Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).
Авторская программа соответствует Госстандарту, его федеральному компоненту, кроме этого в нее включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом: басни Дмитриева И.И. «Муха», И.А.Крылова «Осел и соловей», «Листы и корни», «Ларчик», поэма Некрасова Н.А. «Дедушка», стихотворения Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи», «Посмотри, какая мгла», А.К.Толстого «Где гнутся над омутом лозы…», А.А.Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном», стихотворения о войне К,М.Симонова, Д.С.Самойлова, данные произведения включены в рабочую программу.
На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Виды контроля
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
- итоговый: тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
№
| Тема урока
| час
| дата
| тип урока
| информ-ая поддержка
| литературоведение
| цели урока
| 1
| Введение. Художественное произведение.
| 1
|
|
| Беседа. Тестирование.
|
| Содержание, форма, автор, герои, выражение авторской позиции
| Выявление уровня литературного развития учащихся, повторение изученного в 5 классе, знакомство с учебником, дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности.
| 2
| Урок внеклассного чтения.
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.
| 1
|
|
| Урок внеклассного чтения
| фонохр-ия
|
| Познакомить учащихся с образцами обрядового фольклора, заинтересовать их старинной русской обрядовой поэзией
| 3
| Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
| 1
|
|
| Рассказ учителя. Беседа.
| фонохр-ия,
игра-лото
|
| Показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, научить пользоваться пословицами и поговорками в речи
| 4
| Устное народное творчество. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.
| 1
|
|
| Урок развития речи.
|
|
| Развитие речи
| 5
| Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
| 1
|
|
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| фонохр-ия
| Исторические события, вымысел, народные идеалы
| Знакомство с историей – осознание себя звеном в цепи поколений, показать, как отражены в летописи народные идеалы
| 6
| Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха».
| 1
|
|
| Рассказ учителя. Беседа.
| фонохр-ия
| Аллегория, мораль
| Расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст, рассмотреть особенности языка 18 века
| 7
| И.А.Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».
| 1
|
|
| Рассказ учителя. Беседа.
| фонохр-ия
|
| Расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст. Роль власти народа в достижении общественного блага, критика мнимого мудреца и неумелого хвастуна
| 8
| И.А.Крылов. «Осел и Соловей»
Конкурс инсценированной басни.
| 1
|
|
| Обучение чтению. Беседа.
| фонохр-ия
| аллегория
| Расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст. Комическое изображение знатока, не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории
| 9
| А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
| 1
|
|
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| фонохр-ия
| Вольнолюбивая лирика
| Обучение выразительному чтению
| 10
| А.С.Пушкин. «Зимнее утро».
(домашнее сочинение анализ стихотворения)
| 1
|
|
| Урок развития речи.
| фонохр-ия
| Тема, идея стихотворения, композиция, двусложные размеры стиха
| Роль композиции в понимании смысла стихотворения, развитие речи, выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы
| 11
| А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Изображение действительности и внутреннего мира человека в стихотворении «Зимняя дорога»
| 1
|
|
| Обучение чтению. Практикум.
| презентация
| Стихотворное послание, эпитет, метафора
| Жанр стихотворного послания, эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С.Пушкина, обучение чтению, учиться видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл
| 12
| А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». Сюжет и герои повести «Барышня-крестьянка».
| 1
|
|
| Беседа.
| фонохр-ия,
фильм
| Лицо и маска героев
| Роль случая в композиции произведения
| 13
| А.С.Пушкин. «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.
| 1
|
|
| Обучение чтению. Беседа.
| фонохр-ия
1 глава
| конфликт
| Обучение чтению, рассказать об истории создания романа, помочь учащимся разобраться в отношениях между героями
| 14
| Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.
| 1
|
|
| Беседа. Практикум.
| эпизод
| Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке», выяснить мотивировку поступков героев
| 15
| Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
| 1
|
|
| Обучение устному рассказу. Беседа.
| Авторское отношение к героям, композиция
| Развитие понятия о композиции художественного произведения, выяснить характер отношений между Машей и Дубровским
| 16
| Урок развития речи.
Сочинение по повести «Дубровский»
| 2
|
|
| Урок развития речи.
|
|
| Развитие речи учащихся, учиться отбирать материал к сочинению, показать логику развития мысли в сочинении
| 17
| 18
| М.Ю.Лермонтов. Основное настроение и композиция стихотворения «Тучи».
| 1
|
|
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| фонохр-ия
| Поэтическая интонация
| Помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений.
Особенности выражения темы одиночества, обучение анализу стихотворения.
| 19
| Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком».
| 1
|
|
| Практикум.
| фонохр-ия
|
| 20
| М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы».
(домашнее сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»)
| 1
|
|
| Беседа. Практикум.
| фонохр-ия
| Двусложные и трехсложные размеры стиха, поэтическая интонация
| Дать первоначальное понятие о балладе. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова.
| 21
| Урок внеклассного чтения.
Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики»
| 1
|
|
| урок внеклассного чтения
|
|
| Развитие речи учащихся, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя
| 22
| И.С.Тургенев. Духовный мир крестьянских детей в рассказе «Бежин луг».
| 1
|
|
| Рассказ учителя. Беседа.
| фонохр-ия
| Гуманистический пафос цикла «Записки охотника»., верования, предания
| Познакомить учеников с фрагментами биографии Тургенева, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста
| 23
| Роль картин природы в рассказе «Бежин луг»
| 1
|
|
| Практикум.
|
| Портреты героев как средство изображения их характеров, показать взаимосвязь человека и природы в рассказе
| 24
| Ф.И.Тютчев. «Листья».
| 1
|
|
| Практикум.
| фонохр-ия
| Изобразительно-выразительные средства языка
| Обучение анализу стихотворения
| 25
| Природа как воплощение прекрасного в стихотворении А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила».
| 1
|
|
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
| фонохр-ия
| Эстетизация конкретной детали
| Обучение анализу стихотворения
| |