Скачать 88.26 Kb.
|
Сценарий урока русского языка по теме: « СКЛОНЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (50, 60, 70, 80) » 4 класс Учитель ГБОУ ЦО №1481 г. Москвы Шарова Марина Борисовна 2010г. ТЕМА: «СКЛОНЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (50, 60, 70, 80) » Цель учителя: организовать учебную Цель учащихся: деятельность школьников по решению: 1) образовательной задачи- развитию умений: а) решать все языковые задачи по теме 1) научиться решать языковые задачи по «сложное числительное» в соответствии с теме «сложное числительное» в соответ- видами речевой деятельности, ствии с видами речевой деятельности, б) провести исследовательскую деятельность 2) открыть новое знание о склонении и открыть новое знание о склонении сложных сложных числительных. числительных; 2) развивающей задачи – развитию в метапредметной области: - умения учиться (исследовать материал, - научиться учиться (иссл-ть материал, открыть новое знание) открыть новое знание) - ориентировочной основы деятельности, - рефлексии, - научиться рефлексировать деят-ть - логического мышления, - понятийного аппарата деятельности, - внутренних мотивов к познавательной деятельности, - позиции «учащегося»; 2) воспитательной задачи – развитию: - самоорганизации деятельности, - научиться организовывать свою деят-ть - адекватной самооценки - научиться адекватно себя оценивать Содержание материала для усвоения: - материал по русскому языку по теме «склонение сложных имен числительных (50,60,70,80)» Средства организации учебной деятельности школьников: учебник М.С.Соловейчик «К тайнам нашего языка», учебная тетрадь, (для учащихся), экран, проектор, презентация. Этапы учебной деятельности школьников на уроке. I. Этап контроля уровня усвоения знаний и умений - способа склонения простых числительных. Цель учителя – проверить уровень сформи- Цель учащихся – проверить уровень сфор- рованности у учащихся психической ориен- мированности умения решать языковые тировки их деятельности умения решать задачи, проводить самоконтроль, само- практические языковые задачи и строить оценку и самокоррекцию деятельности. деятельность в целом. - Уч-ль: Ребята, над какой темой мы работали на последних уроках русского языка? – Уч-ся: имя числительное. - Уч-ль: Что мы знаем об имени числительном? – Уч-ся: имя числительное – это часть речи, которая называет количество или порядок предметов при счете. - Уч-ль: Как называются числительные, которые называют порядок предметов при счете? – Уч-ся: порядковые.. - Уч-ль: Как называются числительные, которые называют количество предметов? – Уч-ся: количественные. - Уч-ль: С какой группой числительных мы с вами работаем? – Уч-ся: с количественными числительными. - Уч-ль: На какие группы по составу можно разделить все числительные – Уч-ся: Числительные бывают простые (один корень), сложные (два корня, две основы), составные ( состоят из двух и нескольких слов). - Уч-ль: А какую языковую задачу с простыми числительными вы учились решать на прошлом уроке ? – Уч-ся: мы учились склонять простые числительные – Уч-ль: Как склоняются простые числительные от 5 до 20 и 30? – Уч-ся: так же, как имена существительные третьего склонения. – Уч-ль Давайте проверим, как вы умеете это делать . Презентация стр. 3 Учащимся предлагается задание для самостоятельной работы – просклонять простые имена числительные десять и пять. После выполнения этого задания учащиеся проводят самоконтроль по разработанному учителем «ключу». Дети сами находят и исправляют свои ошибки. Презентация стр.4 II. Этап психологического включения школьников в учебную деятельность. Цель учителя – организовать психологи- Цель учащихся – определить для себя ческое включение учащихся в учебную личностный смысл учебной деятельности деятельность на уроке (формирование моти- на уроке, научиться ставить ее цели и вации и целеполагания). задачи на уроке. Презентация стр.1 На доске: ТЕМА: «СКЛОНЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (50, 60, 70, 80) » Цель: 1) научиться ?.......................................... 2) открыть новые знания о ? ……………………….………… - Уч-ль: Назовите тему урока. – Уч-ся: Склонение сложных имен числительных (50, 60, 70, 80). Учитель организует проблемную ситуацию. Презентация стр.5 У Буратино было 100 золотых монет Лиса Алиса и Кот Базилио украли у него 50 Золотых монет. С чем остался Буратино? - Учащиеся дают разные варианты ответов. - Уч-ль: А как же, ребята, правильно будут читаться эти числительные? Хотите узнать? Дети отвечают согласием. Учащиеся открывают для себя границы собственного знания и незнания и у них возни- кает потребность узнать то, чего они еще не умеют и не знают – новое знание о способе изменения сложного числительного в разных падежах. Учитель просит учащихся сформулировать цели их учебной деятельности на уроке. - Уч-ль: Какие цели учебной деятельности на уроке вы для себя можете определить? Презентация стр 2 – Уч-ся: Научиться читать и писать сложные числительные (50, 60, 70, 80) в разных падежах. - Уч-ль: А что надо знать для того, чтобы научиться это делать? Достаточно ли для этого имеющихся у вас знаний о числительном или нужны новые знания? – Уч-ся: Нет, недостаточно. Нужны новые знания. - Уч-ль: Значит, второй целью вашей учебной деятельности на уроке является… – Уч-ся: …открыть новые знания о том, как изменяются сложные числительные при склонении. - Уч-ль: Таким образом, какую деятельность мы будем сейчас выполнять: прак- тическую или исследовательскую? – Уч-ся: Исследовательскую. III. Этап исследовательской деятельности и производства новых знаний. Цель учителя – сформировать у учащихся Цель учащихся – научиться исследовать умение выполнять иследовательскую дея- изучаемый материал, производить новое тельность, открывать новое знание и прово- для себя знание, проводить его теорети- дить его теоретическое обобщение. ческое обобщение . Исследовательская деятельность проводится на материале числительного 50. Презентация стр 6 - Уч-ль: Ребята, какова цель исследовательской деятельности? – Уч-ся: Определить, как склоняются сложные имена числительные (50, 60, 70, 80). - Уч-ль: Что для этого надо сделать? – Уч-ся: Для этого надо выделить у числительных графически основу и окончание. - Уч-ль: Выделяйте. Учащиеся выделяют в числительных графически основу и окончание, прого- варивая вслух выполняемые действия. - Уч-ль:Что вы увидели?. – Уч-ся: Сложное числительное состоит из двух основ. - Уч-ль: Как две основы связаны между собой: с помощью дополнительного знака, буквы или просто пишутся слитно? – Уч-ся: Пишутся слитно. -Уч-тель: Что теперь мы должны сделать? – Уч-ся: Определить, какая часть изменяется при склонении. - Уч-ль: Какая? Презентация стр.7 - Уч-ль: После какой основы ? – Уч-ся: После первой и после второй. - Уч-ль: А теперь, ребята, давайте обобщим открытое вами новое знание Учащиеся проговаривают вслух новое знание : При изменении по падежам сложных имен числительных … изменяется окончание после каждой основы. - Уч-ль:Что теперь мы должны сделать? – Уч-ся: Определить, какое окончание появляется после каждой основы в составе сложного числительного. - Уч-ль: Определяйте. Называйте падеж и окончание после каждой основы и записывайте Далее учитель предлагает учащимся обобщить произведенное ими в исследовательской деятельности новое знание. - Уч-ль: Итак, ребята, обобщите новое знание о сложном имени числительном по следующим позициям: 1) группа числительного по составу; 2) структура сложного числительного; 3) изменение сложного числительного при склонении (что изменяется и как). Презентация стр. 8, 9, 10. – Уч-ся: 1) Имя числительное может по своему составу быть не только простым, но и сложным. 2) Сложное имя числительное состоит из двух основ, которые пишутся слитно. 3) При склонении сложных имен числительных изменяются окончания после каждой основы. - Уч-ль: Таким образом, какую цель мыс вами достигли? – Уч-ся: Произвели новое знание о том, как изменяются сложные числительные при склонении. IV. Этап совместной деятельности учителя и учащихся по формированию у них умений решать языковые задачи по теме. Задание 1 Просклонять числительное 60. Выполняя задание, дети проговаривают вслух выполняемые действия. Работа выполняется совместно с учителем. Презентация стр. 11, 12. - Уч-ль: Ребята, а какую деятельность теперь вы будете выполнять – исследовательскую или практическую? – Уч-ся: Практическую. - Уч-ль: -что вы будете учиться делать? – Уч-ся: Учиться строить сложные имена числительные (50, 60, 70, 80). – Уч-ль: Выполняя задание, необходимо проговаривать вслух выполняемые действия. Учащиеся выполняют задание совместно с учителем. При этом они сначала называют вслух каждый компонент деятельности, а потом его выполняют. Управляя учебной деятельностью учащихся в такой форме, учитель создает условия для полного понимания учениками выполняемой ими деятельности и предупреждения возможных ошибок и неточностей, которые могут допустить учащиеся. Задание 2 Прочитай числительные Презентация стр. 14. К… ИЗ … 70 + 6 50 + 5 60 + 9 80 +9 50 – 5 70 – 7 60 – 6 80 – 3 Задание 3 СУНДУК С ЧЕМ? Презентация стр. 15. С 50 монетами, с 60 монетами, с 70 монетами, с 80 монетами
Цель учителя – проверить уровень сформи- Цель учащихся – проверить уровень сфор- рованности у учащихся психической ориен- мированности умения решать языковые тировки их деятельности умения решать задачи, проводить самоконтроль, само- практические языковые задачи и строить оценку и самокоррекцию деятельности. деятельность в целом. Записать числительные под диктовку учителя. Самопроверка и самоконтроль. Презентация стр. 16, 17. VI. Этап подведения итогов урока (рефлексия учебной деятельности учащихся, домашнее задание). Цель учителя – провести рефлексию учеб- Цель учащихся – осознать продуктивность ной деятельности школьников на уроке, своей учебной деятельности на уроке, построить психическую ориентировку для выявить свои резервы и определить способ выполнения ими домашнего задания. повышения своей образовательной траек- тории за счет материала домашнего зада- ния и психической ориентировки в нем - Уч-ль: Итак, ребята, давайте подведем итог вашей учебной деятельности на уроке Какую цель вы определили для себя в начале урока? – Уч-ся: Научиться читать и писать сложные числительные (50, 60, 70, 80). -Уч-тель: Какие действия для этого необходимо выполнить? -Уч-ся: 1.Подобрать 2 части сложного числительного. 2.Определить, в каком падеже нужно построить сложное числительное. 3.Подобрать окончания для каждой части сложного числительного. 4.Соединить обе части сложного числительного. Уч-тель: Расскажи, что ты теперь знаешь и что умеешь. Уч-ся: я теперь знаю, как склоняются сложные имена числительные 50, 60, 70, 80. Презентация стр.11, 18. |
Урока: дать понятие о собирательных числительных Средства организации учебной деятельности школьников: учебник М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», учебная тетрадь, (для учащихся),... | Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего... Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс | ||
«Утверждаю» директор гбоу сош №289 Спирина М. А Учебная программа по русскому языку «К тайнам нашего языка» 4 класс. Авторы: М. С. Соловейчик, И. С. Кузьменко | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: учебник «Информатика: Учебник для 6 класса» Л. Л. Босова, рабочая тетрадь к данному учебнику, презентация, компьютер,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. С. Соловейчик,Н. С. Кузьменко русский язык «К тайнам нашего языка» Смоленск «Ассоциация XXI века» 2012 г | Урок математики в 3 классе Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран; учебник-математика 3 класс (М. И. Моро), рабочая тетрадь – 2 часть; карта путешествия,... | ||
Урок развития речи с использованием исследовательской технологии,... Автор: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык. К тайнам нашего языка 4 класс в 2-х частях, 2010 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Презентация, мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки со словами, тетрадь для печатания, маски Мальвины и Пьеро, Букварь... | ||
Учебник для 6 класса Л. Л. Босовой «Информатика», рабочая тетрадь... Оборудование компьютерный класс, мультимедийный проектор, учебник для 6 класса Л. Л. Босовой «Информатика», рабочая тетрадь для 6... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Русский язык» Л. Я желтовская (часть1) для уч-ся 2класса; презентация рабочая, презентация-тренажер, презентация-физминутка; проектор,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация 1, презентация 2, презентация 3, карточки и таблицы для самостоятельной и групповой... | Урок по окружающему миру в 1 классе по теме «Кто такие птицы?» ... | ||
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тсо: проектор, компьютер, экран, учебная презентация «Кому нужна вода», выполненная в программе PowerPoint | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация к уроку, учебник «Математика» М. И. Моро 4 класс | Урок-путешествие в Простоквашино 1 класс Тема: Сложение и вычитание в пределах 20 Оборудование: учебник математики, тетрадь, карандаш, ручка, линейка, конверт с письмом, листочки с заданием, мультимедийный проектор... |