Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)»





НазваниеПрограмма дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)»
страница1/4
Дата публикации08.03.2016
Размер0.53 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3   4
Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Институт гуманитарных наук
Кафедра зарубежной филологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ПРАКТИКУМОМ

(ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ)


ООП 032700 – Филология (бакалавриат, зарубежная филология)

Институт гуманитарных наук

Курс 1, семестр 2

Москва 2011

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной филологии, протокол № ___ от «___» ______________ 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.
Составитель

доцент, кандидат филологических наук ____________________

Чеснокова Татьяна Григорьевна
Рецензент

профессор, доктор филологических наук _____________________

Гиленсон Борис Александрович

Заведующий кафедрой


профессор, доктор филологических наук, доцент _______________

Огуречникова Наталья Львовна
Часть I

Программа дисциплины

Пояснительная записка
Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 года.

Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины – изучение условий, закономерностей, этапов литературного процесса в средние века и эпоху Возрождения на примере западноевропейской модели литературного развития; формирование необходимых студенту-филологу знаний, умений, компетенций, определяемых содержанием дисциплины.

Задачи дисциплины:

- представить в наиболее полном, систематизированном и удобном для восприятия объеме современные концепции развития зарубежной литературы Средневековья и Ренессанса;

- сформировать у студентов углубленные теоретические представления о культурных основах и типах литературного сознания, соответствующих историко-литературным эпохам Средневековья и Возрождения;

- передать необходимые знания о литературно-художественных системах названных эпох, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства; об эволюции жанровых и стилевых систем;

- сформировать представление о творческих индивидуальностях наиболее выдающихся авторов изучаемого периода, эволюции их творчества, важнейших произведениях;

- научить грамотному литературоведческому анализу произведений указанных эпох в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей материала.

Место дисциплины в ООП и ее межпредметные связи

В соответствии с учебным планом дисциплина изучается во втором семестре (1 курс бакалавриата). Общий объем дисциплины – 108 часов, из них 36 часов отводится на лекции, 18 часов – на практические занятия, 54 часа – на самостоятельную работу.

Как составная часть предметного цикла «История мировой литературы» дисциплина является необходимым звеном в изучении мирового литературного процесса. Она тесно связана с курсами истории античной литературы (1 семестр) и зарубежной литературы XVII – XVIII веков (3 семестр). Условием успешного освоения дисциплины является соотнесение анализируемого материала с теоретическими понятиями, проблемами и методами, представленными в рамках курса «Введение в литературоведение» (2 семестр). Знания, умения, навыки, приобретенные в процессе изучения дисциплины «История мировой литературы (зарубежная литература средних веков и Возрождения)» могут быть использованы при подготовке курсовых и дипломных работ по зарубежной литературе указанного периода.

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся

Студент, приступающий к изучению дисциплины «История мировой литературы (зарубежная литература средних веков и Возрождения)», обязан в полном объеме освоить материал курса истории античной литературы. Он должен иметь представление о специфике, закономерностях и этапах развития литератур Древней Греции и Рима, о литературных персоналиях и памятниках античности, знать и уметь анализировать литературные произведения греко-римской классики и выявлять их связи с произведениями последующих эпох. Необходимым требованием к первоначальному уровню подготовки является также знание важнейших терминов и понятий, используемых для характеристики литературного процесса и произведений словесности в школьном обучении и на начальном этапе освоения курса «Введение в литературоведение».

В соответствии с ФГОС ВПО дисциплина ориентирует учащегося на следующие виды профессиональной деятельности:

- научно-исследовательскую;

- педагогическую;

- проектную;

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения курса студент должен

- знать основные положения и концепции в области истории зарубежной литературы средних веков и Возрождения; принципы периодизации литературного процесса изучаемой эпохи; основные подходы к изучению жанровых систем, стилевых особенностей и направлений в литературах Средневековья и Ренессанса; крупнейшие достижения в дантологии, шекспироведении, сервантистике и т.п.;

- уметь применять полученные историко-литературные знания в анализе литературного произведения, а именно: характеризовать изучаемый текст с точки зрения времени его создания; региональной и языковой принадлежности; места в жанровой системе/подсистеме средневековой или ренессансной словесности; связи с направлениями и художественными стилями эпохи; отношения к категории авторства; места в творческой биографии писателя, истории создания и т. п.

- владеть современными методами поэтологического и сравнительно-литературоведческого анализа применительно к произведениям изучаемо периода, в том числе: анализировать историко-литературный контекст, композицию, сюжет, конфликт, систему персонажей и/или образную систему произведения, его языковые и метрические особенности (в зависимости от жанра); прослеживать генетические и типологические связи.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

в научно-исследовательской деятельности:

- способность применять полученные знания в области теории и истории <…> литературы <…> в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

- владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

в педагогической деятельности:

- способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по <…> литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9);

- готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11);

- в проектной деятельности:

- владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15).
Распределение тематических разделов дисциплины по семестрам и форма итогового контроля
Дисциплина в полном объеме (введение и два основных раздела) осваивается в течение одного семестра (2-й семестр, первый курс). В целях проверки и оценки итогового уровня знаний в конце семестра проводится устный зачет (по билетам). Для студентов, набравших необходимый для освоения дисциплины минимум баллов в течение учебного семестра, устный зачет не является обязательным. В этом случае итоговая оценка складывается из суммы баллов за основные виды работ, предусмотренных технологической картой дисциплины, при условии, что все работы выполнены в рекомендованные сроки (указываются во 2-й части УМКД).
Содержание дисциплины
1. Введение. Литература и культура Средневековья и Ренессанса: общая характеристика
Теоретические проблемы изучения культур далекого прошлого. Понятие диалога культур (М.М. Бахтин). История литературы и историческая поэтика. Принципы «макропериодизации» мирового литературного процесса в современной исторической поэтике (Э. Курциус, С.С. Аверинцев, С.Н. Бройтман и др.): содержание понятия «рефлективного традиционализма» (С.С. Аверинцев) в сопоставлении с «дорефлективным традиционализмом» и «антитрадиционализмом». Место средневековой и ренессансной художественной словесности в стадиальном развитии мировой словесно-художественной культуры.

Региональный принцип бытования и развития письменной словесности в средневековую эпоху. Значение языка и письменных систем для классификации письменных памятников Средневековья. Рефлективно-традиционалистский характер средневековых литератур. Содержание и значение понятия «древность» как образцового культурного прошлого применительно к разным регионам в периоды Средневековья и Возрождения. Репрезентативность западноевропейской модели литературно-художественного развития с учетом складывания основных историко-культурных определений эпохи на западноевропейской почве. «Продолженный» характер средневекового развития письменной художественной словесности за пределами европейского Запада.

Проблема восточных и средневековых западноевропейских «ренессансов», их отличие от европейского Возрождения как культурной эпохи. Уникальность и универсальность исторического содержания ренессансной культуры на Западе. Обращение к классической древности как фактор становления национальных литератур и как альтернатива их развитию в эпоху Ренессанса.
Раздел 1. Западноевропейская литература средних веков

2. Средневековая литература европейского Запада: истоки, типологическое своеобразие, принципы изучения
Западноевропейская «модель» и географические рамки курса. История термина «средние века», «средний век» (medium aevum). Современная трактовка понятий «средние века», «Средневековье».

Античность, христианство и «варварство» как важнейшие источники и элементы средневекового культурного синтеза. «Средиземноморская» и «варварская» модели формирования средневековых институтов в Западной Европе. Преемственность и отталкивание в отношении к античной литературе и культуре. Влияние ближневосточной и варварской культур на художественный облик Средневековья и судьба «рефлективного традиционализма» в средние века. Особенности средневековой модели мира. Дуализм и иерархичность. Отношение к жизни и смерти, категориям страха и надежды, концепция Бога и человека. Роль христианской церкви и земледельческих культов в формировании средневековых представлений о времени и пространстве. Эстетические представления в средние века. Роль христианства и неоплатонизма в их формировании. Красота как проявление блага. Средневековые традиции толкования Библии (библейской экзегезы) и их влияние на эстетические и теоретико-литературные представления эпохи, на литературную практику. Роль иносказания в восприятии и порождении литературного текста в средние века.

Особенности трансформации «риторического принципа» античной культуры в эпоху Средневековья. Объем понятия «литература» в переходный период, критерии литературности. Этапы развития средневековой словесности: периоды раннего, зрелого и позднего Средневековья. Изменение жанрового состава средневековой литературы на протяжении ее существования, неустойчивость принципов жанровой классификации литературных памятников. Соотношение категорий авторства, жанра и стиля в средневековой литературе. Литература и искусство: «большие» стили средневекового Запада в литературе (романика, готика). Концепция «долгого Средневековья» на Западе и ее значение для современной науки. Средние века и Ренессанс, Средние века и Новое время (проблема соотношения): эпоха, приходящая на смену «Средневековью».
3. Латинская литература: от античности к раннему Средневековью
Истоки христианской литературы в период античности. Новый завет как литературный памятник: состав, жанровые, языковые и стилевые традиции, «авторитет» как архаический аналог «авторства» в библейских текстах. Перевод Библии на латинский язык Иеронимом (Vulgata), его значение для западноевропейского Средневековья. Понятие патристики. Основные этапы: апологеты, классическая патристика, поздняя патристика (систематизация церковного вероучения). Синтез античных и христианских традиций в литературном творчестве Августина Блаженного. Жанровое своеобразие и стиль «Исповеди»: жанровые черты греческой диатрибы и “confessiones” – публичного покаяния и исповедания веры в раннехристианских общинах. Соотношение биографического, дидактического и догматического начал в «Исповеди» Августина; сплав античной риторики и библейского стиля. Психологизм Августина: диалектика личного и общего, человеческого и божественного. Августин у истоков «исповедальной» жанровой традиции в западноевропейской литературе.

Общее представление о клерикальной литературе. Агиография (житийная литература): формирование житийного канона, его основные особенности. «Житие Алексея, человека Божия» как ранний образец средневековой агиографии. Духовные стихи: проблема перехода с латыни на народные языки.

Светская латинская литература раннего Средневековья: античность и традиции «школьной» словесности Средневековья. Каролингское возрождение: академия Карла Великого; ее истоки и основные задачи. Отражение каролингского возрождения в литературе (возрождение античных жанров, подражание классическому стилю, важнейшие персоналии). Оттоновское возрождение: «драмы» Хротсвиты Гандерсгеймской («христианский Теренций»). Своеобразие средневековых «ренессансов», их отличие от «большого» Ренессанса в культуре Западной Европы.
4. Эпос раннего европейского Средневековья
Стадии развития эпической словесности (по Е.М. Мелетинскому). Понятия архаического и классического эпоса. Прозаический кельтский эпос: ирландские саги (скелы), своеобразие их жанровой формы. Происхождение саг, их исполнители и основные циклы. Соотношение героических и сказочно-мифологических (фантастических) элементов в ирландских сагах. Уладский цикл: воплощение героических идеалов в образе Кухулина. Женские образы в кельтском эпосе.

Эпос германских народов. Англосаксонский эпос: поэма «Беовульф». Происхождение и время создания поэмы. Соотношение мифа и истории, христианства и язычества в мировоззрении и содержании произведения, своеобразие героического идеала в англосаксонском эпосе (мир с точки зрения дружинной среды). Смысл финала. «Старшая Эдда»: история рукописи, происхождение отдельных сюжетов, состав памятника. Мифологическая модель мира в песнях о богах. Образы богов-асов (Один, Тор, Локи): своеобразие интерпретации божественного начала, антропоморфизм. Эсхатологические мотивы. Дидактика («Речи Высокого»). Героические песни «Эдды»: циклы о Сигурде и Гьюкунгах. Тема судьбы и причины гибели героев. Образ Гудрун как «воплощенной преданности роду» (А. Гуревич). Общая характеристика раннего стихотворного эпоса германских народов: разнообразие жанровых форм (от краткой песни до эпопеи), универсализм содержания, использование кеннингов. Понятие об аллитерационном стихе. Архаические приемы в «Старшей Эдде» (тулы).

Скандинавский прозаический эпос. Исландские саги. «Универсальность» жанровой формы саги. Разновидности саг в исландской литературе («саги о древних временах», «саги об исландцах» и т. п.), различие их повествовательного материала. Родовые саги («саги об исландцах»). Отражение в них общественной структуры и норм жизни исландской архаической демократии. Черты постклассического эпоса в родовых сагах (Е.М. Мелетинский). Понятие «века саг»: «недавнее прошлое» как предмет изображения. Понятие «синкретической» правды саг (М.И. Стеблин-Каменский): отсутствие разрыва между исторической и художественной правдой. Сюжетообразующий характер мотива кровавой распри. Герой как представитель рода. Принципы передачи внутренних переживаний: «симптоматическое» изображение чувств (А.Я. Гуревич). Элементы христианства и язычества, вера в судьбу, отношение к смерти и обычаю кровной мести. Общие особенности композиции саг, своеобразие и функции стихотворных вставок. «Сага о Ньяле»: причины ее популярности. Сюжетная структура и композиция. Образы. Исторический фон. Тема судьбы. Отличие хронотопа (художественного времени-пространства) саг от хронотопа эддических песен, «многофигурность» композиции первых. Сопоставление тулы в эддической поэзии и родословной героя в саге.
5. Эпос зрелого европейского Средневековья.
«Историзация» эпоса на романской почве. Исполнители эпических песен во Франции и Испании (жонглеры, хуглары). Циклы французских «песен о деяниях», их тематика, художественное строение. Эпическая картина мира: деление мира на «своих» и «чужих», типы эпических героев. «Песнь о Роланде» – вершина французского героического эпоса. Историческая основа, сюжет, конфликт, образы. Мотив героической «безмерности» и причины гибели центрального героя. Поэтика и стилистика «Песни о Роланде». Испанский героический эпос: этапы формирования и развития. «Песнь о моем Сиде»: соотношение исторической «правды» и вымысла, близость героической эпохи (реконкиста) эпохе создания эпоса. Способы изображения «своих» и «чужих», «демократизация» центрального образа, ослабление эпической гиперболизации. Немецкий эпос зрелого Средневековья: «Песнь о Нибелунгах». Источники сюжета и теории происхождения поэмы. Способы художественной организации материала и своеобразие сюжетных мотивировок: сопоставление с героическими песнями «Старшей Эдды». Композиция поэмы: художественно-стилевое своеобразие ее частей, понятие «авентюры». Хронотоп. Образы: соотношение стабильности и изменчивости. Отношение к героическому идеалу в зрелом немецком эпосе. «Романизация» немецкого эпоса. Метрическая организация поэмы (использование рифмы, кюренбергова строфа).
6. Куртуазная лирика и рыцарский роман в литературе европейского Средневековья
Соотношение понятий «куртуазный» и «рыцарский». Куртуазная лирика: происхождение, устойчивая модель мира («куртуазный универсум»). Жанровый принцип в поэзии трубадуров. Происхождение и структурные особенности жанра трубадурской песни (кансоны). Другие жанры куртуазной лирики (тенсона, партимен, альба, серена, пасторела/пастурель, сирвента, плач, дескорт и др.). Языковая и художественная специфика лирики трубадуров, труверов, миннезингеров. Причины угасания традиций куртуазной лирики в Провансе. Куртуазные традиции в творчестве поэтов Предвозрождения, Возрождения, романтизма и символизма. Происхождение средневекового романа. Эпос, роман, сказка: соотношение и взаимодействие жанров. Роль средневековой лирики в становлении рыцарского романа. Циклы средневековых романов: античный, бретонский, византийский. Жанровое своеобразие бретонских лэ: лэ Марии Французской. Легенда и роман о Тристане и Изольде. Происхождение сюжета, старейшие версии, своеобразие конфликта, концепция любви, мотив любовного напитка, хронотоп. Сближение поздних версий романа с сюжетами артуровского цикла. Классическая модель бретонского романа в творчестве Кретьена де Труа («Ивейн», «Эрек и Энида»). Сюжетно-композиционная структура романов, конфликт куртуазных и рыцарских ценностей, способы гармонизации конфликта. Хронотоп. Выход за рамки классической артуровской модели в «Персевале» Кретьена. Философская насыщенность сюжета о Граале в романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль».
7. Латинская литература зрелого Средневековья
Расцвет философской схоластики и философско-исповедальная проза: «История моих бедствий» Пера Абеляра. Своеобразие средневекового свободомыслия Абеляра. Темы любви и славы. Соотношение исповеди и «жития», жизненного казуса и литературного «общего места». «История» Абеляра и ее место в исповедальной традиции европейской литературы Средневековья и Нового времени.

Развитие школьной латинской поэзии и отделение поэтики от грамматики. Спор об artes и auctores: противопоставление нормативно-рационалистического и субъективно-подражательного принципов в поэзии. Первые латинские поэтики Средневековья (Матвей Вандомский и др.). Их нормативно-риторический характер.

Светская лирика вагантов. Значение слов «ваганты», «голиарды», эволюция понятия «бродячего клира» в связи с культурным переворотом XII в. «Низовой» характер вагантской лирики. Отношение к авторству. Наиболее известные сборники («Буранская рукопись» и др.). Крупнейшие творцы вагантской поэзии (Гуго Примас Орлеанский, Архипиита Кельнский, Вальтер Шатильонский), своеобразие их творческой манеры. Основные темы (любовная, сатирическая) и жанры вагантской лирики. Особенности стиля и метрики: смешение античных и церковно-библейских традиций. Своеобразие средневековой пародии (на материале литературного творчества вагантов). Мотивы церковно-богослужебного «карнавала» в поэзии вагантов.

Происхождение средневековой драмы: связь с церковным обрядом и «богослужебным карнавалом». Литургическая и «полулитургическая» драма.
8. Городская литература Средневековья

Средневековый город как перекресток разных типов культур. Малые повествовательные жанры. Фаблио и шванк. Теория полигенезиса повествовательных жанров. Модель мира в фаблио. Элементы сатиры и пародии, их важнейшие объекты. «Роман о Лисе» как образец животного эпоса. Связь с античной басней и восточной повестью. Многослойность и «многоформность» жанра (Г.К. Косиков). Пародирование героического эпоса и куртуазного романа в «Романе о Лисе». Городская аллегорическая поэма (аллегорический роман): «Роман о Розе» Гийома де Лорриса и Жана де Мёна. Метод сплошной аллегоризации и форма видения, кодификация куртуазного кодекса в первой части романа. Изменение концепции любви во второй части произведения. Элементы сатиры (образ Лжевида). Традиции городской аллегорической поэмы в «Книге благой любви» Хуана Руиса. Синтез поэтических размеров и жанров в произведении: основное повествование, новеллы, апологи, поучения и молитвы. Взаимодействие городской литературы и рыцарской: различие между пародированием и сатирическим изображением рыцарских ценностей, мотив несовместимости рыцарских идеалов и бытовой действительности. Повесть Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт». Выражение широких религиозно-демократических взглядов в форме городской аллегорической поэмы: «Видение о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда. Карнавал в жизни средневекового города. Язык телесных символов в карнавальной культуре. Понятие карнавального смеха: его «всеобщность», «универсальность» и «амбивалентность» (по М.М. Бахтину). Вклад карнавальной культуры в литературу и искусство Средневековья и Возрождения. Развитие городской драмы. Драматургия жонглеров (Адам де ла Аль, Рютбёф): разграничение комического и серьезного, жанры «игры» и «чуда» (миракля). Зрелая городская драма позднего Средневековья, ее жанровый состав: мистерии, моралите, миракли, фарсы, соти, интермедии, фастнахтшпили (соотношение «серьезных» и «комических» жанров).
9. Литература и культура позднего Средневековья и Предренессанса. Творчество Данте Алигьери
Общая характеристика позднесредневековой культуры. «Осень Средневековья» в интерпретации Й. Хейзинги. Тенденция к фиксации лирических форм (национальные различия). Тенденции к обобщению, систематизации, классифицированию в литературе. Предвозрождение как часть позднесредневековой культуры. Ученая поэзия позднего Средневековья: основные направления и школы, их национальное своеобразие. Поэзия «нового сладостного стиля» в Италии: переосмысление традиций сицилийской школы, философская основа лирики, своеобразие поэтического языка. Канцона Гвидо Гвиницелли «В благородном сердце всегда пребывает любовь» как манифест новой поэтической школы: функции научно-философского языка, символика света, образ донны, мотив «благородного сердца» и любви-благодати. Творчество Гвидо Кавальканти и его роль в развитии стильновизма. Канцона Кавальканти «Донна просит меня»: интеллектуальная трактовка любви, соотношение любви и страсти, терминологичность и аллегоризм поэтического языка (олицетворения «духов» и чувств). Данте как представитель «нового сладостного стиля». Поздний стильновизм (Чино да Пистойя, Лапо Джанни и др.), влияние позднего стильновизма на Петрарку.

Данте. Основные этапы жизни и творчества. «Новая жизнь»: жанровое своеобразие, художественная организация и состав книги, принципы отбора лирических текстов (сонетов и канцон), связь с предшествующей традицией, концепция любви. Обсуждение статуса народного языка, проблемы философского познания и идеального политического устройства в трактатах Данте («О народном красноречии», «Пир», «О монархии»). «Божественная комедия» – итог развития средневековой духовной культуры и художественной словесности. Проблема выхода средневековой культуры за собственные пределы. Жанровая уникальность «Божественной комедии»: «Комедия» и средневековые видения, «Комедия» и античный эпос. Единство композиционного плана поэмы и воплощенной в ней концепции мира, человека и Бога. Космография и космология «Божественной комедии», способы художественной организации времени и пространства. «Магистральные темы» «Комедии» (М.Л. Андреев) и их пересечение в образе Данте – поэта и «человека». Концепция человеческой природы и образы поэмы. Тема Флоренции и Италии. Аллегоризм и многоуровневая система смысловой организации произведения. Концепция поэтического творчества в «Божественной комедии»: поэзия как свидетельство истины и поэзия как вымысел. Поэтика и стиль «Комедии». Данте о содержании и стиле «Комедии» (письмо к Кан Гранде делла Скала). Данте и мировая культура. Русские поэты и писатели о Данте.

Школа Гильома де Машо – Эсташа Дешана: «рторизация» поэзии, особенности теоретической рефлексии. Поэзия Франсуа Вийона: жанровый состав, связь с существующей поэтической традицией. Проблема авторского «голоса», лица и маски в лирике Вийона. Средневековая поэтическая система как объект пародии. Черты готического стиля в творчестве поэта. Школа «великих риториков» во Франции: ее значение для поэзии Ренессанса (положительное и отрицательное). Школа маркиза де Сантильяны в Испании. Мастера «низкого» (комического) стиля в литературе позднего Средневековья: Чекко Анджольери (Италия), Джон Скелтон (Англия). Формирование малых лиро-эпических жанров в испанской и английской поэзии (романсы, баллады). Обретение ими литературного статуса на рубеже Средневековья и Ренессанса.

Развитие малых повествовательных жанров. «Предновеллистические» сборники позднего Средневековья («Новеллино», «Пятнадцать радостей брака», «Граф Луканор» Хуана Мануэля): способы организации материала, национальное своеобразие. Взаимодействие литературы и фольклора. Творчество Джеффри Чосера: жанровый состав, метрическое новаторство. «Кентерберийские рассказы» Чосера как энциклопедия средневековых жанров и стилей. Связь между рассказами и обрамлением. Стилевая разноголосица и многообразие повествовательных «точек зрения». Зависимость художественной формы рассказа от нравственной позиции и сословного положения рассказчика. Своеобразие концепции жанра и стиля в сопоставлении с «Декамероном» Боккаччо.

Рыцарский роман в литературе позднего Средневековья. Тенденции к прозаизации и циклизации романов. Сближение романа с эпосом на английской почве. Стихотворный роман «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» и аллитерационное возрождение в Англии. «Смерть Артура» Томаса Мэлори как итог средневековой артуровской традиции. Проблема внутреннего единства памятника и переработка источников в романе Мэлори. Ослабление куртуазной проблематики. Эпическая концепция судьбы. Образ Ланселота как идеального рыцаря. Своеобразие трактовки любовной темы в «Книге о Тристраме» и в «Повести о Ланселоте и королеве Гвиневере». Истоки трагизма заключительной книги романа: причины гибели артуровского мира. Установка на устное слово в романе Мэлори: краткость, выразительность, преобладание действия над описанием и авторским комментарием. Роман Мэлори как источник позднейших литературных обработок артуровских легенд (А. Теннисон, М. Твен). «Амадис Гальский» Васку де Лобейра (Португалия) как источник испанского рыцарского романа эпохи Возрождения. Жанр романа в каталонской литературе: «Тирант Белый» Джоанота Мартореля. Разнообразие источников, связь с современной хроникой. Стремление к правдоподобию, отражение в романе реалий «рыцарского возрождения» XV в. Сочетание двух стилистических тенденций: латинизированная проза и разговорная речь. Оценка романа Мартореля в «Дон Кихоте» Сервантеса (6-я гл. I тома).


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зарубежная литература и культура. Модуль «Зарубежная литература Средних Веков и эпохи Возрождения» (курсы изучаются параллельно)
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зарубежная литература и культура. Модуль «Зарубежная литература Средних Веков и эпохи Возрождения» (курсы изучаются параллельно)
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10 История средних веков цели и задачи...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами-юристами...
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconУчебно-методическое пособие зарубежная литература средних веков и...
Мы, и знакомством с художественными текстами, подлежащими анализу, специальной литературой. Выбирая тему, следует руководствоваться...
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconПояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. История...
В. А. Ведюшкин Программы для общеобразовательных учреждений. История 6 кл. М.: Просвещение, 2008г и авторской программы «История...
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Задача изучения курсов истории античной литературы, зарубежной литературы средних веков и Возрождения, хvii–хviii вв состоит также...
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconРабочая программа по учебному курсу «История средних веков». 6 класс...
Агибаловой, Донского «История средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории средних веков, в который...
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconПрограмма по истории Средних веков. 6 класс Пояснительная записка
Охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает...
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconПрограмма дисциплины дпп. 05 Зарубежная литература (вторая половина...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconКонспект урока Мировой Художественной Культуры. Тема урока: Эстетические...
Скажите мне, пожалуйста, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Но не просто об эпохе Возрождения, а мы попытаемся выявить ряд...
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconПопулярное богословие и народная религиозность средних веков
Оп в кн.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 65-91
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconИстория зарубежной литературы средних веков и возрождения
Ефрем Сирин. «Семь сынов Самоны», «На взятие крепости Анацит»; Роман Сладкопевец. «На Иуду предателя», «О жизни монашеской»
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс...
Программа дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История мировой литературы с практикумом (зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Зарубежная литература и культура (XVII-XVIII веков)» с другими


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск