Управление образования администрации муниципального образования город Новотроицк
| Второстепенные члены предложения
| УРОК русского языка в 5 классе
|
-
Автор
Дудукалова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного автономного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа № 22"
|
| г. Новотроицк
| 2012
|
Краткая аннотация урока Актуальность
Современному обществу требуются инициативные, творчески мыслящие люди, способные актуализировать свои потенциальные возможности и прогрессивно преобразовывать это общество. Поэтому самостоятельность должна стать в современных условиях одной из главных черт личности у подрастающего поколения. Повышению самостоятельности школьников способствует использование в учебно-познавательном процессе проектно-исследовательской деятельности. Научная основа
Урок "Второстепенные члены предложения" входит в систему уроков по изучению синтаксиса и пунктуации простого предложения в 5 классе. На уроке используется метод исследования. Научной основой при подготовке к уроку послужили идеи Абрамовой С.В. "Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку". Инновационная направленность
Использование проектно-исследовательской деятельности в системе моей работы с целью повышения уровня самостоятельности и творческой активности учащихся. Краткая аннотация
Содержание урока "Второстепенные члены предложения" включено в обязательный программный минимум по русскому языку в 5 классе. Для достижения учебной, развивающей и воспитательной целей использованы разные педагогические технологии: игровая, исследовательская деятельность, проблемная ситуация. Так, загадки, эстафета создают определенный эмоциональный настрой у учащихся. Проблемная ситуация и исследовательская деятельность способствуют повышению мотивации к предмету. Работа в мобильных группах воспитывает чувство коллективизма и уверенность в себе. Индивидуальная работа помогает ученикам проявить себя как личностям, а итоговые тестовые задания должны помочь выявить недочеты в усвоении учащимися нового материала. Использованные формы и методы работы в целом помогают развивать у школьников творческую самостоятельность, логические умения, воспитывают любовь к родному языку. Степень распространенности
Урок по русскому языку в 5 классе "Второстепенные члены предложения" был показан на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла.
Тема: "Второстепенные члены предложения" Цели:
1. Повторить признаки второстепенных членов предложения; дать определение каждому второстепенному члену предложения; усвоить, как правильно выделить второстепенный член в предложении;
2. Развивать аналитическое мышление; самостоятельность учащихся;
3. Воспитывать чувство коллективизма. Формы и методы: лингвистический эксперимент, исследовательская деятельность, элементы игровой технологии, работа по:
- составлению опорной схемы, синтаксический разбор предложения;
- фронтальная работа, групповая работа;
- индивидуальная работа, тестовые задания. Оборудование: оформленная доска, шаблоны опорных схем, тесты. ХОД: I. Организационный момент (тема, цели урока). II. Орфографическая разминка:
- отгадайте загадки, ответы запишите. а. Что за чудо в доме нашем?
Ест дрова и кормит кашей. (Печка.) б. Сам верхом, а ноги за ушами. (Очки.) в. В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (Спички.) г. На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)
Какая орфограмма встретилась вам в этих словах? III. Работа по теме "Второстепенные члены предложения"
Цель: повторить известные сведения о второстепенных членах предложения. 1. Лингвистический эксперимент, исследование материала. Отгадайте загадку: "Зверёк грызёт".
Почему вы не можете дать однозначного ответа? Давайте подберём подходящие по смыслу слова, которые помогут нам отгадать загадку, и получившееся предложение запишем:
Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Пила.) Подчеркните главные члены предложения.
Помогли они нам отгадать загадку?
А какие члены предложения помогли это сделать?
Сравните эти два предложения.
Какое из них содержит больше информации? За счёт чего? Вывод: зачем нужны второстепенные члены предложения? Рассмотрите схему предложения: Зверёк грызет
зубастый с визгом дубок Какое слово поясняет подлежащее, а какие - сказуемое? 2. Работа с теоретическим материалом – параграфы 36-39 (стр. 129, 130, 132, 136). Самостоятельно исследуйте материал параграфов , выделите признаки, характерные для второстепенных членов предложения.
Коллективно заполняем первый столбик.
По этим признакам заполните таблицу. Второстепенные члены предложения Таблица № 1
Виды второстепенных членов предложения и их признаки
| Определение
| Дополнение
| Обстоятельство
| Что обозначает?
| Признак предмета
| Предмет
| Место, время, причину, образ действия
| На какие вопросы отвечает?
| Какой? Чей?
| Вопросы косвенных падежей
| Где? Когда? Почему? Как?
| Чем выражено?
| Прилагательное, местоимение
| Существительное, местоимение
| Наречие, существительное с предлогом
| От каких частей речи зависит?
| От существительных
| От глагола
| От глагола
| Как подчёркивается?
|
|
|
|
3. Проверка полученных результатов.
Задание: во время проверки зеленой пастой дописать (или исправить) материал таблицы.
4. Выделите второстепенные члены в записанном предложении-загадке. IV. Закрепление.
Цель: закрепить полученные сведения о второстепенных членах предложения.
1. Упр. 333:
- письменно, вместе;
- разбор предложения по членам.
Белый снег всегда поражает своей белизной. 2. Работа в группах со словарными словами: выражать, поражать, выразительный, поразительный, карнавал, костюм.
Каждой группе предлагается, используя данные слова, составить предложение и разобрать его по членам; после выполнения работы представитель от каждой группы выходит к доске и защищает работу группы.
Индивидуальное задание: разобрать по членам предложение: "Спортсмены поражают нас своими победами". 3. Творческий диктант. (Выполняется в группах).
Распространить предложения второстепенными членами. 1 группа: Прозвенел звонок. Ученики разговаривали. 2 группа: Вошёл учитель. Наступила тишина. 3 группа: Начался урок. Дети слушают. Какова роль второстепенных членов в предложении? Индивидуальное задание: исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.
У Пети смех заразный. Грипп – инфекция заразительная.
Актёр отражал зрителей своим талантом. 4. Физкультминутка – эстафета.
Каждой группе предлагается по 1 предложению (записаны на доске) для разбора по членам. Победит та группа, которая быстрее и правильнее произведёт разбор. 1 группа: На улице моросит нудный дождь. 2 группа: Сегодня Петя уроки приготовил. 3 группа: Мама сварила вкуснейший борщ. 4 группа: Завтра будет отличная погода. V. Итог. Тест.
Цель: выяснить степень усвоения учащимися темы урока. Закончите предложения.
1. Подлежащее и сказуемое – это …
а) главные члены предложения;
б) второстепенные члены предложения;
в) не члены предложения. 2. Второстепенные члены предложения – это …
а) подлежащее и сказуемое;
б) определение, дополнение, обстоятельство;
в) все самостоятельные части речи. 3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ? и выражен прилагательным, то это …
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
г) подлежащее. 4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос КАК? и выражен наречием, то это …
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
г) сказуемое. 5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос КОГО? и выражен существительным, то это …
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
г) подлежащее. 6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются …
а) нераспространёнными;
б) распространёнными;
в) маленькими. 7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются …
а) нераспространёнными;
б) распространёнными;
в) большими.
Взаимопроверка и самооценивание; один из учеников "озвучивает" тест.
VI. Домашнее задание:
- параграф 36;
- для всех – упр. 334 (1-3);
- для сильных – разбор предложений по членам.
|