Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей № 1 п.Нахабино Красногорского района
Утверждаю:
Директор МБОУ «Лицей №1»
п.Нахабино
____________ Котова О.А.
_____ ______ 2013 года
Рабочая программа учебного курса
По информатике для 7,8 класса
На 2012- 2013 учебный год Учитель: Усманова Эльмира Азаматовна
«СОГЛАСОВАНО»
зам. Директора по УВР
_______________ Зуева Н.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. (от 05.03.2004 № 1089), базисного учебного плана, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования.
Цели и задачи
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях ;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
формирование у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий;
обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;
обеспечение достижения обучающихся результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
повышение качества преподавания предмета
Задачи курса:
дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
изучить архитектуру ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; устройств ввода, вывода и хранения информации.
Нормативные документы
Рабочая программа составлена на основе :
- федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
-приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» № 1312 от 09.03.2004 года;
-приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»»;
- закона Российской Федерации «Об образовании и» от 10.07.1992 г №3266-1;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 № 822
« Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
- приказа образовательного учреждения №____ от_____ «Об утверждении рабочих программ…..»
- примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -6-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010);
- методического письма «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- обязательного минимума содержания образования по информатике;
- требований к уровню подготовки учащихся.
Сведения о программе
Программа составлена на основе программы Н. Д. Угриновича – кандидата педагогических наук, заведующего лабораторией информатики Московского института открытого образования, автора учебного и программно-методического комплекса по курсу "Информатика и ИКТ" для 7 - 9 классов и ЦОР к нему.
Данную программу считаю приемлемой для обучения курса информатики на базовом уровне.
Поурочное планирование курса рассчитано на преподавание информатики и информационных технологий для обучающихся 7,8 классе на 34 учебных часа(1 час в 7 классе и 1 час в неделю в 8 классе). Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и информационные коммуникационные технологии», разработанной на основе проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана.
Программой предполагается проведение на каждом уроке непродолжительных обучающихся практических работ (10—20 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов.
В программно-методическим комплекс по информатике и информационным коммуникационным технологиям входят:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. – М.: Бином, 2010.
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ., 2012.
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2003 (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.)
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум. Электронный учебник на CD-ROM. – М.: Бином, 2003 (содержит систематическое и полное изложение курса ИИТ)
Дата
| № урока
| Тема урока
| Цели урока
| Кол-во часов
| Домашнее задание
|
| 1
| Техника безопасности в кабинете ВТ. Гигиенические и технические условия эксплуатации компьютера. Введение в предмет. Информация и предмет информатика.
История развития вычислительной техники.
| Основные гигиенические требования при работе на ПК, требования к рабочему месту.
Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельно деятельности человека, природе и технике.
Знать историю ВТ
| 1
| Выучить ТБ См. опорный конспект учебника
|
| 2
| Архитектура ЭВМ
Классическая архитектура. Принцип Фон Неймона Внутренние устройство ЭВМ. Основные и дополнительные блоки.
Процессор. Память.
| Принцип работы ЭВМ.
Основные принципы архитектуры Фон Неймона Назначение и характеристики периферийных устройств ввода- вывода, хранения и обмена информации
| 1
| См. опорный конспект учебника
|
| 3
| Внешние устройства ЭВМ
Устройства вводавывода. Данные и программы. Практикум № 1 «Данные и программы»
| Назначение и характеристики периферийных устройств ввода, вывода, хранения и обмена информации
| 1
| См. опорный конспект учебника
|
| 4
| Файл. Практикум № 2 «Работа файлами с использованием файлового менеджера» Файловая система.
Практикум № 3 «Работа файлами с использованием файлового менеджера»
| Форматирование дискеты, создание системной дискеты.
Создание, копирование, перемещение, удаление, переименование
Понятие каталога, папки, файла.
Выполнение операций над файлами. Путь доступа к файлу.
.
| 1
| См. опорный конспект учебника
|
| 5
| Тестовая проверочная работа «Файлы и файловая система» Архивация файлов и дефрагментация дисков. Практикум № 4 «Форматирование, проверка и и дефрагментация дискеты
| | 1
| См. опорный конспект учебника, подг. к тесту
|
| 6
| Системное программное обеспечение Прикладное программное обеспечение.
| Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции.
Загрузка компьютера.
Окно приложения.
Основные типы ПО, прикладные программы общего и специально назначения
| 1
| См. опорный конспект учебника
|
| 7
| Организация меню в программных системах
Представление файловой системы с помощью графического интерфейса.
Практикум №5 «Установка даты и времени с использованием граф. интерфейса ОС»
| Инструментальные программы общего назначения
Знакомство с графическим интерфейсом Windows.
Менять установки даты и времени с использованием граф. интерфейса ОС
| 1
| См. опорный конспект учебника
|
| 8
| Рабочий стол операционной системы.
Практикум № 6 «Определение разрешающей способности экрана и мыши» Окна.. Ярлыки.
| Настройка свойств рабочего стола
Основные элементы рабочего стола
Структура проводника
Уметь пользоваться элементами диалоговых окон.
Создавать ярлыки
| 1
| См. опорный конспект учебника
|
| 9
| Диалоговые панели. Контекстное меню объекта. Контрольная работа № 1 «Системная среда Windows»
| Элементы рабочего стола.Панель управления и меню пуск. Создавать папки и файлы, копировать файлы, создавать ярлыки.
Изменять настройки
| 1
| См. опорный конспект учебника, подг к к.р.
|
| 10
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практикум №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» Растровые и векторные графические редакторы
| Последствия заражения
Типы компьтерных вирусов
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Средства деловой графики. Принципы работы с растровыми изображениями
| 1
| См. опорный конспект учебника
|
| 11
| Растровые графические редакторы.
Практикум № 8 Векторные графические редакторы.
Практикум № 9
| Принципы работы с растровыми изображениями
Принципы работы с векторными изображениями
| 1
| См. опорный конспект учебника
|
| 12
| Сохранение графических файлов в различных формах. Практикум № 10
Интерфейс графических редакторов. Область рисования
| Принципы работы с векторными изображениями
Понятие пикселизации при увеличении изображений. Возможности редактирования изображений в векторных редакторах,
примеры векторных редакторов.
| 1
| См. опорный конспект учебника
|
| 13
| Инструменты рисования и графические примитивы
Практикум № 11 «Графические примитивы» Редактирование рисунка. Тестовая проверочная работа.)
| Работа с панелями инструментов: строка меню, строка подсказки и т.д. Создание, сохранение и преобразование, распечатка рисунка в растровом редакторе.
Редактирование изображений в растровом редакторе Paint
|
| См. опорный конспект учебника
|
| 14
| Текстовые инструменты. Практикум № 12 «Работа с текстом» Геометрические преобразования. Практикум № 13 «Преобразования геометрических фигур»
| Работа с текстом: набор, редактирование, перемещение, удаление и т.д. Различные способы изменения и преобразования фигур
|
| См. опорный конспект учебника
|
| 15
| Системы компьютерного черчения КОМПАС
Практикум № 14 Построение основных чертёжных объектов.
Практикум № 15
| Основные элементы окна системы компютерного черчения Компас, их назначение
Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПА
|
| См. опорный конспект учебника
|
| 16
| Мультимедийные интерактивные презентации
Практикум № 16 «Создание презентации» Дизайн презентации и макеты слайдов. Практикум № 17 «Использование шаблонов» Использование анимации и звука в презентации. Практикум № 18 «Настройка анимации извука»
| Назначение и возможности Power Point. Создание презентации с использованием готовых шаблонов и макетов Вставка музыки и видео в презентацию, внедренный объект
Запись изображения и звука с использованием различных устройств
|
| См. опорный конспект учебника
|
| 17
| Демонстрация презентации
| Демонстрация презентации с использование м.м проектора
|
| См. опорный конспект учебника
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на изучение курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе
учебнику Н.Д. Угринович 2010 г.
Дата проведения
| № урока
| Тема урока
| Цели урока
| Кол-во часов
| Домашнее задание
|
|
| Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете информатики и ИКТ.
Информация в природе.
Информация в живой и не живой природе.
Информационные процессы
| Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе на компьютере Уметь перечислять способы восприятия информации человеком, приводить примеры протекания информационных процессов в технических системах.
Уметь перечислять информационные процессы, приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами; называть свойства информации..
| 1
| п.1.1.1 п. 1.1.2 и 1.1.2 п. 1.1.4
|
| Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаковые системы.
Кодирование информации.
| Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации, естественных и формальных языках.
Уметь вводить текстовую и числовую информацию с клавиатуры. Знать формы представления информации и операции перекодирования как способом перехода от одной формы к другой. Понятие кодирование, декодирование
длина кода, код
| 1
|
|
| Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации. Решение задач.
| Называть подходы к измерению информации. Понимать суть содержательного подхода. Знать формулу Хартли и объяснять величины, входящие в нее. Вычислять количество информации с точки зрения содержательного подхода.
Уметь применять формулу при решении задач
Знать единицы измерения информации и соотношения между ними. Знать информационный объем носителей информации
| 1
| П. 1.2.1 , ПР №1.2 стр. 126 П. 1.2.2
|
| Алфавитный подход к определению количества информации.
| Понимать суть алфавитного подхода.
Уметь вычислять информационную емкость одного знака алфавита; вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита.
| 1
| П.12.3
|
| Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы».
|
| 1
| П. 1.3.1
|
| Компьютер как универсальное устройство для обработки информации.
| Знать различия между данными и программами. Уметь вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка)
| 1
| П. 1.3.2
|
| Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.
| Знать названия и функциональное назначение, основные характеристики различных устройств. Уметь приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам. Знать виды памяти. Способы организации хранения. Знать характеристики и ёмкость внешней и внутренней памяти компьютера
| 1
| П.1.3.3, ПР №1.1 стр.124
|
| Файл и файловая система.
| Знать назначение действий мышью при работе с файлами и папками. Уметь выполнять операции с файлами.
Знать файловые операции. Уметь выполнять операции с файлами и папками
| 1
| П. 2.1, 2.2, 2.2.1 П.2.2.2, 2.2.3
|
| Программное обеспечение компьютера.
Практическая работа №2.2 «Форматирование дискеты», практическая работа №2.3 «Определение разрешающей способности мыши».
| Знать назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения
Знать основные элементы ОС Linux: рабочий стол, значки и окна. Меню контекстное меню. Уметь работать с графическим интерфейсом ОС Linux
| 1
| П.2.2.4, 2.2.5 П.2.4.1, 2.4.2 стр.133, стр.134
П.2.5, 2.6, 2.7
|
| Компьютерные вирусы.
Практическая работа «2.5. «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Контрольная работа №2 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
| Уметь настраивать и использовать антивирусные программы
| 1
| П.2.8.1, 2.8.2, 2.8.3 стр.137 и стр.140
|
| Передача информации.
Локальные компьютерные сети.
| Канал обмена информацией. Основная характеристики каналов передачи информации – пропускная способность. Единицы измерения скорости передачи информации. Локальная сеть. Виды локальной сети. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей.
| 1
| П.3.1 П.3.2, стр.143
|
| Состав Интернета.
Практическая работа №3.2 «Подключение к Интернету».
Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
Практическая работа №3.3 «География» Интернета». Всемирная паутина.
Практическая работа №3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».
| Понятие Интернет. Способы подключения к Интернету. ADSL – технологии. PLC – технологии. Интернет-адрес. Доменная система имен.
Понятие маршрутизация данных. Понятие транспортировка данных. Технология Всемирной паутины. Понятия Всемирная паутина, адрес web-страницы, Браузер
| 1
| П.3.3.1, стр. 144 П.3.3.2, 3.3.3, стр.149 П. 3.4.1, стр. 151
|
| Электронная почта.
Практическая работа №3.5 «Работа с электронной Web почтой». Файловые архивы.
Практическая работа №3.6 «Загрузка файлов из Интернета».
| .
Понятие e-mail, почтовый ящик, логин, пароль. Адрес электронной почты. Функционирование электронной почты. Почтовые программы. Серверы файловых архивов в операционной системе. Менеджеры загрузки файлов. Адрес файла на сервере файлового архива. Понятие Адрес файла
| 1
| П. 3.4.2, стр.155 П.3.4.3, стр. 158
|
| Общение в Интернете. Мобильный интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция.
Практическая работа №3.7 «Поиск информации в Интернете».
| Серверы общения в реальном времени. Интернет-телефония. Телеконференции Сеть мобильной телефонной связи. Звук и видео в Интернете.. Поиск по ключевым словам. Поиск в иерархической системе каталогов. Поиск файлов.
| 1
| П.3.4.4 П.3.4.5, 3.4.6 П.3.5, стр. 161
|
| Разработка Web-сайтов с использованием языка HTML. Web-страницы и Web-сайты.
Практическая работа №3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». Структура Web-страниц и форматирование текста. Вставка изображение и гиперссылок.
| Доски объявления. Интернет-аукционны. Интернет-магазины. Цифровые деньги. Структура Web-страниц. HTML-теги. Расширение Web-страницы. Способы создания. Теги и атрибуты заголовка, шрифтов, абзаца. Способы выравнивания текста. Форматы графических файлов. Теги вставки изображения, положения рисунка относительно текста, альтернативного текста.
Теги гиперссылок,
| 1
| П.3.7.1, стр. 165 П.3.7.2, 3.7.3 П. 3.7.4, 3.7.5
|
| Списки и интерактивные формы на Web-страницах. Подготовка Web-сайта к публикации
| Теги нумерованных списков, маркированных списков, списков терминов. Теги текстового поля, переключателя, флажка, поля списка, текстовой области, отправки данных из формы.
| 1
| П.3.7.6, 3.7.7
|
| Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».
|
| 1
|
| |