Скачать 431.16 Kb.
|
Республика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа “Средняя общеобразовательная школа №2 “Источник” (МОУ «Средняя школа №2») Утверждена директором школы Макаренко С. Ф. “____” _______________ 20__ г. Рабочая учебная программа «Литература» Специальная коррекционная программа (VII вида) 9 класс Модифицированная учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и программы основного общего образования по литературе для 9 класса Автор: В.Я.Коровина Разработчик: учитель русского языка и литературы Шувалова А.А. Обсуждена и согласована на Принята на методическом Совете школы методическом объединении Протокол №__________ Протокол №_____ от “____” _______________ 200__г. от “____” __________ 200__ г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов: - Закон РФ об образовании №122 Федеральный закон от 22.08.2004; - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, приказ №1089 Министерства Образования от 05.03.2004; - Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, рекомендованная (допущенная) Министерством Образования РФ; - Республиканский базисный учебный план для Общеобразовательных Учреждений Республики Карелия. Приказ Министерства Образования №599 от 05.05.2006; - Программы общеобразовательных учреждений «Литература» (под ред. В.Я. Коровиной). Специальная (коррекционная) программа VII вида основного общего образования по литературе. В 9 классе VII вида программа предполагает изучение монографических и обзорных тем на историко-литературной основе. Произведения художественной литературы звучат на уроках в исполнении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного. В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы. Там же указаны основные виды устных и письменных работ по развитию речи детей и межпредметные связи уроков литературы. В этой программе также изложено конкретное содержание работы над теми произведениями, которые изучаются на уроках литературы в V—IX классах специальных школ и в классах выравнивания для детей с ЗПР. Распределение изучаемого материала по классам, а также примерный расчет учебного времени на их изучение представлены в тематическом планировании. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умения читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественно-литературного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения. Цели: - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании устных и письменных высказываний; Задачи: - формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы; - обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к произведениям литературы писателей Карелии; - развивать и совершенствовать устную и письменную речи обучающихся. Учащиеся 5 – 9 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения. Именно поэтому на уроках с этой группой учащихся важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе — подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», А. С. Грибоедов, Н. М. Карамзин, Ф.М. Достоевский, А. Н. Островский), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Предлагаемая программа рассчитана на общеобразовательную школу, коррекционные классы VII вида (дети с задержкой психического развития). Структура школьного курса литературы в 5 – 9 (коррекционных VII вида) классах. Данная программа является концентрической. Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков, системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом, от знакомства с отдельными сведениями по истории создания произведения и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д. Программа каждого курса (класса) включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и пр.). Каждый из курсов (классов) обращает внимание на одну из ведущих проблем (например, 5 класс — внимание к книге, 6 класс — художественное произведение и автор, характеры героев, 7 класс — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы, 8 класс — взаимосвязь литературы и истории, 9 класс — литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. На ступени основного общего образования можно выделить три этапа литературного образования: 5 – 6 классы. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. 7 – 8 классы. На этом этапе на передний план выдвигаются возможности развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. 9 класс. Этот этап литературного образования является переходным, так как в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. Чтение и изучение произведений зарубежной литературы желательно в конце каждого класса, но возможна и некоторая перестановка в изучении того или иного текста (например, как сделано это в учебнике 6 класса по нашей программе). Авторы программы избегают жесткой регламентации, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие — читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каж дую тему. Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпрета ция и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе или увиденном спектакле. Анкетирование среди учащихся школ многих регионов России показало, как ценят они иллюстрации для понимания изучаемого текста художественных произведений. Все учебники данной программы снабжены рисунками лучших художников-иллюстраторов. Очень важно, чтобы постепенно от класса к классу у школьников накапливался опыт работы с ними и знание выдающихся русских иллюстраторов. Аннотации тем программы составлены так, чтобы учитель мог верно определить ориентиры, необходимые аспекты изучения произведения, подготовить план, конспект урока, найти оптимальные формы работы по изучению художественного произведения или творчества писателя. Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора (например, познакомить с романом «Евгений Онегин» в 9 классе и изучить его в 10-м (в том случае, если ребенок выберет для себя обучение в старших классах); осмыслить отрывок из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» в 7 классе и изучить оду в 9-м; обозначить штрихи к портретам на основе рассказа учителя, подготовленных сообщений учащихся и их выразительного чтения стихотворений Ахматовой, Цветаевой, Твардовского, Заболоцкого и других поэтов в 9 классе, изучить их творчество в 11 классе). Авторы программы считали необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (А. Пушкин. «Дубровский», «Сказка о мертвой царевне.:.», И. Тургенев. «Бежин луг», В. Короленко. «В дурном обществе» и др.), традиционно изучаемые в школе и незаслуженно исключенные из многих альтернативных программ. В то же время предлагаются для изучения ранее не входившие в программы произведения Русского зарубежья и другие художественные тексты, необходимые для учащихся того или иного возраста, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о литературном наследии русской и зарубежной литературы. Основные направления работы по литературе. Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5—9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию дальнейшего линейного историко-литературного курса в старшем звене или в СУЗе, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы — это живое поступательное движение. Решению этих задач будет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе, к истории создания отдельных произведений, к литературным и фольклорным истокам художественных образов, к вопросам теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений). Одним из признаков верной интерпретации текста является выразительность чтения учащихся. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе). Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в приложении к программе. Выбор предложенных текстов зависит от учителя и учащихся. Реализация национально-регионального компонента: Литературное образование играет особую роль в процессе формирования и воспитания личности, развития ее морально-нравственных качеств, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, содействует закреплению национальных традиций, обеспечивает преемственность поколений. Воспитательный потенциал курса литературы связан, в первую очередь, с привитием к «малой Родине» через изучение литературы родного края. Изучение литературы родного края предполагает разнообразные формы, методы, приемы: это и сообщения учащихся и учителя о писателях и поэтах Карелии, о творческой истории создания определенных произведений; беседы, выразительное чтение, чтение наизусть, комментированное чтение; обзоры книг писателей Карелии (тематические, монографические), журналов; встречи с писателями и поэтами; экскурсии по литературным местам; литературные вечера; семинары; отзывы и рецензии; написание рефератов; собирание местного фольклора. Учитель пользуется авторскими программами Л.Л. Нейкена «Карелия в фольклоре и творчестве писателей» и С.М. Лойтер «Русский фольклор Карелии», опубликованными в сборнике «Авторские программы для общеобразовательных школ РК. Выпуск №1» (Петрозаводск: издание МО РК, ИПК РО, 1996). Межпредметные связи. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинений (очерка, доклада, статьи и пр.), особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах. В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения из сферы классного изучения в сферу самостоятельного чтения опорных литературный знаний, читательских умений и навыков. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение художественного текста; - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; - анализ и интерпретация произведений; - составление планов и написание отзывов о произведениях; - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. |
Меркин Г. С. Литература. Учебник для 5 класса. 1,2 части Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования... | Меркин Г. С. Литература. Учебник для 5 класса. 1,2 части Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования... | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных... | Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса... Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | ||
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 5 класса... Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | Рабочая программа по литературе для 9 класса Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Тематическое планирование по литературе 7 класс Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе... | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | Приказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской... | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе... Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы... | Рабочая программа по литературе для 10 класса Программа составлена на основе Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и программы общеобразовательных учреждений. Литература... | ||
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе для 6 класса соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе для 5 класса соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе для 7 класса соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного... |