Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы





Скачать 289.49 Kb.
НазваниеМеркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы
страница1/2
Дата публикации03.07.2015
Размер289.49 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 36»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________________Ф.И.О

Протокол № ___ от

«____»___________2014г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МАОУ СОШ

№ 36___________ Ф.И.О

«____»________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 36»

____________________Ф.И.О

Приказ № ___ от «___»____2014 г.

Рабочая программа по литературе

Уровень программы: общеобразовательный

Класс: 9

Год разработки: 2014г.

Срок реализации: 1 год – 2014/2015 учебный год

Составитель рабочей программы:

Антонова Н. Н.

Должность: учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в связи с увеличением объема часов (на один час.) на литературу в учебном плане школы из регионального компонента.

Она составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального базисного учебного плана (2004 г.), реализующего программы общего образования, на основании государственного программы по литературе 9 класса, авт. С.А. Зинин // Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5—11 классы. — М.: Русское слово. 2008, которая обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Программа составлена к учебнику «Литература 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Автор-составитель Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин – М: ООО «Русское слово-учебник»,2013.
Настоящая программа составлена на 105 часов (3 ч. в неделю ) в соответствии с учебным планом и рассчитана на один год обучения.

Программой учитываются и потребности детей с ОВЗ. Главными методами обучения таких учащихся являются наглядные, практические, игровые, словесные методы. Данный УМК предоставляет богатый материал для организации такой работы. Использование активных методов обучения и воспитания при работе с детьми с ОВЗ особенно важно, т. к. у данной категории детей отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к познавательной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке информации, недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения. 

Целью настоящего курса является усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе.

В ходе ее достижения данной цели решаются следующие задачи:

- дать представление об историко-литературном процессе на основе постижения системных понятий и категорий;

- усилить исторический аспект изучения литературы;

- рассмотреть художественные произведения, изучаемые в данном курсе, в контексте эпохи;

- раскрыть индивидуальные способности, дарования обучающегося и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор.

Курс состоит из десяти разделов. Кроме основных разделов, предусмотренных программой (авт. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), в рабочую программу включены разделы «Из литературы эпохи Возрождения», «Из европейской литературы эпохи Просвещения» рекомендованные к усвоению примерной программой основного общего образования по литературе, включающие в себя произведения, входящие в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, которых нет в программе для 9 класса данных авторов.

Отличительной особенностью изучения литературы на предпрофильном уровне является то, что совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте осуществляется с помощью: использования понятий языка литературоведения, выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме тестирования, итогового тестирования, контрольных работ, защиты рефератов, сочинений, исследовательских проектов.

Содержание программы

Раздел I. Введение (1 ч.)

В данном разделе обучающиеся знакомятся с такими опорными понятиями как историко-литературный процесс, «сквозные» темы и мотивы, знакомятся с целями и задачами изучения историко-литературного курса в 9 классе. Узнают, что история отечественной литературы – это отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

Обучающиеся должны знать:

- своеобразие литературных эпох;

- национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир литературы;

- ведущие темы и мотивы;

- основные литературные направления.

Обучающиеся должны уметь:

- определять темы и мотивы русской классики;

- определять литературное направление;

- оформлять тезисы;

- обобщать свой читательский опыт.

Раздел II. Из древнерусской литературы.

Данный раздел знакомит с жанровым и тематическим своеобразием древнерусской литературы. Обучающиеся знакомятся с исторической и художественной ценностью памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», его жанром и композицией, фольклорными, языческими и христианскими мотивами и символами в поэме. Обучающиеся узнают опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Обучающиеся должны знать:

- жанровые понятия и категории древнерусской литературы;

- историческую и художественную ценность «Слова о полку Игореве»;

- значение «Слова» для русской культуры;

- нравственно-патриотическую идею произведения.

Обучающиеся должны уметь:

- составить устное сообщение на заданную тему;

- определять идею произведения;

- выявлять психологический параллелизм.

Раздел III. Из литературы эпохи Возрождения.

В данном разделе обучающиеся знакомятся с особенностями литературы эпохи возрождения, ее проблемами, жанровой тематикой. Узнают основные вежи жизни и творчества У. Шекспира. Знакомятся с главным героем трагедии «Гамлет», с трагическим характером конфликта в произведении.

Обучающиеся должны знать:

- определение драмы как рода литературы;

- определение трагедии как литературного жанра;

- историческую эпоху литературы средневековья.

Обучающиеся должны уметь:

- определять такой жанр произведения как трагедия;

- отличить жанр трагедии от других литературных жанров;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.



Раздел IV. Из литературы XVIII века

Данный раздел содержит сведения об основных тенденциях развития русской литературы в XVIII столетии, о самобытном характере русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Знакомит обучающихся с вкладом А.Д, Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии, со значением творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова, со своеобразием художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). Дает понятие о теории «трех штилей», классицизме и сентиментализме как литературных направлениях.

Обучающиеся должны знать:

- литературные направления классицизм и сентиментализм;

- теорию «трех штилей»;

- идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.

Обучающиеся должны уметь:

- дать определение классицизму и сентиментализму;

- определять черты данных литературных направлений в произведениях;

- делать письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада или реферата.
Раздел V. Из европейской литературы эпохи Просвещения.

Данный раздел знакомит обучающихся с представителем европейской литературы эпохи Просвещения И.-В. Гете, с его жизнью и творчеством, с его произведением «Фауст».

Обучающиеся должны знать:

- представителей европейской литературы эпохи Просвещения;

- основные направления, жанровые особенности произведений данной эпохи.

Обучающиеся должны уметь:

- определять жанр литературного произведения;

- выявлять основной конфликт произведения.
Раздел VI. Литература первой половины XIX века.

Данный раздел знакомит обучающихся с такими опорными понятиями как романтизм, романтическая элегия, баллада, трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог и др. Показывает становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века, влияние творчества европейских поэтов и писателей на русский романтизм; исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Знакомит с важнейшими чертами эстетики романтизма в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского, А.В. Кольцова и др. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. Знакомит с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Обучающиеся должны знать:

- основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе;

- определение романтизма;

- исторические предпосылки русского романтизма;

- жанровое и тематическое своеобразие литературы данного периода.

Обучающиеся должны уметь:

- делать самостоятельный комментарий к поэтическому тексту;

- характеризовать особенность сюжета, композиции;

- выделять и формулировать тему, идею произведения;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.
Раздел VII. Литература второй половины XIX века.

В данном разделе обучающиеся прослеживают развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов; расцвет социально-психологической прозы; лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века. Обучающиеся знакомятся с новым этап развития русского национального театра; с А.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским как двумя типами художественного сознания; с прозой и драматургией А.П. Чехова в контексте рубежа веков.

Обучающиеся должны знать:

- нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия;

- основные этапы жизни и творчества, изученных писателей;

- знать основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе.

Обучающиеся должны уметь:

- выявлять авторскую позицию;

- владеть различными видами пересказа;

- выделять и формулировать проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героям;

- писать отзывы и сочинения на прочитанные произведения.

Раздел VIII. Литература XX века.

В данном разделе обучающиеся знакомятся со своеобразием русской прозы рубежа веков; с драмой М. Горького; с серебряным веком русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм); с многообразием поэтических голосов эпохи; со своеобразием отечественного романа первой половины XX века. Обучающиеся познакомятся с литературный процессом 50—80-х годов; с новейшей русской прозой и поэзией 80—90-х годов. Опорные понятия данного раздела: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Обучающиеся должны знать:

- литературные направления данного раздела;

- поэтические течения литературы XX века;

- традиции и новаторство этого периода литературы;

- противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Обучающиеся должны уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- определять принадлежность произведения к тому или иному литературному течению;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выявлять авторскую позицию.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

· прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

· определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

· определять идейную и эстетическую позицию писателя;

· анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

· оценивать проблематику современной литературы;

· анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

· различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

· осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

· сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

· находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

· выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconМеркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного...
С. А. Зинин // Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5—11...
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconПрограмма составлена на основе Федерального компонента государственного...
Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. –М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2010 к умк для 5-9 классов /Авторы...
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconВторостепенные члены предложения
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconНазвание урока Русский язык
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconКонспект урока химии в 8 классе
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconУрок в 5 классе по русскому языку по теме
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconТема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconРабочая программа по предмету «Литература»
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconУрок русского языка по теме: «Второстепенные члены предложения»
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconЗинин С. А., Чалмаев В. А. «Русская литература XX века» Учебник для...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С. А. Зинин, В. А. Чалмаев (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А....
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С. А. Зинин, В. А. Чалмаев (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А....
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы iconКонспект урока по русскому языку в 5-м классе по теме: Обращение. Знаки препинания при обращении
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск