Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи





Скачать 51.31 Kb.
НазваниеН. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи
Дата публикации18.09.2013
Размер51.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Н.Г.Санникова
Обучение младших школьников связной письменной речи.
Всегда прислушиваюсь к речи людей. Какая она разная в моем окружении… Вот первоклассники что-то лепечут, перебивая друг друга, рассказывают о чем-то интересном, учителя эмоционально, чувственно рассказывают о том, что случилось на уроке, но даже в эмоциях их речь далеко нельзя назвать разговорной, старшеклассники, стараясь спокойно проговаривать каждое слово, повторяют на перемене очередное произведение классика. Слово в нашей православной гуманитарной гимназии имеет особый смысл. Поэтому всегда заслушиваешься словом батюшки на проповедях во время молебна, которые он подбирает так, чтобы каждое осталось в сердце и маленького, и большого человека нашей гимназии.

Когда вспоминаю, как первая моя учительница помогала выстраивать три предложения в небольшой текст, задумываюсь, выполнила ли я, как учитель, задачу в обучении детей связной письменной речи, научила ли их грамотно писать, правильно выражать свои мысли, научила ли их создавать тексты, речевые высказывания?

Чтобы в дальнейшей учебе у моих учеников не возникала проблема написания сочинений, на уроках русского языка стараюсь направлять работу не только на усвоение школьниками новых знаний по орфографии, пунктуации, морфологии, но и постоянно пополнять их словарный запас. Выполнение заданий на уроках русского языка стараюсь строить таким образом, чтобы развивалась память, внимание, мышление, устная и письменная речь учащихся.

В качестве примера приведу конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Имя прилагательное». Дидактическая цель: уточнить представления школьников о роли имен прилагательных в нашей речи.

I. Мобилизующий этап.

Учитель произносит логическое упражнение (один раз!) и предлагает школьникам его запомнить:

Солнце, капель и травка ждут прихода весны. Каждый из них дал весне свое название: солнечная, веселая, звонкая. Солнце назвало весну солнечной. Капель – не зелёной. Какое название дали весне капели и травка?

Учащиеся повторяют по памяти текст упражнения и выполняют его.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока

У. Еще раз скажите, как назвали весну солнце, капель и травка?

Д. Солнце, капель и травка назвали весну солнечной, звонкой и зеленой.

У. Определите, какой частью речи являются слова, с помощью которых была охарактеризована весна. Сформулируйте тему урока.

Д. Эти слова являются именами прилагательными. Значит, тема урока: «Имя прилагательное». (Учитель записывает или открывает тему урока на доске.)

У. Отталкиваясь от темы урока и используя опорную запись, поставьте его цель.

Цель: *повторить … … ИП;

*уточнить … ИП в … речи.

Д. Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном; уточнить роль имени прилагательного в нашей речи.
III. Минутка чистописания

У. Буква, с которой мы будем работать на минутке чистописания, четыре раза встречается в именах прилагательных и обозначает согласный, звонкий, непарный звук. В трех случаях он твердый, в одном – мягкий. Какая это буква?

Д. Это буква н. Она встречается 4 раза в прилагательных солнечная, звонкая, зеленая. В словах зеленая, звонкая и во втором случае в слове солнечная она обозначает твердый [н], а в первом случае в слове солнечная – мягкий [н,]. (Учитель обращает внимание детей на особенности написания Нн. Дети пишут их три раза. Указывают самые красивые буквы.)

У. Посмотрите на цепочку букв. Сформулируйте закономерность их записи.

Н н п Н н н р

Д. В цепочке мы будем писать заглавную и строчную букву н и согласные, идущие по порядку алфавита, начиная с п. При каждом повторе количество букв н увеличивается на одну. (Учащиеся выполняют задание.)
IV. Повторение изучение

У. Задайте друг другу вопросы о прилагательном в порядке его изучения. Приведите примеры на тему, которая отражена в логическом упражнении. (Одни учащиеся задают вопросы, другие на них отвечают. Приводят примеры на тему «Весна».

Примерный вариант вопросов:

  • Что такое имя прилагательное?

  • Что обозначает эта часть речи?

  • На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

  • Как изменяются имена прилагательные?

  • К какой части речи относятся имена прилагательные?)



V. Упражнение 1 (на карточке)

У. Запишите из логического упражнения в карточку имена существительные, которые являлись в нем главными действующими лицами. Первыми запишите существительное, в котором имеется непроизносимая безударная гласная. (Дети пишут слово солнце.)

У. Далее запишите слово, в котором есть проверяемая безударная гласная и буква, не обозначающая звука. (Дети записывают слово капель.)

У. Запишите оставшееся слово. Найдите орфограмму. (Работают со словом травка.)

У. Рассмотрите получившуюся схему. Сформулируйте задание к упражнению.


Д. К каждому имени существительному подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. К первому – два, ко второму – три, к третьему – четыре. (Учащиеся выполняют задание. Проводится проверка.)

У. Сделать вывод, как характеризуется предмет с помощью имен прилагательных.

Д. Предмет с помощью имен прилагательных характеризуется более точно. Указываются его разные признаки.
VI. Словарно-орфографическая работа

Учитель прикрепляет к доске небольшой лист бумаги. На нем размещает солнце, легкие облака, травку.

У. Посмотрите на этот лист с прикрепленными на нем изображениями предметов. Скажите, что получилось?

Д. Это аппликация. (Выясняется значение слова аппликация. Осваивается его написание.)

VII. Физкультминутка

У. Я буду называть разные имена прилагательные. Если по смыслу подходят к слову аппликация, вы приседаете. Если не подходят – делаете наклоны вперед.

Красочная, яркая, сахарная, разноцветная, кислая, красивая, интересная, необычная, соленая, детская.
VIII. Упражнение 2

У. На нашей аппликации не хватает одного предмета. Давайте определим, что это за предмет с помощью имен прилагательных. Я назову имена прилагательные. Вы постарайтесь их запомнить и определить предмет: нежный, пахучий, белый, упорный, настойчивый, весенний.

Д. Это подснежник. (Учитель прикрепляет подснежник в аппликацию.)
Упражнение 3

…, … цветок пробился сквозь толщу покрова. Он стоял …, как снег. Его … … чашечка напоминала облачко. … цветок нес весть о теплом лете.

У. Познакомьтесь с записью. Восстановите предусмотренный здесь текст, вставив по памяти имена прилагательные, с помощью которых я характеризовала подснежник. (Работа выполняется коллективно. Учащиеся по написанной части предложений определяют, какие прилагательные надо записать вместо каждого многоточия. Правильный вариант: Упорный, настойчивый цветок пробился сквозь толщу покрова. Он стоял белый, как снег. Его нежная пахучая чашечка напоминала облачко. Весенний цветок нес весть о теплом лете.)

У. Запишите текст. Добавьте в него, если сможете, несколько имен прилагательных. (Учащиеся выполняют задание. Проводится проверка.)

У. Скажите, какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

Д. Текст становится красивее, интереснее, содержательнее.

У. Составьте пары слов с одинаковой орфограммой. (Например, цветок, пахучая; чашечка, облачко и др.)

У. Укажите имена прилагательные с противоположной характеристикой согласных по звонкости-глухости. (белый – пахучая)
IX. Итог урока

У. О какой части речи мы говорили на уроке?

У. Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?


  1. Домашнее задание

Пронаблюдайте за красотой весны в природе. Тщательно продумайте и составьте дома свой рассказ о весне. Можете дополнить свою работу иллюстрацией. Затем мы соединим все наши зарисовки и получим красивое сочинение-мозаику на тему «Краски весны».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconИспользование приемов мнемотехники в развитии связной речи
Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи стр. 6
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи icon«Развитие связной речи учащихся с овз в 7 классе при изучении темы «Причастие»
Использование информационных технологий в процессе развития связной речи учащихся
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconОсобенности развития связной речи дошкольников в соответствии с федеральными...
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности связной письменной речи учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconМбдоу «Детский сад №4 «Ивушка»
Обратиться к данной теме: «Эффективные методы и приёмы развития связной речи дошкольников», меня побудило, то, что в настоящее время...
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconНаправления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных...
Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных...
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconУпотребление причастий в устной и письменной речи
Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий...
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Это указывает на то, что выражение больше подходит для использования в разговорной речи, чем в письменной (язык письменной речи в...
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconРабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория...
Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство...
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconЛичностно ориентированное обучение младших школьников как условие сохранения индивидуальности

Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспекты занятий по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconРеферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи...
Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Признаки устной и письменной речи. Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Знаки препинания при диалоге
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconПояснительная записка Работа по развитию связной речи учащихся построена...
Текст: тема текс та, микротема, абзац; основная мысль текста; «данное» и «новое» в предложениях текста; строение типовых фрагментов...
Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи iconТема по самообразованию «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»
Самообразования по теме: «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск