Этапы урока
| Планируемая деятельность учителя
| Предполагаемая деятельность учащихся
| Методический комментарий
|
Подготовительный этап к восприятию нового материала
| Организация работы над темой урока, целями урока
| Читают тему урока. Ставят цели урока:
Узнаем, что такое обстоятельство, на какие вопросы оно отвечает, для чего нужно в предложении
Научиться находить обстоятельство в предложении, подчеркивать его
Будем учиться грамотно работать над заданиями, слушать друг друга и помогать друг другу
| Тема
На экране 1 слайд «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство».
Учитель : «Какие цели мы поставили в нашей работе?»
Дети учатся осознанно ставить учебные задачи. Это умение помогает формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию, расширять интерес к языку, речевому творчеству. На экране 2 слайд. Цели урока:
Познакомиться с обстоятельством, как второстепенным членом предложения
Научиться выделять в предложении обстоятельство и т.д.
|
Исследовательская деятельность
| Организация работы с рубрикой «Давай подумаем».( учебник с.74)
| Читают задание: сравни предложения
Читают по одному предложению
Дети вернулись домой
Дети вернулись домой из похода
Дети вернулись домой из похода вечером.
| Учитель : « Сегодня, дети, вы снова будете исследователями родного языка. Обратимся к материалу рубрики « Давай подумаем».
Наблюдение за функцией обстоятельства как члена предложения.
3-й слайд на экране:
Дети вернулись домой.
Дети вернулись домой из похода.
Дети вернулись домой из похода вечером.
Предложения из рубрики появляются на экране с целью помочь детям более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса.
|
|
| Обмен мнениями
Во всех предложениях говорится о детях, о том. Что они вернулись домой
Но во втором предложении мы еще узнаем, что дети вернулись домой из похода, а в третьем- вернулись вечером.
Из третьего предложения мы узнаем, что дети были в походе и домой вернулись вечером.
Из третьего предложения мы узнали о детях больше, чем из первого и второго.
Читают: В третьем предложении содержится самая полная и точная информация: куда и когда вернулись дети, где они были.
Наш вывод совпадает с выводом в учебнике.
| Работа ведется с опорой на языковой опыт детей, их умение задавать от одного слова к другому смысловые вопросы.
Учитель:Что общего во всех предложениях? Работа ведется с опорой на языковой опыт детей, их умение задавать от одного слова к другому смысловые вопросы.
Учитель: Итак, мы сравнили предложения. Какой же вывод можно сделать?
Учитель: Прочитайте, что говорят об этом наши авторы.
Дети провели успешно исследовательскую работу и сделали первое открытие.
|
Практическое применение нового материала.
| Организация работы над упражнением 1, с. 74
Организация обсуждения вопроса:
Главными или второстепенными членами предложения являются пропущенные в предложении слова?
Что называют и для чего нужны второстепенные члены предложения?
| Дети читают задания.
Будем учиться дополнять предложения подходящими по смыслу словами для того, чтобы было понятно, о чем в предложении идет речь?
Можем справиться самостоятельно, так как есть вопросы и слова для справок.
Если будет трудно , поможем друг другу или обратимся за помощью к Вам. После выполнения задания дети читают получившийся текст. Второстепенными, так как они дополняют предложение, поясняют его, уточняют .
Они называют, где происходит действие, как происходит.
| Учитель : Мы продолжаем нашу работу, и я предлагаю вам выполнить задания к упр.1
Чему будем учиться, выполняя это упражнение?
Учитель :Как вы считаете, как лучше организовать работу по выполнению задания?
Дети учатся дополнять предложения подходящими по смыслу обстоятельствами с опорой на вопрос и слова для справок. Задание способствует языковому развитию учащихся.
Дети осознают цель и смысл работы, учатся планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, формируют самоконтроль, стремление и умение доказательно объяснить свою точку зрения.
Дети. Быстро справившиеся с заданием, читают самостоятельно материал рубрики « Тайны языка».
Второй вопрос сложный. Учителю необходимо обобщить ответы детей: второстепенные члены предложения указывают, где происходят описываемые в рассказе действия и как эти действия происходят. В предложении эти слова нужны, чтобы пояснить, уточнить действие, называемое сказуемым этого предложения.
|
Игровой момент
| Организация работы с рубрикой «Тайны языка» с. 75
Кто-то рассказывает считалочку.
| Один из детей читает материал рубрики.
Делают вывод: познакомившись с второстепенным членом, который называется обстоятельством, узнали, для чего нужны обстоятельства в предложении.
Знаем, как подчеркивается обстоятельство.
| Учитель просит одного из детей, уже познакомившегося с материалом рубрики, прочитать его для всех.
На экране 4-й слайд:
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
На экране 5-й слайд.Обстоятельство подчеркивается так .-.-.-.-.-
|
Физкультминутка
|
| Она поможет всегда правильно задавать вопросы к обстоятельству.
| Учитель:А для чего нужна считалочка? Сделали еще одно открытие.
|
Закрепление полученных знаний
| Организация работы по закреплению полученных знаний. Выполнение упр.2 с. 75
| Работаем в парах устно, готовятся к выполнению письменного задания. Письменно выполняют задания.
Проверяют свою работу.
Коллективно исправляют ошибку в разборе второго предложения.
Разбирают третье предложение.
Неверно подчеркнуто слово на тополях.
Это обстоятельство. Набухли (где?) на тополях. Поясняет, где происходит действие.
Вывод: дети и учитель успешно справились с заданием. Умеем находить обстоятельство в предложении и подчеркивать его.
| А сейчас нам с вами необходимо закрепить полученные знания. Для этого мы выполним упр.2.
Я предлагаю вам поработать в парах. Дети учатся общению и взаимодействию, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению
Письменное задание для хорошо успевающих детей: выписать лишнюю пару.
Остальные дети записывают ответ на второй и третий вопрос.
После выполнения проверяют себя, сравнив свою работу с записью на доске.
Запись на доске(закрыть)
Вера любит шоколадное мороженое.
На тополях набухли почки.
Дети поедут завтра за город.
Задание помогает развивать контроль и самоконтроль, отстаивать свою точку зрения.
|
Домашнее задание
| Объяснение домашнего задания
| Ответы детей:
Охотник возвратился из леса. Охотник- подлежащее
Возвратился- сказуемое
Возвратился (откуда?) из леса.
| Учитель :Поможет отработать нам это умение упр. 3 на с. 76.
Познакомьтесь с заданием.
Работа с образцом.
Дети работают устно в парах. Необходимо напомнить им, что сначала нужно найти грамматическую основу предложения, а затем задать вопрос к обстоятельству. Это упражнение вы выполните дома.
|
Рефлексия
| Подведение итогов урока
Организация работы с рубрикой «Обрати внимание»
| Дети делают вывод. Опираясь на работу, выполненную на доске:
Обстоятельства обозначают, где происходит действие, когда, почему, с какой целью.
Сравнивают свой вывод с материалами рубрики « Обрати внимание»
| Дети работают в группах.
На доске карточки с записями:
Место действия, время действия, причина действия, цель действия, каким образом совершается действие.
У детей карточки с вопросами:
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
Определить, на какие вопросы отвечают обстоятельства, которые называют.
|