Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание





Скачать 247.99 Kb.
НазваниеЦели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание
страница1/3
Дата публикации22.09.2013
Размер247.99 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3
Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).

Авторская программа соответствует Госстандарту, его федеральному компоненту, кроме этого в нее включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом: басни Дмитриева И.И. «Муха», И.А.Крылова «Осел и соловей», «Листы и корни», «Ларчик», поэма Некрасова Н.А. «Дедушка», стихотворения Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи», «Посмотри, какая мгла», А.К.Толстого «Где гнутся над омутом лозы…», А.А.Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном», стихотворения о войне К,М.Симонова, Д.С.Самойлова, данные произведения включены в рабочую программу.

На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ


  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 класса


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Виды контроля

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

- итоговый: тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.



Тема урока

час

дата

тип урока

информ-ая поддержка

литературоведение

цели урока

1

Введение. Художественное произведение.

1







Беседа. Тестирование.




Содержание, форма, автор, герои, выражение авторской позиции

Выявление уровня литературного развития учащихся, повторение изученного в 5 классе, знакомство с учебником, дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности.

2

Урок внеклассного чтения.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.

1







Урок внеклассного чтения

фонохр-ия




Познакомить учащихся с образцами обрядового фольклора, заинтересовать их старинной русской обрядовой поэзией

3

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.

1







Рассказ учителя. Беседа.

фонохр-ия,

игра-лото




Показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, научить пользоваться пословицами и поговорками в речи

4

Устное народное творчество. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

1







Урок развития речи.







Развитие речи

5

Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

1







Рассказ учителя. Обучение чтению.

фонохр-ия

Исторические события, вымысел, народные идеалы

Знакомство с историей – осознание себя звеном в цепи поколений, показать, как отражены в летописи народные идеалы

6

Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха».

1







Рассказ учителя. Беседа.

фонохр-ия

Аллегория, мораль

Расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст, рассмотреть особенности языка 18 века

7

И.А.Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

1







Рассказ учителя. Беседа.

фонохр-ия




Расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст. Роль власти народа в достижении общественного блага, критика мнимого мудреца и неумелого хвастуна

8

И.А.Крылов. «Осел и Соловей»

Конкурс инсценированной басни.

1







Обучение чтению. Беседа.

фонохр-ия

аллегория

Расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст. Комическое изображение знатока, не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории

9

А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

1







Рассказ учителя. Обучение чтению.

фонохр-ия

Вольнолюбивая лирика

Обучение выразительному чтению

10

А.С.Пушкин. «Зимнее утро».

(домашнее сочинение анализ стихотворения)

1







Урок развития речи.

фонохр-ия

Тема, идея стихотворения, композиция, двусложные размеры стиха

Роль композиции в понимании смысла стихотворения, развитие речи, выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы

11

А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Изображение действительности и внутреннего мира человека в стихотворении «Зимняя дорога»

1







Обучение чтению. Практикум.

презентация

Стихотворное послание, эпитет, метафора

Жанр стихотворного послания, эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С.Пушкина, обучение чтению, учиться видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл

12

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». Сюжет и герои повести «Барышня-крестьянка».

1







Беседа.

фонохр-ия,

фильм

Лицо и маска героев

Роль случая в композиции произведения

13

А.С.Пушкин. «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

1







Обучение чтению. Беседа.

фонохр-ия

1 глава

конфликт

Обучение чтению, рассказать об истории создания романа, помочь учащимся разобраться в отношениях между героями

14

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

1







Беседа. Практикум.

эпизод

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке», выяснить мотивировку поступков героев

15

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

1







Обучение устному рассказу. Беседа.

Авторское отношение к героям, композиция

Развитие понятия о композиции художественного произведения, выяснить характер отношений между Машей и Дубровским

16

Урок развития речи.

Сочинение по повести «Дубровский»

2







Урок развития речи.







Развитие речи учащихся, учиться отбирать материал к сочинению, показать логику развития мысли в сочинении

17

18

М.Ю.Лермонтов. Основное настроение и композиция стихотворения «Тучи».

1







Рассказ учителя. Обучение чтению.

фонохр-ия

Поэтическая интонация

Помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений.

Особенности выражения темы одиночества, обучение анализу стихотворения.

19

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком».

1







Практикум.

фонохр-ия




20

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы».

(домашнее сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»)

1







Беседа. Практикум.

фонохр-ия

Двусложные и трехсложные размеры стиха, поэтическая интонация

Дать первоначальное понятие о балладе. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова.

21

Урок внеклассного чтения.

Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики»

1







урок внеклассного чтения







Развитие речи учащихся, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя

22

И.С.Тургенев. Духовный мир крестьянских детей в рассказе «Бежин луг».

1







Рассказ учителя. Беседа.

фонохр-ия

Гуманистический пафос цикла «Записки охотника»., верования, предания

Познакомить учеников с фрагментами биографии Тургенева, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста

23

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг»

1







Практикум.




Портреты героев как средство изображения их характеров, показать взаимосвязь человека и природы в рассказе

24

Ф.И.Тютчев. «Листья».

1







Практикум.

фонохр-ия

Изобразительно-выразительные средства языка

Обучение анализу стихотворения

25

Природа как воплощение прекрасного в стихотворении А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила».

1







Рассказ учителя. Обучение чтению.

фонохр-ия

Эстетизация конкретной детали

Обучение анализу стихотворения
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconПояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание icon7 класс
...
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconРабочая программа учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
...
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconРабочая программа «обществознание»
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconРабочая программа обществознание 5 9 классы Составитель
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconНовошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. 9 класс
Изучение неорганической химии в основной школе направлено на достижение следующих целей
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconЦели и задачи Изучение информатики и информационных технологий в...
Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию представления об ip-адресации компьютера и системе доменных имен
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconРабочая программа по русскому языку 8 класс
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconВажнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой...
...
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconПояснительная записка Изучение литературы в основной школе направлено...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconОбразовательный стандарт основного общего образования по русскому языку
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconРабочая программа по учебному предмету Обществознание
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Изучение информатики в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Цели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание iconПрограмма по русскому языку (образовательный стандарт основного общего образования)
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск