Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шуйская средняя общеобразовательная школа»
Междуреченского района Вологодской области
| Утверждена Директор школы _______Е.Н. Житкова Приказ
№ 110 от 02.09.2013 г.
| Рассмотрено на заседании
педагогического совета
№ 1 от 30.08.2013 г.
Рабочая программа по литературе
7 класс, базовый уровень
Разработана
Красновой Т.Ю., учителем русского языка и
литературы высшей квалификационной категории
с. Шуйское
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, составлена на основе программы по литературе к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы автора Меркина Г.С.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры
Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
Основные виды деятельности на уроке литературы:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
- Анализ и интерпретация произведений.
- Составление планов и написание отзывов о произведениях.
- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения литературы ученик должен
Знать/понимать
Образную природу словесного искусства;
Содержание изученных литературных произведений;
Основные факты жизни и творческого пути ряда русских писателей;
Изученные теоретико-литературные понятия;
Уметь
Воспринимать и анализировать художественный текст;
Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
Определять род и жанр литературного произведения;
Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
Давать характеристику героев;
Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств;
Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
Выявлять авторскую позицию;
Выражать свое отношение к прочитанному;
Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
Владеть различными видами пересказа;
Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Учебно – методический комплекс
1. Учебник «Литература. 7 класс» авт. Г.С. Меркин. М. «Просвещение» 2010 г. 2.Соловьева Ф.Е. «Уроки литературы. 7 класс». Методическое пособие к учебнику «Литература 7 класс».М. «Русское слово» 2011 г.
3.Соловьева Ф.Е. «Рабочая тетрадь к учебнику «Литература 7 класс» М. «Русское слово»2010 г.
Распределение часов по темам
1.Введение - 1 час 2.Устное народное творчество – 4 часа 3.Древнерусская литература 4.Литература XIX века 5.Из литературы XX века 6.Из зарубежной литературы 7.Заключительный урок
Тематическое планирование
№ урока
| Тема
| Форма урока
| Развитие речи
| Вид контроля
| Основные виды деятельности
|
|
|
| 1
| Введение. Любите читать!
| Комбинированный урок
| Чтение статьи
| Работа со статьей учебника
| Знакомство со структурой и содержанием учебника,. чтение статьи учебника « Любите читать!»
|
|
|
| 2
| Устное народное творчество. Былины. «Святогор и Микула Селянинович»
| Комбинированный урок
| Выразительное чтение
| Отзыв о прочитанном произведении
| Работа с теорией, чтение и анализ былины
|
|
|
| 3
| «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Идея бескорыстного служения народу.
| Урок художественного восприятия текста
| Устные ответы на вопросы
| Цитатный план былины
| Анализ былины, составление цитатного плана, исследовательская работа с текстом.
|
|
|
| 4
| Вн. чт. Образы былинных богатырей в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства.
| Урок внеклассного чтения
| Беседа по вопросам
| Картина Васнецова « Богатыри», сочинение по картине
| Сообщения учащихся, анализ стихотворения А,К. Толстого «Илья Муромец»,подготовка к сочинению по картине.
|
|
|
| 5
| Русские народные песни
| Комбинированный урок
| Выразительное чтение
| Ответы на вопросы учебника
| Сообщения об обрядовой поэзии, анализ произведений
|
|
|
| 6
| Древнерусская литература. Из «Повести временных лет»: «… И вспомнил Олег коня своего»
| Урок восприятия художественного текста
| подробный пересказ
| Исследовательская работа по тексту
| Беседа по вопросам учебника, художественный пересказ фрагмента
|
|
|
| 7
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
| Комбинированный урок
| Беседа по прочитанному
| Составление рассказа
| Развернутый рассказ об одном из героев, лексическая работа
|
|
|
| 8
| Вн. чт. Духовные заветы Древней Руси в житиях вологодских святых.
| Урок внеклассного чтения
| Подробный пересказ
| Работа с текстом
| Сообщения учащихся, беседа по формированию умения строить устное высказывание
|
|
|
| 9
| М.В. Ломоносов. Жизненный путь. Оды Ломоносова.
| Комбинированный урок
| устное сочинение
| Рассказ о Ломоносове
| Презентация «Поэт, просветитель, ученый»
|
|
|
| 10
| Г.Р. Державин. Своеобразие стихотворений поэта
| Урок изучения истории литературы
| Выразительное чтение
| Ответы на вопросы учебника
| Беседа о жизни Державина ,Работа с учебником
|
|
|
| 11
| Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Основной конфликт, проблематика.
| Комбинированный урок
| чтение по ролям
| Таблица «Цитатная характеристика образов комедии»
| Беседа о комедии, исследовательская работа с текстом
|
|
|
| 12
| Образы комедии «Недоросль», их трактовка.
| Урок углубленной работы над текстом
| чтение по ролям
| Анализ образов
| Формирование умений выделять главное, подбирать цитаты, делать выводы
|
|
|
| 13
| Литература XIX века
А.С. Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта.
| Урок изучения истории литературы
| выразительное чтение
| Запись основных фактов биографии поэта
| Сообщения по биографии поэта, чтение стихотворений, работа с текстами
|
|
|
| 14
| Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина « Туча»
| Комбинированный
| выразительное чтение
| Чтение наизусть
| Лексическая работа с текстом
|
|
|
| 15
| А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
| Комбинированный
| выразительное чтение
| Исследовательская работа по тексту
| Сопоставительный анализ летописного текста и произведения Пушкина
|
|
|
| 16 17
| Образ Петра Первого и тема России в поэме « Полтава»
| Уроки углубленной работы с текстом
| Выразительное чтение
| Таблица-сопоставление образов
| Сопоставительный анализ образов
|
|
|
| 18
| М.Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь поэта. Стихотворение «Родина»
| Урок изучения истории литературы
| выразительное чтение
| работа с иллюстрациями
| Анализ текста стихотворения « Родина», чтение наизусть
| 19
| «Песня про купца Калашникова…» Проблематика произведения, основные мотивы.
| Комбинированный урок
| выразительное чтение
| устное рисование
| Заочная экскурсия «Москва Ивана Грозного»,подбор цитат, характеризующих образы героев
| 20
| Рассказ о событии (поединок Калашникова и Кирибеевича)
| Урок развития речи
| Повествование, устное высказывание
| Иллюстрации в учебнике, рассказ о героях
| Сопоставительная характеристика образов
| 21
| Н.В. Гоголь. Тема «маленького человека» в произведениях писателя
| Комбинированный урок
| пересказ
| Выразительное чтение
| Составление цитатного плана-характеристики главного героя чтение статьи учебника, работа по вопросам
| 22
| Основной конфликт в повести «Шинель»
| Комбинированный урок
| характеристика героя
| 23
| И.С.Тургенев. Жизнь и творчество писателя в 60-е годы.
| Урок изучения истории литературы
| выразительное чтение
| работа с иллюстрац. Портрет Тургенева
таблица «Сопоставление образов Хоря и Калиныча»
| Работа с таблицей
| Сопоставительный анализ героев, работа в группах, в парах
| 24
| Характеры крестьян в рассказе И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»
| Урок восприятия худож. текста
| 25
| Рассказ « Певцы». Тема искусства в рассказе.
| Урок восприятия худож . текста
| Выразительное чтение
| таблица
| Лексическая работа, исследование текста
| 26
| Художественное своеобразие стихотворен. в прозе «Нищий» И.С. Тургенева
| Урок внеклас. чтения
| чтение
| Чтение наизусть
| Устное словесное рисование, творческая работа
| 27
| Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Стихотворение « Вчерашний день, часу в шестом…»
| Урок изучения истории литературы
|
| Выразительное чтение
| Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника
| 28
| Проблематика произведений Некрасова. «Размышления у парадного подъезда»
| Комбинированный урок
| чтение наизусть
| 29
| Поэма Н.А.Некрасова « Русские женщины» ( « Княгиня Трубецкая»)
| Комбинированный урок
| Выразительное чтение отрывка
| Цитатный план
| Работа с текстом, составление цитатного плана
| 30
| Поэма «Железная дорога»
| Комбинированный урок
| Выразительное чтение
| Описание картины К.А. Савицкого « Ремонтные работы на железной дороге»
| Работа с текстом, Поиск средств художественной выразительности
| 31
| М.Е.Салтыков - Щедрин .Жизнь и творчество. Сказка «Дикий помещик»
| Комбинированный урок
| Выразительное чтение
| создание иллюстраций, письменный отзыв
| Работа с текстом, составление плана произведения, работа по вопросам
| 32
| « Повесть о том ,как один мужик двух генералов прокормил»
| Урок художественного восприятия текста
| выразительное чтение
| Работа с иллюстрациями учебника, подробный пересказ зпизода
| Фронтальная беседа по произведению
| 33
| Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы». «Севастополь в декабре месяце»
| Урок-семинар
| составление плана
| работа с иллюстрац
| Картины Верещагина и текст рассказов.
| 34
| Н.С.Лесков. Жизнь и творчество .Сюжетная основа сказа « Левша»
| Комбинированный урок
| пересказ, анализ
| Пересказ эпизода
| Выразительное чтение, беседа по вопросам
| 35
| Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.
| Комбинированный урок
| выразительное чтение
| образ Левши в живописи, кино ,цитатная характеристика
| Выборочное цитирование, выразительное чтение
| 36
| А.А. Фет. Лирические стихотворения
| Урок художественного восприятия текста
| чтение наизусть
| рисунки учащихся
| Выразительное чтение, работа с картинами русских художников
| 37
| А.П.Чехов в воспоминаниях современников. Социальная и нравственная направленность рассказа «Хамелеон»
| Урок изучения истории литературы
| выразительное чтение
| работа с иллюстрациями
| Исследовательская работа с текстом
| 38
| А.П. Чехов «Смерть чиновника». Авторская позиция в рассказе
| Комбинированный урок
| Пересказ, близкий к тексту
| Письменный ответ на вопрос
| Исследовательская работа с текстом
| 39
| Произведения русских поэтов XIX века о России
| Урок внеклассного чтения
| Чтение наизусть
| Чтение наизусть
| Анализ произведений, типичность образов
| 40-41
| Литература XX века
М. Горький. Автобиографическая проза. Идейно-художественное своеобразие повести «Детство»
| Уроки изучения истории литературы
| Выразительное чтение
| Цитатный план
| Выразительное чтение, цитатная характеристика героев, пересказ эпизодов.
| 42
| «Старуха Изергиль». « Легенда о Данко»
| Комбинированный урок
| Выразительное чтение
| Сочинение
| Беседа по прочитанному произведению
| 43
| Тема милосердия в стихотворении в прозе И. С. Тургенева «Памяти Вревской»
| Урок внеклассного чтения
| Рассказ о героине
| Сопоставление образа Данко и Ю.Вревской
| Работа с текстом, образ героини
| 44
| И.А. Бунин. Своеобразие поэзии
| Комбинированный урок
| пересказ, выразительное чтение
| Чтение наизусть
| Эвристическая беседа, создание связного устного ответа по прочитанному
| 45
| Смысл названия рассказа Бунина «Кукушка»
| Комбинированный урок
| Выразительное чтение отрывков
| Пересказ эпизода
| Чтение рассказа, анализ произведения
| 46
| Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»
| Комбинированный урок
| чтение
| Составление плана произведения
| Литературная гостиная «Что есть доброта?»
| 47
| Рассказ А.И.Бунина «Allez»
| Комбинированный урок
| Выразительное чтение
| Подробный пересказ эпизода
| Выразительное чтение отрывков, беседа по вопросам
| 48
| В.В. Маяковский. Художественное своеобразие стихотворений
| Урок художественного восприятия произведения
| выразительное чтение
| Лексическая работа
| Выразительное чтение, словарная работа
| 49
| С.А. Есенин. Тематика лирических стихотворений
| Комбинированный урок
| выразительное чтение
| работа с иллюстрациями
| Заочная экскурсия «Есенинские места»
| 50
| Человек и природа в произведениях вологодских авторов
| Урок внеклассного чтения
| Выразительное чтение, пересказ
| Чтение наизусть
| Обсуждение произведений
| 51
| И.С. Шмелев. Основные сюжетные линии рассказа «Русская песня»
| Комбинированный урок
| работа со словарем
| Сочинение- отзыв о прочитанном
| Исследовательская работа с текстом
| 52
| М.М. Пришвин. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река»
| Урок работы с текстом
| составление тезисов
| Чтение,пересказ
| Работа с текстом
| 53
| К.Г. Паустовский. Человек и природа в произведении «Мещерская сторона»
| Урок - исследование
| подробный пересказ
| Рисунок к тексту
| Работа с текстом
| 54
| Изложение с элементами рассуждения
| Урок развития речи
| Работа с текстом
| Изложение
| Чтение отрывка, выбор рабочих материалов . составление плана.
| 55
| Н.А. Заболоцкий. Нравственные достоинства человека
| Комбинированный урок
| выразительное чтение
| Участие в диалоге по прочитанному
| Анализ стихотворения
| 56-57
| А.Т. Твардовский. Основные мотивы военной лирики. Поэма «Василий Теркин»
| Комбинированный урок
| выразительное чтение
| Чтение наизусть
| Работа над образом героя
| 58
| Стихотворения о войне поэтов XX века и участников войны
| Урок внеклассного чтения
| выразительное чтение
| работа с иллюстрациями, рисунки.
| Знакомство с творчеством разных поэтов
| 59
| Б.Л. Васильев. Художественное своеобразие рассказа «Экспонат №...»
| Урок - исследование
| комментирование эпизода
| Подробный пересказ отрывка
| Цитатный план рассказа, работа над проблемой.
| 60
| В.М. Шукшин. Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека
| Урок восприятия худож. текста
| отзыв
| Отзыв о прочитанном
| Выразительное чтение по ролям
| 61
| Русские поэты XX века о России
| Урок внеклассного чтения
| выразительное чтение
| работа с поэтическим текстом
| Чтение и работа над средствами художеств.. выразительности
| 62
| Зарубежная литература
У. Шекспир. Тема любви в сонетах
| Комбинированный урок
| выразительное чтение
| работа с текстом
| Выразительное чтение, нахождение средств художественной выразительности
| 63
| Р. Бернс. Основные мотивы стихотворений
| Комбинированный урок
| выразительное чтение
| работа с текстом
| Обсуждение произведения по вопросам учебника
| 64
| Р.Л. Стивенсон. Приемы создания образов в романе «Остров сокровищ»
| Комбинированный урок
| чтение
| Подробный пересказ отрывка
| Характеристика героев
| 65
| Мацуо Басё . Образ поэта. Хокку
| Урок восприятия художеств. текста
| попытка сочинительства
| Составление хокку
| Выразительное чтение, словесное рисование
| 66
| А.де Сент-Экзюпери. Писатель и герои. «Планета людей» ( глава « Линия»)
| Комбинированный урок
| чтение
| Составление плана
| Характеристика героя
| 67
| Литературная гостиная
| Урок- беседа
|
|
|
| 68
| Рекомендации для летнего чтения
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
1.Раилко «Открытые уроки литературы :5 -8 классы» Ростов-на Д. «Феникс» 2008 г. |