Скачать 51.31 Kb.
|
Н.Г.Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи. Всегда прислушиваюсь к речи людей. Какая она разная в моем окружении… Вот первоклассники что-то лепечут, перебивая друг друга, рассказывают о чем-то интересном, учителя эмоционально, чувственно рассказывают о том, что случилось на уроке, но даже в эмоциях их речь далеко нельзя назвать разговорной, старшеклассники, стараясь спокойно проговаривать каждое слово, повторяют на перемене очередное произведение классика. Слово в нашей православной гуманитарной гимназии имеет особый смысл. Поэтому всегда заслушиваешься словом батюшки на проповедях во время молебна, которые он подбирает так, чтобы каждое осталось в сердце и маленького, и большого человека нашей гимназии. Когда вспоминаю, как первая моя учительница помогала выстраивать три предложения в небольшой текст, задумываюсь, выполнила ли я, как учитель, задачу в обучении детей связной письменной речи, научила ли их грамотно писать, правильно выражать свои мысли, научила ли их создавать тексты, речевые высказывания? Чтобы в дальнейшей учебе у моих учеников не возникала проблема написания сочинений, на уроках русского языка стараюсь направлять работу не только на усвоение школьниками новых знаний по орфографии, пунктуации, морфологии, но и постоянно пополнять их словарный запас. Выполнение заданий на уроках русского языка стараюсь строить таким образом, чтобы развивалась память, внимание, мышление, устная и письменная речь учащихся. В качестве примера приведу конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Имя прилагательное». Дидактическая цель: уточнить представления школьников о роли имен прилагательных в нашей речи. I. Мобилизующий этап. Учитель произносит логическое упражнение (один раз!) и предлагает школьникам его запомнить: Солнце, капель и травка ждут прихода весны. Каждый из них дал весне свое название: солнечная, веселая, звонкая. Солнце назвало весну солнечной. Капель – не зелёной. Какое название дали весне капели и травка? Учащиеся повторяют по памяти текст упражнения и выполняют его. II. Формулирование учащимися темы и цели урока У. Еще раз скажите, как назвали весну солнце, капель и травка? Д. Солнце, капель и травка назвали весну солнечной, звонкой и зеленой. У. Определите, какой частью речи являются слова, с помощью которых была охарактеризована весна. Сформулируйте тему урока. Д. Эти слова являются именами прилагательными. Значит, тема урока: «Имя прилагательное». (Учитель записывает или открывает тему урока на доске.) У. Отталкиваясь от темы урока и используя опорную запись, поставьте его цель. Цель: *повторить … … ИП; *уточнить … ИП в … речи. Д. Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном; уточнить роль имени прилагательного в нашей речи. III. Минутка чистописания У. Буква, с которой мы будем работать на минутке чистописания, четыре раза встречается в именах прилагательных и обозначает согласный, звонкий, непарный звук. В трех случаях он твердый, в одном – мягкий. Какая это буква? Д. Это буква н. Она встречается 4 раза в прилагательных солнечная, звонкая, зеленая. В словах зеленая, звонкая и во втором случае в слове солнечная она обозначает твердый [н], а в первом случае в слове солнечная – мягкий [н,]. (Учитель обращает внимание детей на особенности написания Нн. Дети пишут их три раза. Указывают самые красивые буквы.) У. Посмотрите на цепочку букв. Сформулируйте закономерность их записи. Н н п Н н н р Д. В цепочке мы будем писать заглавную и строчную букву н и согласные, идущие по порядку алфавита, начиная с п. При каждом повторе количество букв н увеличивается на одну. (Учащиеся выполняют задание.) IV. Повторение изучение У. Задайте друг другу вопросы о прилагательном в порядке его изучения. Приведите примеры на тему, которая отражена в логическом упражнении. (Одни учащиеся задают вопросы, другие на них отвечают. Приводят примеры на тему «Весна». Примерный вариант вопросов:
V. Упражнение 1 (на карточке) У. Запишите из логического упражнения в карточку имена существительные, которые являлись в нем главными действующими лицами. Первыми запишите существительное, в котором имеется непроизносимая безударная гласная. (Дети пишут слово солнце.) У. Далее запишите слово, в котором есть проверяемая безударная гласная и буква, не обозначающая звука. (Дети записывают слово капель.) У. Запишите оставшееся слово. Найдите орфограмму. (Работают со словом травка.) У. Рассмотрите получившуюся схему. Сформулируйте задание к упражнению. Д. К каждому имени существительному подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. К первому – два, ко второму – три, к третьему – четыре. (Учащиеся выполняют задание. Проводится проверка.) У. Сделать вывод, как характеризуется предмет с помощью имен прилагательных. Д. Предмет с помощью имен прилагательных характеризуется более точно. Указываются его разные признаки. VI. Словарно-орфографическая работа Учитель прикрепляет к доске небольшой лист бумаги. На нем размещает солнце, легкие облака, травку. У. Посмотрите на этот лист с прикрепленными на нем изображениями предметов. Скажите, что получилось? Д. Это аппликация. (Выясняется значение слова аппликация. Осваивается его написание.) VII. Физкультминутка У. Я буду называть разные имена прилагательные. Если по смыслу подходят к слову аппликация, вы приседаете. Если не подходят – делаете наклоны вперед. Красочная, яркая, сахарная, разноцветная, кислая, красивая, интересная, необычная, соленая, детская. VIII. Упражнение 2 У. На нашей аппликации не хватает одного предмета. Давайте определим, что это за предмет с помощью имен прилагательных. Я назову имена прилагательные. Вы постарайтесь их запомнить и определить предмет: нежный, пахучий, белый, упорный, настойчивый, весенний. Д. Это подснежник. (Учитель прикрепляет подснежник в аппликацию.) Упражнение 3 …, … цветок пробился сквозь толщу покрова. Он стоял …, как снег. Его … … чашечка напоминала облачко. … цветок нес весть о теплом лете. У. Познакомьтесь с записью. Восстановите предусмотренный здесь текст, вставив по памяти имена прилагательные, с помощью которых я характеризовала подснежник. (Работа выполняется коллективно. Учащиеся по написанной части предложений определяют, какие прилагательные надо записать вместо каждого многоточия. Правильный вариант: Упорный, настойчивый цветок пробился сквозь толщу покрова. Он стоял белый, как снег. Его нежная пахучая чашечка напоминала облачко. Весенний цветок нес весть о теплом лете.) У. Запишите текст. Добавьте в него, если сможете, несколько имен прилагательных. (Учащиеся выполняют задание. Проводится проверка.) У. Скажите, какую роль выполняют имена прилагательные в тексте? Д. Текст становится красивее, интереснее, содержательнее. У. Составьте пары слов с одинаковой орфограммой. (Например, цветок, пахучая; чашечка, облачко и др.) У. Укажите имена прилагательные с противоположной характеристикой согласных по звонкости-глухости. (белый – пахучая) IX. Итог урока У. О какой части речи мы говорили на уроке? У. Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
Пронаблюдайте за красотой весны в природе. Тщательно продумайте и составьте дома свой рассказ о весне. Можете дополнить свою работу иллюстрацией. Затем мы соединим все наши зарисовки и получим красивое сочинение-мозаику на тему «Краски весны». |
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи стр. 6 | «Развитие связной речи учащихся с овз в 7 классе при изучении темы «Причастие» Использование информационных технологий в процессе развития связной речи учащихся | ||
Особенности развития связной речи дошкольников в соответствии с федеральными... Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенности связной письменной речи учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ | ||
Мбдоу «Детский сад №4 «Ивушка» Обратиться к данной теме: «Эффективные методы и приёмы развития связной речи дошкольников», меня побудило, то, что в настоящее время... | Развитие речи младших школьников Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского... | ||
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных... Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных... | Употребление причастий в устной и письменной речи Цель урока: Формирование эстетического сопереживания произведениям искусства, развитие устной и письменной речи. Использование причастий... | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Это указывает на то, что выражение больше подходит для использования в разговорной речи, чем в письменной (язык письменной речи в... | Рабочая программа Рыжковой Ларисы Алексеевны 2 квалификационная категория... Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» для 10 класса основана на Программе элективного курса «Искусство... | ||
Личностно ориентированное обучение младших школьников как условие сохранения индивидуальности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспекты занятий по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок | ||
Реферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи... Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Признаки устной и письменной речи. Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Знаки препинания при диалоге | ||
Пояснительная записка Работа по развитию связной речи учащихся построена... Текст: тема текс та, микротема, абзац; основная мысль текста; «данное» и «новое» в предложениях текста; строение типовых фрагментов... | Тема по самообразованию «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники» Самообразования по теме: «Развитие связной речи у старших дошкольников средствами мнемотехники» |