Скачать 83.1 Kb.
|
МБОУ СОШ №1 г.Собинка Владимирской области Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» Автор- составитель- учащаяся 10-а класса Новикова Алёна 2012год Содержание
Вместо предисловия… Дорогие читатели! Каждый из нас владеет бесценным даром и ежесекундно, не замечая этого, пользуется им в своей жизни. Дар этот - наш родной русский язык, удивительное богатство которого поражает и восхищает. Давно замечено, что чем богаче и разнообразнее язык, тем больше загадок он в себе таит. А тайны и загадки языка нас сопровождают постоянно. И раскрыть их под силу человеку, который любит и знает родной язык. Обладаете ли вы такой способностью? Попробуйте ответить на этот вопрос, прочитав эту книгу. Итак, в путь! Глава 1 О серьёзном с юмором… Давайте вспомним, как представлял себе грамматику в 18 веке герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка?! Стародум: Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил. Г-жа Простакова, Простаков (вместе): – Всем наукам, батюшка. – Всему, мой отец. Митрофан. Всему, чему изволишь. Правдин(Митрофану). Чему ж бы, например? Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике. Правдин(взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете? Митрофан. Много. Существительна да прилагательна… Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка? Митрофан. Каково, мой отец? Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен. Глава 2 Так что же собой представляет грамматика с точки зрения языкознания? « Грамматика как наука о строе слова и строе предложения в их развитии имеет дело с грамматическими категориями, которые обнаруживаются и в законах изменений слов, и в законах сочетания слов в предложениях». В.В.Виноградов. Откуда же пришло в русский язык это слово? (С греческого – «грамматика» означает «искусство письма». «Грамма»- письменный знак, линия, черта). Мистер Твистер, лёгкий на подъём американец, решил навестить своего друга в Москве. Уже в России, в гостинице, он написал своему другу записку. Переводчика не было, и Твистер воспользовался англо-русским словарём. Приятель получает записку: «Я ты приходить рано утро». Что же это может означать? «Я приду к тебе рано утром»? «Ты приходи ко мне рано утром»? «Я рано утром приходил к тебе»? «Приходить ко мне утром - рано»? Значение предложения не понятно, хотя понятен смысл каждого отдельно взятого слова. А вот совсем другой случай из книги Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые»: «Сяпала калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку, и волит: - Калушата! Калушата! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оёё! Оёё! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутяквка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: - Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой: - калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!» Здесь нет ни одного русского слова, за исключением служебных. Что происходит и с кем - неизвестно. Но кое-что понять можно. Ясна последовательность событий, не сложно выполнить и грамматический разбор: Калуша - существительное ж.р., 1 скл., ед.ч., И.п.; подудонились - глагол совершенного вида, 2 спр., изъявительного наклонения прошедшего времени, мн.числа. И члены предложения тоже легко выделить. Получается. Что в чём-то все эти «пуськи бятые» понятнее, чем «Я ты приходить рано утро» мистера Твистера, составленное из нормальных русских слов! В первом случае не текст- а засушенный гербарий: названы предметы, действия, признаки, но ничего не происходит. В другом - масса событий, но все- участники, действия, события- играют свою роль инкогнито, так как корни слов придуманные. А ожил этот спектакль благодаря тому, что показатели грамматических форм (окончания и суффиксы) – русские, знакомые и слова в предложении связаны правильно. Итак, ни лексика без грамматики, ни грамматика без лексики полноценного текста не дают. Слова в языке существуют как бы в одном измерении (лексическом), а их роли в другом (грамматическом). И только вместе лексическое и грамматическое начало создают осмысленный текст. Чтобы это было возможным, грамматический строй языка должен быть в достаточной мере строгим и логичным. Строй этот изучает наука, которая называется грамматикой. Она состоит из двух больших частей: морфологии (от греч. “morphe”- «форма» и “logos”- «слово», «учение»), которая описывает формы изменения слов, и синтаксиса, предмет которого- связи между словами в предложении. Глава 3 Части речи. Мифы и суровая правда. Мальчик- существительное, читает - глагол, бегло - наречие. Не нужно иметь глубоких познаний в лингвистике, чтобы определить, к какой части речи принадлежит слово. И всё же попробуем задуматься: откуда мы это знаем? «Вопрос надо задать»,- ответит любой школьник. Но откуда мы знаем, какой именно вопрос надо задавать? Никто никогда не спросит: « как»- мальчик или «какой»- читает. Получается, мы с самого начала знаем, к какой части речи относится слово и вопрос подгоняем под это значение. Может быть, подсказкой служит значение слова? Нет. А вот вспомним, «бятые». Имеет такое же окончание, как и» молодые», «красивые». А значит, та же форма. То есть «бятые» для нас прилагательное именно потому, что прилагательными являются молодые, красивые и другие слова с таким же набором окончаний. Вот каков механизм, позволяющий нам определить, к какой части речи принадлежит слово. Слова с одним и тем же набором словоформ и образуют “ЧАСТЬ РЕЧИ”. Миф о том, что принадлежность слова к части речи зависит от его значения или что она может быть определена по вопросу, уходит корнями в глубокую древность, ко временам первых античных грамматик. В своё время по их образцу были созданы первые русские грамматики, затем этот миф попал в школьные учебники и стал общепринятым убеждением. В лингвистике такой подход считается устаревшим, а новое, строгое понятие частей речи обосновал русский учёный Филипп Фёдорович Фортунатов (1848-1914). На его учении выросла Московская фортунатовская школа в языкознании, или Московская лингвистическая школа. Ещё в 1882-83 гг. Ф.Ф. Фортунатов ввёл термин морфология вместо бытовавшей в то время этимологии и разработал учение о форме слова, превратив морфологию в самостоятельную дисциплину об устройстве морфологического яруса языка. Его учение о форме слова опиралось на реально существующее в языке материальное выражение этой формы, т.е. форма слова могла быть установлена только там, где она материально представлена. Это положение не давало возможности фантазировать, рассуждая о языке. Язык, по Фортунатову, -это строгая система, в которой всё взаимосвязано и взаимообусловлено, а её закономерности можно строго обосновать и проверить. Учение о грамматической форме вызвало в лингвистике шквал плодотворных идей, оно было продолжено учениками Ф.Ф.Фортунатова, так называемым вторым поколением Московской лингвистической школы: Н.Н. Дурново, Д.Н.Ушаковым, М.Н.Петерсоном, А.М. Пешковским, А.А. Шахматовым, А.И. Соболевским, В.К. Поржезинским и другими. ( Помните, в предисловии я вам говорила, что раскрыть тайны языка под силу только тем, кто любознателен и любит свой родной язык? Тогда - в путь! http://dic.academic.ru/). Фортунатовская морфология, его учение о форме слова заложили фундамент нового лингвистического мировоззрения, нацеленного на поиск внутренних, собственно лингвистических связей, закономерностей в языке. Не случайно ученики учеников Ф.Ф.Фортунатова, молодые последователи его учения, уже третье поколение Московской лингвистической школы - Рубен Иванович Аванесов, Владимир Николаевич Сидоров, Александр Александрович реформатский, Пётр Саввич Кузнецов и другие - явились создателями фонологии, строгой науки, формировавшей лингвистическое мышление 20 века. Глава 4 Вместо послесловия… Конечно, много точек зрения на то, как развивалась грамматика, кто её родоначальник, сколько частей речи и по каким принципам делить слова на части речи, но бесспорно одно: если ты дошёл до этой главы, значит, ты человек неравнодушный и сам решишь, какая точка зрения тебе ближе и почему. Мне же хотелось обобщить всё выше изложенное: мы увидели, что грамматика языка - особый мир, мир отношений, не зависящий прямо от значения конкретных слов. Что включать в грамматику, а что нет, в каждом языке решается по-своему; но общие черты всех грамматик- строгость, обязательность, выражение связей между словами. Красота грамматики - это красота холодной логики и строгой системности. Мы ещё раз убедились, что любое утверждение о единицах языка или об их свойствах должно быть строго обосновано. Аргументы типа «так принято считать» или «так считали древние греки» к достоверным результатам не приведут. В то же время даже самый строгий научный подход не может сделать грамматику абсолютно прозрачной. Наоборот, чем точнее выбран угол зрения, тем больше тайн в ней обнаруживается. А значит, появляется больше возможностей эти тайны раскрыть. Источники информации
|
Урок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография» Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы | Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | ||
Словарная работа на уроках русского языка С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растёт, с другой... | Знаем все на “5”? Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (словообразование, лексика, фразеология, морфология) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка... | В. В. Виноградов основные этапы истории русского языка Автор программы: С. А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии | ||
Задачи изучения курса «Культура речи и Деловое общение» в вузе. Связь... Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального... | Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие Учебные: закрепить, обобщить знания об имени существительном как части речи и его морфологических признаках; проверить умения, приобретенные... | ||
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского... Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Морфология». Этот раздел, как вы уже знаете, изучает части речи русского языка. Давайте вспомним, какие части речи существуют в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать о функциях языка, о ведущей роли коммуникативной функции языка, о том, что русский язык – один из развитых языков мира, о роли... | Н. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд... С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления на уроках русского языка или как работать над словарными... | Тесты по разделам: фонетика, словобразование, синтаксис, морфология.... Должность, преподаваемый предмет: учитель русского языка и литературы, стаж работы- 1 год | ||
"Этапы русского классицизма (на примере архитектуры)" учитель мхк тырыкина Е. А. Нижний Новгород План-конспект урока по теме: "Этапы русского классицизма (на примере архитектуры)" | Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей... Ссср и эмигрантов. Дается подробное описание формирования и боевого пути бригады Каминского, 1-й рна хольмстона-Смысловского, 14-й... |