Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку





Скачать 81.63 Kb.
НазваниеПрезентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку
Дата публикации02.08.2015
Размер81.63 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > Литература > Презентация
Тема урока: Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Любовная лирика поэта.

Цель урока:

-познакомить учащихся с жизнью, творчеством Ф.И.Тютчева;

-научить выразительно, читать стихи;

-воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование к уроку: портрет Ф.И.Тютчева, выставка книг, презентация, использование аудиозаписей.

Эпиграф к уроку:

«Мы чтим великого поэта…

Средь брянских круч, лесов, полей,

Где Родина была воспета…

Его стихи – ума Родник:

Он душу одарил сонетом –

Вселенной мыслящий тростник…»

И.Н. Семёнов

Ход урока:

1.Слово учителя:

Поэтом, чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого, по словам Л.Н.Толстого, «нельзя жить», был Фёдор Иванович Тютчев. Наш земляк. Он пришёл в литературу как современник Пушкина, а завершился его творческий путь в пору, когда Л, Толстой, Ф.Достоевский и Салтыков-Щедрин достигли вершины своей славы. Творческая деятельность Ф.И. Тютчева продолжалась без малого 50 лет. Стихи поэта хорошо знакомы вам с детства, хотя далеко не всегда вы помните, кому они принадлежат. Забывая об авторе, вы прекрасно помните такие строки:

«Чародейкою зимою

Околдован лес стоит…. »
«Зима недаром злится,

Прошла её пора….»
Мы хорошо с вами знаем слова, обращённые к убитому А.С.Пушкину:

«Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет…»

А кто из вас не помнит знаменитого тютчевского четверостишия, ставшего известным афоризмом:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить;

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить».

2. Опрос домашнего задания.

Учитель: Вашим домашним заданием было подготовить мини-рефераты на темы:

1.История рода Тютчевых;

2. Детство и юношеские годы поэта;

3. Зрелый возраст.

Чтение рефератов с показом слайдов.

Учащийся 1 :

История рода Тютчевых
Незадолго до Куликовской битвы послан был Дмитрием Донским в Золотую Орду Захарий Тютчев. В переговорах с Мамаем, требовавшим увеличения дани, которую платила ему Москва, Тютчев не смотря на угрозу хана. Бесстрашно отстаивал достоинство московского великого князя. На обратном пути Захарий не побоялся даже разорвать ханскую грамоту, унизительную для Дмитрия, и отослал её клочки в Орду. Молва о смелом поступке Захария принесла этому московскому дипломату 14 века настолько широкую известность, что он стал героем народной сказки.

Захарий Тютчев является родоначальником Тютчевых. Среди его потомков – служилых дворян Московской Руси – было немало воевод. Стольников, стряпчих.

Отец поэтаИван Николаевич Тютчев – унаследовал от родителей подмосковное имение Троицкое и большое благоустроенное поместье в Брянском уезде орловской губернии – село Овстуг.

Иван Николаевич женился на Екатерине Львовне и был вполне счастлив в семейной жизни, боготворил жену и с первых дней совместной жизни уступил ей все бразды семейного правления.
Учащийся 2:

Детство и юношеские годы

В Овстуге, 9 июня 1801 года у Тютчевых родился первенец, Николай, а 23 ноября 1803 года – Фёдор – будущий поэт, в 1805 году родился третий сын – Сергей, в 1806 году –дочь Дарья, в 1809 году – сын Дмитрий, в 1811году - сын Василий. Один за другим в младенчестве умерли трое младших сыновей, поэтому так боялась мать за слабого здоровьем Феденьку, оставшегося для неё самым любимым в семье ребёнком.

Семья Тютчевых была типичной дворянской семьёй того времени. Раннее детство Тютчева протекало в Овстуге.

Фёдор Тютчев не родился поэтом. Среди ближайших родственников у него не было примеров для подражания. Можно сказать, что в семье была неплохая библиотека.

Здоровья Фёдор был слабого, в ребячьих играх участия не принимал и близких друзей детства он не имел, кроме брата. В отличие от Николая, рано начавшего мечтать о военной службе, Фёдор плохо представлял себе своё будущее.

Дома Тютчев воспитывался в «страхе божьем» и «преданности престолу».

Мирный и несколько чинный распорядок жизни тютчевского дома был нарушен Отечественной войной 1812 года. Приближение французов к Москве вынудило Тютчевых покинуть столицу и выехать в Ярославль, где они оставались до конца войны. Троицкое было разграблено неприятелем. Первое лето после изгнания французов из Москвы Тютчевы провели в Овстуге.

Первоначальное образование Феденька Тютчев получил дома. Его первым учителем и воспитателем был молодой поэт Семён Егорович Амфитеатров, в литературе известен под фамилией Раич. Семён Егоров позднее скажет о Тютчеве: « Года через три он уже был не учеником, а товарищем моим».

22 февраля 1818 года одно из стихотворений Тютчева было прочитано известным поэтом, критиком, профессором Московского университета Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности.

Неделю спустя, 30 марта, Общество почтило четырнадцатилетнего юношу званием сотрудника.

В 1819 году Тютчев поступил в Московский университет на словесное отделение. На втором курсе университета Тютчеву исполнилось 17 лет. Из молоденького угловатого мальчика он незаметно превратился в стройного миловидного юношу, появились новые знакомые, друзья. Блеснул и первый лучик юношеской любви.

Так получилось, что весной 1821 года юноша всё чаще стал обращать внимание на черноокую, румяную дворовую девушку Ксюшу Кругликову. Двумя годами моложе Фёдора, она также всё чаще останавливала свой взгляд на молодом барине. И хотя у Тютчевых зачастую были самые дружелюбные отношения с дворовыми людьми, они стеснялись оказаться вместе на виду у многих глаз. Это было первое увлечение женщиной.

В 1812 году по наставлению матери, Тютчев решил досрочно окончить университет. И это у него получилось. Через 3 недели после своего восемнадцатилетия, Фёдор Тютчев держал в руках новенький аттестат об окончании Московского университета «в степени кандидата Отделения словесных наук».
Ученик 3:

Зрелый возраст
В начале 1822 года Тютчев был отправлен в Петербург, на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Но в июне месяце того же года его родственник граф А.И.Остерман-Толстой посадил его с собой в карету и увёз за границу, где и пристроил сверхштатным чиновником к русской миссии в Мюнхене. Это был самый решительный шаг в жизни Тютчева, определивший всю его дальнейшую участь. 22 года провёл Тютчев вне России, лишь изредка приезжая на родину в отпуск.

Заграничный период – период исключительной важности в духовном и творческом формировании Тютчева.
Учитель: Одной из центральных тем в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страсти, трагедий. Разочарований.
Ученик: 5 марта 1826 года Тютчев женился на вдове Элеоноре Питерсон, урожденной графине Ботлер, хотя незадолго до женитьбы был увлечён Амалией Ленхенфельд, которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом: « Я встретил Вас – и всё былое…»
Учитель: Есть два самых известных русских любовных стихотворений, ставших классическими романсами. Первое, полное мужского благородного великодушия по отношению к ушедшей любимой женщине, принадлежит, конечно же, А.С. Пушкину «Я вас любил: любовь ещё, быть может…».

А второе написано на закате жизни Фёдором Ивановичем Тютчевым: «Я встретил вас – и всё былое…».

Я хочу, чтобы вы послушали эти два замечательных романса.

Стихотворение «Я встретил вас – и всё былое», действительно посвящено баронессе Амалии Крюденер, внебрачной дочери прусского короля, сестре русской царицы, знаменитой в Европе красавице. Эта женщина трижды мелькнула в жизни Тютчева:

первый раз как увлёкшее беззаботное создание в Мюнхене, второй раз как величественная и очень влиятельная дама в Петербурге ( за ней ухаживал император Николай I и Пушкин), третий раз как одна из последних посетительниц умирающего поэта.

Ученик продолжает чтение реферата:

В 1829 году у Тютчевых родилась дочь Анна.

В 1834 году - дочь Дарья.

В1835 – дочь Екатерина.

В 1837 году состоялось назначение Тютчева на пост старшего секретаря русской миссии в Турине. Через 10 месяцев в Турин приехала Элеонора с детьми. В Турине Тютчевы оказались в крайне стеснённом материальном положении. Переутомление, простуда и сильное нервное потрясение (пожар на пароходе, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию), от которого так и не могла оправиться Элеонора Тютчева, сломили её и без того хрупкое здоровье.

27 августа 1838 года она умерла. Смерть жены страшно потрясла поэта: «Тютчев, проведя ночь у гроба жены, поседел от горя».

Позднее в 1839 году Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг.

Учитель: я давала индивидуальное задание мальчикам – выписать несколько строк из писем Тютчева о своих жёнах: Элеоноре и Эрнестине. Чтение писем.

Ученик продолжает читать реферат:

В 1841 году Тютчев по собственному прошению был исключён из списка чиновников Министерства иностранных дел и лишился своего звания. После своего увольнения Тютчев несколько лет продолжает оставаться в Мюнхене.

В 1840 году у Тютчевых рождается дочь Мария.

В 1841 году – сын Дмитрий.

В 1846 году – сын Иван.

В 1844 году Тютчев с семьёй переезжает в Петербург.

В первые годы по возвращении из заграницы связи Тютчева с русской литературной жизнью оказываются ещё менее заметными, чем в бытность его на чужбине. За 10 лет (с1841 по 1849) им не было напечатано ни одного стихотворения.

С 1 февраля 1848 года Тютчев занимал должность старшего цензора при Министерстве иностранных дел. В его обязанности входил просмотр газетных статей и заметок по вопросам внешней политики.

Учитель:

Ребята, на доске вы видите 4 женских имени. О трёх из них вы уже рассказали, а о четвёртом - Елене Денисьевой - расскажу я вам.

Когда Тютчеву было 47 лет, началось его любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом.

Давайте вспомни, что такое цикл?

(Цикл – это группа стихотворений, посвящённых одному лицу, объединённых общей мыслью и темой)

Денисьевский цикл – это вершина любовной лирики Тютчева. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и тремя детьми до смерти Денисьевой. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.

Я хочу вам немного прорекламировать одну из книг нашей выставки. Автор этой книги Метельский, называется она «Заря вечерняя. Повесть о последней любви Тютчева».

Чтение учащимися наизусть стихов Денисьевского цикла:

«О, как убийственно мы любим…»(Это стихотворение – история любви с самого её первого зарождения до отречения);

«Последняя любовь» ( Это стихотворение о последней любви поэта, ею была Елена Денисьева);

«Весь день она лежала в забытьи» ( Это предсмертное стихотворение, так как Денисьева была больна)

«Накануне годовщины 4 августа 1864 года» ( Это стихотворение-мольба. У Тютчева целый цикл стихотворений памяти Денисьевой ).

Слово учителя о последних годах жизни поэта.

После смерти Денисьевой поэт выезжает за границу. Но в 1865 году возвращается на Родину. И вернулся он к новым могилам: 2 мая 1865 года умерла от чахотки 14-летняя дочь Тютчева и Денисьевой – Елена, на другой день скончался от этой же болезни их годовалый сын Николай.

В 1866 году – умерла мать Тютчева.

В1870 году умирает старший сын поэта Дмитрий и единственный брат Николай.

В 1872 году умирает от чахотки дочь Тютчева – Мария.

4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой руки и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли.

1 января 1873 года случился первый удар, парализовавший всю левую половину, потом последовал второй.

15 июля 1873 года Фёдор Иванович Тютчев умер.

18 июля гроб с телом поэта был перевезён из Царского села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Подводя итог урока, я хотела бы прочитать стихотворение Игоря Северянина «Последний луч златого века»

Последний луч златого века,

Искатель дерзкий бытия глубин,

Борец с тупым насилием дубин.

Певец чувств – мыслей человека,

В стихах – мудрей софиста-грека,

Смелей в проектах, чем царей гордынь.

Творец Руси духовности твердынь,

Когда без вер мир стал калека,

Провидец гиблых войн и катастроф,

Любви ревнитель и свободы.

Всех глубже тайны внял природы –

Нас приобщил к ним красотою строф:

Ум к мирозданью сделал чутче

Поэт великий русский Тютчев.

Домашнее задание.

Выставление оценок по оценочному листу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconПрезентация с кадрами последствия ядерных катастроф Выступление информационной...
Читает эпиграф к уроку. Демонстрирует последствия Чернобыльской катастрофы, аварии на атомной станции в Фукусиме
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. Оборудование: использование цор – авторская презентация к уроку, компьютер, проектор, экран, тестовые задания ( приложения №1...
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconУрок английского языка в 9 классе по теме «Путешествие способ познания мира»
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись песни «Титаник», презентация учащихся
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Материалы к уроку: 1) презентация по уроку, 2) фильмы по теме урока, 3) описание сайтов по категориям (на бумаге или в файлах)
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconУрока Проценты Тип урока урок закрепления пройденного материала
Оборудование и материалы к уроку: презентация, составленная к уроку в программе PowerPoint, компьютер с проектором, экран, лист оценивания,...
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Материалы и оборудование к уроку: презентация, конспект урока, карточки с практической работой, файл с решением задач по теме (для...
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эпиграф к уроку: Вы можете сказать об идеалах нации, судя по их рекламе. У. Дуглас
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconУчебно-методический комплекс
Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б. Брехт
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эпиграф к уроку: «Займите место и положение, подобающие вам, и все признают это»
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconТема урока: Д. Н. Мамин -сибиряк «Приёмыш»
Учебные материалы: Учебник «Литературное чтение» ( 3 класс, авторЛ. А. Ефросинина), толковые словари, презентация Д. Н. Мамина- сибиряка...
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconКонкурс «Учитель года 2013»
Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б. Брехт
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconВопросы: Дайте определение понятия уравнение
Слайд Учащиеся читают эпиграф к уроку: «Посредством уравнений, теорем я уйму всяких разрешил проблем…». Чосер, английский поэт средних...
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconУрок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания»
Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б. Брехт
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconУрок по технологии: «Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание»
Эпиграф к уроку: «Не то золото, что дорого и блестит, а то золото, что руками мастера создано»
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconОткрытый аттестационный урок учителя информатики моу «сош №41» г....
Эпиграф к уроку: То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем – бесконечно. (П. Лаплас)
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эпиграф к уроку: «Не то золото, что дорого и блестит, а то золото, что руками мастера создано»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск