Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку





НазваниеЗадания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку
страница1/5
Дата публикации24.05.2015
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку

7 класс

1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задание к тексту.

В соответствии с годовыми изменениями полярный медведь совершает ежегодные коч..вки: летом отступает к (П,п)олюсу а зимой перем..щается на (Ю,ю)г, заходя даже на материк но всё-таки предпоч..тает держат..ся на льдах или на побережье. А вот б..рлóгу белого медведя, предназначенную для зимней спяч..ки, можно обнаружить как на полярных островах, так и в глубине материка — в (полу)сотне кил..ометров от берега. Правда, в долгую зимн..ю спяч..ку, продолжительность которой сост..вляет пят..десят-восем..десят дней, залегают только те самки, которые ждут детёнышей.

(74 слова. Е. Александрова. Журнал «Тайны ХХ века»)

З а д а н и е к тексту:

Объясните значение слова материк. Поставьте ударение в этом слове.

2. Определите грамматический род слов цецé, торнáдо, кашнé, кашпó, цунáми.

3. Прочитайте предложения, обращая внимание на выделенные в них междометия. Впишите эти междометия в один из правых столбиков приведенной ниже таблицы.

1) — Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар, да сходи за сливками (А.С. Пушкин. Станционный смотритель).

2) — Плясать первая мастерица, а ежели песню заведет с переливами, ну… Одним словом, любота (П. Бажов. Дорогое имячко).

3) — Киш! киш! пошли, гуси, с крыльца! (Н.В. Гоголь. Старосветские помещики).

4) — Чу, рожóк! Пригнал пастух скотину (А.Н. Островский. Снегурочка).

5) Грохот, подорвались и свои и чужие. — Полýндра! — Сто-о-й! Свои! (Вс. Вишневский. Война).


Междометия-команды




Междометия воздействия на животных


Междометия призыва


Междометия, выражающие удивление, недовольство, иронию, восхищение


Междометия, призывающие к вниманию, настороженности





4. Определите значение устойчивых словосочетаний: как одна копéечка; фúговый листок; только и свéту в окóшке; сказка про белого бычкá; намотáть на ус.

5. Составьте словарную статью к термину кирúллица.

6. Что имел в виду Гораций, когда советовал своим ученикам «почаще перевёртывать стиль»? Дайте развернутый ответ.

7. Произведите морфемный анализ слов лúсий, сплечá.

8. Определите значение выделенного слова в предложении: «В шатёр вошел герцог в осыпанной снегом оленьей шубе поверх лат, — забрáло поднято, усы висели сосульками, губы тряслись» (А.Н. Толстой. Петр Первый). В каком известном выражении встречается это слово?

9. Наиболее популярный в наше время однотомный толковый словарь русского языка, первое издание которого вышло в 1949 году, составил:

1) В.И. Даль

2) С.И. Ожегов

3) Д.Н. Ушаков

4) А.Н. Тихонов
10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.

И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася къ Цесарюграду с родом своимъ. И поидоста по Дънепру, идуче мимо и узрѣста на горѣ городокъ. И въспрошаста, ркуще: «Чий се городъ?» Они же ркоша: «Была суть три братья — Кий, Щекъ, Хоривъ, иже сдѣлаша городъ сий, и изъгыбоша, а мы сѣдимъ род ихъ, и платимы дань козаром». Асколдъ же и Диръ остаста в городе семъ, и многы варягы съвокуписта и начаста владѣти польскою землею, Рюрику же княжящу в Новѣгородѣ.
З а д а н и е к тексту:

Укажите значение слова муж в первом предложении текста.


8 класс
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задание к тексту.

Вовсе не медведь


Эти забавные животные во многом похожи на игруш..ч..ных плюш..вых мишек. Но во многом они совершен..о ун..кáльны. (Во)первых их называют сумч..тыми медведями но медведями коалы вовсе (не)являются. (Во)вторых это единствен..ые существа которые могут поедать ядовитые листья эвкалипта. И (в)третьих они совершен..о (не)имеют врагов. За исключением человека.

Коалы обитают только в Австралии да и то не на всей территории а лиш.. в юго(восточной) части м..терикá. Когда(то) их можно было встрет..ть на всем к..нтинéнте но переселенцы постепен..о вытесн..ли животных с их искон..ых мест об..тáния. А обж..вали ун..кальный м..терик коалы очень долго — по утверждениям ученых эти звери существуют на (З,з)емле уже около 15 мил..ионов лет!

Аборигены Австралии всегда почтительно относились к зверьку (не)смотря на его потешный вид. Ведь согласно пр..даниям некоторых племён именно гиган..ский древний предок коалы был гребцом на пироге привезшей первых людей в Австралию.

Слово «коала» тоже придуман..о корен..ыми жителями Австралии. В переводе с языка аборигенов оно значит «(не)пьющий, (не)испытывающий жажды». Действительно коалы (ни)когда не пьют — необходимое кол..ичество жидкости они получают вместе с прочими полезными веществами из мясистых листьев и побегов эвкалипта.

(176 слов. Е. Александрова. Журнал «Тайны ХХ века»)

З а д а н и е к тексту:

Определите лексическое значение слова абориген.

2. Определите значение выделенных слов в приведенных предложениях:

1) — Да притом, — продолжал он, — и мужики-то плохие, опáльные (И. Тургенев. Два помещика);

2) Но между тем какой позóр // Являет Киев осажденный?.. // Народ, уныньем пораженный, // Стоит на башнях и в стенах // И в страхе ждет небесной казни (А. Пушкин. Руслан и Людмила);

3) — Росли вы под крылышком отца и учились на его счёт, а потóм сразу захватили синекýру, имея притом право работать, как и сколько вам угодно, хоть ничего не делать (А. Чехов. Палата № 6).

3. Соотнесите лингвистические термины с их определениями.


1. Оксюморон

А. Слово или оборот речи, заимствованные из латинского языка,

2. Тезаурус

Б. Повторение того же самого слова или слов с одним и тем же корнем в микроконтексте.

3. Тавтология

В. Фигура речи, состоящая в соединении двух понятий, которые противоречат друг другу, логически исключают одно другое.

4. Латинизм

Г. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов; происхождение слова.

5. Этимология

Д. Словарь, отражающий словарный состав того или иного языка в полном объеме.


4. Найдите в приведенных ниже предложениях устойчивые словосочетания. Определите их значение.

1) Книгу переворошив,

намотай себе на ус —

все работы хороши,

выбирай

на вкус! (В. Маяковский. Кем быть?)

2) Когда камердинер вбежал в спальню на сильный звон колокольчика, он нашел Ивана Матвеевича не на кровати, а в двух шагах от неё.. Он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (И. Тургенев. Несчастная).
3) — Говорят, в этих делах лихá беда начать, так нельзя ли того-с, мне для вступления в разговор — словечко, что ли, сообщить, какое-нибудь приятное (И. Тургенев. Месяц в деревне).

4) — Ну, сказывай, Демидыч, много пýшек отлил да ядер?.. Никита спокойно ответил царю: — Может, и мало, Государь Пётр Алексеевич, дорогá ложка к обéду. Акинфка сплáвом гонит (Е. Федоров. Каменный пояс).

5) Старик надел шапку, взял посошок и поклонился барину. — Прощай, хозяин! Не мила тебе правда. Но ты запомни, что правда на огне не горит и в воде не тонет! И Мамай правды не съел, а бáрам и подавно её не укрыть! (Е. Федоров. Каменный пояс).
5. Произведите морфемный разбор слов óтроду, спячий.

6. Определите, о каком разделе языкознания идет речь в следующих высказываниях:
1) [Она] «изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию выразительных средств того или другого языка» (Ш. Балли).

2) [Она] «охватывает все стороны языка — его звуковой строй, грамматику, словарь и фразеологию. <…> Она рассматривает соответствующие языковые явления не как внутренне связанные элементы целостной языковой структуры в их историческом развитии, но лишь с точки зрения функциональной дифференциации, соотношения и взаимодействия близких, соотносительных, параллельных или синонимических средств выражения более или менее однородного значения, а также с точки зрения соответствия экспрессивных красок и оттенков разных речевых явлений…» <…> (В.В. Виноградов).

3) [Её следует определить как науку не только] «о средствах речевой выразительности», но и «о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения» (М.Н. Кожина).
7. Укажите, как произносятся выделенные буквосочетания в словах скворéчник, объéздчик, конéчно, óбразчик, нáрочный. Объясните значение последнего слова.

8. Определите, каким фигурам речи (стилистическим / риторическим фигурам) соответствуют приведенные ниже определения. Приведите по одной иллюстрации к каждому случаю.

1) «фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда с целью выделить их, придать им особую значимость»;

2) «фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов»;

3) «фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления».
9. «Биолог, этнограф, писатель, языковед; специалист в области русской лексикографии, доктор медицины, член-корреспондент Петербургской Академии наук» — все эти определения относятся к выдающемуся русскому человеку, жившему в XIX веку (1801 — 1872). О ком идёт речь?

10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.

И повѣлѣ Олѣгъ воемъ своим колеса изъдѣлати и въставити корабля на колеса. И бывшю покосну вѣтру, успяша парусы с поля, и идяше къ городу. Видѣвше же грѣцѣ, убояшася, и ркоша; выславше ко Ольгови: «Не погубляй город, имемься по дань, якоже хощеши». И устави Олегъ вои, и вынесоша ему брашна и вино, и не прия его — бѣ бо устроено съ отравою.
З а д а н и е к тексту:

Впишите в квадраты в словах первого предложения буквы ѣ «ять» или е.
9 класс
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту.
Осьм..ноги являют..ся наиболее интел..ектуальными животными среди всех бе(з,с)позвоночных. Давно было установлен..о что они под..аются дрес..ировке и прекрас..но обучают..ся. У осьм..ногов очень хорошая память и они способны различать г..ометрические фигуры. Они так(же) хорошо чу..ствуют разни..цу в весе предметов и текстуре поверхности. Осьм..ноги вид..т свет, понимают где верх и где низ и пользуют..ся этим для к..ординации мышц.. при реактивном плавани.. . Некоторое время назад ученые исследовали то что можно назвать слухом у головоногих: при проведении опытов осьм..ноги реагировали на рыбу не видя её на расстоянии 30 метров.

Осьм..ног узнаёт людей, привыкает к тем, кто его кормит, и если проводить с ним достаточно времени то он становит..ся руч..ным.

Эти мол..юски настоящие профес..ионалы в н..вигации. Даже в естествен..ых условиях они могут отплывать от норы-пещеры на десятки а то и на сотни метров безошибочно возвр..щаясь назад а в л..б..р..тории в среднем за пять попыток осваивают водный л..б..ринт запоминая правильный путь. Исследователи даже сч..тают что у них есть свой язык сигналов а разные полоски и пятн..шки на теле служат для общения.

(164 слова. Е. Александрова. Журнал «Тайны ХХ века»)
З а д а н и я к тексту:

1) Во втором предложении последнего абзаца встречается слово л..б..рúнт. Что обозначает это слово? В современном русском литературном языке есть также выражение «попáсть в л..б..рúнт». Что обозначает это выражение?

2) В выделенном курсивом предложении укажите его грамматическую основу.
2. Определите значение выделенных слов в приведенных предложениях:

1) И дивились учёные люди, // — Занé эта церковь // Краше вилл италийских // И пáгод индийских была (Д. Кедрин. Зодчие);

2) Да лéтось неплохой был урожай на полосе около речки (А.Н. Толстой. Восемнадцатый год);

3) Часто, проснувшись, лежал он без сна на одрé (Н.В. Гоголь. Тарас Бульба).
3. Переведите латинские устойчивые выражения на русский язык.

1) Credo, quia absurdum

2) Alma mater

3) Alter ego

4) Veni, vidi, vici

5) In statu quo ante
4. Соотнесите термины с их определениями.


1. Галлицизм

А. Слово, словосочетание, грамматическая форма и конструкция, употребляемые в официально-деловом стиле (где это вполне естественно), но проникающие и в другие стили речи, в частности в литературно-художественный и публицистический (где это ведет к нарушению стилистических норм).

2. Каламбур

Б. Речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта.

3. Канцеляризм

В. Многословие, выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова.

4. Клише

Г. Слово, выражение или синтаксическая конструкция, заимствованные из французского языка.

5. Плеоназм

Д. Фигура речи, основанная на юмористическом использовании многозначности слова или омонимии; игра слов.



5. Проведите анализ морфемной структуры слов пирог, шúло, приют, сýдно (корабль) с современной и исторической точек зрения. Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.
6. Стилистическое значение многих слов русского языка может распадаться на два компонента: стилистическую окраску и эмоционально-оценочную (эмоционально-экспрессивную) окраску. Определите значение терминов «стилистическая окраска» и «эмоционально-оценочная (эмоционально-экспрессивная) окраска». Свои выводы проиллюстрируйте на примере слова талдычить.
7. Укажите, в каком ряду произношение всех слов соответствует современным орфоэпическим нормам:

1) ши[н’э]ль, [т’э]рмин, му[з’э]й, [жж]ать, яи[шн’]ица.

2) ши[нэ]ль, [т’э]рмин, му[з’э]й, [жж]ать, яи[ч’н’]ица.

3) ши[н’э]ль, [т’э]рмин, му[з’э]й, [сж]ать, яи[шн’]ица.

4) ши[н’э]ль, [т’э]рмин, му[з’э]й, [зж]ать, яи[шн’]ица.
8. В левой колонке таблицы даны определения основных жанров публицистического стиля: репортаж, интервью, информационная заметка, статья, очерк, фельетон. Заполните правую колонку таблицы.


Жанр, представляющий собой диалог, публичную беседу двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, культуры и спорта.




Жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое и сатирическое начало.




Рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, раскрывающий читателю (зрителю, слушателю) какую-либо новую сторону действительности, протекающих процессов; это наиболее развернутый и эмоциональный жанр среди информационных жанров публицистики.




Одна из разновидностей малой формы эпической литературы, в которой публицистически и документально воспроизводятся факты и явления, часто в сопровождении истолкования или оценки автора-рассказчика.




Один из основных жанров журналистики, осмысляющий важные явления, аргументирующий обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую идею, концепцию.




Основной информационный жанр газетной публицистики, назначение которого в оперативном сообщении новостей, фактов, связанных с событиями, имеющими социально-политическую значимость.



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconЗадания олимпиады «Будущие исследователи – будущее науки» по русскому языку Демоверсия
Обучающая программа – тренажер по русскому языку – 4000 заданий. Вся школьная программа с 1 по 9 класс + подготовка в вуз. Фраза
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconЗадания и ответы для проведения муниципального этапа олимпиады по русскому языку в 7-8 классах

Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconМониторинг социально-значимой и учебно-воспитательной деятельности...
Братяков Александр, ученик 9А класса, занял 1 место в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников по истории
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconМетодическая разработка олимпиады по русскому языку
«Возникновение письменности»; совместное создание со студенткой презентации, дополняющей сообщение; создание презентации, разъясняющей...
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconИнструкция по выполнению заданий отборочного тура Олимпиады мэси...
По дисциплине «Русский язык» представлены конкурсные задания, которые частично автоматически проверяются системой (тестовая часть),...
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской...
В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 9–11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры...
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconВсероссийской олимпиады школьников по русскому языку
В олимпиаде участвуют учащиеся 7–11 классов всех типов образовательных учреждений республики. Олимпиадные задания предусматривают...
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 7 б класса разработана на...
Морф по русскому языку, авторской концепции М. Т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. «Программа по русскому языку». // Программы...
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса учителя 1 квалификационной категории
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-11 классов Л. З. Шакировой,...
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 9 класс
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому...
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной...
...
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса базовый уровень
Программы по русскому языку к учебникам для 5—9 классов (авторы программы: М, М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А....
Задания для подготовки к участию в муниципальном туре олимпиады по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса базовый уровень
Программы по русскому языку к учебникам для 5—9 классов (авторы программы: М, М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск