Второстепенные члены предложения





Скачать 91.89 Kb.
НазваниеВторостепенные члены предложения
Дата публикации17.10.2013
Размер91.89 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Управление образования администрации муниципального образования город Новотроицк


Второстепенные члены предложения

УРОК русского языка в 5 классе







Автор

Дудукалова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного автономного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа № 22"



г. Новотроицк

2012


Краткая аннотация урока
Актуальность

Современному обществу требуются инициативные, творчески мыслящие люди, способные актуализировать свои потенциальные возможности и прогрессивно преобразовывать это общество. Поэтому самостоятельность должна стать в современных условиях одной из главных черт личности у подрастающего поколения. Повышению самостоятельности школьников способствует использование в учебно-познавательном процессе проектно-исследовательской деятельности.
Научная основа

Урок "Второстепенные члены предложения" входит в систему уроков по изучению синтаксиса и пунктуации простого предложения в 5 классе. На уроке используется метод исследования. Научной основой при подготовке к уроку послужили идеи Абрамовой С.В. "Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку".
Инновационная направленность

Использование проектно-исследовательской деятельности в системе моей работы с целью повышения уровня самостоятельности и творческой активности учащихся.
Краткая аннотация

Содержание урока "Второстепенные члены предложения" включено в обязательный программный минимум по русскому языку в 5 классе. Для достижения учебной, развивающей и воспитательной целей использованы разные педагогические технологии: игровая, исследовательская деятельность, проблемная ситуация. Так, загадки, эстафета создают определенный эмоциональный настрой у учащихся. Проблемная ситуация и исследовательская деятельность способствуют повышению мотивации к предмету. Работа в мобильных группах воспитывает чувство коллективизма и уверенность в себе. Индивидуальная работа помогает ученикам проявить себя как личностям, а итоговые тестовые задания должны помочь выявить недочеты в усвоении учащимися нового материала. Использованные формы и методы работы в целом помогают развивать у школьников творческую самостоятельность, логические умения, воспитывают любовь к родному языку.
Степень распространенности

Урок по русскому языку в 5 классе "Второстепенные члены предложения" был показан на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла.


Тема: "Второстепенные члены предложения"
Цели:

1. Повторить признаки второстепенных членов предложения; дать определение каждому второстепенному члену предложения; усвоить, как правильно выделить второстепенный член в предложении;

2. Развивать аналитическое мышление; самостоятельность учащихся;

3. Воспитывать чувство коллективизма.
Формы и методы: лингвистический эксперимент, исследовательская деятельность, элементы игровой технологии, работа по:

- составлению опорной схемы, синтаксический разбор предложения;

- фронтальная работа, групповая работа;

- индивидуальная работа, тестовые задания.
Оборудование: оформленная доска, шаблоны опорных схем, тесты.
ХОД:
I. Организационный момент (тема, цели урока).
II. Орфографическая разминка:

- отгадайте загадки, ответы запишите.
а. Что за чудо в доме нашем?

Ест дрова и кормит кашей. (Печка.)
б. Сам верхом, а ноги за ушами. (Очки.)
в. В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (Спички.)
г. На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Какая орфограмма встретилась вам в этих словах?
III. Работа по теме "Второстепенные члены предложения"

Цель: повторить известные сведения о второстепенных членах предложения.
1. Лингвистический эксперимент, исследование материала.
Отгадайте загадку: "Зверёк грызёт".

Почему вы не можете дать однозначного ответа?
Давайте подберём подходящие по смыслу слова, которые помогут нам отгадать загадку, и получившееся предложение запишем:

Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Пила.)
Подчеркните главные члены предложения.

Помогли они нам отгадать загадку?

А какие члены предложения помогли это сделать?

Сравните эти два предложения.

Какое из них содержит больше информации? За счёт чего?
Вывод: зачем нужны второстепенные члены предложения?
Рассмотрите схему предложения:
Зверёк грызет



зубастый с визгом дубок
Какое слово поясняет подлежащее, а какие - сказуемое?
2. Работа с теоретическим материалом – параграфы 36-39 (стр. 129, 130, 132, 136).
Самостоятельно исследуйте материал параграфов , выделите признаки, характерные для второстепенных членов предложения.

Коллективно заполняем первый столбик.

По этим признакам заполните таблицу.
Второстепенные члены предложения
Таблица № 1


Виды второстепенных членов предложения и их признаки

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Что обозначает?

Признак предмета

Предмет

Место, время, причину, образ действия

На какие вопросы отвечает?

Какой? Чей?

Вопросы косвенных падежей

Где? Когда? Почему? Как?

Чем выражено?

Прилагательное, местоимение

Существительное, местоимение

Наречие, существительное с предлогом

От каких частей речи зависит?

От существительных

От глагола

От глагола

Как подчёркивается?












3. Проверка полученных результатов.

Задание: во время проверки зеленой пастой дописать (или исправить) материал таблицы.

4. Выделите второстепенные члены в записанном предложении-загадке.
IV. Закрепление.

Цель: закрепить полученные сведения о второстепенных членах предложения.

1. Упр. 333:

- письменно, вместе;

- разбор предложения по членам.

Белый снег всегда поражает своей белизной.
2. Работа в группах со словарными словами: выражать, поражать, выразительный, поразительный, карнавал, костюм.

Каждой группе предлагается, используя данные слова, составить предложение и разобрать его по членам; после выполнения работы представитель от каждой группы выходит к доске и защищает работу группы.

Индивидуальное задание: разобрать по членам предложение: "Спортсмены поражают нас своими победами".
3. Творческий диктант. (Выполняется в группах).

Распространить предложения второстепенными членами.
1 группа: Прозвенел звонок. Ученики разговаривали.
2 группа: Вошёл учитель. Наступила тишина.
3 группа: Начался урок. Дети слушают.
Какова роль второстепенных членов в предложении?
Индивидуальное задание: исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.

У Пети смех заразный. Грипп – инфекция заразительная.

Актёр отражал зрителей своим талантом.
4. Физкультминутка – эстафета.

Каждой группе предлагается по 1 предложению (записаны на доске) для разбора по членам. Победит та группа, которая быстрее и правильнее произведёт разбор.
1 группа: На улице моросит нудный дождь.
2 группа: Сегодня Петя уроки приготовил.
3 группа: Мама сварила вкуснейший борщ.
4 группа: Завтра будет отличная погода.
V. Итог. Тест.

Цель: выяснить степень усвоения учащимися темы урока.
Закончите предложения.

1. Подлежащее и сказуемое – это …

а) главные члены предложения;

б) второстепенные члены предложения;

в) не члены предложения.
2. Второстепенные члены предложения – это …

а) подлежащее и сказуемое;

б) определение, дополнение, обстоятельство;

в) все самостоятельные части речи.
3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ? и выражен прилагательным, то это …

а) определение;

б) дополнение;

в) обстоятельство;

г) подлежащее.
4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос КАК? и выражен наречием, то это …

а) определение;

б) дополнение;

в) обстоятельство;

г) сказуемое.
5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос КОГО? и выражен существительным, то это …

а) определение;

б) дополнение;

в) обстоятельство;

г) подлежащее.
6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются …

а) нераспространёнными;

б) распространёнными;

в) маленькими.
7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются …

а) нераспространёнными;

б) распространёнными;

в) большими.

Взаимопроверка и самооценивание; один из учеников "озвучивает" тест.

VI. Домашнее задание:

- параграф 36;

- для всех – упр. 334 (1-3);

- для сильных – разбор предложений по членам.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Второстепенные члены предложения iconТема урока: Второстепенные члены предложения
Показать, как второстепенные члены предложения обогащают нашу речь, научить пользоваться ими в своей речи
Второстепенные члены предложения iconГлавные и второстепенные члены предложения
Главные и второстепенные члены предложения. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты
Второстепенные члены предложения iconПлан-конспект урока главные и второстепенные члены предложения
Тема и номер урока в теме: «Главные и второстепенные члены предложения», урок №9, «Вспоминаем, повторяем, изучаем»
Второстепенные члены предложения iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Второстепенные члены предложения iconСистема работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели...
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Второстепенные члены предложения iconКалендарно-тематическое планирование. 7 Класс
Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический...
Второстепенные члены предложения iconВсего часов
Главные и второстепенные члены предложения. Установление связи слов в предложении
Второстепенные члены предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научить находить в предложениях однородные главные и второстепенные члены предложения. Учить читать предложения с интонацией перечисления,...
Второстепенные члены предложения iconУрок в 8 классе кро по теме «Повторение. Второстепенные члены предложения»
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №19 г. Костромы
Второстепенные члены предложения icon«Повторение и обобщение материала по теме «Второстепенные члены предложения» Цель
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Второстепенные члены предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выпишите предложения с однородными членами предложения. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные...
Второстепенные члены предложения iconТема урока : Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Второстепенные члены предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы
Второстепенные члены предложения iconУрок русского языка по теме: «Второстепенные члены предложения»
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Второстепенные члены предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Двусоставное предложение. Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения iconПамятка к уроку
Существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, суффикс, окончание, прилагательное, глагол, предлог, части речи, части...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск