ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1226
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО с зам. директора УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом школы УВР Нистратовой О.Ю. директором школы
№ от 30 августа 2012 г. 30 августа 2012 г. Золотенковой Г.В.
31 августа 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 7 А КЛАССА Омарова Ж.И.
учитель русского языка
и литературы
без категории
Москва
2012-2013
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов (базовый уровень) (авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, В.П. Полухина. – М.: Просвещение, 2010) и учебника для общеобразовательных учреждений (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс: в 2 частях – М.: Просвещение, 2011). Курс, составленный по данной программе, рассчитан на 1 год обучения, распланирован на 68 часов в соответствии с учебным планом школы и относится к базовому уровню обучения.
Литература – учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Цели обучения.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Универсальные учебные действия Личностные (Л) – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Коммуникативные (К) – обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей (партнера) по общению и деятельности, умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и со сверстниками. Регулятивные (Р) – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Виды регулятивных УУД:
- целеполагание;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция. Познавательные (П) – общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. Виды познавательных УУД:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез как составная целого из частей;
- обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- постановка и решение проблемы.
В календарно-тематическом планировании пиняты следующие сокращения:
Л – личностные универсальные учебные действия
П – познавательные универсальные учебные действия
Р – регулятивные универсальные учебные действия
К – коммуникативные универсальные учебные действия.
Учебно-тематический план
Предмет:
| Литература
| Класс:
| 7-ой
| Программа (УМК):
| Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010
| Учебник:
| В.Я. Коровина,В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 7 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011
| Количество учебных
часов в год:
| 68 часов
| Количество учебных
часов в неделю:
| 2 часа
| Количество контрольных работ
(с указанием вида):
| 16 (сочинения – 9; тесты/проверочные работы – 6)
|
№
| Тема
| Кол-во часов
| ЗУН
| 1
| Устное народное творчество
| 3 часа + 1 час внеклассное чтение + 1 час развитие речи
| Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; знать отличие пословиц от поговорок
| 2
| Древнерус-ская литература
| 3 часа
| Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение
| 3
| Русская литература ХVIII века.
| 2 часа
| Знать тексты произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение
| 4
| Русская литература ХIХ века
| 24 часа + 4 часа на развитие речи + 3 часа внеклассное чтение
| Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение
| 5
| Русская литература ХХ века
| 10 часов + 2 часа на развитие речи + 7 часов внеклассное чтение
| Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов
| 6
| Зарубежная литература
| 4 часа + 1 час внеклассное чтение + 1 час резервный урок
| Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов
|
| Итого
| 46 часов + 12 часов внеклассное чтение + 7 часов развитие речи + 3 часа резервный урок = 68 часов
|
|
Содержание тем учебного курса
№ урока в п/п
| № уро-ка в раз-деле
| Тема урока
| Вид или форма учебной деятельности
| Кол-во часов
| Устное народное творчество (5 часов)
| 1
| 1
| Введение. Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 2
| 2
| Былина как жанр устной народной поэзии. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление труда пахаря. Пафос былины
| Рассказ учителя. Беседа
| 1
| 3
| 3
| Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Художественные особенности былины
| Урок внеклассного чтения
| 1
| 4
| 4
| Новгородский цикл былин. «Садко». Поэтичность языка. Подготовка к сочинению «Художественные особенности русских былин»
| Урок развития речи
| 1
| 5
| 5
| Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора. Сборники пословиц, собиратели пословиц
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| Древнерусская литература (3 часа)
| 6
| 1
| Русские летописи. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 7
| 2
| «Повесть о Петре и Февронии Муром-ских». Фольклорные мотивы
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 8
| 3
| Повесть о Петре и Февронии Муром-ских». Гимн любви и верности
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| Русская литература XVIII века (2 часа)
| 9
| 1
| М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…». Понятие о жанре оды.
| Рассказ учителя, практикум
| 1
| 10
| 2
| Г.Р. Державин. Слово о поэте. «Река времен…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| Литература XIX века (31 час)
| 11
| 1
| В.А. Жуковский. Слово о поэте. Перевод баллады И.В. Гете «Лесной царь». Особенности перевода
| Урок внеклассного чтения. Беседа, практикум
| 1
| 12
| 2
| А.С. Пушкин. Слово о поэте. Поэма «Полтава». Исторический контекст. Петр I и Карл XII. Мастерство поэта
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 13
| 3
| А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Своеобразие конфликта. Образ автора в поэме
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 14
| 4
| А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады
| Беседа, практикум
| 1
| 15
| 5
| А.С. Пушкин.
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 16
| 6
| А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» из цикла «Повести Белкина». Своеобразие конфликта
| Беседа
| 1
| 17
| 7
| М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя…». Исторический контекст поэмы
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 18
| 8
| М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Анализ лирического произведе-ния
| Практикум
| 1
| 19
| 9
| Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова»
| Урок развития речи
| 1
| 20
| 10
| Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 21
| 11
| Патриотический пафос повести. Товарище-ство и братство. Остап и Андрий – два вида мужества
| Беседа
| 1
| 22
| 12
| Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
| Беседа, практикум
| 1
| 23
| 13
| Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
| Урок развития речи
| 1
| 24
| 14
| И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл «Записки охотника». «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха».
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 25
| 15
| И.С. Тургенев. «Бирюк». Нравственные проблемы рассказа. Роль природы в изображении внутреннего состояния человека
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 26
| 16
| И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра
| Урок развития речи
| 1
| 27
| 17
| Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Величие духа русской женщины
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 28
| 18
| Сюжет, композиция, герои поэмы «Русские женщины»
| Беседа, практикум
| 1
| 29
| 19
| Стихотворения Некрасова «Размышле-ния у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом»
| Урок внеклассного чтения
| 1
| 30
| 20
| А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел
| Урок внеклассного чтения
| 1
| 31
| 21
| М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик…». Сатирическое изображение нравственных пороков общества
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 32
| 22
| М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков. Понятие о гротеске
| Беседа
| 1
| 33
| 23
| Подготовка с сочинению «Средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина»
| Урок развития речи
| 1
| 34
| 24
| Л.Н. Толстой. «Детство». Слово о писателе. Автобиографический характер повести. Взаимоотношения детей и взрослых
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 35
| 25
| Главный герой повести «Детство». «Диалектика души» героя
| Беседа
| 1
| 36
| 26
| Нравственный смысл поступков героев в повести «Детство»
| Беседа
| 1
| 37
| 27
| И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Взаимоотношения детей и взрослых
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 38
| 28
| И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа
| Беседа
| 1
| 39
| 29
| А.П. Чехов. Слово о писателе «Хамелеон». Средства юмористической характеристики
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 40
| 30
| А.П. Чехов. «Злоумышленник». Развитие понятий о юморе и сатире
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 41
| 31
| Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Анализ лирического текста
| Практикум
| 1
| Литература XX века (19 часов)
| 42
| 1
| М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Дед
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 43
| 2
| «Детство». Образы бабушки, Алеши Пешкова, Цыганка
| Беседа
| 1
| 44
| 3
| Анализ эпизода. Портрет как средство характеристики героя
| Практикум
| 1
| 45
| 4
| Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Толстого, Бунина, Горького
| Урок развития речи
| 1
| 46
| 5
| М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко. Изображение романтических характеров в рассказе
| Урок внеклассного чтения
| 1
| 47
| 6
| Слово о В. Маяковском. «Необычайное приключение…». Роль поэта и поэзии. Юмор. Роль фантастических картин
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 48
| 7
| В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир
| Урок внеклассного чтения
| 1
| 49
| 8
| Л. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сочувствие и безразличие как критерии нравственного человека
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 50
| 9
| А. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Сострадание и уважение к человеку
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 51
| 10
| А. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности
| Урок внеклассного чтения
| 1
| 52
| 11
| Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострада-
ние?»
| Урок развития речи
| 1
| 53
| 12
| Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики. Тема войны в стихотворениях разных поэтов
| Урок внеклассного чтения
| 1
| 54
| 13
| Ф. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 55
| 14
| Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». «Живое пламя». Нравственные проблемы рассказа
| Рассказ учителя, беседа
|
| 56
| 15
| Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро» Взаимовыручка как мерило нравственности человека
| Урок внеклассного чтения
| 1
| 57
| 16
| Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н.Рубцов и др.) Единство человека и природы
| Урок внеклассного чтения
| 1
| 58
| 17
| А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета». Философские проблемы в лирике Твардовского
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 59
| 18
| Д.С. Лихачев. Слово о писателе. «Земля родная» (главы). Публицистика, мемуары как жанры литературы
| Урок внеклассного чтения
| 1
| 60
| 19
| М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| Зарубежная литература (5 часов + 3 резервных)
| 61
| 1
| Р. Бернс. «Честная бедность». Слово о поэте. Представления поэта о справедливости и честности
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 62
| 2
| Д.Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой!» Анализ поэтических интонаций
| Рассказ учителя, практикум
| 1
| 63
| 3
| Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра
| Практикум
| 1
| 64
| 4
| О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви
| Рассказ учителя, беседа
| 1
| 65
| 5
| Р.Д Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение
| Урок внеклассного чтения
Список литературы на лето
| 1
| 66
| 6
| Резервный урок
|
| 1
| 67
| 7
| Резервный урок
|
| 1
| 68
| 8
| Резервный урок
|
| 1
| |