья

2

1

1

Сочинение собственных мирилок, считалок, загадок.

4.

Русские народные сказки Зауралья

3

0,5

2,5

Составление словарика «Диалектные слова в сказке». Устное сочинение «Незабываемый фрагмент русской народной сказки», иллюстрация к нему.

5.


Литературная сказка в творчестве поэта Л.Куликова

2

0,5

1,5

Характеристика Силы, иллюстрации к сказке «Золотая бабочка», фрагмент наизусть.

6.

Творчество Михаила Степановича Керченко

2

0,5

1,5

Выставка иллюстраций учащихся к рассказу «Весенний этюд»

7.

Родная природа в произведениях зауральских поэтов

2

0,5

1,5

Стихотворение наизусть по выбору школьника.

8.

Тема исторической памяти в произведениях зауральских писателей

3

1,5

1,5

Сочинение «Размышления после прочтения…»

9.

Школьная тема в творчестве писателей Зауралья

3

1,5

1,5

Устное сочинение «Чего я жду от уроков литературы?»

10.

Урок-экскурсия в литературный музей родного края

1

0,5

0,5

Записи-впечатления.

11.

Литературная гостиная «Творческая мастерская писателя»

2

0,5

1,5

Записи-впечатления.

12.

Урок-концерт

2

-

2

Исполнение наизусть полюбившихся произведений зауральских авторов.




Всего часов

26

9

17





Содержание программы
Краеведы Зауралья (1 час)

А. Н.Зырянов – собиратель устной поэзии, талантливый исследователь и бытописатель. Лучшие краеведческие очерки А.Н.Зырянова. Отрывок из очерка «Письма из Далматова».

В.П.Бирюков – ученый, писатель, краевед. Влияние родительской семьи на формирование интереса к родному слову. Фрагмент из автобиографического очерка В.П.Бирюкова «Путь собирателя». Проблемная беседа по содержанию фрагмента очерка «Путь собирателя». В.П.Бирюков – прекрасный знаток своего края. «Словарь народного языка на Урале» - самый главный труд писателя – краеведа. Основной принцип работы собирателя: «Через устное народное творчество, через народный язык – к познанию родного края».

Основы организации собирательской деятельности пятиклассников по изучению фольклора Зауралья (3 часа)

Розыски и запись устно – поэтических произведений – увлекательное занятие для учащихся. Источники для записи произведений устной поэзии: соседи, родители, рассказчики и песенники. Загадка, пословица, песня, частушка, сказ и сказка – основные объекты собирательской деятельности. Близость рассказов бывалых людей и народных сказов к произведениям устной словесности. Значимость встреч с бывалыми людьми. Особенности подготовки встреч с бывалыми людьми: выяснение адресов, определение тематики беседы, составление подробного вопросника. Запись собираемого материала в 2 – 3 руки, выделение в нем того литературного материала, который рассказчик считает главным.

Требования к оформлению паспорта фольклорной записи: название текста, содержание записи, время записи текста, данные о рассказчике, место записи, информация о собирателе.

Подготовка учащихся к собирательской деятельности по теме «Моя семейная родословная» (составление опросника), подведение итогов которой будет проведено в 6 классе.

Устное поэтическое творчество Зауралья (2 часа)

Жанровое многообразие устного поэтического творчества Зауралья. Колыбельные песни. Прибабуньки – прибаутки. Загадки. Заклички и приговорки. Скороговорки. Поддевки.

Русские народные сказки Зауралья (3 часа)

«Сто сказок южного Зауралья» - первый опыт обобщения опубликованных и архивных материалов по зауральскому сказочному эпосу. Проблема собирания сказок в Зауралье и знаковые в фольклористике имена: А.Н.Афанасьев, А.Н.Зырянов, В.П.Бирюков, И.А.Худяков, Д.К.Зеленин. А.Н.Зырянов – собиратель сказок. Высокое качество собирательской работы А.Н.Зырянова: особенность речи сказочников, манера сказывания, зауральский диалект. Местный колорит в сказках южного Зауралья: упоминание Кургана, приметы быта, ремесла, речь героев, местные обряды. Сказки, записанные А.Н.Зыряновым: «Муха», «Уголек, пузырек и соломинка», «Коза», «Сходка» и др. Русские народные сказки: «Верещага», «Глупая старуха». Особенности жанра и композиции. Характеристика главных героев. Изобразительно – выразительные средства. Местный колорит сказок.

Литературная сказка в творчестве поэта Л.Куликова (2 часа)

Место литературной сказки в творчестве поэта Леонида Куликова. Известные сказки писателя: «Белочка – умелочка», «Как ежик стал колючим», «Хитрая сорока», Петушок в беде», «Дятел – наш приятель». Особенности жанра и композиции литературной сказки Л.Куликова «Золотая бабочка». Изобразительно – выразительные средства в произведении. Характеристика главных героев сказки. Особенности языка литературной сказки «Золотая бабочка». Алексей Пляхин и мать писателя Антонина Куликова о трудной судьбе поэта. Стихотворение А.Пляхина «Памяти поэта». Воспоминания А.Куликовой «О сыне пишу».

Родная природа в произведениях зауральских поэтов (2 часа)

Зауральская природа в зеркале поэзии. Изобразительно – выразительные средства языка стихотворений зауральских авторов: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Использование диалектных слов и выражений в поэтической речи. Лирический герой стихотворений. Произведения для изучения (по выбору учителя): В.Гилев «В листьях утренних деревьев». Н.Аксенов «Речка жизни моей». Н.Рождественская «Апрель устроил звонницу», «Гроза надвинулась нежданно». В.Ступина «Веточку сирени…», «Как будто я в музее…». А.Еранцев «Подснежник», «Вот была у нас корова!». Б.Черемисин «Рисуй, осень!», «Метельные меты», «Лик весны».

Музыкальный ряд: В.Липихин – С.Акулов «Сторона моя зауральская». Ю.Гаврилов – Е.Карганова «Я хочу, чтобы птицы пели». Ю.Гаврилов – К.Сульдин «Зауральское поле». Г.Чебаков – К.Бальмонт «Снежинки». И.Парфенов «Черемуха над водой», «Тихое утро» из «Детского альбома».Е.Хабарова «Приди весна – веснянка».

Зрительный ряд: пейзажи Г.Травникова, А.Абрамова, В.Пичугина, И.Щетинина и др.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconПримерная рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья»
Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному...
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconРабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования...
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании»
Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному...
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании»
Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному...
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconРеферат по дисциплине «Литература» на тему: «Фольклор периода Великой...
На войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. В русской армии одной из таких отдушин всегда...
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconЛитература и фольклор
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconЦыгане и русская культура литература и фольклор
Работа выполнена на кафедре истории русской литературы Тверского государственного университета
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconРабочая программа учебного курса Литература
«литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (Минобрнауки)
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
Умк по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные...
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconАвторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс...
Адрес школы: Чувашская Республика, Канашский район, д. Малые Бикшихи, ул. Канашская, 79, моу «Малобикшихская средняя общеобразовательная...
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconРабочая программа для студентов 3 курса филологического факультета...
Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса одо, обучающихся по направлению 031000. 62 Филология, получающих квалификацию...
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconГ. Минусинска Красноярского края
Рабочая программа учебного курса "Литература" для учащихся 5 класса направлена на реализацию 2 ч инвариантной части учебного плана,...
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» icon«Календарный фольклор». Приглашаем к участию в Школе студентов старших...
Сектор фольклора Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) с 27 по 31 октября 2014 г проводит Всероссийскую научную...
Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы: Щербаковой Натальей Валентиновной


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск