Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание





Скачать 222.39 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание
Дата публикации21.02.2015
Размер222.39 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей:

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;

Освоение текстов художественных произведений в единстве формы содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
*воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским самосознанием, чувством патриотизма: воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
*развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе художественных текстов;
*освоение знаний о русской литературе, её духовно- нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
*овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно- историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Нормативные правовые документы.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

  • закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12. года №273-ФЗ).

  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по литературе, утверждённого приказом Минобразования России от 5. 03.2004г. №1089.

  • Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.

  • Приказ Министерства РФ от 19. 12. 2012г. «1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».

  • Примерная программа среднего общего образования по литературе 2004г.

  • Программа по литературе для 11-го класса, под редакцией В.А.Чалмаева, С. А. Зенина. «Русское слово». 2012г.

  • Методические рекомендации «О преподавании литературы в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области».

  • Приказ от 16.05. 13 №451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования на 2013-2014г.»

  • Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Усмани на 2013-2014 учебный год.

  • Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 на 2013-2014г.

  • Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3г. Усмани»

  • Методическая рекомендации ДО Минобрнауки РФ по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицына (приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 сентября 2008года №03-1905)



Сведения о программе.
Настоящая программа по литературе для средней общеобразовательной школы создана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, программой по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией В.А. Чалмаева, С.А. Зенина. Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандарту Министерства образования РФ. В соответствии с Методической рекомендацией ДО Минобрнауки РФ по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицина (приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 сентября 2008года №03-1905)в содержание программы включено произведение А. И. Солженицина «Архипелаг ГУЛАГ».

Обоснование выбора программы.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой основной школы, закладывающей основы литературного образования. На уровне среднего общего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально- эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем исторических и теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.


Информация о внесенных изменениях.

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса русского языка учащимися 11 класса в течение 102 часов (3 часа в неделю). Данная рабочая программа призвана обеспечить знания учащихся средней школы на базовом уровне.

В соответствии с Методической рекомендацией ДО Минобрнауки РФ по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицина (приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 сентября 2008года №03-1905)в содержание программы включено произведение А. И. Солженицина «Архипелаг ГУЛАГ».

Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высоким нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в 20 веке, как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времён. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без творчества читателя, поэтому литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учащихся.

Исходным материалом литературы как искусства является слово, а значит изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

Наконец данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что даёт возможность установить принципы культурного взаимодействия народов. Осмыслить общечеловеческие национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно,. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникационных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии и словари.

Главной задачей изучения литературы в 11 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление школьников с наиболее значительными произведениями произведениями для их возраста, развитие их читательской самостоятельности, развитие патриотизма.


Информация о количестве учебных часов.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №3 г. Усмани, календарному учебному графику МБОУ СОШ №3 г. Усмани на 2013-2014 уч.на изучение литературы в 11 классе (базовый уровень) отводится 102 часа (3 часа в неделю). Из них на развитие речи выделяется 8 часов:

Сочинения- 4ч

Внеклассное чтение- 4 часа


Формы организации образовательного процесса.

Классно-урочная система

  1. Урок- лекция.

  2. Урок-исследование.

  3. Урок-путешествие.

  4. Урок с групповыми формами работы.

  5. Урок- конкурс.

  6. Урок-зачёт.

  7. Урок-презентация

  8. Урок-семинар.


Технология обучения.
Главным на уроке является развитие художественно-творческих способностей учащихся (литературных, изобразительных, актерских и др.) через следующие технологии:

уровневая дифференциация,

проблемное обучение,

информационно-коммуникационные технологии,

здоровьесберегающие технологии,

коллективный способ обучения,

активизация мыслительной деятельности учащихся,

использование наглядности и технических средств обучения,

технология модульно-развивающего обучения,

технология интерактивного обучения,

диалог,

современное прочтение классики,

технология использования опорных конспектов и схем,
технология использования взаимодействия искусств (живописи, музыки, архитектуры, народного творчества),

предметно-ориентированные технологии,

технологии личностно- ориентированного образования,

компьютерные технологии,

технология концентрированного обучения.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,

Универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-сравнение и сопоставление;

-умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др. );

Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-сопоставление плана, тезиса, конспекта;

-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-использование для решения познавательных коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др. базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Виды и формы контроля.
Текущий:

  1. Комплексный анализ текста.

  2. Реферат.

  3. Проект.

  4. Проверочная работа с выборочным ответом.

  5. Устное высказывание на заданную тему.

  6. Ответ на проблемный вопрос.

  7. Сочинение.


Итоговый:

1.Тестирование.

Информация об используемом учебнике .
Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2-х частях. Под редакцией В.А. Чалмаева, С. А. Зенина. М. «Русское слово», 2012год

.
Содержание рабочей программы в 11 классе.
1.Введение (2 ч.)

Россия начала 20-го века. Русская литература на рубеже веков.

Сложность и самобытность русской литературы 20-го века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры». «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики 20-го века, рождения «людей-эпох», переживших своё время.

Судьба реализма: историческое место произведений Л. Н. Толстого и А. П. Чехова на рубеже 19 и 20-х веков.

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчества до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л. Н. Толстого и А. П. Чехова на рубеже веков.

2. Писатели – реалисты начала 20-го века.

И. А. Бунин (5 ч.)

Стихотворения «Венер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной…», «Христос воскрес! Опять с зарёю…» и др.

Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.

Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан- Франциско», «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник».

Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема Росси, её духовных тайн и нерушимых ценностей.

В / ч. Повесть «Деревня».

М.Горький (8 ч.)

Рассказы «Старуха Изергиль» , «Челкаш», «Мальва». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.

Пьеса «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

Контроль. Рр Сочинение по творчеству М. Горького.

3. А. И. Куприн (3ч.)

Повести «Олеся», «Поединок».Колорит повести. Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды.

Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Контроль. Рр Сочинение по творчеству И. Бунина и А. И. Куприна.

4. Л. Н. Андреев (1ч.)

Рассказы «Иуда Искариот». «Жизнь Василия Фивейского». «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л. Андреева. Переомысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремлённость героев Л. Андреева к вечным вопросам бытия.
Серебряный век русской поэзии.

5. В.Я. Брюсов. К. Д. Бальмонт (1 ч)

В. Я. Брюсов.

Стихотворения «Каменщик», «Делал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал», «грядущие гунны» и др. В. Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В. Я. Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе поэта. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.

К. Д. Бальмонт.

Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца». Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта, её созвучность романтическим настроениям эпохи.

5. А. Блок ( 4 ч.)

Стихотворения»Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Незнакомка», «О доблестях, о подвиге, о славе…», «На железной дороге», «Россия», «На поле Куликовом» и др.

Романтический образ «влюблённой души» в «Стихах о Прекрасной даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Поэма «Двенадцать».

Образ «мирового пожара в крови» как «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».

6.И. Ф. Аненский (1 ч.)

Стихотворения», «Старые эстонки», «Старая шарманка», «Смычок и струны». «Гармонные вздохи».

Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики поэта, глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности».

7.И. Северянин (1ч)

«Громокипящий кубок», «Падучая стремнина», «Роса оранжевого часа».

Национальная взволнованность и ироничность поэзии И. Северянина, оригинальность словотворчества. «Эгофутуризм» поэта.

  1. Н. Гумилев (1 ч.)

Стихотворения «Слово», «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» и др.

Герой-маска в ранней поэзии Н. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского «неоромантизма. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

9.А. Ахматова (3ч.)

Стихотворения «Мне голос был…», «Песня последней встречи», «мне ни к чему одические рати…», «Сжала руку под темной вуалью…» «Я научилась просто мудро жить…», «Молитва», «Мужество», «Родная земля» и др.

Психологическая глубина и яркость любовной лирики А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А. Ахматовой. Гражданский пафос военного времени. Поэма «Реквием». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образа «бесслезного» памятника в финале поэмы.
9.М. И. Цветаева (3 ч.)

Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Молитва», «Тоска по родине! Давно…» и др.

Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, её поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи, Исповедальность, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой.

Контроль Рр Сочинение по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой.
10.У литературной карты России (1 ч.)

Обзор творчества М. М. Пришвина, М. А. Волошина. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм в поэтическом творчестве М. Волошина ( по выбору).

11.Октябрьская литература и литературный процесс 20-х годов (6 ч.)

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» ( «разгром» А. Фадеева, «Конармия» И. Бабеля ) . Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи» социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая заострённость новеллистического сказа М. Зощенко. Сатира с философским контекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок».
12. В.В. Маяковский ( 5ч.)

Стихотворение «А вы могли бы?...», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «скрипка и немного нервно…», «О дряни», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка» и др.

Тема поэта и толпы в ранней лирике В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», её образное воплощение в лирике В. Маяковского. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии.

Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь годос».

Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюблённый поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт».
13. С. А. Есенин ( 5 ч.)

Стихотворения «Гой ты, Русь , моя родная!...», «Не бродить, не мять в кустах багряных…»., «Мы теперь уходим понемногу…», «Спит ковыль», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская» и др.

Природа родного края и образ Руси в лирике С. А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С. А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно- песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы «Пугачё, «Анна Снегина».

Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачёв». Созвучность проблематики поэмы эпохе. Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», её нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости как главная тема «позднего» С. Есенина.

Контроль. Рр Сочинение по творчесту В. Маяковского и С. Есенина.
14 . Литературный процесс 30-начала 40-х годов (1 ч.)

Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышение человека труда и бюрократической власти.

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева М. Исаковского. Лирика Б. Корнилова, М. Светлова, А. Жарова идр.
15. А. Н. Толстой (2 ч.)

Углубление образа Петра в романе «Пётр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра, Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора.
16. М. А. Шолохов (7 ч.)

Роман-эпопея « Тихий Дон».

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность и противоречивость пути Григория Мелехова, отражение в нём народного правдоискательства. Историческо-конкретное и временное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.

Контроль Рр Сочинение по роману «Тихий Дон»
17. М. А. Булгаков ( 5 ч. )

«Мастер и Маргарита» - роман со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно- композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты».

Контроль. Рр. Сочинение по роману «Мастер и Маргарита».
18. Б. Л. Пастернак (5 ч.)

Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идёт», «Плачущий сад», «Зимняя ночь», «Гамлет» и др.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта.

Роман «Доктор Живаго».

Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования

19. А. П. Платонов (1 ч.)

Оригинальность, самобытность художественного мира А. П. Платонова. Тип платоновского героя- мечтателя, романтика, правдоискателя. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья».

20. В. В. Набоков (1 ч.)

Роман «Машенька».

Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного2 быта. Горько-ироническое звучание финала романа.
21. Литература периода Великой Отечественной войны (1 ч.)

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей.
Вн. чтение «В окопах Сталинграда» В. Некрасова (1 ч.)
22. А. Т. Твардовский (3ч.)

Стихотворения «Вся суть в одном- единственном завете…», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Я знаю. никакой моей вины..», «Памяти матери» и др.

Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь « к правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
23. Н. А. Заболоцкий. (1ч.)

Стихотворения «Гроза идёт», «Можжевеловый куст», «не позволяй душе лениться…», «Я воспитан природой суровой…» и др.

Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека. Жанр совета, размышления- предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.
24. Литературный процесс 50-80х годов. (

Осмысление Великой Победы 1945 года в50-х годах 20-го века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова.

Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, романа л Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.)

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьёва, Е Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 50-80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б Можаева, В. Солоухина, В. Белова. Рождение мифо-фольклорного реализма (В. Рапутин «Прощание с Матерой»). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В. Астафьева, Ю. Трифонова, Ю. Домбровского.

Историческая романистика 60-80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е Гинзбург, О. Волкова.

Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого.
25. В. М. Шукшин.(1ч.)

Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».

Колоритность и яркость шукшинских героев- «чудиков». Народ и «публика» как два нравственно- общественных полюса в прозе В. М. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
26. А. И. Соженицин (2ч.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ».

Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А. Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя, Смешение языковых пластов в стилистике повести.

«Архипелаг ГУЛАГ» - держава смерти, иллюстрация лагерной страницы тоталитарной системы, трагический центр истории, испытание человечности, преодоление зла.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрёны. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
Учебно-тематическое планирование


Учебно-тематический план

Тема, раздел.

Количество часов

Классные сочинения

Домашние сочинения.

1.

Введение

2







2.

Литература начала 20-х годов

17

2

1

3.

Литература 20-х годов 20-го века

15

1




4.

Литература 30-х годов 20-го века.

17

1

2

5.

Литература Великой Отечественной войны.

22




1

6.

Литературный процесс 50-80-х годов.

6




1

7.

Новейшая проза и поэзия последних десятилетий.

31










Итого

102








Основные требования к уровню подготовки выпускников.
В результате освоения содержания курса литературы выпускник должен расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относится:

*Совершенствование духовно – нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

*использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы).

*умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

*умениие самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

*умениие работать с разными источниками информации в самостоятельной деятельности.

Выпускник средней школы должен:

*понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей 20-го века и зарубежной литературы;

*понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;

*уметь анализировать литературное произведение: определять и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

*определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

*приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

*формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценке;

*уметь интерпретировать изученные произведения;

*понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;

*уметь пересказывать прозаическое произведение или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

*писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, рефераты на литературные и общекультурные темы;

*понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формировать эстетический вкус;

*понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.

*находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, ресурсы Интернета);

*ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью

В результате изучения литературы выпускник должен

знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

историко-культурный контекст изучаемых произведений;

основные теоретико-литературные понятия;


Литература и средства обучения


  1. В. Чалмаев, С.Зинин. Русская литература для 11 класса, 7-е издание. Москва «Русское слово», 20012г.

  2. Н.В. Егорова, И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе 20-го века. Москва «ВАКО», 2008 г.

  3. Г.Л.Нефагина. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов. Москва, НТЭИ «Экономпресс», 1998г.

  4. Л. И. Смирнова, А. А. Кунарев, Н. Н. Иванов. Русская литература 20-го века. Москва «Просвещение» 2000г.

  5. Л. А. Смирнова, А. М. Марченко, А.М. Турков. Русская литература 20-го века.

Очерки. Портреты, Эссе. Москва «Просвещение»,2002г.

  1. П. Журавлёв. Литература в 11 классе. Москва «Просвещение», 2003г. Методические советы. Книга для учителя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconПояснительная записка Предмет математика
Цели и задачи курса: Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconПояснительная записка 9 кл Количество недельных часов 2 ч
...
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconЦели Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание
Рабочая программа по русской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconПояснительная записка Изучение литературы в основной школе направлено...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconПояснительная записка Изучение окружающего мира в начальной школе...
...
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса...
Изучение литературы в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconПояснительная записка Освоение физической культуры в начальной школе...

Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание icon7 класс
...
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconЦели и задачи Изучение информатики и информационных технологий в...
Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию представления об ip-адресации компьютера и системе доменных имен
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconПояснительная записка Биология
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconПояснительная записка Программа данного курса химии построена на...
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconЦель работы: изучить особенность произрастания тиса ягодного в районе...
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconПояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное...
Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconПояснительная записка Изучение русского языка в начальной школе с...
Развитие речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диалогической речи
Пояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей: Воспитание iconПояснительная записка содержание среднего (полного) общего образования...
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск