Скачать 83.71 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка» Развитие чувства ритма у детей с ОНР на занятиях по логоритмике Ф. И. О. Коцебук Светлана Сергеевна Занимаемая должность: музыкальный руководитель Стаж работы в занимаемой должности: 10 лет Образование: высшее Содержание 1. введение…………………………………………………………… 3 стр. 2. Описание опыта работы………………………………………….. 5 стр. 3. Анализ результативности опыта работы …………………………7 стр. 4. Сравнительная диаграмма ……………………………………… 8 стр. 5. Литература …………………………………………………………9 стр. Введение « Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз) Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчиненно определенному ритму. Интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений – ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно- временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных). Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторских систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнений и играх, логоримических занятиях. Логоримика – система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, заданий, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. Ритмика для детей с расстройством слуха и речи). Начало моей работы с детьми логопедических групп в должности музыкального руководителя сопровождалось целым рядом трудностей: нарушение речи, плохая память, рассеянное внимание, нарушение координации движений, ориентации в пространстве и, конечно же не развитое чувство ритма. Поэтому была выбрана тема самообразования: «Развитие чувства ритма у детей с ОНР на занятиях по логоритмике». Перед собой поставила такую цель: Развитие чувства ритма у детей с ОНР. Для достижения данной цели определила следующие задачи:
Новизна данного опыта заключается в том, что развитие чувства ритма у детей осуществляется не только в непосредственно образовательной деятельности, но и на занятиях по логоритмике. Предполагаемый результат при выпуске детей в школу:
Описание опыта работы Созданная мною система работы состоит из игр и упражнений на занятиях по логоритмике. Педагогические условия для реализации системы работы: - учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников. - использование игр «на развитие чувства ритма» на занятиях по логоритмике и в повседневной жизни. Для реализации работы по этой теме мною подобрана и изучена необходимая литература. Разработаны, и реализуются перспективные планы на среднюю, старшую и подготовительную группы (приложение 1); разработала конспекты логоритмических занятий, в соответствии с лексической темой на каждую группу (приложение 2); изготовила картотеку игр и упражнений на развитие чувства ритма (приложение 3); оформила наглядный материал к книге «Развитие чувства ритма» по программе «Ладушки» Каплновой И. М. И Новоскольцевой (приложение 4); составила сборники «Подговорки», «Игры-потешки», «Пальчиковая гимнастика» (приложение 5). Так же совместно с учителем-логопедом мною был систематизирован цикл попевок с определенным фонематическим составом для детей компенсирующего вида на среднюю, старшую и подготовительную группы (приложение 6). Развитие чувства ритма у детей с ОНР - постоянный непрерывный процесс. Поэтому включала игры и упражнения на развитие чувства ритма и в индивидуальную работу с детьми компенсирующего вида. Занятия проходят более интересно, у детей появился интерес к занятиям. Продолжая повышать свою компетентность в 2009г. приняла участие в конкурсе «Лучшее занятие ДОУ», где показала занятие по логоритмике в средней группе по теме «Путешествие на остров развлечений» (приложение 7). Постоянно интересуюсь новинками методической литературы по музыкальному воспитанию детей с ОНР, по «логоритмике». Для эффективной работы по взаимодействию с педагогами разработала консультации «Логоритмика, как одна из методик для работы с детьми имеющими речевые нарушения», «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием игровых приемов». Провела мастер-класс с педагогами по музыкальному воспитанию «Музыка и движение» (приложение 8). С целью охвата всех участников воспитательно-образовательного процесса, взаимодействую с родителями. Использую традиционные формы работы с родителями (анкетирование, наглядная информация, консультации, родительские собрания). На родительских собраниях знакомлю с задачами музыкального воспитания, ролью семьи в музыкальном воспитание ребёнка, с требованиями к одежде на занятиях музыки, ритмики. Выступила с консультациями: (приложение 8) «Влияние музыки на психику ребенка» «Роль музыкально-дидактических игр для детей логопедической группы» «Музыкальное воспитание в семье» «Как приобщить ребенка к музыке?» Открытость педагогического процесса семье является одной из форм взаимодействия субъектов воспитания. Так, проводим день открытых дверей, когда родители могут посетить музыкальные занятия. В группе, в родительских уголках, периодически выставляю письменные консультации: (приложение 9) «Шумовой эффект» «Учимся правильно слушать музыку» «Музыкально-ритмические движения» «Тайна колыбельной песни» «Развитие чувства ритма у детей» Приглашаю на индивидуальные консультации по музыкальному развитию детей. Анализ результативности опыта работы Разработав систему работы по развитию чувства ритма у детей с ОНР и внедрив ее в практическую деятельность, могу сказать, что, у детей сформировалось углубленное восприятие музыки, усовершенствовалась музыкальная способность – развитие чувства ритма, в результате чего, выделяют средства музыкальной выразительности, а именно: -точно воспроизводят метроритмическую пульсацию мелодии; - координируют слуховое восприятие и ритмический рисунок; - музыкально-ритмические движения соотносят с музыкой, и музыкальными фразами. -активно и с удовольствием участвуют в играх и в исполнительской деятельности. По итогам диагностики хочется отметить, что динамика положительного результата возрастает. Однако у двоих детей уровень развития чувства ритма остался на низком уровне, так как логопедические проблемы этих детей отягчены сопутствующими диагнозами. Эта тема для меня остается интересной и актуальной. Планирую опубликовать конспекты занятий по логоритмике в виде методического пособия. Сравнительная диаграмма развития чувства ритма у детей с ОНР за три года Литература
|
Рабочая программа по логоритмике Разработчики: Михалева С. М. учитель-логопед... Как правило, около 80% старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата, посещающих логопункт, имеют тяжелые нарушения... | Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико... Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ритмика» На этих занятиях у них развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются... | К программе «Фольклор – детям» Прослушивание детей: пение знакомых вокальных упражнений с целью определения музыкальных данных (интонации, чувства ритма, музыкальной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На логопедических занятиях методы сказкотерапии используются с различными целями и на разных занятиях: развитие связной речи, развитие... | Протокол №4 от 17 мая 2012г. №70 от 17 мая 2012г. Положение о группе... Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа... | ||
Воспитательное мероприятие Цель: развитие духовно-нравственных, патриотических и эстетических чувств детей; воспитание у детей чувства патриотизма и гражданской... | «Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр города Ейска | ||
Название статьи, публикации «Изучение моторики и чувства ритма у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи» | Цели: сформировать понятия "звезда" и "созвездия"; познакомить с... Он должен быть знаком с историей и теорией музыки, иметь хороший аналитический слух, обладать отменным чувством ритма и стиля музыкального... | ||
Развитие силовой и двигательной подготовки при самостоятельных занятиях физической культурой Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: развитие творческих и актерских способностей детей, воспитание любви и чувства благодарности к маме | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Из опыта работы с краеведческой литературой в библиотеке моу «сош №4» го Сухой Лог Целью данного проекта является формирование у учащихся чувства верности своему Отечеству, своей малой Родине, сохранение духовно-... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по логоритмике в 1 классе Пояснительная записка 1 6 Большое их количество имеют недоразвитие или нарушение речи. Это дети, которые страдают алалией, дизатрией, заиканием, афазией, ринолалией,... |