Скачать 3.34 Mb.
|
Великотырновский университет им. Кирилла и мефодия Филологический факультет Кафедра русистики Иванка Атанасова КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА ПРИКЛАДНОЙ ЛИНГВИСТИКИ ПРАКТИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ Университетское издательство имени Святых Кирилла и Мефодия Велико-Тырново, 2006 ISBN-10: 954-524-526-3 ISBN-13: 978-954-524-526-8 Веб сайт: http://ruskiezik.blogspot.com СОДЕРЖАНИЕ Предисловие РОД И ЧИСЛО ИМËН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. І СКЛОНЕНИЕ ИМËН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МУЖСКОГО РОДА. І СКЛОНЕНИЕ ИМËН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СРЕДНЕГО РОДА. СКЛОНЕНИЕ ИМËН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ -АНИН, -ЯНИН, -ИН, -ËНОК, -ОНОК. КАТЕГОРИЯ ОДУШЕВЛËННОСТИ. ІІ И ІІІ СКЛОНЕНИЯ ИМËН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖЕЙ БЕЗ ПРЕДЛОГОВ. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖЕЙ С ПРЕДЛОГАМИ. ГЛАГОЛ (СПРЯЖЕНИЕ, ВИД, ВРЕМЯ, НАКЛОНЕНИЕ, ЗАЛОГ). ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ. ПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТИЯ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (СКЛОНЕНИЕ, ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ ФОРМЫ). СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. СКЛОНЕНИЕ ИМËН, ОТЧЕСТВ, ФАМИЛИЙ. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. МЕСТОИМЕНИЯ. ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся на І курсе отделения Прикладной лингвистики Великотырновского университета Святых Кирилла и Мефодия. Он соответствует программе практического курса русского языка ВТУ и может быть использован как для работы на занятиях под руководством преподавателя, так и для самостоятельной работы. Настоящее учебное пособие представляет собой раздел „Грамматика” более крупного комплексного учебного пособия, включающего разделы „Лексика” и „Развитие речи”, разработанные гл. асс. Магдаленой Ганчевой, „Фонетика”, разработанный доц. Наталией Пеневой, „Грамматика”, разработанный доц. Иванкой Атанасовой. Грамматический материал подчинён задачам обучения студентов на І курсе – овладению основами русской грамматики (части речи и их грамматические категории). Для этой цели в каждый урок включена ведущая грамматическая тема. Она состоит из теоретической части (правила и обобщающие таблицы) и упражнений. Упражнения направлены на усвоение и закрепление теоретического материала. В основе обучения грамматике лежит системность — выявление закономерных связей и отношений как между единицами русского языка, так и в плане их соответствия аналогичным явлениям болгарского языка. Грамматический материал тесно связан с предшествующей лексической темой. Упражнения направлены на повторение и закрепление не только правил по грамматике, но и лексического материала, насколько это возможно. Упражнения, данные в этом разделе, выполняются в основном в аудитории под руководством преподавателя. Для самостоятельной работы могут даваться выборочно обобщающие упражнения. Авторы выражают глубокую благодарность профессору В. М. Шевелеву (Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина), осуществившему редактирование учебника, а также Л. А. Шевелевой, принявшей участие в редактировании рукописи. Авторы искренне благодарны доценту Г. Н. Гочеву, принимавшему участие в разработке принципов учебника и оказавшему помощь в работе над рукописью, а также преподавателям кафедры русского языка Великотырновского университета за ценные замечания и рекомендации, которые учтены при подготовке материалов к печати. Авторы будут признательны за все замечания и предложения, имеющие целью совершенствование учебника. РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ К мужскому ро́ду относятся существительные с нулевы́м окончанием и основой на: твёрдый согласный (студент, стол); мягкий согласный, в том числе́ названия ме́сяцев и слова́ на -арь и -тель (конь, дождь, апрель, сентя́брь, библиоте́карь, учитель); шипящий, т. е. ж, ч, ш, щ (нож, мяч, карандаш, товарищ); -а (-я) (па́па, дядя, ю́ноша). К женскому ро́ду относятся существительные на: -а (-я) (парта, студентка, земля́); -ость (-есть) (мо́лодость, свежесть); -пись (ле́топись, сте́нопись); -ь, в том числе и после шипящих (любовь, пло́щадь, мышь, ночь, вещь). К среднему ро́ду относятся существительные на -о, -е (село́, мо́ре, счастье); -мя (время, имя). К общему роду относятся существительные на -а (-я), употребляющиеся как к ли́цам мужско́го пола, так и к ли́цам женского пола; принадлежность к по́лу выражается при помощи определяющих слов (круглый сирота́ – круглая сирота́). Несклоняемые существительные на гласный относятся к мужско́му ро́ду, если обозначают одушевлённые предметы (атташе́, импреса́рио, кенгуру́, шимпанзе́), и к среднему ро́ду, если обозначают неодушевлённые предметы (кино́, такси, табу́). Исключение: ко́фе (м. р. и ср. р.). Несклоняемые существительные на гласный и согласный относятся к женскому ро́ду, если обозначают одушевлённые предметы (ле́ди, фра́у, мадам, мисс). Спи́сок наиболее употребительных существительных мужско́го ро́да на -ь: апрель, апте́карь, библиоте́карь, декабрь, день, дождь, июль, июнь, календарь, картофель, конь, кора́бль, медведь, ноябрь, огонь, октябрь, оле́нь, парень, пароль, писатель, покупатель, преподаватель, рубль, сте́ржень, то́поль, учитель, февраль, янва́рь и др. Список наиболее употребительных существительных женского рода на -ь: близость, дверь, жúвопись, жизнь, казнь, кровать, лéтопись, лошадь, любовь, мать, мебель, медаль, модель, мóлодость, морковь, нежность, плóщадь, ро́спись (б. стенопис), рýкопись, скорбь, сладость, старость, страсть, сте́нопись, тетрадь и др. Список наиболее употребительных существительных, отличающихся по роду от соответствующих болгарских слов: банк, бланк, вечер, визит, гарнир, диа́гноз, зал, значо́к, ками́н, лимонад, майонез, невроз, поступок, прогно́з, психо́з, рецепт, рисунок, салат, след, суп, торт; проблема, стадия, цитата; во́йско, о́блако, я́блоко и др. Спи́сок наиболее употребительных существительных общего ро́да на -а (-я): зубри́ла, книгоно́ша, капризуля, коллега, ла́комка, левша́ (б. левак), лежебо́ка (б. безделник), малютка, обжо́ра (б. лакомник), пла́кса (б. плачльо), пья́ница, работя́га, рёва (б. ревльо), самоу́чка, симпатяга, сирота́, скря́га ( б. скрънза), сладкое́жка, соня (б. сънливец), тёзка (б. съименник), тихо́ня, тупи́ца, убийца, у́мница, чистю́ля и др. УПРАЖНЕНИЯ 1. Распредели́те сле́дующие существительные по группам: собственные, нарицательные; конкретные, отвлечённые (абстрактные), вещественные, собирательные; одушевлённые, неодушевлённые: Учебник, тетрадь, Егорка, морковь, класс, парта, любовь, Москва, борьба, картофель, стол, талант, актриса, группа, рис, Сибирь, институт, учёба, картофель, Лиза, чай, страх, сердце, общежитие, дверь, друг, счастье, словарь, сахар, Россия, народ, мука́, отряд, преподаватель, смелость. 2. Определи́те род имён существительных. Девушка, весло́, ле́топись, старушка, янва́рь, тёзка, сладость, Никита, конец, июнь, сло́во, чай, Лиза, песня, ошибка, по́ле, сте́нопись, обжо́ра, календарь, время, мо́лодость, счастье, февраль, со́ня, санаторий, апрель, история, де́душка, тётя, дядя, лежебо́ка, апте́карь, медведь, лошадь. 3. Подбери́те подходящие прилагательные к данным существительным. Институт, общежитие, сладкоежка, картофель, стол, стихотворение, рубль, го́лос, друг, морко́вь, симпатяга, талант, театр, сло́во, Димка, паро́ль, Егорка, то́поль, июль, у́мница. 4. Допиши́те окончания. Июльск... день, стекля́нн... дверь, суров... казнь, обыкновенн... па́рень, вечн... огонь, неожиданн... близость, сильн... страсть, нов... рубль, глубок... скорбь, тревожн... мо́лодость, высок... то́поль, весёл... жизнь, стар... пароль, молод... мать, французск... модель, детск... писатель, школьн... тетрадь, осенн... дождь, северн... оле́нь, мягк... крова́ть, огромн... медведь, материнск... любовь, Красн... пло́щадь, бронзов... медаль, морск... кора́бль, чуж... ру́копись. 5. Переведите словосочетания на русский язык. Красив площад, златен медал, млада топола, руска рубла, нова парола, любим кон, стар креват, червен пълнител, хубав модел, съвременна младеж, весел младеж, интересен живот, студен ден, речен кораб, голяма врата, старинен ръкопис, летен дъжд. 6. Допиши́те, где необходимо, ь. Солнечный луч..., зимняя ноч..., хороший товарищ..., способный врач..., благородная лож..., оранжевый карандаш..., родительный падеж..., пряма́я реч..., весенний пейзаж..., студенческая молодёж..., весёлый москви́ч..., зелёная рож..., ночно́й сто́рож..., красивая доч..., умный муж..., дорога́я вещ..., сере́бряный ключ..., традиционная лож..., острый нож..., медицинская помощ..., русский борщ..., нену́жная ме́лоч..., холо́дный душ..., последний этаж..., лету́чая мыш..., тяжёлый багаж... . Примечание: мягкий знак (ь) пишется в конце существительных женского рода. 7. Составьте по предложению с каждым словосочетанием. Кра́сное яблоко, бесплатный рецепт, свадебный торт, фрукто́вый салат, грибно́й суп, сложная проблема, пуста́я банка, государственный банк, праздничный вечер, необдуманный поступок, оригинальный значо́к, детский рисунок, электрический ками́н, жёлтый лимонад, интересная цитата, массовый психоз, депрессивный невроз, болгарское во́йско, белое о́блако, точный диа́гноз, хороший прогно́з, последняя стадия, свежий майонез, дружеский визит, овощно́й гарни́р, чистый бланк. 8. Допиши́те окончания. Обед без суп..., без торт..., без лимонад..., без салат..., без гарнир..., без яблок...; салат без майонез...; лекарство без рецепт..., комната без ками́н...; парк без то́пол...; небо без о́блак..; город без банк..., без во́йск...; жизнь без психо́з..., без невро́з...; без казн..., без медал...; группа без парн...; дым без огн...; огоро́д (б. зеленчукова градина) без картофел...; без морко́в...; ручка без сте́ржн...; лес без медвед..., без оле́н...; крестьянин без кон..., без лошад...; дом без мебел...; пройти без о́черед... . 9. Переведи́те словосочетания на русский язык. Сладка ябълка, голяма войска, детска значка, смела постъпка, официална визита, любим цитат, руска рубла, млада топола, компютърна парола, лятна салата, нова рисунка, гореща супа, чист буркан, частна банка, бял кон, вкусна майонеза, празнична торта, начален стадий, нова бланка, точна прогноза, тежка диагноза, прясна гарнитура, бяло знаме. 10. Допиши́те окончания. Просторн... фойе, культурн... атташе́, авторск... тире, зимн... ра́лли, приморск... казино́, растворим... ко́фе, высок... ле́ди, весёл... па́ни, хоро́ш... а́либи, знаком... жюри́, коротк... резюме, актуальн... интервью, дорог... ви́ски, талантлив... маэстро, московск... метро́, молодёжн... кафе́, красив... фламинго, строг... табу́, вегетарианск... меню, опасн... хо́бби; южн... Тбили́си, сказочн... Гаи́ти, живописн... По, солнечн... Со́чи, безлюдн... Го́би, холо́дн... Осло, глубок... Конго. 11. Подберите подходящие прилагательные к данным существительным. Такси, пальто́, ко́фе, кафе́, радио, бюро́, хо́бби, купе, мисс, шимпанзе́, кенгуру́, ви́ски, мадам, какаду́. 12. Допишите окончания, где это нужно. 1. Импресарио проверил... счета́. (б. сметки). 2. Саке́ кончил...сь. 3. Ви́ски подорожал... . 4. Цуна́ми разру́шил... дома́. 5. Ле́ди забыл... очки́. 6. Фрау махну́л... рукой. 7. Какаду́ сидел... на ветке. 8. Кенгуру́ убежал... . 9. Мадам опоздал... на поезд. 10. На пло́щади стоя́л... такси. 11. Пани написа́л... телеграмму. 12. Радио не работал... из-за плохо́й пого́ды. 13. Атташе подписа́л… документ. 13. Переведите словосочетания на русский язык. Ново бюро, голямо кенгуру, военен аташе, горещо кафе, зимно палто, чисто купе, известен парвеню, градско метро, строго жури, кратко интервю, българско радио, африканско шимпанзе, студентско кафене, интересно хоби, международно рали, опитен импресарио, скъпо уиски, подходящо алиби. 14. Составьте по предложению с каждым словосочетанием. Новый коллега – новая коллега, редкий у́мница – редкая у́мница, круглый сирота́ – круглая сирота́, мой тёзка – моя тёзка, большой обжо́ра – большая обжо́ра. 15. Подбери́те подходящее существительное общего рода для характеристики каждого лица. Мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра, сосед, соседка, друг, подруга, сын, дочь, зять, невестка, тесть, тёща, золо́вка, шу́рин, мальчик, девочка, парень, девушка, Андрей, Вера. 16. Переведите предложения на русский язык. 1. Ваня е голям сънливец. И сестра му е голяма сънливка. 2. Петър е кръгъл сирак. И Наташа е кръгъл сирак. 3. Съседът е голям пияница. 4. Съседката е голяма симпатяга. 5. Мария е лакомница. И Димитър е лакомник. 6. Валя е тихо момиче. И приятелят и е тихо момче. 7. Майка е голяма чистница. И татко е голям чистник. 8. Елена е безделничка. И Кирил е безделник. 17. Найдите па́рные существительные. Бабушка, сын, тётя, ю́ноша, брат, дочь, муж, девушка, медсестра, женщина, мальчик, медбрат, мужчина, супруг, девочка, мать, папа, свекро́вь, зять, тёща, друг, отец, парень, мама, подруга, свёкор, тесть, жена, сестра, дядя, супруга; кот, коро́ва, бык, овца́, ку́рица, медведь, ко́шка, пету́х, коза́, пёс, бара́н, соба́ка, козёл, волк, медве́дица, волчи́ца. 18. К данным существительным мужско́го ро́да подбери́те соответствующие слова женского рода, если это возможно. Ученик, педагог, школьник, артист, актёр, программист, учитель, писатель, болгарин, исто́рик, покупатель, турист, космонавт, бухгалтер, отличник, герой, крестья́нин, экскурсово́д, адвокат, фило́лог, дирижёр, гео́лог, врач, красавец, президент, бизнесмен. 19. К данным существительным женского рода подбери́те соответствующие слова мужского рода. Москви́чка (б. московчанка), художница, гражда́нка, гимна́стка, спортсменка, россиянка, гостья, графиня, принцесса, продавщи́ца, певица, иностранка, работница, зао́чница, боле́льщица (б. фенка), преподавательница, поэтесса, стюардесса, манекенщица, шалу́нья (б. палавница). ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Существительные, употребляющиеся только в единственном числе (singularia tantum): 1. Собирательные существительные: мебель, молодёжь, о́бувь, посу́да (б. съдове); администрация, интеллигенция; проблематика, тематика; студенчество, учительство, человечество; адвокатура, клиентура. Некоторые собирательные существительные имеют множественное число: класс – классы, народ – народы, отряд – отряды, полк – полки́, ста́до – стада́, ста́я – ста́и; березня́к – березняки́, дубня́к – дубняки́, малинник – малинники; оде́жда – оде́жды. 2. Отвлечённые (абстрактные) существительные: героизм, гóре (б. мъка, тъга), ложь, любовь, слава, смех, счастье, тишина; борьба, учёба, ходьба́ (б. ходене); мо́лодость, смелость; доброта, чистота; белизна́, желтизна́; стирка, уборка; уважение, учение; открытие, развитие; детство, любопытство. Не́которые отвлечённые существительные имеют множественное число: высота́ – высо́ты, глубина́ (б. дълбочина) – глуби́ны, красота́ – красо́ты, моро́з – моро́зы, рабо́та – рабо́ты, свобо́да – свобо́ды. 3. Вещественные существительные: бры́нза (б. сирене), виногра́д (б. грозде), горо́х, малина, молоко́, морко́вь, мука́ (б. брашно), мы́ло (б. сапун), мя́со, рис; айва́ (б. дюля), ежеви́ка (б. къпина), земляни́ка (б. горска ягода), инжи́р (б. смокиня), изюм (б. стафиди), капу́ста (б. зеле), картофель, клубни́ка (б. градинска ягода), компо́т, лук, майонез, малина, пе́рец (б. пипер), петру́шка (б. магданоз), пи́во (б. бира), пла́мя, ром, салат, сире́нь (б. люляк) сметана, укро́п (б. копър), фасо́ль, чесно́к (б. чесън), шоколад. Не́которые вещественные существительные имеют множественное число: алыча́ – алычи́ (б. джанка), борщ – борщи́, вино́ – ви́на, вода́ – во́ды, водка – водки, ма́сло – масла́, мёд – меды́, са́хар – сахара́, соль – соли, суп – супы́, сыр (б. кашкавал) – сыры́, чай – чаи́. Существительные, употребляющиеся только (или преимущественно) во множественном числе́ (pluralia tantum): 1. Существительные, обозначающие па́рные и составны́е предметы: брю́ки, воро́та (б. порта), колго́тки (б. чорапогащи), но́жницы, очки́, са́ни (б. шейна), часы́, я́сли. 2. Существительные, обозначающие однородную массу вещества: дрова́, духи́ (б. парфюм), консервы, макароны, сли́вки (б. каймак), черни́ла (б. мастило), щи (б. супа от зеле). Не́которые вещественные существительные úзредка употребляются в единственном числе́: голубцы́ – голубе́ц (б. сърми), де́ньги – деньга́, о́вощи – о́вощ (б. зеленчуци). 3. Существительные, обозначающие сложные процессы, события, действия, состояния: вы́боры (б. избори), про́воды (б. изпращане), ро́ды (б. раждане), хло́поты (б. грижи). 4. Существительные, обозначающие отре́зки времени, а также обря́ды или праздники: кани́кулы, су́тки (б. денонощие), имени́ны (б. имен ден), крести́ны (б. кръщене), по́хороны (б. погребение), свя́тки (б. коледни празници). 5. Существительные, обозначающие названия игр: городки́, ке́гли, пря́тки (б. криеница), ша́хматы, ша́шки. 6. Существительные, обозначающие географические названия и названия созвездий: Альпы, Балка́ны, Гимала́и, Карпа́ты, Родопы; Афи́ны, Сало́ники; Кури́лы; Близнецы́, Весы́, Ры́бы. |
Литература. Шифр дисциплины по уп Дисциплина «Русский язык» является углублением и систематизацией школьного курса русского языка. Ориентирована дисциплина на темы,... | Литература Шифр дисциплины по уп Дисциплина «Русский язык» является углублением и систематизацией школьного курса русского языка. Ориентирована дисциплина на темы,... | ||
Предисловие Практикум «Практический курс русского языка» Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –... | Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов... Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов с содержанием курса «Практическая фонетика первого иностранного... | ||
Урок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография» Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы | Название курса Основной курс "Линейная алгебра и аналитическая геометрия" предназначен для студентов первого курса отделения прикладной инфоматики... | ||
Название курса Основной курс "Математическая логика и теория алгоритмов" предназначен для студентов первого курса отделения прикладной инфоматики... | Програма російська мова (курс за вибором) для загальноосвітніх навчальних... Программа изучения курса русского языка по выбору предназначена для практического усвоения русского языка в общеобразовательных учебных... | ||
Рабочая программа по русскому языку пояснительная записка Только изучая законы языка, и развивая свою речь, человек становится умнее, мудрее, быстрее постигает современную культуру и открытия... | Тематический план изучения дисциплины русский язык. Морфология для... Сущность грамматики. Морфология в системе грамматики. Связь морфологии с другими разделами науки о языке | ||
Курс для дистанционного обучения курс подготовлен доцентом кафедры управления Курс «Лексикология современного русского языка» предназначен для студентов факультета управления по специальности «связи с общественностью»... | Элективный курс «Тайны слова. Лексика и фразеология русского языка»... Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Практический курс немецкого... Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный).... | А. Н. Баранов Введение в прикладную лингвистику Учебник предназначен для студентов и аспирантов отделений прикладной лингвистики филологических факультетов университетов, других... | ||
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры французского языка протокол №4 от 27 февраля 2009 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа выполнена на кафедре теории, истории языка и прикладной лингвистики фгбоу впо «Саратовский государственный университет им.... |