Скачать 289.49 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 36»
Рабочая программа по литературе Уровень программы: общеобразовательный Класс: 9 Год разработки: 2014г. Срок реализации: 1 год – 2014/2015 учебный год Составитель рабочей программы: Антонова Н. Н. Должность: учитель русского языка и литературы Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в связи с увеличением объема часов (на один час.) на литературу в учебном плане школы из регионального компонента. Она составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального базисного учебного плана (2004 г.), реализующего программы общего образования, на основании государственного программы по литературе 9 класса, авт. С.А. Зинин // Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5—11 классы. — М.: Русское слово. 2008, которая обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования. Программа составлена к учебнику «Литература 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Автор-составитель Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин – М: ООО «Русское слово-учебник»,2013. Настоящая программа составлена на 105 часов (3 ч. в неделю ) в соответствии с учебным планом и рассчитана на один год обучения. Программой учитываются и потребности детей с ОВЗ. Главными методами обучения таких учащихся являются наглядные, практические, игровые, словесные методы. Данный УМК предоставляет богатый материал для организации такой работы. Использование активных методов обучения и воспитания при работе с детьми с ОВЗ особенно важно, т. к. у данной категории детей отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к познавательной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке информации, недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения. Целью настоящего курса является усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе. В ходе ее достижения данной цели решаются следующие задачи: - дать представление об историко-литературном процессе на основе постижения системных понятий и категорий; - усилить исторический аспект изучения литературы; - рассмотреть художественные произведения, изучаемые в данном курсе, в контексте эпохи; - раскрыть индивидуальные способности, дарования обучающегося и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор. Курс состоит из десяти разделов. Кроме основных разделов, предусмотренных программой (авт. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), в рабочую программу включены разделы «Из литературы эпохи Возрождения», «Из европейской литературы эпохи Просвещения» рекомендованные к усвоению примерной программой основного общего образования по литературе, включающие в себя произведения, входящие в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, которых нет в программе для 9 класса данных авторов. Отличительной особенностью изучения литературы на предпрофильном уровне является то, что совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте осуществляется с помощью: использования понятий языка литературоведения, выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др. Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме тестирования, итогового тестирования, контрольных работ, защиты рефератов, сочинений, исследовательских проектов. Содержание программы Раздел I. Введение (1 ч.) В данном разделе обучающиеся знакомятся с такими опорными понятиями как историко-литературный процесс, «сквозные» темы и мотивы, знакомятся с целями и задачами изучения историко-литературного курса в 9 классе. Узнают, что история отечественной литературы – это отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Обучающиеся должны знать: - своеобразие литературных эпох; - национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир литературы; - ведущие темы и мотивы; - основные литературные направления. Обучающиеся должны уметь: - определять темы и мотивы русской классики; - определять литературное направление; - оформлять тезисы; - обобщать свой читательский опыт. Раздел II. Из древнерусской литературы. Данный раздел знакомит с жанровым и тематическим своеобразием древнерусской литературы. Обучающиеся знакомятся с исторической и художественной ценностью памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», его жанром и композицией, фольклорными, языческими и христианскими мотивами и символами в поэме. Обучающиеся узнают опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм. Обучающиеся должны знать: - жанровые понятия и категории древнерусской литературы; - историческую и художественную ценность «Слова о полку Игореве»; - значение «Слова» для русской культуры; - нравственно-патриотическую идею произведения. Обучающиеся должны уметь: - составить устное сообщение на заданную тему; - определять идею произведения; - выявлять психологический параллелизм. Раздел III. Из литературы эпохи Возрождения. В данном разделе обучающиеся знакомятся с особенностями литературы эпохи возрождения, ее проблемами, жанровой тематикой. Узнают основные вежи жизни и творчества У. Шекспира. Знакомятся с главным героем трагедии «Гамлет», с трагическим характером конфликта в произведении. Обучающиеся должны знать: - определение драмы как рода литературы; - определение трагедии как литературного жанра; - историческую эпоху литературы средневековья. Обучающиеся должны уметь: - определять такой жанр произведения как трагедия; - отличить жанр трагедии от других литературных жанров; - аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Раздел IV. Из литературы XVIII века Данный раздел содержит сведения об основных тенденциях развития русской литературы в XVIII столетии, о самобытном характере русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Знакомит обучающихся с вкладом А.Д, Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии, со значением творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова, со своеобразием художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). Дает понятие о теории «трех штилей», классицизме и сентиментализме как литературных направлениях. Обучающиеся должны знать: - литературные направления классицизм и сентиментализм; - теорию «трех штилей»; - идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Обучающиеся должны уметь: - дать определение классицизму и сентиментализму; - определять черты данных литературных направлений в произведениях; - делать письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада или реферата. Раздел V. Из европейской литературы эпохи Просвещения. Данный раздел знакомит обучающихся с представителем европейской литературы эпохи Просвещения И.-В. Гете, с его жизнью и творчеством, с его произведением «Фауст». Обучающиеся должны знать: - представителей европейской литературы эпохи Просвещения; - основные направления, жанровые особенности произведений данной эпохи. Обучающиеся должны уметь: - определять жанр литературного произведения; - выявлять основной конфликт произведения. Раздел VI. Литература первой половины XIX века. Данный раздел знакомит обучающихся с такими опорными понятиями как романтизм, романтическая элегия, баллада, трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог и др. Показывает становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века, влияние творчества европейских поэтов и писателей на русский романтизм; исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Знакомит с важнейшими чертами эстетики романтизма в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского, А.В. Кольцова и др. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. Знакомит с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Обучающиеся должны знать: - основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе; - определение романтизма; - исторические предпосылки русского романтизма; - жанровое и тематическое своеобразие литературы данного периода. Обучающиеся должны уметь: - делать самостоятельный комментарий к поэтическому тексту; - характеризовать особенность сюжета, композиции; - выделять и формулировать тему, идею произведения; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении. Раздел VII. Литература второй половины XIX века. В данном разделе обучающиеся прослеживают развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов; расцвет социально-психологической прозы; лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века. Обучающиеся знакомятся с новым этап развития русского национального театра; с А.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским как двумя типами художественного сознания; с прозой и драматургией А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Обучающиеся должны знать: - нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия; - основные этапы жизни и творчества, изученных писателей; - знать основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе. Обучающиеся должны уметь: - выявлять авторскую позицию; - владеть различными видами пересказа; - выделять и формулировать проблематику изученного произведения; - давать характеристику героям; - писать отзывы и сочинения на прочитанные произведения. Раздел VIII. Литература XX века. В данном разделе обучающиеся знакомятся со своеобразием русской прозы рубежа веков; с драмой М. Горького; с серебряным веком русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм); с многообразием поэтических голосов эпохи; со своеобразием отечественного романа первой половины XX века. Обучающиеся познакомятся с литературный процессом 50—80-х годов; с новейшей русской прозой и поэзией 80—90-х годов. Опорные понятия данного раздела: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство. Обучающиеся должны знать: - литературные направления данного раздела; - поэтические течения литературы XX века; - традиции и новаторство этого периода литературы; - противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. Обучающиеся должны уметь: - воспринимать и анализировать художественный текст; - определять принадлежность произведения к тому или иному литературному течению; - выражать свое отношение к прочитанному; - выявлять авторскую позицию. Виды контроля: - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов - итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать: • образную природу словесного искусства; • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления); • авторов и содержание изученных произведений; • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма. уметь: · прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении; · определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох; · определять идейную и эстетическую позицию писателя; · анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики; · оценивать проблематику современной литературы; · анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей; · различать героя, повествователя и автора в художественном произведении; · осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него; · сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них; · находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет; · выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному; · строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением. |
Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного... С. А. Зинин // Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5—11... | Программа составлена на основе Федерального компонента государственного... Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. –М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2010 к умк для 5-9 классов /Авторы... | ||
Второстепенные члены предложения Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | Название урока Русский язык Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ||
Конспект урока химии в 8 классе Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ||
Урок в 5 классе по русскому языку по теме Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными» Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ||
Рабочая программа по предмету «Литература» Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | Урок русского языка по теме: «Второстепенные члены предложения» Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ||
Зинин С. А., Чалмаев В. А. «Русская литература XX века» Учебник для... Данная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ||
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С. А. Зинин, В. А. Чалмаев (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С. А. Зинин, В. А. Чалмаев (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А.... | Конспект урока по русскому языку в 5-м классе по теме: Обращение. Знаки препинания при обращении Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... |