Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи





Скачать 114.02 Kb.
НазваниеУрока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи
Дата публикации18.09.2013
Размер114.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Имя числительное как часть речи

Цель урока:

  1. понятие об имени числительном как самостоятельной части речи;

  2. формирование умений определять общее грамматическое значение числительных, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить числительные в тексте;

  3. орфография: правописание безударных гласных в корне слова;

  4. пунктуация: знаки препинания в сложноподчинённом предложении, тире между подлежащим и сказуемым;

  5. развитие речи: развитие навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи; повторение стилей речи.

  6. кор. – коррекция речи, мышления

Ход урока

  1. Оргмомент. (1 мин.)

  2. Упражнения на внимание – ребус. (2 мин.)

  3. Разминка. Ответьте на вопросы нашей мини-анкеты. (2 мин.)

  4. Переставьте слоги в этом слове, и вы узнаете тему сегодняшнего урока. А чем же мы сегодня будем заниматься на уроке: что нового узнаете, чему научитесь? (2 мин.)

Вывод: На сегодняшнем уроке мы познакомимся с именем числительным, надо знать их общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные, отличать от других частей речи.

  1. Слово учителя. (15 – 17 мин.)

1) Сегодня наше путешествие лежит в город, неизвестный нам - Числитинск. Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел немыслима наука и сама жизнь Город Числитинск занимает 8-е место в Морфологии по частоте употребления в речи. Особенно большую роль в жизни человека играют числа первого десятка.
2) Возьмем число один. Оно очень активно участвует в словообразова­нии. Отправимся на улицу Словообразовательную и убедимся в этом.

— От корня один образуйте слова. (По цепочке ребята произносят и запи­сывают в тетрадь).

З! Один - одиночка, одиночество, одинаковый, одинокий, одинарный, однажды, однако и т.д.
А как много сложных слов образовано от этого слова. Подумайте и предложите сложные слова: З! Однобокий, однотомный, одноствольный, однозначно, однообразный, одноместный, однокомнатная, одноклассни­ки, однополчане, однокурсник, однообразие.
3) В старославянском один звучал как един. А сколько слов в русском языке с этим корнем! Запишите:

З! Единение, единица, единичный, единст­венный, единство, единый.
А сложных слов сколько!

З! Единогласно, единодушие, единомышлен­ник, единоначалие.


  1. Широко представлены в языке устойчивые выражения с этим числи­тельным. Назовите их, кто знает:

З! Все, как один! В один голос, за один при­сест, ставить на одну доску, стричь под одну

гребенку, один как перст.


  1. Итак, мы вошли в город Числитинск. (12 слайд)

  • Кто же там обитает?

  • На какие вопросы они отвечают?

  • Где часто употребляются?



6) (13 слайд) ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - Отвечает на вопрос сколько? какой? который?

Имена числительные делятся на 2 группы: обозначают количество предметов

и отвечают на вопрос сколько?

2 группа отвечает на вопрос какой? который? и обозначает порядок предметов при счёте
7) Имена числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? называются количественные

Имена числительные, которые обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? который? называются порядковые
8) Числительные играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. По частоте употребления числительное занимает 8 место. Самые частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Частотность употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются.

Чтение фразеологизмов с объяснением их значения.

З! 1-2 фразеологизма запишите в тетрадях.

На один зуб (мало), семь потов сошло (очень устал), из первых рук (достоверно), опять двадцать пять (всё сначала), как свои пять пальцев (знать очень хорошо), как две капли воды (очень похожи).
9) Вспомните пословицы и загадки, где встречаются числительные.
Один ум хорошо, а два лучше.

Семь раз отмерь - один отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Четыре братца под одной крышей.

Два братца через дорогу живут.

Вывод: Числительные употребляются в образной речи.
NB! Физкультминутка


  • Нарисуйте глазами числа от 1 до десяти, а затем носом в обратном порядке.

  • Не вставая, поднимите руки вверх, сомкните «в замок», потянитесь, при этом граза закройте.

  • На счет 3 откройте глаза: «Раз, два, три», продолжаем работать.




    1. А сейчас немного окунемся в историю, а именно, в историю числительных.


а) Имена числительные в древнерусском языке.

Один на десяте → Один + на + дцать → одиннадцать

Два на десяте, → Два + на + дцать → двенадцать

Три на десяте → Три + на + дцать → тринадцать
б) Сорок (читают дети)

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)

в) Миллион. (читают дети)

Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.
11) У: А сейчас немного повторим то, что узнали на уроке

Работа на карточках. Сильные учащиеся записывают, слабые выбирают и подчеркивают.

А теперь допишите предложения:
Для 1 группы:

  1. Имена числительные делятся на ...

  2. Количественные числительные отвечают на вопрос -....

  3. Порядковые числительные отвечают на вопрос -


Для 2 группы:

  1. Имена числительные делятся на ...относительные, количественные, притяжательные, порядковые,

  2. Количественные числительные отвечают на вопрос -. сколько? какой? который?..

  3. Порядковые числительные отвечают на вопрос - сколько? какой? который?


12) Переходим на улицу Синтаксическую и посмотрим, какими членами предложения могут быть числительные.
Запись предложений с разбором.

Три и два - пять. В окне на пятом этаже погас свет. Мы привезли в зоопарк двух слонов и трех медведей.

А теперь сделайте вывод о синтаксической роли числительных. (Они могут быть разными членами предложения).
VI. Закрепление изученного материала


1) Закончите предложение.


  • Заблудиться …

  • Знать …

  • Идти …

  • Семь раз отмерь …

  • Один ум хорошо …

  • Семеро


  • в трёх соснах

  • как свои пять пальцев

  • а два лучше

  • один раз отрежь

  • одного не ждут

  • на все четыре стороны



2) Найдите числительные. Что для этого надо?
Пять или пятёрка – какая разница?

Сравните:

  • Пять, пятёрка и пятак

  • Пять монет Сколько?

  • Пять тетрадей Сколько?

  • Медный пятак Что?

  • Пятёрка Что?


3) Найдите числительные. Как вы это сделали?


ЗВОНКИ.


Я Володины отметки

Узнаю без дневника.

Если брат приходит

с тройкой -

Раздаются три звонка.

Если вдруг у нас в квартире

Начинается трезвон –

Значит, пять или четыре

Получил сегодня он.
Если он приходит с двойкой,

Слышу я издалека:

Раздаются два коротких,

Нерешительных звонка!

Ну, а если единица

Он тихонько в дверь стучится.

(А. Барто.)


4)

Найдите числительные


  • Два,

  • двое,

  • двоюродный,

  • двойка,

  • двойник

  • Пятак,

  • пятый,

  • пятиклассник,

  • пять.

  • Три,

  • три пятых,

  • утроить,

  • тройной






  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните числительные. Определите количественные (к) или порядковые (п) числительные.

Санкт-Петербург - один из красивейших городов России. По количеству м…стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м…сты города выт…нуть в одну линию, то общая прот…жённость составит одиннадцать километров. Шесть цепных мостов были построены в девятнадцатом веке.

VI Подведение итогов.

Что узнали? Чему научились?

VII Домашнее задание.

  1. Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых есть имена числительные.

  2. выучить правило стр. 139,


Приложение.

Сорок

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)

Миллион.

Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.

Закончите предложение.

  1. Имена числительные делятся на ...

  2. Количественные числительные отвечают на вопрос -....

  3. Порядковые числительные отвечают на вопрос -



Подчеркните правильный вариант.

  1. Имена числительные делятся на .относительные, количественные, притяжательные, порядковые,

  2. Количественные числительные отвечают на вопрос -. сколько? какой? который?.

  3. Порядковые числительные отвечают на вопрос - сколько? какой? который?

Вставьте пропущенные числительные,

…………. одёжек, все без застёжек. (Загадка)

…………. раз отмерь, ….. …….раз отрежь. (Пословица)

Обманули простака

На …........................... кулака! (Дразнилка)

……! ………! …..…! …………………!

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон!

Кто не спит, тот выйдет вон! (Считалка)

Какие числительные встречаются в тексте. Выпишите их.

Санкт-Петербург - один из красивейших городов России. По количеству м…стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м…сты города выт…нуть в одну линию, то общая прот…жённость составить одиннадцать километров. Шесть цепных мостов были построены в девятнадцатом веке.



Закончите предложение.



  • Заблудиться …

  • Знать …

  • Идти …

  • Семь раз отмерь …

  • Один ум хорошо …

  • Семеро




  • в трёх соснах

  • как свои пять пальцев

  • а два лучше

  • один раз отрежь

  • одного не ждут

  • на все четыре стороны

Найдите числительные. Запишите в тетрадь числительные и вопрос на который они отвечают.
Пять или пятёрка – какая разница?
Сравните:

  • Пять, пятёрка и пятак

  • Пять монет Сколько?

  • Пять тетрадей Сколько?

  • Медный пятак Что?

  • Пятёрка Что?


Найдите числительные. Запишите в тетрадь числительные и вопрос на который они отвечают
ЗВОНКИ.

Я Володины отметки

Узнаю без дневника.

Если брат приходит

с тройкой -

Раздаются три звонка.

Если вдруг у нас в квартире

Начинается трезвон –

Значит, пять или четыре

Получил сегодня он.
Если он приходит с двойкой,

Слышу я издалека:

Раздаются два коротких,

Нерешительных звонка!

Ну, а если единица

Он тихонько в дверь стучится.

(А. Барто.)


Найдите числительные. Запишите в тетрадь числительные и вопрос на который они отвечают.



  • Два,

  • двое,

  • двоюродный,

  • двойка,

  • двойник

  • Пятак,

  • пятый,

  • пятиклассник,

  • пять.

  • Три,

  • три пятых,

  • утроить,

  • тройной







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconКонспект урока «Понятие о глаголе» (6 класс) Цели: дать понятие о...
Исходная компетенция учителя (владение икт и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным...
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель обучения: обобщить и систематизировать знания учащихся о числительном как части речи; уметь отличать числительные от других...
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconСидоркина Лиана Владимировна Учитель русского языка и литературы...
Цель: сформировать понятие о глаголе как части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconУрока: изучение нового материала Тема: «Служебные части речи»
Цель: Формирование умения распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Ознакомление с существенными признаками имени прилагательного как части речи и его роль в устной и письменной речи. Формирование...
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconТема урока: Местоимение как часть речи
Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,...
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconУрока русского языка в 3 классе Урок путешествие
Учебные: закрепить, обобщить знания об имени существительном как части речи и его морфологических признаках; проверить умения, приобретенные...
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconТема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»
Планируемые результаты: обучающиеся закрепляют умение распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных;...
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Морфология». Этот раздел, как вы уже знаете, изучает части речи русского языка. Давайте вспомним, какие части речи существуют в...
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconУрока: 40 минут Цели урока: Организационные
Тема урока Обобщение знаний об имени существительном. Презентация учебного проекта «За страницами учебника» (Раздел «Части речи....
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconУрок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от...
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обучить детей порядку разбора имени существительного как части речи; закрепить знания о имени существительном; формировать...
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: научить учащихся использовать и выделять в речи имена прилагательные, закрепить морфологические знания учащихся...
Урока: понятие об имени числительном как самостоятельной части речи iconКонспект урока что такое тип речи фио (полностью) Койбакова Гульмира Мауталиевна Место работы
Цель урока: дать понятие о типах речи, научить обучающихся распознавать типы речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск