Скачать 242.48 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Боровская средняя общеобразовательная школа» Катайского района Курганской области Утверждаю Директор школы ________ Т.И. Грехова «__» __________2013 г. Рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» в 5, 8 классах на 2013-2014 учебный год с. Боровское 2013г. Автор-составитель: Н.Н.Чижова, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. Рецензент: Рявкина О.А., заместитель директора по УВР, учитель первой квалификационной категории Принята Экспертно-методическим советом МКОУ « Боровская средняя общеобразовательная школа» Протокол №___ от _____________ Пояснительная записка Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», основана на федеральном компоненте государственного стандарта образования по литературному краеведению, разработана на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта «Фольклор и литература Зауралья». Представляемый курс является составной частью литературного образования в среднем звене. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих принципах: - связи искусства и литературы с жизнью; - единства формы и содержания; - историзма; - взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др. Предлагаемая программа разработана на основе программы «Фольклор и литература Зауралья» (2000 год, составитель – коллектив авторов, научный руководитель – доктор филологических наук Федорова В.П.), программы регионального курса «Фольклор и литература Зауралья» (5 класс, 2006 г.) – автор Ступина В.Н., программы курса «Фольклорное и литературное Зауралье» (6-11 классы, 2008 г.) – автор Шаврина О.Г. Данный курс литературного краеведения «Фольклор и литература Зауралья» связан с возрастными особенностями обучающихся, складывается из следующих этапов: 1) 5-6 классы, 2) 7-8 классы, 3) 9 класс. В 5-6 классах ученики входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые наблюдения над языком произведений, выполнять устные и письменные работы. Это положение стало ведущим для включения в программу произведений фольклора (сказок, исторических, лирических песен, частушек Зауралья). В 7-8 классах усложняется содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы, поэтому изучаются произведения эпических жанров. В 9 классе произведения изучаются в историческом освещении. Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:
Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач:
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы Зауралья в развитии от фольклора до наших дней. Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» - тексты зауральских авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовать этот процесс. Программа «Фольклорное и литературное Зауралье» создает основу для развития исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации. Выполнение программы носит обязательный характер: объем времени для изучения произведений литературы Зауралья в 5,6,8 классах определен региональным базисным учебным планом, требует выделения специальных уроков, а в 7,9 классах изучение произведений предполагается в контексте выполнения федерального стандарта по литературе. Курс «Фольклор и литература Зауралья» опирается на основные виды деятельности по освоению произведений: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение; - заучивание наизусть стихотворных текстов; - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); - анализ и интерпретация произведений; - составление планов и написание отзывов о произведениях; - написание изложений с элементами сочинения; - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно – тематического содержания; - самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста; - подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений. 5 класс Учебно-тематический план
Содержание программы Краеведы Зауралья (1 час) А. Н.Зырянов – собиратель устной поэзии, талантливый исследователь и бытописатель. Лучшие краеведческие очерки А.Н.Зырянова. Отрывок из очерка «Письма из Далматова». В.П.Бирюков – ученый, писатель, краевед. Влияние родительской семьи на формирование интереса к родному слову. Фрагмент из автобиографического очерка В.П.Бирюкова «Путь собирателя». Проблемная беседа по содержанию фрагмента очерка «Путь собирателя». В.П.Бирюков – прекрасный знаток своего края. «Словарь народного языка на Урале» - самый главный труд писателя – краеведа. Основной принцип работы собирателя: «Через устное народное творчество, через народный язык – к познанию родного края». Основы организации собирательской деятельности пятиклассников по изучению фольклора Зауралья (3 часа) Розыски и запись устно – поэтических произведений – увлекательное занятие для учащихся. Источники для записи произведений устной поэзии: соседи, родители, рассказчики и песенники. Загадка, пословица, песня, частушка, сказ и сказка – основные объекты собирательской деятельности. Близость рассказов бывалых людей и народных сказов к произведениям устной словесности. Значимость встреч с бывалыми людьми. Особенности подготовки встреч с бывалыми людьми: выяснение адресов, определение тематики беседы, составление подробного вопросника. Запись собираемого материала в 2 – 3 руки, выделение в нем того литературного материала, который рассказчик считает главным. Требования к оформлению паспорта фольклорной записи: название текста, содержание записи, время записи текста, данные о рассказчике, место записи, информация о собирателе. Подготовка учащихся к собирательской деятельности по теме «Моя семейная родословная» (составление опросника), подведение итогов которой будет проведено в 6 классе. Устное поэтическое творчество Зауралья (2 часа) Жанровое многообразие устного поэтического творчества Зауралья. Колыбельные песни. Прибабуньки – прибаутки. Загадки. Заклички и приговорки. Скороговорки. Поддевки. Русские народные сказки Зауралья (3 часа) «Сто сказок южного Зауралья» - первый опыт обобщения опубликованных и архивных материалов по зауральскому сказочному эпосу. Проблема собирания сказок в Зауралье и знаковые в фольклористике имена: А.Н.Афанасьев, А.Н.Зырянов, В.П.Бирюков, И.А.Худяков, Д.К.Зеленин. А.Н.Зырянов – собиратель сказок. Высокое качество собирательской работы А.Н.Зырянова: особенность речи сказочников, манера сказывания, зауральский диалект. Местный колорит в сказках южного Зауралья: упоминание Кургана, приметы быта, ремесла, речь героев, местные обряды. Сказки, записанные А.Н.Зыряновым: «Муха», «Уголек, пузырек и соломинка», «Коза», «Сходка» и др. Русские народные сказки: «Верещага», «Глупая старуха». Особенности жанра и композиции. Характеристика главных героев. Изобразительно – выразительные средства. Местный колорит сказок. Литературная сказка в творчестве поэта Л.Куликова (2 часа) Место литературной сказки в творчестве поэта Леонида Куликова. Известные сказки писателя: «Белочка – умелочка», «Как ежик стал колючим», «Хитрая сорока», Петушок в беде», «Дятел – наш приятель». Особенности жанра и композиции литературной сказки Л.Куликова «Золотая бабочка». Изобразительно – выразительные средства в произведении. Характеристика главных героев сказки. Особенности языка литературной сказки «Золотая бабочка». Алексей Пляхин и мать писателя Антонина Куликова о трудной судьбе поэта. Стихотворение А.Пляхина «Памяти поэта». Воспоминания А.Куликовой «О сыне пишу». Родная природа в произведениях зауральских поэтов (2 часа) Зауральская природа в зеркале поэзии. Изобразительно – выразительные средства языка стихотворений зауральских авторов: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Использование диалектных слов и выражений в поэтической речи. Лирический герой стихотворений. Произведения для изучения (по выбору учителя): В.Гилев «В листьях утренних деревьев». Н.Аксенов «Речка жизни моей». Н.Рождественская «Апрель устроил звонницу», «Гроза надвинулась нежданно». В.Ступина «Веточку сирени…», «Как будто я в музее…». А.Еранцев «Подснежник», «Вот была у нас корова!». Б.Черемисин «Рисуй, осень!», «Метельные меты», «Лик весны». Музыкальный ряд: В.Липихин – С.Акулов «Сторона моя зауральская». Ю.Гаврилов – Е.Карганова «Я хочу, чтобы птицы пели». Ю.Гаврилов – К.Сульдин «Зауральское поле». Г.Чебаков – К.Бальмонт «Снежинки». И.Парфенов «Черемуха над водой», «Тихое утро» из «Детского альбома».Е.Хабарова «Приди весна – веснянка». Зрительный ряд: пейзажи Г.Травникова, А.Абрамова, В.Пичугина, И.Щетинина и др. |
Примерная рабочая программа курса «Фольклор и литература Зауралья» Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному... | Рабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования... | ||
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании» Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному... | Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании» Программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному... | ||
Реферат по дисциплине «Литература» на тему: «Фольклор периода Великой... На войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. В русской армии одной из таких отдушин всегда... | Литература и фольклор Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта | ||
Цыгане и русская культура литература и фольклор Работа выполнена на кафедре истории русской литературы Тверского государственного университета | Рабочая программа учебного курса Литература «литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (Минобрнауки) | ||
Рабочая программа учебного курса «Музыка» Умк по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные... | Авторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс... Адрес школы: Чувашская Республика, Канашский район, д. Малые Бикшихи, ул. Канашская, 79, моу «Малобикшихская средняя общеобразовательная... | ||
Рабочая программа для студентов 3 курса филологического факультета... Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса одо, обучающихся по направлению 031000. 62 Филология, получающих квалификацию... | Рабочая программа учебного курса «Литература» Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:... | ||
Рабочая программа по предмету «Литература» Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Г. Минусинска Красноярского края Рабочая программа учебного курса "Литература" для учащихся 5 класса направлена на реализацию 2 ч инвариантной части учебного плана,... | ||
«Календарный фольклор». Приглашаем к участию в Школе студентов старших... Сектор фольклора Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) с 27 по 31 октября 2014 г проводит Всероссийскую научную... | Рабочая программа учебного курса «Литература» Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы: Щербаковой Натальей Валентиновной |