Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике





Скачать 83.71 Kb.
НазваниеРазвитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике
Дата публикации19.09.2013
Размер83.71 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Улыбка»


Развитие чувства ритма у детей с ОНР на занятиях по логоритмике

Ф. И. О. Коцебук Светлана Сергеевна
Занимаемая должность: музыкальный руководитель
Стаж работы в занимаемой должности: 10 лет
Образование: высшее

Содержание
1. введение…………………………………………………………… 3 стр.
2. Описание опыта работы………………………………………….. 5 стр.
3. Анализ результативности опыта работы …………………………7 стр.
4. Сравнительная диаграмма ……………………………………… 8 стр.
5. Литература …………………………………………………………9 стр.

Введение

« Жизнь есть музыка с ее живым

и творящим ритмом»

(Э. Жак-Далькроз)
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчиненно определенному ритму.

Интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений – ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно- временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных).

Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторских систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнений и играх, логоримических занятиях.

Логоримика – система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, заданий, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

«Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. Ритмика для детей с расстройством слуха и речи).

Начало моей работы с детьми логопедических групп в должности музыкального руководителя сопровождалось целым рядом трудностей: нарушение речи, плохая память, рассеянное внимание, нарушение координации движений, ориентации в пространстве и, конечно же не развитое чувство ритма.
Поэтому была выбрана тема самообразования: «Развитие чувства ритма у детей с ОНР на занятиях по логоритмике».

Перед собой поставила такую цель: Развитие чувства ритма у детей с ОНР.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:

  • Изучение литературы по данному вопросу.

  • Создание и реализация системы работы по развитию чувства ритма у детей с ОНР на занятиях по логоритмике.

  • Диагностика развития чувства ритма у детей с ОНР.


Новизна данного опыта заключается в том, что развитие чувства ритма у детей осуществляется не только в непосредственно образовательной деятельности, но и на занятиях по логоритмике.
Предполагаемый результат при выпуске детей в школу:

  • Двигается ритмично в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой. Чувствует смену частей музыки;

  • Правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические рисунки;

  • Умеет их составлять, проговаривать, проигрывать на музыкальных инструментах;

  • Эмоционально принимает участие в играх (выражает желание играть).


Описание опыта работы
Созданная мною система работы состоит из игр и упражнений на занятиях по логоритмике. Педагогические условия для реализации системы работы:

- учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников.

- использование игр «на развитие чувства ритма» на занятиях по логоритмике и в повседневной жизни.

Для реализации работы по этой теме мною подобрана и изучена необходимая литература. Разработаны, и реализуются перспективные планы на среднюю, старшую и подготовительную группы (приложение 1); разработала конспекты логоритмических занятий, в соответствии с лексической темой на каждую группу (приложение 2); изготовила картотеку игр и упражнений на развитие чувства ритма (приложение 3); оформила наглядный материал к книге «Развитие чувства ритма» по программе «Ладушки» Каплновой И. М. И Новоскольцевой (приложение 4); составила сборники «Подговорки», «Игры-потешки», «Пальчиковая гимнастика» (приложение 5). Так же совместно с учителем-логопедом мною был систематизирован цикл попевок с определенным фонематическим составом для детей компенсирующего вида на среднюю, старшую и подготовительную группы (приложение 6).

Развитие чувства ритма у детей с ОНР - постоянный непрерывный процесс. Поэтому включала игры и упражнения на развитие чувства ритма и в индивидуальную работу с детьми компенсирующего вида. Занятия проходят более интересно, у детей появился интерес к занятиям.

Продолжая повышать свою компетентность в 2009г. приняла участие в конкурсе «Лучшее занятие ДОУ», где показала занятие по логоритмике в средней группе по теме «Путешествие на остров развлечений» (приложение 7).

Постоянно интересуюсь новинками методической литературы по музыкальному воспитанию детей с ОНР, по «логоритмике».

Для эффективной работы по взаимодействию с педагогами разработала консультации «Логоритмика, как одна из методик для работы с детьми имеющими речевые нарушения», «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием игровых приемов». Провела мастер-класс с педагогами по музыкальному воспитанию «Музыка и движение» (приложение 8).

С целью охвата всех участников воспитательно-образовательного процесса, взаимодействую с родителями. Использую традиционные формы работы с родителями (анкетирование, наглядная информация, консультации, родительские собрания). На родительских собраниях знакомлю с задачами музыкального воспитания, ролью семьи в музыкальном воспитание ребёнка, с требованиями к одежде на занятиях музыки, ритмики.

Выступила с консультациями: (приложение 8)

«Влияние музыки на психику ребенка»

«Роль музыкально-дидактических игр для детей логопедической группы»

«Музыкальное воспитание в семье»

«Как приобщить ребенка к музыке?»

Открытость педагогического процесса семье является одной из форм взаимодействия субъектов воспитания. Так, проводим день открытых дверей, когда родители могут посетить музыкальные занятия.

В группе, в родительских уголках, периодически выставляю письменные консультации: (приложение 9)

«Шумовой эффект»

«Учимся правильно слушать музыку»

«Музыкально-ритмические движения»

«Тайна колыбельной песни»

«Развитие чувства ритма у детей»

Приглашаю на индивидуальные консультации по музыкальному развитию детей.


Анализ результативности опыта работы
Разработав систему работы по развитию чувства ритма у детей с ОНР и внедрив ее в практическую деятельность, могу сказать, что, у детей сформировалось углубленное восприятие музыки, усовершенствовалась музыкальная способность – развитие чувства ритма, в результате чего, выделяют средства музыкальной выразительности, а именно:

-точно воспроизводят метроритмическую пульсацию мелодии;

- координируют слуховое восприятие и ритмический рисунок;

- музыкально-ритмические движения соотносят с музыкой, и музыкальными фразами.

-активно и с удовольствием участвуют в играх и в исполнительской деятельности.

По итогам диагностики хочется отметить, что динамика положительного результата возрастает. Однако у двоих детей уровень развития чувства ритма остался на низком уровне, так как логопедические проблемы этих детей отягчены сопутствующими диагнозами.

Эта тема для меня остается интересной и актуальной. Планирую опубликовать конспекты занятий по логоритмике в виде методического пособия.

Сравнительная диаграмма развития чувства ритма у детей с ОНР за три года



Литература


  1. О. В. Клезович. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей. — Мн.: Аверсэв, 2005.

  2. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедических группах детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2007.

  3. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Ладушки. Программа музыкального воспитания детей. Изд. Композитор (Санкт-Петербург)

  4. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Изд. Композитор (Санкт-Петербург) 2005

  5. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  6. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмическх занятий с детьми 5-6 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

  7. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  8. М. Ю. Картушина. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2004.

  9. А.Е. Воронова.Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2010.

  10. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

  11. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.: СПб.: КАРО, 2005.М.Ю. Гоголева. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2006.

  12. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. - СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2009.

  13. Вихарева Г. Ф. Споем, попляшем, поиграем: Песенки-игры для малышей. –СПб.: РЖ Музыкальная палитра», 2011.

  14. Вихарева Г. Ф. Играем с малышами: Логоритмически игры для детей младшего дошкольного возраста. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург, 2007.

  15. Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет, - М.: «Издательство «Скрипторий 2003».2009.

  16. Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет, - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.

  17. Карьушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

  18. Боромыклва О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.

  19. Буренина А. И. Ритмическая мозайка. СПб., 2000.

  20. Н. Щербакова. Музыкальное воспитание детей с нарушением речи//Музыкальный руководитель 2-2005, 3-2005,4-2005, 3-2006, 1-2007, 2-2008.

  21. Г. Погорелова. Музыкально-игровая гимнастика// Музыкальный руководитель 3-2009, 2-2009, 1-2009, 1-2008, 2-2008, 3-2008, 4-2008, 5-2008, 6-2008, 8-2008.

  22. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. СПб.: Детство-пресс, 2001.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconРабочая программа по логоритмике Разработчики: Михалева С. М. учитель-логопед...
Как правило, около 80% старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата, посещающих логопункт, имеют тяжелые нарушения...
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconКонспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико...
Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа...
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика»
На этих занятиях у них развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются...
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconК программе «Фольклор – детям»
Прослушивание детей: пение знакомых вокальных упражнений с целью определения музыкальных данных (интонации, чувства ритма, музыкальной...
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На логопедических занятиях методы сказкотерапии используются с различными целями и на разных занятиях: развитие связной речи, развитие...
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconПротокол №4 от 17 мая 2012г. №70 от 17 мая 2012г. Положение о группе...
Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа...
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconВоспитательное мероприятие
Цель: развитие духовно-нравственных, патриотических и эстетических чувств детей; воспитание у детей чувства патриотизма и гражданской...
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике icon«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр города Ейска
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconНазвание статьи, публикации
«Изучение моторики и чувства ритма у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи»
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconЦели: сформировать понятия "звезда" и "созвездия"; познакомить с...
Он должен быть знаком с историей и теорией музыки, иметь хороший аналитический слух, обладать отменным чувством ритма и стиля музыкального...
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconРазвитие силовой и двигательной подготовки при самостоятельных занятиях физической культурой
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: развитие творческих и актерских способностей детей, воспитание любви и чувства благодарности к маме
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconИз опыта работы с краеведческой литературой в библиотеке моу «сош №4» го Сухой Лог
Целью данного проекта является формирование у учащихся чувства верности своему Отечеству, своей малой Родине, сохранение духовно-...
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Развитие чувства ритма у детей с онр на занятиях по логоритмике iconПрограмма по логоритмике в 1 классе Пояснительная записка 1 6
Большое их количество имеют недоразвитие или нарушение речи. Это дети, которые страдают алалией, дизатрией, заиканием, афазией, ринолалией,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск